Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Людмила Юрьевна Пантикиди

В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указывается  на необходимость развития творческой активности детей обеспечивающий художественно-эстетическое развитие ребенка.

         Актуальность работы определяется Потребностью общества в воспитании творческой личности, важную роль в котором играет раннее овладение ребенком родным языком, выразительностью речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt.docx70.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное дошкольное учреждение

детский сад № 6 «Буратино»

Опыт работы

 

«Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».

Воспитатель: Пантикиди Людмила Юрьевна  

г. Южноуральск

2014 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности………………………5

  1. Современные подходы к развитию интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности………..………….5
  2. Особенности театрализованной деятельности старших дошкольников….8
  3. Характеристика педагогических условий развития интонационной выразительности речи дошкольников в театрализованной деятельности..…14

Выводы по первой главе……………………………………………………..…….16

Глава 2. Цель задачи методы и результаты констатирующего эксперимента изучение особенностей развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности…………………….17

2.1. Изучение особенностей развития интонационной выразительности речи дошкольников в театрализованной деятельности………………………….……17

2.2. Система работы по развитию интонационной выразительности речи дошкольников в театрализованной деятельности……………………………….19

Выводы по второй главе……………………………………………………….…..24

Заключение …………………………………………………………………………25

Перспектива……………………………………………………………………...…27

Список литературы……………………………………………………………...….28  

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании личности ребенка. Это период активного становления и развития всех сторон речи, ее интонационной выразительности. Воспитание интонационной культуры одна из важных задач развития речи в детском саду, т.к. именно дошкольный возраст является наиболее приемлемым для ее решения.

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие  интонационной выразительности идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Установлено, что наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи у детей дошкольного возраста начинает проявляться в театрализованной деятельности, так как данный возраст является сенситивным к театральному искусству, а театрализованная игра является ведущим видом деятельности.

 В настоящее время в педагогической науке и в дошкольных образовательных учреждениях не достаточное внимание уделяется развитию произвольной выразительности речи детей. В первую очередь это связано с общей загруженностью воспитателей и недопониманием значения интонационной выразительности для развития ребенка – дошкольника.

 В приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)

-  указывается на необходимость развития творческой активности детей обеспечивающий художественно-эстетическое развитие ребенка;

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

- формирования общей культуры личности ребенка, развития их социальных нравственных, эстетических качеств.  Таким образом, актуальность работы определяется: 1. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта; 2. Потребностью общества в воспитании творческой личности, важную роль в котором играет раннее овладение ребенком родным языком, выразительностью речи.

Цель работы – определить педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников театрализованной в деятельности.

Провести анализ литературы по данной проблеме, определить  пути развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Систематизировать практический материал.

Методологические основы проблемы

- особенности развития интонационной выразительности речи в дошкольном возрасте – изучали М.М. Алексеева, Д.Б. Эльконин, В.И. Яшина и др.

- роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста – Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина и др.

- методики развития творчества детей дошкольного возраста в театрализованных играх разработали – Л.В. Артемьева, Н.А. Реуцкая, Л.С. Фурмина, М.Ф. Фомичева, М.И. Лисина и др.

        Практическая значимость работы заключается в создании педагогических условий для развития интонационной выразительности речи дошкольников театрализованной деятельности  и подобранных театрализованных игр по развитию интонационной выразительности речи  дошкольников в практике работы ДОУ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ИНТОНЫЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Интонационная выразительность дошкольников исследовалась многими отечествами и зарубежными авторами.

 К.И. Чуковский подчеркивает, что в период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка и что именно оно и связанная с этим умственная работа ребенка над языком создают основу столь интенсивно идущего процесса. Происходит активный процесс усвоения родного языка. «Без такого повышенного чутья к фонетике и морфологии слова один голый подражательный инстинкт был бы совершенно бессилен и не мог бы привести бессловных младенцев к полному обладанию родным языком».

