Обобщение педагогического опыта "Развитие речи детей посредством сказкотерапии"
методическая разработка (средняя группа)

Миронова Елена Викторовна

В данной работе я делюсь с педагогами опытом работы по методике сказкотерапии. Рассказала, что такое сказкотерапия,в чем заключается актуальность данной темы, о задачах скаазкотерапии. Познакомила коллег с основными этапами , целями работы. использовала упражнения для снятия мышечного напряжения, составила картотеку пальчиковых игр по лексическим темам. Разработала план работы по развитию связной речи с использованием сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx76.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №100»

Обобщение опыта работы на тему:

«Сказкотерапия,

как средство развития речи младших дошкольников»

                                                                                                                           

                                                                                       Воспитатель: Миронова Е.В.

                                                                                                         1 кв.кат.

 

г.Оренбург 2021г.

Сказкотерапия как средство развития связной речи у дошкольников.

(методическая разработка)

Содержание.


1. Введение
2. Сказка как жанр художественной литературы
3. Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста
4. Методы развития связной речи дошкольников посредствам сказок
5. Заключение
6. Список литературы
7. Приложение

Введение
                                                                                                                                       «Чтобы подготовить человека духовно
                                                                                                                                        к самостоятельной жизни, надо ввести

                                                                                его в мир книг.»

           

                                                                                                                                      В.А. Сухомлинский
                                                                                                                                                                                                                     

            В настоящие время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество   научно-исследовательских работ психологов и   педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком   являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения    содержательно и связно   строить   высказывания являются одной   из главных   задач речевого воспитания   дошкольников. Это обусловлено ее   социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Только   специальное   речевое воспитание подводит   ребенка к овладению связной речью,    которая    представляет собой развернутое высказывание, состоящие из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование,рассуждение.
         
Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку видеть добро и зло.
       
Многим людям свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?.. Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего- то нового, неожиданного…А чудо - совсем рядом. Однако, только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка.

        Работая по методике сказкотерапии, я старалась, чтобы эта мысль стала основной в работе. Метод имеет многовековую историю, но своё название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков,совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция. Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказать  и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребёнок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.

             Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей.

Что такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову, - лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. При чём же здесь лечение? Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно лечит. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими. Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребёнка. Это делает её привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой развивает личность педагога, создаёт невидимый мост между ребёнком и взрослым, сближает родителей и детей.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни. (О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина)

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).

Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это ещё и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не совсем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия – это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное.

Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребёнку своей особенной сказки. Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.

Задачи сказкотерапии:

1 Развить речь детей с помощью: пересказывая сказок, рассказывания сказок от третьего лица, группового рассказывания сказок, рассказывания сказок по кругу, сочинение сказок.

2 Выявить и поддержать творческие способности.

3 Снизить уровень тревожности и агрессивности.

4 Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

5 Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

6 Развивать память, мышление, воображение, внимание.

7 Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

8 Укрепить союз «Ребёнок – родитель – педагог»

На начало учебного года 2020 г. в группу  было зачислено 25 детей.

Работая , было замечено, что у детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией, также нарушена связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о  событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Дети зажаты, замкнуты, не сразу шли на контакт. Диагностические данные детей  группы подтверждают у них нарушение всех основных частей звуковой системы, нарушение внимания, памяти, недостаточно сформированное словесно-логическое мышление. Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией, поэтому подбор эффективных методов, стимулирующих речевую активность детей, я считаю основной задачей. Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной непосредственно – образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: «Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные сюжеты» не только в непосредственно – образовательной деятельности, затрагивая все образовательные области, а также и в свободной деятельности, по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Работу свою начала с наблюдения за детьми. Наблюдая за детьми в процессе игры, в непосредственно-образовательной деятельности, на экскурсиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать своё внимание, память, т.е. не на произвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринуждённо решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество. Опираясь на свой опыт, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи и неуверенность у детей. Страхи повышают тревожность, что и ведёт к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности. Исходя из вышесказанного, я построила свою работу с детьми по сказкотерапии, развитию речи и творческой активности. Я начала работу с построения развивающей среды. Для развития самостоятельного художественного творчества детей большое значение имеет организация среды. В группе  старалась создать такие условия, чтобы дети могли реализовать свои желания, действовать, развивать фантазию, а следовательно, и речевую активность. В самостоятельной художественно-речевой деятельности используем игрушки для настольного театра (объёмные, мягкие, плоскостные, элементы декораций), пальчиковый театр, шапочки – маски, костюмы в уголке ряженья, ширмы для кукольного театра, теневой театр, сборники сказок на электронных носителях, сборник классической музыки, музыки для релаксации. Но для развития творчества важна не только сама среда, но и то, как её воспринимает ребёнок, так как обучение творчеству возможно только в совместной деятельности ребёнка и взрослого и в комфортном для ребёнка состоянии.

