Отчет по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредством сказкотерапии"
материал по развитию речи (старшая группа)
Отчет по самообразованию на тему: "Развитие речи дошкольников посредством сказкотерапии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №90»
Отчет по самообразованию на тему: «Развитие речи дошкольников посредством сказкотерапии»
Подготовила воспитатель:
Бурыкина Н.В.
Саранск
2019
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, т. к. от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе.
Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Что же такое сказкотерапия?
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия - в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
Работая с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии, я поставила перед собой следующие цели и задачи:
Цель:
Содействие развитию речи детей, обогащение словаря, развитие образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи:
• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
• Развитие диалогической и монологической речи.
• Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
• Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом.
Работа по развитию речи посредством сказкотерапии ведётся мною по следующим направлениям:
дидактические игры;
театрализация сказок;
показ, инсценировка;
1.Дидактические игры:
За время работы я изготовила (приобрела) немало дидактических игр на тему «Сказки», в которые с удовольствием играют дети.
Общая цель всех игр: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.
2.Театрализация сказок:
В течение года была создана картотека театрализованных игр с элементами сказкотерапии. В театрализации сказок своей задачей я ставлю обучение пересказу методом проигрывания. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию. Манипулирование куклами развивает общую и мелкую моторику. Инсценировки сказок с помощью театрализации включают в себя:
• чтение или выразительное рассказывание сказки;
• беседа по содержанию;
• показ воспитателем настольного театра;
• инсценировка сказки детьми.
Были проведены: театрализованное представление «Путешествие в Страну сказок», физкультурный досуг «В гостях у сказки».
3.Показ, инсценировка
Инсценировка сказок помогает обучиться пересказу, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями. Инсценировали короткие или сокращенные по содержанию произведения: «Курочка Ряба», «Кисонька Мурысенька», «Жили у бабуси…», «Репка», «Кошкин дом» и другие.
На протяжении учебного года периодически проводилась творческая мастерская «Куклотерапия» (при непосредственном участии родителей), где мы пополняли уголок театрализации новыми атрибутами.
В свободной деятельности с детьми проводились разные виды игр:
Имитации упражнений: «Изобрази героя сказки», «Пройди мишкой, проползи мышкой»,»Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?», «Волшебные ворота».
Пальчиковые игры: «Идёт коза рогатая», «Сорока», «Зайка», «Кот на печку пошел», «Есть у каждого свой дом»
Подвижные игры с сюжетом: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Совушка сова – большая голова», «Курочка хохлатка», «Наседка и цыплята» и другие.
Театрализованные игры: «Плачет киска…», «Медвежата», «Старичок Лесовичок», «Зеркало».
С детьми были проведены викторины: «Что за прелесть эти сказки!», «Сказки – наши друзья».
Также большая работа проведена с родителями:
Консультация для родителей «Влияние сказкотерапии на детей дошкольного возраста», полезные советы и рекомендации «Сказкотерапия в семье», анкетирование «Сказка в жизни ребенка, оформление выставки:
«Портрет сказочного героя».
Родители принимали непосредственное участие в изготовлении атрибутов для театрального уголка.
Работа по сказкотерапии, проведенная в этом учебном году с детьми второй младшей группы, значительно улучшила диалогическую речь детей, позволила раскрыться более застенчивым детям, способствовала развитию у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-517482-1415280322.jpg)
Буклет " Развитие связной речи у дошкольников посредством сказкотерапии".
Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй. Повзрослев, он пересказывает их своим детям, которые понимают их п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/11/picture-294586-1378911329.jpg)
Опыт работы. Тема "Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии"
Опыт работы.Тема: «Формированиекоммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии»Актуальность:Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореал...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/18/picture-392943-1395168697.jpg)
Отчет по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредством использования ИКТ технологий"
Отчет по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредством использования ИКТ технологий"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/24/picture-695452-1448391765.jpg)
Развитие связной речи и личности дошкольника посредством сказкотерапии
Целью данной консультации является применение метода сказкотерапии педагогом в ролевых играх дошкольников, где дети учатся говорить грамматически правильно....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/05/picture-1294462-1607171580.jpg)
Обобщение педагогического опыта "Развитие речи детей посредством сказкотерапии"
В данной работе я делюсь с педагогами опытом работы по методике сказкотерапии. Рассказала, что такое сказкотерапия,в чем заключается актуальность данной темы, о задачах скаазкотерапии. Познакомила кол...
Развитие эмпатии у дошкольников посредством сказкотерапии
Развитие эмпатии у дошкольников посредством сказкотерапии.Эмпатия - это ведущая социальная эмоция, которая определяется, как умение человека эмоционально отзываться на переживания других людей....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/12/picture-1374241-1641979490.jpg)
Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством сказкотерапии
развитие эмоциональной сферы дошкольников...