Кружковая работа логопеда по формированию интонационной выразительности речи старших дошкольников "Веселая риторика"
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) на тему

обучение дошкольника интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребёнка речи в процессе логопедического воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhkovaya_rabota_logopeda.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кружковая работа логопеда по формированию интонационной выразительности речи старших дошкольников
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Красную речь любо слушать.

Пословица

Бесспорным является утверждение, что речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Именно поэтому обучение дошкольника интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребёнка речи в процессе логопедического воздействия.

Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие звукопроизношения и просодики, нарушение целого ряда просодических элементов речиимеет место и у детей, имеющих нарушения в произношении отдельных звуков, и у детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, и в случаях общего недоразвития речи.

Использование интонационных навыков в дошкольном возрасте, является важной предпосылкой для успешного овладения письменной речью, её грамматическими структурами. Поэтому весьма важно помочь детям ещё в дошкольном возрасте научиться оформлять свою речь интонационно правильно.

Эта работа на дошкольном логопедическом пункте имеет свою специфику, обусловленную отличием работы логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи. Вот несколько основных отличий: во-первых, на логопункт дети поступают и выбывают в течение года; во-вторых, на логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями, в-третьих, логопеду в ДОУ общеразвивающего вида отведено малое количество времени для коррекции звукопроизношения. Всё это накладывает определённый отпечаток на логопедическую работу. Кроме того, дошкольники перегружены занятиями, у них практически не остаётся времени на игру. Поэтому мы в работе по формированию интонационной выразительности речи стараемся использовать не только логопедические занятия, но и время вне занятий, то есть повседневную жизнь дошкольников. Воспитатели по заданию логопеда включают игровые упражнения в различные режимные процессы, например, в утренний приём детей, прогулки, самостоятельную деятельность во второй половине дня. Посвящая 5-10 минут решению какой-либо интонационной задачи, мы постепенно формируем у детей навык владения этим выразительным средством речи, который помогает оформлять своё высказывание. Помимо этого такие игры и упражнения помогают педагогам переключить детей на решение другой учебной задачи, удержать их внимание и тренировать его произвольность, повышать интенсивность занятия без ущерба для здоровья детей, а также создавать у них положительное эмоциональное состояние.

Но работа по формированию интонационной выразительности речи должна проводиться последовательно и систематично, материал соответствующих упражнений распределяться «пошагово», следует учитывать динамику возрастания интонационных навыков детей. Все эти задачи помогает решить такая форма работы, как организация кружка «Весёлая риторика».

Чётко спланированная кружковая работа по обучению интонационной выразительности проводится логопедом еженедельно во вторую половину дня со старшими дошкольниками с ФФНР и ОНР. Полученные навыки закрепляются воспитателями в повседневной жизни. Поделимся опытом планирования такой работы.

План занятий кружка «Весёлая риторика»

Цели работы:

  • Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шёпотом.
  • Формировать правильное речевое дыхание, правильную голосоподачу и плавность речи.
  • Развивать чёткость дикции, интонационную выразительность речи.
  • Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподражанием, в играх-драматизациях.
  • Учить детей говорить в спокойном темпе.
  • Воспитывать интерес к родному языку


Веселая риторика

план работы кружка учителя-логопеда на 2014-2015 учебный год (руководитель Логинова А.Ю.)

НА ГЛАВНУЮ

ДЕТСКИЙ САД

ДОКУМЕНТЫ

ПЕДАГОГАМ

РОДИТЕЛЯМ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Просод. компон.

октябрь

1.Игра на развитие дыхания «Осенние листья»
2.Игра «Слушай и также хлопай»
3.Рассказ проблемной ситуации

1.Речь с движением «Ёжик и барабан»(1)
2.Упр. на восприятие повышения основного тона (5)
3.Упр. «Эхо»(3)

1.Игра «Чей пароход лучше гудит»(2)
2.Речь с движениями «По ягоды»(1)
3.Упр. «Дождик, дождик»(2)

1.Упр. «Эхо»(2)
2.Речь с движениями «Ягоды»(1)
3.Упр. «Дождик, дождик»(2)

1.Дыхание
2.Темп речи
3.Ритм речи
4.Мелодика речи
5.Модуляция голоса
6.Логическое ударение
7.Тембр голоса
8.Пантомимические навыки.

ноябрь

1.Упр. на дифференцирование на слух 2 вида мелодики с повышением и понижением основного тона (5)
2.Упр. «Слушаем сказку» (3)

1.Упр. «Буря в бутылке» (3)
2.Игра «Зайцы и лиса» (4)
3.Упр. на дифференцирование на слух 2 вида мелодики с повышением и понижением основного тона (5)

1.Упр. «Погудим» (3)
2.Речь с движением. Игра «Кто прошёл» (3)
3.Прослушать речевой материал; при повторном его воспроизведении, услышав выделенное слово, хлопнуть в ладоши.

1.Упр. «Ветрячки»
2.Игра «Быстро - медленно»
3.Упр. «Отхлопать ритм»

декабрь

1.Речь с движением «Снеговик» (1)
2.Игра «Мы потопаем немножко» (3)
3.Упр. «Далеко и близко» (3)

1.Упр. «Попутный ветер» (3)
2.Речь с движением «Как мы поили телят» (1)
3.Игра «Цапля и утка» (3)

1.Упр. «Попутный ветер» (3)
2.Речь с движением маленький кролик» (1)
3.Анализ предложения «Снегири клюют рябину»

1.Упр. «Вьюга»
2.Игра «Чайник и чашка» (3)
3.Анализ звукосочетаний

январь

1.Упр. «Пузырь» (3)
2.Игра «Поезда» (3)
3.Игра «Эхо, эхо, вот потеха»
4.Упр. «Паровозы гудят» (1)

1.Чистоговорки и потешки
2.Игра «Поезда»
3.Игра «Считалка» (3)
4.Упр. «Вьюга» (3)

1.Чистоговорки и потешки
2.Игра «Поезда»
3.Игра – пантомима по стих. К.И. Чуковского «Черепаха»(8)

февраль

1.Упр. «Птицы разговаривают» (3)
2.Игра «Лесенка» (3)
3.Игра «Молоточки»(3)

1.Речь с движением «Маляры» (1)
2.Игра «Молоточки» (3)
3.Разыгрывание по ролям стих. И. Жукова «Киска» (7)

1.Игра «Просчитался»
2.Театр.игра «загадки без слов» (7)
3.Разыгрывание по ролям мини – сценки «мыши» (7)

1.Игра со свечей
2.Игра «Жук»(3)
3.Упр. «Больной зуб»
4.Игра «Сочини рифму»

1.Дыхание
2.Темп речи
3.Ритм речи
4.Мелодика речи
5.Модуляция голоса
6.Пантомимические навыки
7.Театрализованные игры
8.Интонация
9.Языковая догадка

март

1.Упр. «Дуем, дуем, задуваем» (3)
2.Речь с движением «Клён» (1)
3. Игра «Диктакнт»(1)

1.Упр. «Стихотворные тексты»
2.Речь с движением «На окне» (1)
3.Игра «Флажки» (3)

1.Игра на развитие дыхания «Удлиним фразу».
2.Игра «Шагаем и читаем»(3)
3.Разыгрывание по ролям стих. В. Берестова «Воробушки»(7)

1.Стихотворные тексты
2.Работа с пиктограммами
3.Игра «Построение»
4.Театр.игра «Веселый старичок-лесовичок»

апрель

1.Упр. «Звуковая ниточка»(3)
2.Речь с движением «Веснянка»(1)
3.Подготовка к инсценировке сказки

1.Речь с движением «Грядка»(1)
2.Стихотворные тексты
3.Игра «Кукушки»(3)
4.Подготов. к инсценировке сказки

1.Речь с движением «Ракета»(1)
2.Стихотворные тексты
3.Игра «Фраза по кругу»
4.Подготов. к инсценировке сказки

1.Упр. «Намотай клубочек»(8)
2.Речь с движением «Машины»
3.Игра «Матрёшки» (8)
4.Инсценеровка сказки

май

1.Стихотворные тексты
2.Речь с движением «Гусеница»
3.упр. «Ищем вторую половину»
4.Разыгрывание по ролям сюжета «Аист и лягушка» (С. Михалков)

1.Стихотворные тексты.
2.Скороговорки
3.Речь с движениями «Весенняя прогулка»
4.Разыгрывание по ролям сюжета «Про красу и крысу» (М. Годованец).

1.Стихотворные тексты
2.Скороговорки
3.Речь с движениями «Весенняя прогулка»
4.Разыгрывание по ролям сюжета «Медведь и солнце» (Н. Сладков).

1.Стихотворные тексты
2.Скороговорки
3.Речь с движениями «Лето»
4.Игра «Позовем вместе»
5. Разыгрывание по ролям сюжета «Просчитался» (С. Михалков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия с детьми с ФФНР в старшей группе по формированию интонационной выразительности речи «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»

Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения з...

Опыт работы по теме "Формирование интонационной выразительности речи у детей с ОНР"

Я думаю, что это материал поможет воспитателям и логопедам обучать дете й интонационной выразительности....

Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».

В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указ...

Мастерская учителя-логопеда: "Формирование интонационной выразительности речи"

Данный материал рекомендую использовать в коррекционно-развивающей работе  с детьми со стёртой дизартрией, ринолалией....

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи» дошкольников старшего возраста (из опыта работы подготовительной группы)

Цель:1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у...

Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...