статья "Развитие эмпатии у дошкольников"
статья (подготовительная группа) по теме

статья для родителей и педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ  СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        На современном этапе развития общества проблема воспитания межличностных отношений составляет кардинальную задачу педагогики и психологии.

        Люди зачастую страдают недостатком психологической культуры, проявляющимся как в характере собственных поступков, так и в неадекватном восприятии эмоциональных проявлений других людей. Умение сопереживать близким и чужим в психологии обозначается термином «эмпатия». Содержание этого понятия определяется в психологической литературе как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого. Мысленно или эмоционально вставая на место другого, переживающего какие-либо чувства, субъект  включает этого другого в свой внутренний мир, делая частью своей личности.

     Нарушение общения, конфликтность и обособленность – признак слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причина серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем .

     В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других – это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности .Благоприятный психологический климат помогает ребенку решать свои проблемы, снимает излишний стресс, что способствует сохранению и внутреннего здоровья малыша.

        Развитие эмпатии представляет  собой неотъемлемую часть формирования личности , воспитания у индивида культуры межличностных отношений. Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием совместной практической и духовной деятельности. Установлено, что эмоционально чувствительные дети лучше прогнозируют реакции, поступки, мнения окружающих.

        Именно в дошкольном детства, когда закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сочувствия, отзывчивости, гуманности.

        

Динамику развития эмпатического процесса разработал А.П. Сопиков. Он определил ее так:

        На ранних стадиях психического развития ребенка закладывается первый компонент эмпатийного процесса – сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. Условия группы детского сада способны обеспечить «широту» сопереживания, когда ребенок чувствует себя одним из многих сопереживающих, причастным к общему, коллективному сопереживанию, где объектом эмпатии может быть и ребенок-сверстник, и игрушка, и литературный персонаж, и животное.

        По мере становления второго компонента эмпатийного процесса – сочувствия – доминирующую роль начинают играть моральные знания и социальные ориентации ребенка. Подлинная эмпатия предполагает не только высокую эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На стадии сочувствия дошкольники должны определить возможные пути выхода из ситуации, быть адекватно социально ориентированными.

        На основе первых двух компонентов эмпатийного процесса у дошкольников возникает импульс к содействию другим, который побуждает ребенка к конкретным поступкам.

        Из всех эмоциональных состояний  дети быстрее и точнее определяют радость, восхищение, веселье и затрудняются  в определении грусти, испуга, удивления. При определении внутренних состояний людей дети прежде всего образают внимание на вырадение лица, не придавая значения пантомимике.

        Следует подчеркнуть, что у детей старшего дошкольного возраста уже есть обобщенные представления о способах выражения эмпатии (оказания помощи, сочувствия).

        Способность к сочувствию, сопереживанию у детей наиболее интенсивно развивается в игровой деятельности, так как именно с ней связана способность ребенка занималь позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать в плане представлений различные  варианты отношений с окружающими.

        Работу по теме я разделила на три этапа. На первом этапе дошкольников формируется понимание различных эмоциональных состояний и форм их внешнего выражения в жестах, мимика , позах. Эта работа проводилась в процессе общения и специальных игр-упражнений. На этом этапе ставилась задача – вызывать у детей эмоциональный отклик, желание принимать участие в игровой деятельности.  На втором этапе ставилась задача развития и углубления у детей сопереживания и сочувствия. Для решения этой задачи использовались игры-беседы с элементами игр-драматизаций. Игры-беседы с персонажами позволили актуализировать у  детей эмпатийные процессы, способствовали более глубокому пониманию поступков героев. Вели к изменению или появлению нового эмоционального отношения.  В игре-драматизации происходит более полная идентификация с героем на фоне пережитого и выраженного ему сочувствия, появившегося в играх-беседах, - все это будет побуждать детей  стремиться к разрешению той или иной драматической ситуации, к выходу из нее путем оказания содействия персонажу.  

   Воспитательные возможности театрализованной деятельности детей широки. В программе «Детство» предлагаются упражнения психогимнастики для каждого возраста, есть аналогичные упражнения и в программе «Азбука общения» Щипициной, Заширинской, Вороновой и Ниловой. Театрализованная деятельность детей становится более полной , глубокой, наилучшим образом способствует решению задач воспитания здоровой личности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы , краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют думать , анализировать, делать выводы и обобщения.  В процессе работы над выразительностью реплик персонажей , собственных высказываний незаметно совершенствуется речь ребенка, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи , ее интонационный строй.

      Можно утверждать , что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.  Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам , сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов , - создаются определенные отношения  и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» . Таким образом, театрализованная деятельность  - важнейшее средство развития у детей эмпатии .

На третьем этапе мы учили детей подмечать различия в характеристике образов, давая возможность каждому передать образ по своему. Здесь использовались игры-импровизации и театральные постановки а также сочинение сказок с новым концом.

        Следует отметить, что организованная театрализованная деятельность в группе способствовала формированию у детей навыков самостоятельно объединяться в подгруппы, подбирать все необходимое для инсценировок, использовать разнообразные средства выразительности для более точной передачи образа.

        Чередование различных приемов руководства игровой деятельностью способствовало продвижению детей от самого начального момента вхождения в события инсценировки до конечного – динамике эмпатических переживаний, становлению эипатийного процесса.

        Максимальное сближение двух ситуаций – игровой и реальной – способствует появлению на основе сочувствия и сопереживания реального содействия. Анализ данных наблюдений за поведением детей показывает, что после проведения игр-драматизаций изменившееся эмоциональное отношение переносится в реальную ситуацию и оказывает существенное влияние на взаимоотношения детей .

        Таким образом, проведенная работа показала, что игровая деятельность может служить эффективным средством развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, и доказывает оправданность определенной последовательности этапов использования игровой деятельности для развития эмпатийных переживаний.

        

Сопереживание на основе идинтификации

Сочувствие (отношение и оценка)

Импульс к содействию (на основе активности)

Реальные действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмпатии в дошкольниках

Методы, упражнения и игры, направленные на формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии...

Развитие эмпатии у дошкольников в театрализованной деятельности

Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию Госуд...

Средства формирования эмпатии у дошкольников (из опыта работы)

Развитие представлений об эмоциях – это выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах, которые остаются в памяти, входят в эмоциональную жизнь ребенка, являются необходимой подготовкой к пр...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности»

Дошкольное детство — период особой социально-эмоциональ­ной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающим...

Эмпатия у дошкольников раннего возраста.

Чувства и эмоции играют огромную роль в жизни любого человека, особенно в  раннем возрасте. Ранний дошкольный период  - время ,когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и  малыши...

Развитие эмпатии у дошкольников в театрализованной деятельности

В современном обществе резко повысился социальный  статус интеллекта. Педагогическая установка на развитие мышления в первую очередь, превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичну...

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ-ДРАМАТИЗАЦИИ

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социаль¬ных норм. Высокий темп психического развития ребенка-дошкольника, его открытость миру и новому опыту создают благоприятную психологи¬чес...