РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ-ДРАМАТИЗАЦИИ
статья (младшая группа)

Бондаренко Елена Серафимовна
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социаль¬ных норм. Высокий темп психического развития ребенка-дошкольника, его открытость миру и новому опыту создают благоприятную психологи¬ческую почву для социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОУ – ШАГ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Е.С. Бондаренко,  

воспитатель,

муниципальное автономное дошкольное

 образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»

п. Чернянка Белгородской области», elena-serafimovnaa@yandex.ru

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.

Век компьютерной техники предоставляет новые возможности и направления в работе с детьми. Реализация ФГОС дошкольного образования требует создания инновационной образовательной среды для развития логического мышления детей, их интеллектуального, умственного, творческого развития. В последние годы получает развитие использование роботехники и в детском саду. Проблема развития логического мышления детей дошкольного возраста средствами робототехники определяет возможности решения задач образовательной области «Познание» с помощью организации игрового обучения конструкторами «LEGO».

Научно-технический прогресс влечет за собой современных детей, которые шагают в ногу со временем и стремятся не отставая идти вслед за ним. Ребенок нового времени – это исследователь и изобретатель.

В настоящее время, когда миром правит техника, существует огромное количество возможностей развития детей. Компанией «LEGO» созданы образовательные конструкторы с возможностью программирования с помощью компьютера, ориентированные и на детей дошкольного возраста. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью, его использование направлено на составление управляющих алгоритмов собранной модели. Ребенок получает представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов.

Актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения и реализации ФГОС ДО, так как является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников.

При работе с конструкторскими моделями затрагивается проблема развития детей.  Существуют следующие затруднения, возникающие у детей в процессе работы с конструктором ЛЕГО: 1. Трудности в скреплении. Возникают трудности в обхватывании и удерживании деталей, не сформированы навыки работы ведущей рукой, двумя руками. Многие пытаются силой вдавить детали вместо того, чтобы найти правильное положение для скрепления, или прибегают к ударам кулака, ладони. 2. Не могут самостоятельно видеть все варианты скрепления ЛЕГО – деталей и овладеть ими. 3. Отсутствие речевой активности детей (затрудняется с объяснением планирования и выполнения постройки). 4. Обеспечение прочности и устойчивости постройки. 5. Затруднения в зарисовке постройки. Иногда предложения зарисовать постройку вызывало трудности и непонимание задания. Создавая рисунок, дети не использовали цвета ЛЕГО – деталей: рисовали темными цветами (черным, коричневым) или использовали только один цвет. На основе анализа этих данных мы скорректировали свою работу, поставив конкретные задачи и определили  средства их реализации: 1. Научить детей спокойно воспринимать яркие ЛЕГО–детали. Вырабатывать умение не отвлекаться на них в период объяснения задания, выслушивать до конца инструкцию и только после этого приступать к ее выполнению. 2. Сформировать у детей навык свободной ориентации в ЛЕГО–деталях. Предлагались игры: «Найди такую же деталь», «Угадай, где такая деталь»... Дети должны уметь легко находить заданные детали, называть их, различать по цвету и размеру. 3. Обеспечить овладение навыками классификации. Научить детей брать ЛЕГО–детали щепотью, удерживать их и соединять между собой разными способами, скреплять друг с другом ЛЕГО–детали 2х2, 2х4, 2х8 в различных комбинациях. Для этого педагог выполняет задание вместе с детьми, побуждает их к размышлениям и действиям вопросами: «А как ты думаешь, можно ли соединить по-другому? Как еще можно соединить? Что еще можно прикрепить?». 4. Сформировать навык скрепления деталей в различных положениях, удерживания детали в двух руках и скрепления (отсоединения) на весу ( одной рукой деталь фиксируется на столе, а другой прикрепляется (отсоединяется) следующая. 5. Сформировать навык прочного скрепления деталей. 6. Развивать умение последовательно и логично строить речевое высказывание. Проговаривать возможные варианты скрепления деталей (на все кнопочки, на часть кнопочек, на одну – подвижное скрепление, на две кнопочки). Обратить внимание на то, чтобы ребенок активно использовал ведущую руку, активизировал пальцевую моторику, осуществлял зрительный контроль за выполняемыми действиями.

В специально созданных ситуациях ребёнок осваивает устный счёт, состав числа, производит простые арифметические действия, рассказывает о том, что он строил, легко и непринуждённо учится выступать перед аудиторией. Дети учатся анализировать продукты своей деятельности и партнера, признавать и выявлять причину ошибок, достигать поставленной цели, наслаждаться успехом. Работа с робототехническим конструктором позволяет детям развивать творческие способности и коммуникативные навыки, адаптироваться к новым способам взаимодействия, синтезировать полученные знания, экспериментировать и творить, стимулирует интерес и любознательность, развивает способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их. Систематичность и планомерность проведения занятий повышают мотивацию детей к саморазвитию, обеспечивают улучшение межличностных отношений в группах, умение брать на себя роли, распределять обязанности, и чётко выполнять правила поведения, что повышает результативность деятельности

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленное использование технологии ЛЕГО создает условия для интенсивного развития элементов логического мышления и способностей детей к наглядному моделированию без увеличения учебной нагрузки. Работа с ЛЕГО – деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать. Робототехническое конструирование предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Брежнева. О Формирование познавательной активности у старших дошкольников, // Дошкольное воспитание, 1998, - №2, - С. 12-15.
  2. Бурачевская, О.В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования [Текст] / О.В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 2. – С. 55-57.
  3.  Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста / Л.А. Венгер. - М.: Изд-во Просвещение, 1986.- 228 с.
  4. Заболоцкая В.В., Николаева Л.В. Робототехника как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста// Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-9.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».

Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей....

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности»

Дошкольное детство — период особой социально-эмоциональ­ной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающим...

Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях по технологии театрализованной деятельности

Вашему вниманию предлагается подборка диагностик для диагностики изучения игровых интересов и предпочтенийстарших дошкольников по технологии теарализованная деят-ть...

Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях

Консультация для родителей о видах театра используемые в детском саду....

Статья "Развитие эмпатии старших дошкольников в условиях игровой и театрализованной деятельности"

Драматизировать – значит, представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов. Игра-драматизация – это своеобразный и самостоятельно с...

Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях

Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и   интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ...