Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».
материал (старшая группа) на тему

Дячина Ольга Владимировна

Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное дошкольное учреждение  детский сад № 6 «Буратино»

Сообщение из опыта работы

 

«Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников

в играх - драматизациях».

Подготовила: Дячина Ольга Владимировна

воспитатель первой квалификационной категории

г. Южноуральск, 2015 год

Тема моего опыта работы: Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх-драматизациях.

Актуальность темы определяется не достаточностью внимания  развитию произвольной выразительности речи детей. В первую очередь это связано с общей загруженностью воспитателей и недопониманием значения интонационной выразительности для развития ребенка – дошкольника.

           Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании личности ребенка. Это период активного становления и развития всех сторон речи, ее интонационной выразительности.

           Развитие  интонационной выразительности идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Установлено, что наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи у детей дошкольного возраста начинает проявляться в театрализованной деятельности, так как данный возраст является сенситивным к театральному искусству, а театрализованная игра является ведущим видом деятельности.

В приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384):

-  указывается на необходимость развития творческой активности детей обеспечивающий художественно-эстетическое развитие ребенка;

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

- формирования общей культуры личности ребенка, развития их социальных нравственных, эстетических качеств.  

Таким образом, актуальность работы определяется:

1. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта;

2. Потребностью общества в воспитании творческой личности, важную роль в котором играет раннее овладение ребенком родным языком, выразительностью речи.

Методологические основы

- особенности развития интонационной выразительности речи в дошкольном возрасте – изучали М.М. Алексеева, Д.Б. Эльконин, В.И. Яшина и др.

- роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста – Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина и др.

- методики развития творчества детей дошкольного возраста в театрализованных играх разработали – Л.В. Артемьева, Н.А. Реуцкая, Л.С. Фурмина, М.Ф. Фомичева, М.И. Лисина и др.

Перед собой я поставила цель - изучить особенности развития выразительности речи у старших дошкольников в играх-драматизациях.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. С помощью специально подобранных методик изучить сформированность выразительности речи детей старшего дошкольного
    возраста;
  2. Разработать и апробировать комплекс упражнений игр-драматизаций для развития выразительности речи старших дошкольников.

Для решения  поставленных задач мною были созданы следующие условия:

  1. Проведение индивидуальной работы над развитием интонационной выразительности речи.
  2. Проведение предварительной работы по знакомству с художественными произведениями.
  3. Создание возможности для творческого самовыражения детей в театрализованной деятельности.

В своей работе для определения уровня развития интонацилонной  выразительности речи старших дошкольников я использовала  методики, предложенные И.Ф. Павалаки. Обследование темпо-ритмических характеристик речи.

Данная методика предполагает индивидуальную работу с каждым ребёнком.

Для диагностики мною были выбраны упражнения на:

-изучение тембра голоса;

- высоты голоса;

- силы голоса.

Работу по развитию интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованную деятельность я исходила через систему упражнений:

  • Упражнения  для развития и формирования темпа речи.
  • Упражнения на развитие ритма речи.
  • Игры-драматизации для развития и формирования тембра речи.

Для реализации поставленных задач мною  в  группе была создана предметно-пространственная развивающая образовательная среда. Она включает в себя:  

- уголок художественной литературы:

Книги в соответствии с возрастом детей, иллюстрации к сказкам, аудиодиски со сказками;

- уголок театрализованной деятельности:

Мини-сцена с занавесом, на уголках размещены разные виды театра: теневой, настольный, пальчиковый, би-ба-бо; элементы костюмов, маски, ободки.

Разнообразный материал представлен в уголке театрализованной деятельности был доступен и способствовал развитию творчества.  

         Наличие систематизации и последовательности в работе по развитию интонационной выразительности речи дошкольников в театрализованной деятельности достигается за счет проведения цикла занятий.

         Мною был разработан  педагогический проект «Игры–драматизации с использованием масок и игрушек оригами». В рамках проекта был проведён конкурс среди родителей на лучшую маску оригами.

        На этом я не останавливаюсь и планирую перспективы:

- Продолжить изучение данной темы, используя нестандартные подходы в организации театрализованной деятельности;

- Организовать открытый просмотр для родителей занятий с использованием театрализованных игр;

- Разработать и описать модель обновления предметно-развивающей среды в соответствии содержания данной темы.

- Включить информационно – коммуникационные технологии в процесс формирования педагогических условий развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности (слайд - презентации, интернет-ресурсы).

- Проводить работу по распространению опыта на сайте Социальная сеть работников образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».

В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указ...

План самообразования воспитателя по теме: "Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников"

Традиционно, под самообразованием понимается осознанная деятельность, направленная на совершенствование каких либо качеств человека. При этом, педагог сам управляет этой деятельностью: планирует, став...

Сообщение к семинару на тему "Развитие интонационной выразительности речи дошкольников"

   Научив ребёнка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.    ...

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи в играх-драматизациях с детьми подготовительной группы на тему "Мы русичи"

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи в играх-драматизациях с детьми подготовительной группы на тему "Мы русичи"...