Основные этапы работы.

Первый этап:

Ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Изготовление театров. Для ознакомления родителей с методом «Сказкотерапия» было проведено собрание, на котором была дана информация о том, что такое сказкотерапия, какие она решает проблемы. И только совместная деятельность ребёнка, родителей и педагога будет наиболее успешной. Договорились о совместном изготовлении кукол к театрам: пальчиковым, настольным. Определили удобный день для всех родителей, пришла большая часть мам и бабушек. Мы показали различные театры. Родители предложили свою помощь в создании театров. У нас оказались очень талантливые родители, которые умеют вязать, шить, рисовать. Мы предложили родителям, чтобы дети принимали участие в создании кукол. Обратили внимание на то, что чудо произойдёт только в том случае, если ребёнок помогает маме шить куклу: что – то пришьёт сам или поможет советом. Театры развивают мелкую моторику, фантазию детей, их образное мышление, а также укрепляет союз «Ребёнок – родитель – воспитатель». Играя с куклой, ребёнок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным. Ребёнок, общаясь с куклой, проявляет те эмоции, чувства, движения, которые в обычной жизни по каким – либо причинам он не может или не позволяет себе проявить. А наш театрализованный уголок пополнился различными театрами, сделанными своими руками.

Второй этап:

Театрализованные игры.

Мы наблюдали за живой и неживой природой (повторяли движение веток при ветерке или сильном ветре, повторяли полёт сороки и её приземление, ходьбу девочки, мамы и бабушки и т.д.) Предлагали детям вместе с родителями посмотреть мультфильм и изобразить героя сказки, а в детском саду играли в игру: «Отгадай сказочного героя». Дети старались передать движение и характер героя. Сначала изображали животных, детям было проще изобразить кошек, собак, хомячков, попугаев, домашних птиц, тех животных и птиц, которые непосредственно живут вблизи детей. Дети наблюдают за ними каждый день. Но передо мной встала другая задача, если дети показывали движения и повадки, то не произносили слова.

На этом этапе работы большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Мы решили начать работу с настольного театра, здесь были использованы игрушки, плоскостные фигуры, фигуры из картона, магнита, из природного материала. Детям оказалось легче показывать такой театр, но почему? Потому что фигуры можно поставить, а потом говорить. Детям было сложно в речи использовать предлоги. Поэтому мы использовали игровые упражнения: «Где спрятался колобок?»(в ящик, под стол, за домик и т.д.). вторым этапом нашей работы было использование наручного театра, мы использовали пальчиковые игры и упражнения, чтобы развивалась мелкая моторика. Когда дети научились совмещать действия пальчиками со словами. Сначала в работу включила пальчиковый театр. Детям были очень интересны пальчиковые театры, так как на их ладошке оживала сказка. Мы сразу учились подражать повадкам героя, меняли тональность голоса (мышка или медведь). Продумывали качества, поступки и характер героев. Сначала дети показывали простые движения (побежали, наклонились, повернулись), играли с детьми в игру: «Как показать здравствуйте, до свидания одним пальчиком?» Когда дети научились «владеть» пальчиками, в игру вступили перчаточные театры, где на руке можно играть сразу несколькими героями. Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.

Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. В группе мы оборудовали театральный уголок, где ребёнок мог побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к сказкам. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра – настольный, наручный, театр живой куклы, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Учитывая гендерные особенности детей, в зоне театрализованной деятельности были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек. Театрализованные игры выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремилась к достижению трёх основных целей:

- развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

- созданию атмосферы творчества;

- социально – эмоциональному развитию детей.

Содержание моей непосредственно-образовательной деятельности являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка. При чтении или рассказывании чего-либо я пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но ни в коем случае не пыталась навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок не боялся высказать свою точку зрения, исполнить мимику, движения героя по своему, как это видит он, стараясь не повторяться. Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей. Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты, дети должны приобрести много навыков и умений. Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения:

«Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно»,

«Построить башенку из ладошек»

«Найди взглядом своего товарища»,

«Не перепутайте движения».

Пальчиковые игры помогают развивать мелкую моторику, и поэтому я постаралась подобрать игры в соответствии с лексическими темами:

«Про бабку»,

«За столом»,

«Приглашение»,

«По ягоды»,

«Дом под кустом»,

«У сосны»,

«Тук – тук»,

«Утро и вечер».

Для обучения детей средствам речевой выразительности использовали артикуляционную гимнастику:

«Маляр»,

«Грибок»,

«Лошадка»,

«Чистим зубки»,

«Иголка»,

«Лопатка».

Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…». Для развития дикции я использовала чистоговорки, игры «Подскажи словечко», «Эхо», «Радио», «Телефон» .С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:

Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость!». Какая новость может быть у мамы?

Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?

О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?

Для развития пластической выразительности я предлагала детям:

Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику. Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:

Солёный чай.

Ем лимон.

Сердитый медведь.

Лампочка потухла, зажглась.

Грязная бумажка.

Тепло – холодно.

Рассердились на драчуна.

Обиделись.

Мне грустно.

Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

А так же я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя. Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:

выбор детьми роли по желанию;

назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

распределение ролей по карточкам;

проигрывание ролей в парах.

Заключение:
            Таким   образом,  разные   формы   рассказывания   позволяют   обогатить   речь    детей:   Освоение языка, его   грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы,    отражать   разнообразные   связи между предметами и явлениями. Можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста   происходит в тесной    взаимосвязи   с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической,   улучшается память, внимание становится более устойчивым, у детей развивается способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и умении встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
Проведенная    работа    показала, что    использование сказки в     развитии связной речи должно занимать одно    из    центральных мест. Яркие образы эмоционально    воспринимаются   детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность    и   интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.
             Ребенок - существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения и т.д.
С помощью сказки ребенок может объяснить множество явлений. Но, к сожалению, в настоящие время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора т. к. смотреть сказки легче и интереснее, чем читать и слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникает ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное.
Я рекомендуем подходить к работе со сказкой не традиционно, т.к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, т.е. учить детей мыслить оригинально, не правильно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

Используемая литература.
1. Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. Азбука и сказки, загадки и подсказки. – М.: Лабиринт – К, 1998.
2. Вартанян Н. Семинар-практикум для родителей «Учимся у книги»: журнал Ребенок в детском саду,№1,2011. с47-51
3. Гриценко З. Ребенок и книга: журнал Дошкольное воспитание,№3, 2000. с49-64
4. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. М., 1999
5. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева – М.:изд. «Педагогика», 1998-138с.
6. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: АОЗТ « Златоуст», 1998.
7. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Развивающая сказкотерапия. СПб.: Речь,2000.
8. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2004.
9. Кабачкова Ж.В. Сказка как средство развития речи и воспитания детей: журнал Логопед №6, 2009 с64-71
10. Пропп В.Я. Русская сказка. –М.:изд. «Лабиринт»,2000-416с.
11. Расскажи мне сказку./Сост. Э.И. Иванова. –М:изд. «Просвещение»,1993.-464с.
12. Синицына Е.И. Умные пальчики. М.: Лист,1998.
13. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Эксмо – Пресс, 2001.
14. ФесюковаЛ.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста.-М.: ООО «ИздательствоАСТ», 2000.-464с.
15. Цвынтарский В. Играем пальчиками и развиваем речь.СПб.: Изд – во « Лань»,1998.

