Выступление на районном методическом объединении: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».
консультация по теме

Горкина Светлана Сергеевна


Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы художественно – эстетического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пышминского городского округа «Пышминский детский сад № 7»

Выступление на районном методическом объединении:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

в процессе рисования нетрадиционными техниками и

живописными материалами».

Воспитатель: Горкина С.С.

первая квалификационная категория

декабрь 2013год

Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы художественно – эстетического воспитания.        Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка – это период приобщения ребенка к общечеловеческим          ценностям, время эмоционального переживания отношений с людьми, собственным «Я». Невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю  к жизни и другие психические процессы.

        Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвано художественно – эстетическое воспитание, благодаря  которому у детей формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, способность творить; и тогда нашей задачей будет являться: помощь каждому ребенку состояться как Человеку.

        Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий  мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Дошкольный возраст  - это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и всех детей, т.е., увлекая  ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

        Что же представляет собой творчество? Творчество  - это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для существования моральной и духовной жизни общества.

Психолог  А.В.Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельности, а также всей  воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя забывать о том, что искусства дает богатый эмоциональный опыт. Этот  опыт особого рода: искусства не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства  ведет к овладению эмоциональной отзывчивости.

        Интерес к творческой деятельности детей  обуславливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность  к ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, выделяют четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту.

1. Первый этап - игровой.

На этом этапе взрослые  играют роль и учителей, и наставников, и  героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений.

Поэтому девиз взрослых  на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие, рассудительность».

2. Второй этап - индивидуальность.

Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше.

На этом этапе большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально.  Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.

3. Третий - этап роста. Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.

4. Четвертый - этап мастерства.

На этом этапе подросток,  обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы.

 Поэтому, развитие  творческих способностей  личности должно осуществляться с раннего детства, когда  ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

        Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности – организация  интересной содержательной жизни ребенка:

  • Организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира.
  • Общение с искусством, материальное обеспечение.
  • Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  • Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.
  • Организация атмосферы творчества и мотивация задания.

Формирование  личности ребенка  может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.

                «…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».В.А. сухомлинский.

        Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

        Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно.

        Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы.  Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

        Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным и неповторимым.

        В этом  процессе у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия  рисованием развивают умение видеть прекрасное  в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к  пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства. Ведь сколько бы ни было в изобразительном искусстве  течений, каждое  по -  своему прекрасно, т.к. в  каждом  есть линия и цвет, в каждом они гармонично сочетаются.

        Воспитывающая или, как выразился Г. Успенский, «выпрямляющая» сила искусства состоит  в том, что оно способно потрясти чувства человека, повлиять на его мироощущение, воздействовать  на убеждения, на поведение и деятельность. Оно может дать человеку высшие идеалы и принести подлинную радость.        Потребность  в отображении своих жизненных впечатлений малыш удовлетворяет  в разных видах  изобразительной деятельности – рисования, лепке, аппликации. Здесь же создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

        Важнейшей предпосылкой успешности рисования выступает скоординированность руки и глаза,   овладение соответствующими техниками и  умениями, например, точностью движений, регуляцией их силы, амплитуды, скорости, ритмичности. Рисуя, ребенок учится  также  формулировать замысел и удерживать его на всем протяжении деятельности. Ребенок  начинает  осваивать средства выразительности, например,  цвет, форму, композицию. Ребенок учится оценивать свои рисунки, отмечая при этом их качество, содержание, эстетическую привлекательность, соответствие действительности. У него формируются  образные представления о предметах и их свойствах, умение  видеть их типичные и индивидуальные признаки, т.е. рисование выступает своеобразным способом познания действительности.

        Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно -творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые  изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изодеятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения.

        Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Работая в этом направлении с детьми я задумалась над вопросами:

        Что обозначает слово нетрадиционно?

Ответы: Нетрадиционно – не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции,  устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций.

Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, своеобразно.        Что подразумевается  под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?

        Ответы: нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

                Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль  в развитии ребенка играет развивающая среда. Поэтому, при  организации предметно- развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого  ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щетка, расчески, поролон, пробки,  пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки,  шишки, листочки, камушки, семена растений, пух  одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные  техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают  незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • Способствует  снятию  детских страхов.
  • Развивает уверенность в своих силах.
  • Развивает пространственное мышление.
  • Учит детей свободно выражать свой замысел.
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
  • Учит детей работать с разнообразным материалом.
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объемности.
  • Развивает мелкую моторику рук.
  • Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Проанализировав рисунки детей, я пришла к выводу, что необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже  не каждый взрослый сможет изобразить какой-нибудь предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

         В каждой технологии есть своя   гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью  шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей.  Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных  способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.д.

        Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит  от того, какие методы  и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у  них знания, умения, навыки.

        Познакомившись с методической  литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой  «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла много интересных идей ,которые  опробовала на практике с детьми. Например, при  выборе    занятия, следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности.

Типы занятий дифференцируются по характеру вещей, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах:

- занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;

- занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений;

- занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

В каждом типе занятия реализуются цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности. Содержание занятий  включает в себя :

  • Наблюдение,
  • Развитие чувства цвета
  • Ознакомление с произведениями искусства
  • Нетрадиционная техника рисования

Во многом результат работы ребенка  зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к  деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами  могут быть:

  • Игра, которая является основным видов деятельности детей.
  • Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться  в путешествие.
  • Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.
  • Музыкальное сопровождение и т.д.

Какому ребенку будет  не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать  результата в своей работе.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок  может смотреть  на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают  мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендую перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате получается  целый сюжет.

Обучать детей нетрадиционной технике рисования  необходимо соблюдая  возвратные особенности детей. По принципу «от простого к сложному».

С детьми младшего возраста рекомендуется использовать:

  • Рисование пальчиками.
  • Оттиск печатками из картофеля.
  • Рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • Тычок жесткой полусухой кистью.
  • Печать поролоном.
  • Печать пробками.
  • Восковые мелки + акварель.
  • Свеча + акварель.
  • Отпечатки листьев.
  • Рисунки из ладошки.
  • Рисование ватными палочками.
  • Волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить более трудные методы и техники:

  • Рисование песком.
  • Рисование мыльными  пузырями.
  • Рисование мятой бумагой.
  • Кляксография с трубочкой.
  • Монотипия пейзажная.
  • Печать по трафарету.
  • Монотипия предметная.
  • Кляксография обычная.
  • Пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей.  Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то  или иное действие. И чем  лучше  получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Таким образом, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия.
  • Внимания и усидчивости.
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
  • Кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля.

Таким образом, творческий процесс – это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь». Свое выступление хотелось бы закончить словами…        каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые впитают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - утверждал В.А.Сухомлинский.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...

Из опыта работы «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ....

статья по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами"

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»В одном мгновении видеть вечность,Огромный мир – в зерне пес...

Методическая разработка: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации»

Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью р...

Методическая разработка: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования...

Методические рекомендации "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"

Методические рекомендации "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"...

Самообразование на тему: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредстсвом аппликации из нетрадиционных материалов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска  детский сад № 150              Самообраз...