А.Н. Гвоздев также отмечает особую языковую одаренность детей дошкольного возраста. Ребенок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создается новое значение; для этого требуется, разностороння наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты.

Психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методисты (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко,  Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеевна, В.И. Яшина и др.) выделяют следующие особенности развития интонационной выразительности в речи дошкольников:

 - Отчетливая речь становится нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним.

- У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух.

- Они свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, воспитанники в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

- Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т.д. Они умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах.

- У детей пяти лет хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие).

- Они пяти лет могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.

Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить. Эту выразительность нужно культивировать. Но когда отсутствует живой источник выразительности детской речи – непосредственное чувство, то заметно снижается и интонационная выразительность. Это проявляется тогда, когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии.

Более сложно сформировать выразительность произвольную. Н.С. Карпинская отмечает, что, сохраняя, непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т.е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий.

Образные выразительные средства представляют эмоциональные экспрессивные возможности лексики, которые реализуются с помощью точного словоупотребления, использования слов в переносном значении, синонимии, тавтологии. Вербальная выразительность достигается в лексическом воплощении речи с помощью интонационной структуры, которая определяется комплексов компонентов: ударение, мелодикой речи, темпо-ритмом, динамическими оттенками. Невербальные средства, которые внешне оформляют высказывание и являются неотъемлемым средством устной речи. К ним относятся мимика, жесты и поза.

Понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. При расширении диапазона необходимо сохранять качество звучания голоса во всех регистрах.

Мелодика – это изменение частоты основного тона, соотнесенное с колебаниями голосовых связок. Чем больше число колебаний в единицу времени, тем выше основной тон и наоборот.

Тон (от греч. tonos натяжение, напряжение) Звучание, образуемое в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. В русском языке благодаря повышению и понижению голоса (т.е. изменению тона) меняется интонация.

Тембр, тембральная окраска речи – специфическая, воспринимаемая человеком характеристика звучащей речи, которая зависит частично от физических параметров речевого аппарата (низкий, хриплый тембр, высокий пронзительный голос и т.п.), частично регулируется говорящим за счет особых изменений состояния органов речи (в основном в связи с разным эмоциональным состоянием в момент речи).

Темп речи (от итал. tempo. Которое происходит от лат. tempus время) – скорость произнесения речевых единиц разного размера (чаще всего слогов, иногда звуков или слов) Темп речи может быть вычислен двумя способами: числом слогов, или звуков, или слов, произносимых в единицу времени (напр., в 1 секунду), или средней длительностью (долготой) звучания речевой единицы (на определенном отрезке звучания речи).

Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности реализуется в образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- речевое развитие;

1. Социально-коммуникативное развитие направленно на формирование общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками, воспитание позитивных установок к различным видам творчества.

2. Познавательное развитие предполагает развитие воображения и творческой активности, формирование  первичных представлений о звучании, ритме, темпе.

3. Речевое развитие включает обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов.

4. Художественно-эстетическое развитие предполагает становления эстетического отношения  к окружающему миру, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Таким образом, вопрос о развитии интонационной выразительности речи связан с общим процессом обучения и игровой деятельностью. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

  1. ОСОБЕННОСТИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Театрализованная деятельность дошкольников – специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого ее участники оценивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).

Театрализованные игры – это игры-представления, где в лицах разыгрываются определенные литературные произведения и с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, воссоздаются конкретные образы.

Существуют специфические особенности театрализованной деятельности старших дошкольников:

- публичнось, предполагающая обязательность выступления актеров перед зрителями, установление между ними эмоционального контакта,

- ансамблевость, то есть коллективная форма создания представления,

- синтетичность, предусматривающая включение различных видов художественного творчества в сценическое действие,

- совместность, то есть возможность осуществления данного вида деятельности под руководством педагога,

- многофункциональность, дающую возможность пробовать себя в разных ролях,

- импровизационность, проявляющаяся в раскрытии образа героя,

- неповторимость процесса и результата детского творчества.