Приложение
План программа работы по развитию связной речи с использованием сказок
Тема занятия Цели: Методы, приемы:
Блок 1
(4 занятия)
Сказка «Репка» Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь. Развивать мелкую моторику. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать 1. Рассказывание сказки.
2. Отгадывание загадок.
3. Дидактические игры: «Что умеют делать звери», «Какой, какая, какое?», «Кто сумеет похвалить», «От каждого по словечку».
4. Развивающая игра «А если бы…»
5. Придумывание нового названия сказки.
6. Придумывание нового конца сказки.
Блок 2
(4 занятия)
Сказка «Колобок»
Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умение подбирать слова – названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные с существительными. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление. 1. Чтение сказки.
2. Беседа.
3. Дидактические игры: «Напишем письмо герою», «Закончи предложение», «Кто знает другое слово».
7. Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо»
4. Сочинение загадок.
5. Пересказ эпизода сказки от имени героя.
6. Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя.
Блок 3
(4 занятия)
Сказка «Маша и медведь» Продолжать формировать умение подбирать антонимы, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания, подбирать слова – названия качеств, действий, частей предметов. Активизировать словарь. Продолжать развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. 1. Чтение сказки.
2. Пересказ с помощью иллюстрации.
3. Придумывание нового названия сказки.
4. Сочинение загадок.
5. Дидактические игры: «Дополни предложение» , «Какой, какая, какое?», «Задай вопрос герою»
8. Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо»
6. Придумывание нового конца сказки.
7. Изменение сюжета сказки.
Блок 4
(4 занятия)
Сказка «Гуси – лебеди» Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умение подбирать слова – названия качеств, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. 1. Чтение сказки.
2. Беседа.
3. Дидактические игры: «Кто сумеет похвалить», «Назови ласково», «Задумай слово», «От каждого по словечку».
4. Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо»
5. Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию.
6. Придумывание нового названия сказки.
7. Придумывание нового конца сказки.
8. Изменение сюжета сказки.
Блок 5
(4 занятия)
Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» Формировать умение отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать, подбирать антонимы, синонимы. Развивать умение использовать заместителей при пересказе конкретного эпизода сказки. Активизировать словарь, творческое воображение и мышление. Развивать умение составлять связное высказывание. Упражнять в решении творческих задач. 1. Чтение сказки.
2. Беседа.
3. Изображение героев геометрическими фигурами.
4. Рассказывание сказки по схеме.
5. Дидактическая игра: «Скажи наоборот»
6. Придумывание истории.
7. Придумывание нового названия сказки.
8. Сочинение загадок.
9. Придумывание другого конца сказки.
10. Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо»
11. Изменение сюжета сказки путем добавления нового героя.
Блок 6
(4 занятия)
Итоговый.
1 занятие. Итоговое по пройденным сказкам. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слово к заданному, объяснять смысловую связь между словами, обогащать словарь за счет слов, относящихся к разным частям речи; умения составлять связное высказывание с опорой на иллюстрацию; умение аргументировать. Активизировать и развивать мышление и память.
1. Рассказ эпизода сказки по иллюстрации.
2. Дидактическая игра: «Разные слова».
3. Самостоятельное составление рассказа о любимом герое.
2 занятие.
Придумывание новой сказки. Активизировать знания и представления. Формировать умение подбирать нужное слово, уточнять значения слов. Развивать творческое воображение и мышление. Продолжать формирование умения составлять связное высказывание.
1. Дорисовывание кляксы на бумаге.
2. Дидактические игры: «Бывает – не бывает», «Речевые ситуации».
3. Придумывание сказочной истории про кляксу.
3 занятие.
Придумывание сказочной истории по игрушке. Формировать умение заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже. Развивать творческое воображение и мышление, мелкую моторику. Продолжать формировать умения самостоятельно составлять связное высказывание. 1. Дидактические игры: «Какой, какая, какое?», «Закончи предложение».
2. Придумывание сказочной истории про игрушку.
3. Рисование истории.
4 занятие.
Придумывание сказки по сюжетной картинке. Формировать умения классифицировать предметыпо цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение; составлять разнообразные словосочетания, связные высказывания. Развивать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. 1. Дидактические игры: «Какое что бывает?», «Что умеют делать звери?»
2. Рассматривание картинки.
3. Придумывание сказочной истории по сюжетной картинке.
Блок 4 (4 занятия)
Сказка «Гуси лебеди»
Занятие №1
Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: иллюстрации к сказке.
Ход занятия. ,
Воспитатель читает сказку. Беседа по сказке:
- Понравилась сказка? Что понравилось? Почему?
- А вот мне не все понравилось. Что могло мне не понравиться?
