Развитие эмпатии у дошкольников посредством сказкотерапии
статья (старшая, подготовительная группа)

Развитие эмпатии у дошкольников посредством сказкотерапии.

Эмпатия - это ведущая социальная эмоция, которая определяется, как умение человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает проникновение во внутренний мир другого человека, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

Сказкотерапия – наиболее эффективное средство, развивающее эмпатию у детей дошкольного возраста, так как она способствует развитию у них умения чувствовать настроение других людей, побуждает мысленно вставать на место другого и включать этого другого в свой внутренний мир, а также даёт детям возможность почувствовать некоторые эмоционально – значимые ситуации и проиграть эмоции, чувства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмпатии у дошкольников посредством сказкотерапии

Эмпатия - это ведущая социальная эмоция, которая определяется, как умение человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает проникновение во внутренний мир другого человека, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

По мнению Т. П. Гаврилова,  в  младшем и среднем дошкольном возрастах дети уже в состоянии различать наиболее непростые эмоциональные проявления, такие как недовольство или обида, и могут сопоставлять их с нормативным действием. Ребенок в этом возрасте способен помогать слабым, вступать на их защиту.

Эмпатия в старшем дошкольном возрасте проявляется в умении правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека.

Л. П. Стрелкова считает, что «эмпатийный процесс предполагает собою цепочку: сопереживание – сострадание – толчок к содействию».

Основными критериями сформированности эмпатии у старших дошкольников следует считать: интерес к состоянию других, способность замечать эмоциональное состояние другого, распознавать и адекватно реагировать на это состояние, эмоционально-социальную направленность поведения.

Развитие эмпатии у ребёнка – это неотъемлемая часть формирования личности, воспитания у него культуры межличностных взаимоотношений. В  дошкольные годы, когда закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей старшего дошкольного возраста сочувствия, отзывчивости, гуманности. И как раз сказкотерапия очень помогает в этом.

Сказкотерапия – наиболее эффективное средство, развивающее эмпатию у детей дошкольного возраста, так как она способствует развитию у них умения чувствовать настроение других людей, побуждает мысленно вставать на место другого и включать этого другого в свой внутренний мир, а также даёт детям возможность почувствовать некоторые эмоционально – значимые ситуации и проиграть эмоции, чувства.

Сказка – это наиболее действенный инструмент развития. Переживания и конфликты обыгрываются с помощью персонажей – заместителей, а также через построение сюжета. Благодаря этому достигается психотерапевтический эффект.

Можно выделить следующие способы развития эмпатии с помощью сказкотерапии:

1) сказки - как притчи;

2) сказки - как метафоры;

3) рисование героев сказки, сюжет;

4) изготовление поделок по сказкам;

6) сюжетно – ролевые игры по мотивам сказок.

На основе творческого воображения, у дошкольников возможно успешное развитие эмпатии - это  сопереживание героям сказки, сострадание их бедам и неудачам, осуждение плохого, конструктивная злость, радостное удивление.

Важно обсуждать героев сказок и их сюжет, чтобы упорядочить его собственные сложные чувства, а также разграничить понятия добра и зла. Дошкольник сравнивая себя с героями сказок, приписывает себе положительные или отрицательные качества.

При применении  сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста происходит  развитие  эмоциональной отзывчивости. Сказка имеет психологическое влияние и, размышляя вместе с детьми над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на развитие у детей эмоциональных состояний (сопереживания, сочувствия).

Таким образом, можно сказать, что сказкотерапия - это эффективное средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Развитие эмпатии у дошкольников"

статья для родителей и педагогов...

Развитие эмпатии у дошкольников в театрализованной деятельности

Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию Госуд...

Буклет " Развитие связной речи у дошкольников посредством сказкотерапии".

Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй. Повзрослев, он пересказывает их своим детям, которые понимают их п...

Опыт работы. Тема "Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии"

Опыт работы.Тема: «Формированиекоммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии»Актуальность:Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореал...

Отчет по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредством сказкотерапии"

Отчет по самообразованию на тему: "Развитие речи дошкольников посредством сказкотерапии"...

Развитие связной речи и личности дошкольника посредством сказкотерапии

Целью данной консультации является применение метода сказкотерапии педагогом в ролевых играх дошкольников, где дети учатся говорить грамматически правильно....