Существуют разные классификации театрализованных игр (табл. 1)

Таблица 1

Классификация театрализованных игр

Автор

Основание классификации

Виды игр

Л.С. Фурмина

Специфика действующего лица

Предметные: настольный театр (театр игрушки, плоскостный театр), театр на ширме (с объемным материалом – перчаточные куклы и плоскостным материалом – фигурки на пальчиках, теневой театр).

Непредметные: драматизация.

Н.А. Реуцкая

Художественное оформление

Игры – драматизации,

Игры с настольным театром (плоскостные и объемные фигурки персонажей),

Фланелаграф,

Теневой театр,

Бибабо.

Л.В.Артемьева

Средства изображения

Режиссерские игры (настольный, теневой театр, театр на фланелаграфе)

Игры – драматизации (с атрибутами, с пальчиками, с куклами бибабо).

С.Л. Новоселова

Категория инициативы, исходящая от объекта игры

Игры, возникающие по инициативе самих детей,

По инициативе взрослого,

Народные игры, идущие от исторических традиций.

Театрализованная деятельность как один из видов игры является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают  причины того или иного настроя.  

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная и фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемьева, Л.В. Ворошина,   Л.С. Фурмина и др.) Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

Общим для всех театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой «рубежный» вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев).

Итак, система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

  • Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  • Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель, «костюмер»);
  • Самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и др.)

Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах:  в создании драматического содержания, в исполнении собственного замысла,  в создании декораций,  костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Раскроем теперь специфику целей, задач и содержания работы воспитателей с детьми.

Основные направления развития театрализованной деятельности состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3 – 5 сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре – драматизации.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры – драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр – драматизаций, в которые включается ребенок.

Уже у детей среднего возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини – постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка…», «Тили – бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителям, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья группа умений – это умения взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не сориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми.

Работа воспитателя с детьми 4 – 5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становление мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально – игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры – драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр – драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4 – 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята»; Л.Зубкова «Мы делили апельсин»).

Основные направления развития театрализованной игры в старшем дошкольном возрасте состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре – контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в котором центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким – либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

Задачи и содержание работы:

 – формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.

- в старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры – драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески.

 Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений.

 - усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки, басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Яркой особенностью игр после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основной или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как «умного, доброго советчика».

Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заменители и самостоятельно изготовление атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.

Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

Реализация названных задач и содержания работы с детьми требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная деятельность станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально – игровой деятельности.

  1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоции, переживания, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Педагогическое условие – совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально – пространственной среды, направленных на достижение поставленной цели.

Педагогические условия, созданные в ДОУ, решают комплексно вопросы воспитания, развития и обучения в образовательном процессе.

Под педагогическими условиями мы понимаем взаимосвязанную совокупность мер в образовательном процессе, которая обеспечивает достижение детьми определенного уровня развития воспитания и обучения.

Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей:

  • Поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов;
  • Вовлекают детей в режиссерские игры, помогают осваивать различные материалы, способы реализации замыслов.

       Таким образом, мы видим, что первым и одним из главных педагогических условий по развитию интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в театрализованных играх выступает педагогическое мастерство воспитателя, которое включает в себя наличие следующих компонентов:

        - педагогическое умение организовывать данный вид деятельности; умение создавать атмосферу сотворчества, вступая с детьми в личностно – деловое общение в процессе руководства театрализованной деятельностью, через совместный поиск с ними средств художественной выразительности, проявляя при этом педагогический такт и гибкость;

        - умение предусмотреть и предупредить возможные затруднения при организации и проведении театрализованных игр;

        - владение мимикой, пантомимой, жестами, выразительностью речи;

        - активизировать интерес к театрализованной деятельности, побуждая детей.

        - создавать проблемные ситуации, решение которых способствует созданию наиболее выразительных образов детьми, стимулируя детское творчество, использовать уже имеющийся опыт театрализованной деятельности детей, и их интерес к ней;

        - поскольку первостепенное значение в достижении педагогических возможностей игры – драматизации имеет текст – ее драматургическая основа, поэтому педагог должен обладать умением отобрать и предложить для драматизации произведения, соответствующие жизненному опыту детей, их возрастным особенностям;

        - умение изготовлять атрибуты для театрализованных игр детей;

        - умение включаться в театрализованную деятельность детей;

        - способность к рефлективному наблюдению театрально – художественной деятельности детей и умение анализировать уровень ее развития.

       Другим педагогическим условием развития интонационной выразительности речи дошкольников в играх – драматизациях является готовность ребенка к роли актера, которая целенаправленно формирует педагогом:

        - воспитатель побуждает ребенка обдумывать тему игры и способы осуществления замысла;

        - при наличии интересной цели дети учатся обдумывать предстоящую игру – драматизацию, хотя бы в самых общих чертах намечать развитие сюжета, подготавливать нужный материал;

        - эмоциональное восприятие детьми литературно – художественных образов, глубокое понимание идеи произведения посредством возбуждения у них интереса к теме предстоящей игры;

        - совместные усилия детей, направленные на достижение этой цели, объединяют их в дружный, спаянный коллектив, помогают воспитанию ответственности, приучают считаться с товарищами.

        - развитие целенаправленности, способности комбинирования – связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

         Таким образом, полноценное участие детей в театрализованных играх требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.

         Исследование, посвященное развитию творчества детей дошкольников в театрализованной деятельности, проведенное С.Н. Томчиковой подтверждает значение выделенных нами педагогических условий, обеспечивающих успешность развития интонационной выразительности речи у дошкольников в играх – драматизациях, которыми являются:

- благоприятная предметно-развивающаяся среда;

- целенаправленное руководство, стимулирующее творческие проявления детей;

- педагогическое мастерство воспитателя.

         Это в свою очередь делает необходимым специальную подготовку педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

         Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать  выводы,  роль выразительности речи чрезвычайно важна.

         Речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она непроизвольна, неосознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности. Чтобы добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа.

         Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для   овладения интонационными характеристиками речи. Лучше всего это происходит в игровой деятельности детей. Игра обеспечивает ситуацию естественного речевого общения и способствует языковому развитию детей. Вместе с тем, речь влияет на формирование самостоятельной детской игры.

          Установлено, что наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи у детей старшего дошкольного возраста начинает проявляться в театрализованной деятельности, в частности в играх – драматизациях, так как данный возраст является сенситивным к театральному искусству, а театрализованная игра является ведущим видом деятельности.

         Педагогические условия, при которых будет успешно развиваться интонационная выразительность речи дошкольников в играх – драматизациях, нами были выделены следующие:

  1. Проведение индивидуальной работы над развитием интонационной выразительности речи.
  2. Проведение воспитателем предварительной работы по знакомству с художественными произведениями.
  3. Создание педагогом возможности для творческого самовыражения детей в театрализованной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт указывает на необходимость формирования у детей творческой активности обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

         Подытоживая выше перечисленное можно сказать, что руководство театрализованной деятельностью со стороны педагога должно быть направлено на увеличение инициативы, активности детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА, ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ  РАЗВИТИЯ  ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ  В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

        Для выявления развития интонационной выразительности речи дошкольников в театрализованной деятельности использовалась диагностическая методика Вильсона Д.

        Данная методика предполагает индивидуальную работу с каждым ребенком.

        Цель диагностики: изучение особенностей интонационной выразительности речи дошкольников в театрализованной деятельности.

        Цель определила следующие задачи:

  1. Дать общую оценку качества голоса.
  2. Выявить особенности тембра  голоса.
  3. Дать характеристику высоты основного тона голоса. Обратить внимание на умение пользоваться голосом разной высоты.
  4. Дать характеристику силы голоса. Выявить умение изменять силу голоса.
  5. Отметить особенности ритмичности речевого дыхания детей.
  6. Применив методику развития интонационной выразительности, отследить полученные результаты.

Таким образом, в ходе диагностики было изучено состояние голоса детей в театрализованной деятельности (по трем основным его характеристикам) и отмечены те умения и навыки владения голосовой интонацией, которые должны сформироваться у детей за время обучения.

В ходе обследования детям предлагался следующий материал: текст для чтения вслух и различные голосовые упражнения. Последовательность упражнений определяется уровнем их сложности. (Приложение № 1)

По данным диагностики были составлены таблицы, в которых мы обобщили результаты работы.

Таким образом, из таблицы 2, видно, что 40% детей имеют нормальный тембр голоса, тогда как у 60% детей выявлены нарушения тембра. Наиболее распространенным нарушением тембра детей (у 26.7%) является сдавленный и легкий гнусавый оттенок голоса. Из таблицы 3 мы видим, что результат улучшился, и нормальный тембр голоса имеют 60% детей на конец года. (Приложение № 2)

Из представленной таблицы 4 видно, что 46,7% детей пользуются голосом нормальной, соответствующей их возрасту высоты; причем, высота их основного тона достаточно устойчива. У остальных детей наблюдается нарушения высоты (53,3%). У 6,7% детей высота основного тона неустойчива (голос на некоторых звуках повышается или переходит на фальцет)

В таблице 5 видна положительная динамика в формировании высоты голоса. На конец года результат таков – 73,3% детей имеют нормальную высоту голоса (Приложение № 3)

Таблица 6 показывает, 46,7% детей пользуются голосом нормальной силы. Нарушения силы голоса выявлены у 53,3% детей. Причем, слабый голос у детей встречается чаще (33,4 %). Результаты диагностики за 2007 – 2008 год показывают, что нарушение силы голоса у детей уменьшились и нормальную силу голоса имеют 66,6% детей. (Приложение № 4)

По результатам проведенной диагностики составлены сводные таблицы, где видна положительная динамика развития интонационной выразительности речи дошкольников в театрализованной деятельности. (Приложение № 5).

 

 

 

2.2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  РЕЧИ  ДОШКОЛЬНИКОВ  В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

        Мною была проведена работа по систематизации накопленного материала по развитию интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности.

        Были учтены целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

- ребенок обладает развитым воображением.

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью.

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

        Данная работа осуществляется с опорой на следующие принципы:

  1. Учет важности театрализованной деятельности в воспитании дошкольников;
  2. Разнообразие игр и упражнений;
  3. Наличие систематизации и последовательности в работе по развитию интонационной выразительности речи старших дошкольников;
  4. Личностно-ориентированный подход к деятельности;

        Работу по развитию интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности ведется через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения:

  1. Развитие восприятия ритмических структур.

Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) – громких и тихих, с короткими и длинами паузами:

!!!---; !!--!!--; ! !! !!; !-!-!-; --- --- и т.д.

Детям даются вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов.

  1. Воспроизведение ритмических структур. При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается после прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное.

Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор.

  1. Формирование ритмической организации высказывания.

        Работа по данному разделу осуществляется в определенной последовательности: от узнавания ритмических структур к пониманию и сознательному анализу воспринимаемого образца и далее – к упражнениям на сознательную имитацию, которые служат, в конечном счете, усвоению навыков ритмики слова и формированию ритмической организации высказывания.

        В ходе работы предусматривается постепенное усложнение предлагаемого речевого материала. (Приложение № 6)

         Усвоение ритмики речевого высказывания проходит в процессе выполнения специальных упражнений:

  1. Восприятие и воспроизведение синтезированных ритмических контуров с ударением в начале, в середине, в конце отрезка:
  2. Отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура, слова, стихотворения, фразы (вместе с логопедом и самостоятельно).
  3. Подбор слов (картинок) к определенной акцентной структуре.
  4. Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение) и предложения (синтагматическое ударение).

         В процессе работы целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувств ритма у детей.

         Работа по развитию у дошкольников способности использовать в речи различные темповые характеристики осуществляются в три этапа:

  1. Развитие общих представлений о темпе речи.
  2. Развитие восприятия различного темпа речи. Выделение данного этапа обусловлено прежде всего тем, что достаточный уровень развития речевого слуха и, в частности, таких его компонентов, как восприятие и дифференциация различного темпа и ритма речи, имеет определяющее значение для формирования интонационной выразительности речи.
  3. Развитие умения воспроизводить различный темп речи:

       а) воспроизведение темповой характеристики фразы сопряжено с педагогом;

       б) воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно, вслед за педагогом;

       в) самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы.

         В тех случаях, когда у дошкольников в их собственной речи наблюдаются отклонения от нормального темпа речи, используются специальные упражнения, направленные на его нормализацию. Упражнения проводятся систематически, основной прием работы – подражание темпу речи педагога. Устранение ускоренного темпа речи осуществляется путем следующих упражнений:

  • Повторение фраз в медленном темпе;
  • Самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отстукивание каждого слога (слова) – ударами рукой по столу, отхлопыванием, ударами мяча и т.д.;
  • Ответы на вопросы – сначала шепотом в медленном темпе, затем вслух – медленно и ритмично;
  • Медленное проговаривание сложных скороговорок (трудности проговаривания обеспечивают замедление темпа);
  • Проговаривание фраз под медленную музыку, под маршировку и т.д.;
  • Различные речевые игры, в которых присутствует  необходимость медленного проговаривания слов;
  • Использование инсценировок (применение кукол – персонажей также позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники должны осуществлять различные действия с фигурками);
  • Рассказы по картине, чтение стихотворений в медленном темпе, самостоятельно; под удары метронома и без них).

         Во всех случаях при выполнении упражнений может предусматриваться зрительный контроль над темпом речи посредством зеркала, что также в значительной мере способствует замедлению темпа.

Устранение замедленного темпа речи предусматривает использование следующих упражнений:

  • Повторение фраз в быстром темпе;
  • Самостоятельное проговаривание фраз в быстром темпе под удары метронома;
  • Проговаривание фраз под быструю музыку;
  • Заканчивание фразы, начатой педагогом, в быстром темпе;
  • Использование различных игр, инсценировок, требующих быстро произнесения слов.

        Система работы дополнялась занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают определенное воздействие на нормализацию темпа речи.

        Основными задачами в работе по развитию темповой организации высказывания являются:

  1. Формирование у дошкольников некоторых знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный).
  2. Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи.
  3. Формирование умения использовать различные темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи.

        Для решения этих задач предусматривается использование различных игровых упражнений, содержанием которых были следующие задания:

  • Определить темп произнесения фразы (темп прочтения рассказа, стихотворения) поднятием флажка;
  • Определить на всем протяжении рассказа (стихотворения), как изменяется темп его произнесения (подать сигнал флажком);
  • Привести примеры, когда необходимо говорить быстро (при чтении скороговорок, когда люди очень спешат и т.д.);
  • Привести примеры, когда нужно говорить медленно (например, когда что-либо объясняешь, когда загадываешь загадку и т.д.);
  • Определить подходящий для высказывания темп речи;
  • Заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном темпе, затем в быстром темпе;
  • Произнести по сигналу фразу в заданном темпе (быстром, медленном, нормальном);
  • Разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых требует замедления или ускорения темпа;
  • Моделирование ситуаций, требующих быстрой (медленной) речи – например, объявление диктора на вокзале о прибытии поезда; разговор с маленьким ребенком и т.д.

        Приведем в качестве примера несколько игровых упражнений и заданий, которые могут быть использованы в работе по развитию восприятия и воспроизведения темпа речи. (Приложение № 6).

        Работа по развитию интонационной выразительности проводится в определенной последовательности:

  1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).
  2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа:
  1. знакомство с повествовательной интонацией;
  2. определение картинки – символа;
  3. упражнения по выделению повествовательной интонации.
  1. Развитие восприятия интонации вопросительного типа:
  1. знакомство с вопросительной интонацией;
  2. определение картинки-символа;
  3. упражнения по различению вопросительной интонации.
  1. Развитие восприятия интонации восклицательного типа:
  1. знакомство с восклицательной интонацией;
  2. определение картинки-символа;
  3. упражнения по выделению восклицательной интонации.
  1. Развитие дифференциации различных видов интонации.

        При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик «Точка», гномик «Вопросик», гномик «Восклицание», либо карточка с изображением., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения. (Приложения № 6).

        В ходе работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания. (Приложение № 6).  

        Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности. (Приложение № 6).

        В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т.д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применять. (Приложение № 7).

        Был разработан план работы по развитию интонационной выразительности речи с учетом календарно-тематического планирования. (Приложение № 8)

        В группе была создана предметно-пространственная развивающая образовательная среда. Она включает в себя:

- уголок художественной литературы:

  • Книги в соответствии с возрастом детей, иллюстрации к сказкам, аудиодиски со сказками;

- уголок театрализованной деятельности:

  • Мини-сцена с занавесом, на уголках размещены разные виды театра: теневой, настольный, пальчиковый, би-ба-бо; элементы костюмов, маски, ободки.

Разнообразный материал представлен в уголке театрализованной деятельности был доступен и способствовал развитию творчества.  

        Наличие систематизации и последовательности в работе по развитию интонационной выразительности речи дошкольников в театрализованной деятельности достигается за счет проведения цикла занятий. (Приложение № 9).

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

        В ходе работы изучено состояние голоса детей и развитие интонационной выразительности в театрализованной деятельности (по трем основным его характеристикам) и отмечены те умения и навыки владения голосовой интонацией, которые должны сформироваться у детей за время обучения, даны методические рекомендации педагогам ДОУ для работы в данном направлении. Работа строилась в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

        В ходе проведения диагностики в группе дошкольников из 15 человек было выявлено, что нарушения тембра голоса составляют 86,7%, нарушения высоты голоса – 73,3%, нарушения силы голоса – 86,7%. В течение двух лет проводились занятия с детьми и помогли им приобрести новые навыки интонационной выразительности, улучшить состояние остальных характеристик голоса (тембра, высоты, силы). В результате проведения повторной диагностики нарушения тембра голоса уменьшились до 40%, нарушения высоты голоса уменьшились до 26,7%, нарушения силы голоса уменьшились до 33,4%.

        Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа дает положительные результаты.  

        Учитывая особенности детей дошкольного возраста, работу над голосом нужно сделать разнообразной и интересной. Использовать в упражнениях яркий наглядный материал, сюрпризные моменты, игры.

        В целях развития интонационной выразительности дошкольников нами были систематизированы методы и приемы развития интонационной выразительности речи в театрализованной деятельности и разработаны методические рекомендации и система игр и упражнений для педагогов ДОУ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В процессе театрализованной деятельности дошкольников у детей формируется выразительная речь. Она характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т.е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро и т.д. Использование театральной деятельности в целях формирования выразительности речи ребенка дошкольного возраста становится возможным при выполнении следующих условий:

        Насыщение театрализованной деятельности дошкольников интересными и эмоционально-значимым для детей содержанием.

        Создание условий для постепенного нарастания самостоятельности и активности дошкольников в театрализованной деятельности, направленных на развитие интонационной выразительности, постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности.  

        Использование в театрализованной деятельности этюдов и упражнений по развитию интонационной выразительности дошкольников.

        Формирование педагогических условий развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности проводилось в процессе реализации всех образовательных областей указанных в федеральных государственных образовательных стандартах:

        - социально-коммуникативное развитие;

        - познавательное развитие;

        - речевое развитие;

          - художественно-эстетическое развитие.

Таким образом:

        Интонационная основа выразительности связана, прежде всего, с активностью порождающего и воспринимающего сознания, с внутренней устремленностью личности, занимающей выражением некоторую смысловую и ценностную позицию. Порождаются или воспринимаются не просто звуки, а значащие звуки. В этом смысле они и становятся выразительными. С этой точки зрения можно говорить о коммуникативной природе выразительных актов.

        Смысловым ядром интонационной системы является протоинтонация – то, что остается при мысленном изъятии из интонационной системы структурно-аналитических средств выражения. Множеством нитей связывает нас протоинтонация с жизнью и культурой.

        В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, ее выразительность. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Эстетическое переживание в ходе театрализованной деятельности помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью различных средств выразительности, в том числе интонационной.

        При правильной организации театрализованной деятельности создается естественная речевая среда, что способствует общему развитию языка, интонационной выразительности речи.

        Театрализованная деятельность призвана стать не только средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, но и средством развития интонационной выразительности речи. А жизнь старших дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрализованной деятельности.

ПЕРСПЕКТИВА

- Продолжить изучение данной темы, используя нестандартные подходы в организации театрализованной деятельности;

- Организовать открытый просмотр для родителей занятий с использованием театрализованных игр;

- Разработать и описать модель обновления предметно-развивающей среды в соответствии содержания данной темы.

- Включить информационно – коммуникационные технологии в процесс формирования педагогических условий развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности (слайд - презентации, интернет-ресурсы).

- Проводить работу по распространению опыта на сайте Социальная сеть работников образования.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акулова О.В. Влияние слушания произведений устного народного творчества на выразительность речи детей стершего дошкольного возраста/ Методические советы к программе «Детство». СПБ: «детство – пресс», 2001.
  2. Артемьева Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  3. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов на Дону: Феникс, 2001. – 448 с.
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПБ: Союз, 1997.
  5. Венгер Л.А., Мухина Л.А. Психология – М.: Просвещение, 1988. – 221 с.
  6. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1982. – 284 с.
  7. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – М., 1948.
  8. Голуб И. Что делает нашу речь выразительной?// Дошкольное воспитание. – 1999. - № 4. – с. 78.
  9. Дошкольная педагогика под редакцией Логинова В.И., Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение, 1988. – 209 с.
  10.  Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Просвещение, 1988. – 78 с.
  11.  Запорожец А.В. Некоторые психологические моменты детской игры// Дефектология. - №10. – 1995. – с. 72 – 79.
  12.  Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей – М.: Просвещение, 1982. – 149 с.
  13.  Князева Т.С. Интонационная основа художественной выразительности – М., Институт психологии РАН, 2000. – 121 с.
  14.  Максаков А.И. Развитие речевого голоса у дошкольников// Дошкольное воспитание. - №1. – 1988. – с. 19 – 21.
  15.  Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста // Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) – М.: Наука, 2003. – 199 с.
  16.  Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников/ Дошкольное воспитание. - №11. – 1999. – с. 18 – 20.
  17.  Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14. 11. 2013 № 30384)
  18.  Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.
  19.  Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников./ Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 170 с.
  20.  Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., 1981, - 201 с.
  21.  Томчикова С.Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности. – Магнитогорск: Ма ГУ, 2002. – 85 с.
  22.  Фурмина Л.С. Детские театрализованные игры. Самостоятельная художественная деятельность школьников/ под ред. Ветлугиной Н.А. – М.: Педагогика, 1980. – 189 с.
  23. Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей. – М., 1962.
  24. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
  25. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: Педагогика, 1990. – 245 с.
  26. Эльконин Д.Б. Психология игры – М.: Просвещение, 1998. – 304 с.