- Кто помог Аленушке спасти братца Иванушку?
- А как бы вы поступили на месте Аленушки, если бы вам родители наказали заботиться о младшем братике?
- .... Если бы вам печка сказала, что поможет найти братика, только нужно съесть пирожок?
- А как бы вы поступили на месте печки, яблоньки и речки? Вы стали бы помогать Аленушке спрятаться с братом от Гусей-Лебедей?
Занятие №2
Цель: Систематизировать представления о значении слов. Формировать умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: иллюстрации к сказке.
Ход занятия.
- Отгадайте к какой сказке иллюстрация?
Пересказ сказки по цепочке с опорой на иллюстрацию.
- Почему сказка называется Гуси-Лебеди?
- Давайте придумает другое название сказки.
Игра «Назови ласково»
- Вам нравятся герои сказки? А когда нам кто-то или что-то понравится, мы называем их ласково. Давайте назовем ласково: сестру, брата, яблоню, мышь, печь, дерево, реку, дом, кисель, молоко.
Игра «Задумай слово»
-Поиграем в такую игру. Сейчас (ребенок) задумает слово, которое есть в сказке, но называть его не будет, а просто расскажет что это слово обозначает, а мы отгадаем, какое слово задумал (ребенок). Например: Она маленькая, серенькая и пищит.
Занятие №3
Цель: Формировать грамматический строй речи, умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении.. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: нарисованные вагоны поезда, иллюстрации к сказке.
Ход занатия.
- Отгадайте сказку по словам: «Унесли они ее братца», «Яблонька, красавица, спрячь нас».
- Давайте вспомним всех героев этой сказки.
Игра «От каждого по словечку».
- А сейчас мы с вами составим поезд. Поезд - это предложение, а каждый из вас назовет по одному слову - это будут вагоны. Будем браться за руки, так сцепим вагончики-слова. И если поезд составлен правильно - он сможет поехать, (каждому ребенку, назвавшему слово, дается нарисованный вагон). Придумывание предложений про Аленушку, Гусей-Лебедей, Бабу-
Ягу, печку, яблоньку.
Игра «А если бы...»
- А если бы печка, яблонька и река отказались помогать девочке, что тогда ей пришлось бы сделать, чтобы спастись самой и спасти братика?
Игра «Хорошо-плохо»
- Мышка помогла девочке убежать от Бабы-Яги. Что в этом хорошо, а что плохо?
- Река молочная. Что в этом хорошо, а что плохо?
- Печка умеет разговаривать. Что в этом хорошо, а что плохо.
Занятие №4 ,
Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: иллюстрации к сказке.
Ход занятия.
Узнать к какой сказке иллюстрация. Рассказать эпизод сказки, изображенный на иллюстрации.
-Какие герои в этой сказке хорошие, а какие плохие?
- Гуси-Лебеди какие? Почему?
- А если бы Гуси -Лебеди служили доброму волшебнику, какие тогда они были бы?
- Баба-Яга какая? Почему?
- А если бы Баба-Яга оказалась доброй, как тогда закончилась бы сказка?
- Но если Баба-Яга добрая, зачем Гуси-Лебеди унесли Иванушку?
- Давайте придумаем сказку, где Аленушка стала злой, а Баба-Яга - доброй.
Блок 5 (4 занятия)
Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Занятие №1
Цель: Формировать грамматический строй речи , умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать. Развивать умение использовать заместители при пересказе конкретного эпизода сказки. Развивать умение строить связное высказывание. Продолжать Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: фланелеграф, полоски разной длины и ширины,
иллюстрации к сказке.
Ход занятия. •
Чтение воспитателем сказки. Беседа по содержанию сказки:
- Можно назвать Пузыря, Соломинку и Лаптя друзьями?
- Почему?
- За что вы любите своих друзей?
Составление схемы сказки.
- Давайте зашифруем сказку на фланелеграфе.
- Какую полоску лучше выбрать для обозначения Пузыря, Соломинки, Лаптя, речки?
Пересказ детьми сказки по схеме.
- Давайте придумаем загадки про героев сказки, а потом вы их загадаете родителям.
- Какой Пузырь? (круглый, легкий)
- А что еще такое же? (воздушный шарик)
- Получилась загадка : круглый и легкий, но не воздушный шарик.
Придумывание загадок про остальных героев.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме:«Развитие речи детей посредством театральной деятельности».

Работа была представлена в ходе проведения консультации для педагогов  в рамках школы наставничества....

Сообщение из опыта работы "Развитие речи детей посредством дидактических игр"

Сообщение из опыта работы, в котором вы узнаете, какие дидактические игры помогают обогащать и активизировать словарный запас, развивают фонематических слух воспитанников младшего (3-4г.) и старшего (...

Отчет по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредством сказкотерапии"

Отчет по самообразованию на тему: "Развитие речи дошкольников посредством сказкотерапии"...

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»...

Из опыта работы воспитателя Шашкиной Светланы Ильиничны по теме «Развитие речи детей посредством художественно-эстетического воспитания»

Из опыта работы воспитателя Шашкиной Светланы Ильиничны по теме «Развитие речи детей посредством художественно-эстетического воспитания» ...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей посредством устного народного творчества»

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостног...