Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи» дошкольников старшего возраста (из опыта работы подготовительной группы)
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Жилина Елена Владимировна

Цель:

1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.

2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_2.docx142.37 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Развитие выразительности

                                                                    речи детей в соответствии с ФГОС»

Семинар-практикум для воспитателей

«Формирование интонационной выразительности речи» дошкольников старшего возраста (из опыта работы подготовительной группы)

                                                                                         МДОУ «Детский сад «Василёк»

                                                                                          р.п. Мулловка»

                                                                                          Воспитатель: Жилина Е. В.

                                                             Март 2017

Цель:

1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.

2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

План мероприятия:

Теоретическая часть.

1. Актуальность проблемы развития интонационной выразительности у дошкольников.

2. Роль дыхания и дикции в формировании интонационной выразительности речи.

3. Ознакомление с этапами работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

Практическая часть.

1. Упражнения по развитию чувства ритма (восприятие и воспроизведение);

2. Формирование интонационной выразительности речи в игровых приемах.

3. Значение формирования интонационной выразительности речи в развитии творческой активности и инициативы у детей дошкольного возраста.

Материал к семинару-практикуму:

1. Комплексы дыхательной гимнастики.

2. Пособие «Чудесный эмоциональный бочонок».

3.Стихи, чистоговорки, скороговорки.

5. Пиктограммы разных настроений.

«Посредством речи выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, к кому обращается. Чем выразительнее речь, тем более она характеризует говорящего как личность и определяет его психологическое состояние». И. Ю. Кондратенко

В настоящее время мы занимаемся проблемой взаимосвязи психологического и педагогического аспекта в развитии речи у дошкольников через формирование эмоциональной лексики.

Большое внимание в построении работы над этой проблемой уделяется интонационной выразительности, как формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов речи:

- мелодики (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);

- темпа (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);

- ритма (чередование ударных слогов);

- тембра (эмоциональная окраска голоса);

- логического ударения (выделение наиболее важного по смыслу слова из фразы).

Ученые (Н. М. Баженов, Ч. Дарвин, И. И. Рыданова, Н. Д. Светозарова и др.) относят к интонационному оформлению речи четкость дикции, логическое ударение, чистоту звучания голоса, лексическое богатство, точное выражение мысли и эмоций.

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Многие педагоги детского сада сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

При неправильном произношении у детей отмечаются различные несовершенства дыхания: ослабленный вдох и выдох, говорят тихо, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом.

Научив ребёнка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.

Сначала нужно научить ребёнка дифференцировать носовой и ротовой выдох. С этой целью предлагаются 4 простых упражнения, которые не только подготовят детей к правильному речевому дыханию, но и будут хорошим профилактическим средством от простуды.

1.Игра «Задуй свечу».

Сделать вдох. По сигналу: «тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи так, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу: «сильный ветер» тушить свечу резким выдохом.

2. На материале гласных звуков.

Игра «Вьюга».

По сигналу: «вьюга началась», дети тихо гудят: «у-у-у-…» По сигналу: «сильная вьюга» дети громко произносят: «у-у-у…», по сигналу: «вьюга закончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки.

3. На материале согласных звуков.

На выдохе произносим согласные в звукоподражаниях предметам:

Из крана течёт вода: «с-с-с…», зазвенел комарик «з-з-з…», змея шипит «ш-ш-ш…», жук жужжит «ж-ж-ж…», рычит тигр «р-р-р…».

4. На материале слогов.

Игра «Часики».

Стоя, ноги слегка расставить. Размахивая прямыми руками вперёд- назад, произносить: Тик-так…

5. На материале слов.

Игра «Дни недели» (месяца, времена года).

Каждую строчку произнесите на одном выдохе.

Понедельник;

Понедельник, вторник;

Понедельник, вторник, среда;

Понедельник, вторник, среда, четверг;

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.

6. На материале предложений и фраз.

Игра «Саша любит».

Сделайте вдох и на выдохе повторите, и добавьте название игрушки и произносите фразу на одном выдохе. («Саша любит дудочку», показываю ещё одну игрушку, а вы дополняете фразу ещё и этим словом, и т. д.

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.

Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счёт ведём про себя): вдох (носом)1-3, пауза-1, выдох (ртом)- 1- 6. плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать). Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза. Повторять четырежды в день.

Можно использовать и наглядно - игровые средства для развития продолжительного равномерного выдоха у детей, формирования сильной воздушной струи через рот, выполнить которые несложно своими руками.

 «Насекомые», «Времена года» - используется для регуляции силы и продолжительности выдоха, т. е. делаем вдох и на коротком выдохе раздуваем снежинки, капельки, бабочек т. д. Затем на втором вдохе - выдох удлиняем, на третьем выдохе - ещё длительнее.

Примерные стихотворные тексты к пособию «Времена года».

«Снегопад»

Снежинок много я собрал,

Ветерочком лёгким стал.

Если очень постараться,

Снежинки дружно разлетятся.

«Листопад»

Листьев много я собрал,

Ветерочком лёгким стал.

Если очень постараться,

Листья дружно разлетятся.

«Хорошая погода»

Небо хмурится с утра,

Надо солнышку помочь,

Ветерочком стану я,

Уходите тучи прочь,

Уносите дождь с собой».

Можно использовать ёмкости с водой.

Пособие «Корабли» - дуем через трубочку или без неё. Используется для выработки целенаправленного выдоха.

Примерные стихотворные тексты.

«Лодочки»

Берег - левый,

Берег - правый,

Лодка – это переправа.

Груз любой мы переправим,

Куда надо всё поставим.

(переправляем груз на лодке с одного берега на другой)

«Ледоход»

У меня корабль сильный.

У него характер львиный.

Льдины смело раздвигает

И везде он проплывает.

(Кораблик должен проплыть от одного берега к другому и не столкнуться с «айсбергом» из пенопласта.)

«Ракушки»

Чудесные ракушки есть у нас,

Поиграем мы сейчас.

Будем дружно их сдувать,

Дно морское украшать.

(Перед ёмкостью с водой разложить ракушки. Задача ребёнка - сдуть их в воду и украсить морское дно.)

«Утята»

Плавать учатся утята

С мамой – уткой на пруду.

Помогу я им, ребята,-

Ветерочком подтолкну.

(дети помогают утятам доплыть до мамы-утки).

Для дыхательной гимнастики, для выработки целенаправленного выдоха может пригодиться и крупа (манка, горох и т. д.)

«Пшено»

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На пшено подую я

И скажу, что там, друзья.

(На дно неглубокой ёмкости приклеить картинку, насыпать крупу. Задача ребёнка - раздуть пшено с середины и увидеть картинку и назвать её. Картинки выбирать с учётом автоматизации звуков).

4. Вдох носом, выдох носом. Игровое упр. «Доктор слушает больного».

Тренировка дикции. Дикция - чёткое произношение звуков, предложений. Обязательно запаситесь терпением – дети сразу не смогут произнести правильно скороговорку, на это потребуется время (иногда много времени). Каждое занятие начинайте с разминки языка и губ. Пусть дети научатся активно двигать языком.

Работу по развитию выразительности речи нужно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем - навыки ее использования в собственной речи.

Сначала формируется интонационное оформление повествовательных, затем вопросительных и в дальнейшем - восклицательных высказываний.

Дидактическая игра «Волшебный эмоциональный бочонок»

Игра предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми 5-6 лет

Материал к игре:

1. Бочонок, сделанный из пластиковой банки и пиктограмм

5-ти эмоциональных состояний, наклеенных с боков скотчем.

2. Бубен.

Дидактическое пособие «Чудесный бочонок» для эмоциональных игр с детьми 5–6 лет с ОВЗ 

Цель:

1. Коррекция речевого и психического развития детей 5 – 6 лет.

2. Развитие у детей интереса к эмоциональным играм. Формирование паралингвистических средств общения, умения передавать заданное эмоциональное состояние и понимать чувства окружающих людей.

3. Активизация эмоционального словаря и процессов словообразования.

4. Тренировка мимических мышц лица.

Ход игры:

1 вариант игры.

"Догадайся"

Воспитатель вносит «Эмоциональный бочонок» и привлекает к нему внимание детей.

- Хотите узнать, что в моем «бочонке»?

-Попробуйте догадаться по его названию «Волшебный эмоциональный бочонок» (Эмоции)

Один из детей (самый отважный) открывает «бочонок», достает из него карточку с эмоцией. Но не показывает другим детям, а изображает настроение мимикой. «Бочонок» хочет узнать, какую эмоцию достал ребенок. Дети изображают, угадывают, называют. (Например, испуганную эмоцию, и т. д. Дети по очереди, или по желанию вынимают и изображают появившиеся эмоции, вспоминают слова - признаки, соответствующие им.)

2 вариант игры

«Замри»

В «Бочонке» лежат разные карточки-эмоции. Выбирается из детей водящий, который будет вынимать из «бочонка» ту или иную эмоцию.

По звону бубна дети разбегаются по комнате. Водящий достает эмоцию, бубен замолкает. А дети замирают в любой позе, изображая на лице соответствующую эмоцию.

3 вариант игры.

«Я самый…»

В «Бочонке» лежат разные маски-эмоции.

Дети, по желанию, достают эмоцию и, изображая соответствующее настроение, говорят о себе (например, «Я радостный»). Педагог изображает ту же эмоцию, но с более усиленным оттенком и говорит (например. «Я еще радостнее», а затем спрашивает у детей (например, «А кто самый радостный) Отвечает тот ребенок фразой «Я самый радостный», который, по мнению детей, изобразит радость с наиболее усиленным оттенком, т. е. эйфорию. Далее дети самостоятельно пытаются изобразить и образовать слово с более усиленным эмоциональным оттенком. Логопед обращает внимание на окончание прилагательных в превосходной степени, поощряет похвалой самых эмоциональных детей.

4 вариант игры (в парах)

«Эмоции - неприятели»

Дети по очереди достают из «Бочонка» карточки с эмоциями. Изображают, называют свое эмоциональное состояние и придумывают противоположное эмоциональное состояние. Например, к слову «удивление» придумывают слово, обозначающее эмоцию противоположного значения «отвращение». Дети чувствуют, как меняется их настроение, мимика в связи с той или иной спрятавшейся в «Эмоциональном бочонке» эмоцией.

5 вариант игры (в парах)

«Эмоции – приятели»

По типу игры «Эмоции – неприятели», только дети подбирают эмоциональные слова, с одним и тем же значением. Например, испуг – боязнь, страх; удивление – восхищение и т. д.

Игра «Разные приветствия».

Ребята давайте поприветствуем друг друга разными способами.

Воспитатель: Внимательно посмотрев на вас, я сразу догадалась у кого какое настроение. Есть такая пословица «У него все на лице написано». Рассмотрим картинки (фотографии) и найдем детей с хорошим и плохим настроением. Покажите на рисунке детей, у которых настроение:

· печальное;

· веселое;

· гневное;

· грустное;

· радостное;

· удивленное;

· гордое.

По каким признакам можно понять когда человек радуется?

Дети: У него глаза смеются, рот в широкой улыбке, лицо доброе.

Воспитатель: Как мы называем человека, который радуется?

Дети: Радостный, веселый, счастливый.

Воспитатель: По каким признакам можно понять, что человек грустит?

Дети: У него голова наклонена вниз, унылый взгляд, брови и уголки рта опущены.

Воспитатель: Назовите разными словами, что делает человек, когда ему грустно.

Дети: Он грустит, огорчается, печалиться.

Воспитатель: Посмотрите на состояние этого человека, что оно выражает?

Дети: Этот человек злиться.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: У него сдвинуты брови, взгляд сердитый, рот крепко сжат.

Воспитатель: Какое лицо у удивленного человека?

Дети: Глаза широко открыты, брови подняты вверх, рот открыт.

Воспитатель: Найдите гордого человека. Как вы догадались, что это гордый человек? Дети: У него довольный вид, нос поднят кверху, он счастлив.

Мимическая гимнастика.

Воспитатель: А сейчас я буду называть вам слова или словосочетания, а вы должны изобразить это состояние мимикой и жестами. (Дети передают реальные или воображаемые состояния, например: веселый клоун, грозовая туча, страшный сон, шустрый ежик, скука, злой Карабас – Барабас, гордая Снежная Королева, грустный Пьеро, жадный медвежонок, радостный Буратино).

Игра «На что похоже мое настроение»

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем о своем настроении, только не просто скажем, мне грустно или радостно… А сравним его с погодой, временем года или каким-то природным явлением. Вот например: мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а ваше? (Дети по очереди рассказывают, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение).

В конце воспитатель обобщает, какое у детей настроение.

Упражнение "Волшебный мешочек"

Воспитатель: Я вижу, что у кого-то плохое настроение, ему грустно, печально, кто-то сердит. Давайте спрячем наше плохое настроение в волшебный мешочек. (Дети "складывают" в мешочек свое плохое настроение, все отрицательные эмоции, проговаривая при этом свои действия.)

Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что нужно делать, чтобы улучшить свое настроение.

Воспитатель беседует с детьми о настроении. Вместе делают вывод, как улучшить свое настроение:

· рассмешить себя, глядя в зеркало;

· послушать приятную музыку;

· спеть веселую песенку;

· рассказать о своем настроении другу;

· попросить помощи;

· смыть плохое настроение водой (душ, бассейн) и др.

Воспитатель: У вас поднялось настроение? (Ответы детей). Попытаемся его поднять, выполнив ряд упражнений:

· «Потопать ногами»

· «Надуть воздушный шарик» «злостью» и дать ему лопнуть.

· «Воздушный шарик» на расслабление мышц живота.

· «Подними себя сам». Сидя на стульях, взяться двумя руками за стул снизу и попытаться поднять себя.

Игра «Сюрпризка»

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Почувствуйте тепло ваших рук, улыбнитесь ласково, подарите друг другу тепло вашей души и сердца. Сейчас мы поиграем в игру «Сюрпризка».

Ходим кругом друг за другом,

А в кругу сюрприз лежит,

На кого сюрприз укажет,

Комплимент тому и скажем. (Игра повторяется 3-4 раза).

Упражнение «Три настроения».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе стоят стаканчики с чистой водой и краски. Я предлагаю вам подойти и капнуть в стакан ту краску, на которую похоже ваше настроение сейчас, в данный момент. (Обсуждение).

Воспитатель: Когда настроение хорошее, спокойное подходят светлые краски, но если настроение мрачное, плохое – темные. Ребята, когда в нашу голову приходят отличные идеи, нам что-нибудь дарят, то настроение бывает прекрасным, радостным и мысли становятся похожи на салют .

Коллекция Скороговорок и Чистоговорок

Упражнения по развитию речи

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).

Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).

Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).

Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).

Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).

Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).

Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).

Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).

Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).

Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).

Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).

Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).

Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес).

Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).

Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).

Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).

Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.

Чистогооврки с быстрым проговариванием

• У Сени и Сани сом с усами.

• Сеня в сени сено вез.

• У осы не усы, не усищи, а усики.

• Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

• Везет Сеня с Саней, Соню на санях.

• От топота копыт пыль по полю летит.

• Восьмой кол вбили в частокол.

• Топали да топали, дотопали до тополя.

• Дятел дуб долбил, да не додолбил.

• В один, Клим, клин колоти.

• Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

Чистоговорки с трудными звуками

Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:

• Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).

• Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).

• Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).

• Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).

• Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).

• Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).

• Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).

• Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).

• Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).

• Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).

• Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).

Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:

• Жутко жуку жить на суку.

• Ежу на ужин жук нужен.

• У ужа ужата, у ежа – ежата.

• Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

• По двору, по подворью в добром здоровье.

• У нас на подворье погода размокропогодилась.

• Свинья тупорыла весь двор перерыла.

• Летят пичужки через три пустые избушки.

• У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.

• Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

• На кочке квочка, квочка на кочке.

• Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

• Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.

• Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.

• Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.

• Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.

• Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Формирование интонационной выразительности речи дошкольников"

Содержит работу по формированию выразительности речи дошкольников. ...

Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Формирование интонационной выразительности речи детей на занятиях"

Семинар-прктикум для педагогов ДОУ по формированию интонационной выразительности речи...

Консультация для родителей дошкольников «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда р...

Консультация для воспитателей "Участие родителей в проектной деятельности и их влияние на формирование социально - коммуникативных навыков дошкольников старшего возраста (из опыта работы)."

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Оно обладает целым рядом характерист...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе выс...

Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством упражнений

В статье раскрываются поэтапное формирования интонационной выразительностиречи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством различных игр и упражнений....