Главные вкладки

    Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи» дошкольников старшего возраста (из опыта работы подготовительной группы)
    учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

    Жилина Елена Владимировна

    Цель:

    1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.

    2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_2.docx142.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум «Развитие выразительности

                                                                        речи детей в соответствии с ФГОС»

    Семинар-практикум для воспитателей

    «Формирование интонационной выразительности речи» дошкольников старшего возраста (из опыта работы подготовительной группы)

                                                                                             МДОУ «Детский сад «Василёк»

                                                                                              р.п. Мулловка»

                                                                                              Воспитатель: Жилина Е. В.

                                                                 Март 2017

    Цель:

    1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.

    2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

    План мероприятия:

    Теоретическая часть.

    1. Актуальность проблемы развития интонационной выразительности у дошкольников.

    2. Роль дыхания и дикции в формировании интонационной выразительности речи.

    3. Ознакомление с этапами работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

    Практическая часть.

    1. Упражнения по развитию чувства ритма (восприятие и воспроизведение);

    2. Формирование интонационной выразительности речи в игровых приемах.

    3. Значение формирования интонационной выразительности речи в развитии творческой активности и инициативы у детей дошкольного возраста.

    Материал к семинару-практикуму:

    1. Комплексы дыхательной гимнастики.

    2. Пособие «Чудесный эмоциональный бочонок».

    3.Стихи, чистоговорки, скороговорки.

    5. Пиктограммы разных настроений.

    «Посредством речи выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, к кому обращается. Чем выразительнее речь, тем более она характеризует говорящего как личность и определяет его психологическое состояние». И. Ю. Кондратенко

    В настоящее время мы занимаемся проблемой взаимосвязи психологического и педагогического аспекта в развитии речи у дошкольников через формирование эмоциональной лексики.

    Большое внимание в построении работы над этой проблемой уделяется интонационной выразительности, как формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов речи:

    - мелодики (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);

    - темпа (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);

    - ритма (чередование ударных слогов);

    - тембра (эмоциональная окраска голоса);

    - логического ударения (выделение наиболее важного по смыслу слова из фразы).

    Ученые (Н. М. Баженов, Ч. Дарвин, И. И. Рыданова, Н. Д. Светозарова и др.) относят к интонационному оформлению речи четкость дикции, логическое ударение, чистоту звучания голоса, лексическое богатство, точное выражение мысли и эмоций.

    Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Многие педагоги детского сада сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

    При неправильном произношении у детей отмечаются различные несовершенства дыхания: ослабленный вдох и выдох, говорят тихо, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом.

    Научив ребёнка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.

    Сначала нужно научить ребёнка дифференцировать носовой и ротовой выдох. С этой целью предлагаются 4 простых упражнения, которые не только подготовят детей к правильному речевому дыханию, но и будут хорошим профилактическим средством от простуды.

    1.Игра «Задуй свечу».

    Сделать вдох. По сигналу: «тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи так, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу: «сильный ветер» тушить свечу резким выдохом.

    2. На материале гласных звуков.

    Игра «Вьюга».

    По сигналу: «вьюга началась», дети тихо гудят: «у-у-у-…» По сигналу: «сильная вьюга» дети громко произносят: «у-у-у…», по сигналу: «вьюга закончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки.

    3. На материале согласных звуков.

    На выдохе произносим согласные в звукоподражаниях предметам:

    Из крана течёт вода: «с-с-с…», зазвенел комарик «з-з-з…», змея шипит «ш-ш-ш…», жук жужжит «ж-ж-ж…», рычит тигр «р-р-р…».

    4. На материале слогов.

    Игра «Часики».

    Стоя, ноги слегка расставить. Размахивая прямыми руками вперёд- назад, произносить: Тик-так…

    5. На материале слов.

    Игра «Дни недели» (месяца, времена года).

    Каждую строчку произнесите на одном выдохе.

    Понедельник;

    Понедельник, вторник;

    Понедельник, вторник, среда;

    Понедельник, вторник, среда, четверг;

    Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.

    6. На материале предложений и фраз.

    Игра «Саша любит».

    Сделайте вдох и на выдохе повторите, и добавьте название игрушки и произносите фразу на одном выдохе. («Саша любит дудочку», показываю ещё одну игрушку, а вы дополняете фразу ещё и этим словом, и т. д.

    Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.

    Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счёт ведём про себя): вдох (носом)1-3, пауза-1, выдох (ртом)- 1- 6. плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать). Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза. Повторять четырежды в день.

    Можно использовать и наглядно - игровые средства для развития продолжительного равномерного выдоха у детей, формирования сильной воздушной струи через рот, выполнить которые несложно своими руками.

     «Насекомые», «Времена года» - используется для регуляции силы и продолжительности выдоха, т. е. делаем вдох и на коротком выдохе раздуваем снежинки, капельки, бабочек т. д. Затем на втором вдохе - выдох удлиняем, на третьем выдохе - ещё длительнее.

    Примерные стихотворные тексты к пособию «Времена года».

    «Снегопад»

    Снежинок много я собрал,

    Ветерочком лёгким стал.

    Если очень постараться,

    Снежинки дружно разлетятся.

    «Листопад»

    Листьев много я собрал,

    Ветерочком лёгким стал.

    Если очень постараться,

    Листья дружно разлетятся.

    «Хорошая погода»

    Небо хмурится с утра,

    Надо солнышку помочь,

    Ветерочком стану я,

    Уходите тучи прочь,

    Уносите дождь с собой».

    Можно использовать ёмкости с водой.

    Пособие «Корабли» - дуем через трубочку или без неё. Используется для выработки целенаправленного выдоха.

    Примерные стихотворные тексты.

    «Лодочки»

    Берег - левый,

    Берег - правый,

    Лодка – это переправа.

    Груз любой мы переправим,

    Куда надо всё поставим.

    (переправляем груз на лодке с одного берега на другой)

    «Ледоход»

    У меня корабль сильный.

    У него характер львиный.

    Льдины смело раздвигает

    И везде он проплывает.

    (Кораблик должен проплыть от одного берега к другому и не столкнуться с «айсбергом» из пенопласта.)

    «Ракушки»

    Чудесные ракушки есть у нас,

    Поиграем мы сейчас.

    Будем дружно их сдувать,

    Дно морское украшать.

    (Перед ёмкостью с водой разложить ракушки. Задача ребёнка - сдуть их в воду и украсить морское дно.)

    «Утята»

    Плавать учатся утята

    С мамой – уткой на пруду.

    Помогу я им, ребята,-

    Ветерочком подтолкну.

    (дети помогают утятам доплыть до мамы-утки).

    Для дыхательной гимнастики, для выработки целенаправленного выдоха может пригодиться и крупа (манка, горох и т. д.)

    «Пшено»

    Что-то спряталось на дне,

    Но пока не видно мне.

    На пшено подую я

    И скажу, что там, друзья.

    (На дно неглубокой ёмкости приклеить картинку, насыпать крупу. Задача ребёнка - раздуть пшено с середины и увидеть картинку и назвать её. Картинки выбирать с учётом автоматизации звуков).

    4. Вдох носом, выдох носом. Игровое упр. «Доктор слушает больного».

    Тренировка дикции. Дикция - чёткое произношение звуков, предложений. Обязательно запаситесь терпением – дети сразу не смогут произнести правильно скороговорку, на это потребуется время (иногда много времени). Каждое занятие начинайте с разминки языка и губ. Пусть дети научатся активно двигать языком.

    Работу по развитию выразительности речи нужно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем - навыки ее использования в собственной речи.

    Сначала формируется интонационное оформление повествовательных, затем вопросительных и в дальнейшем - восклицательных высказываний.

    Дидактическая игра «Волшебный эмоциональный бочонок»

    Игра предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми 5-6 лет

    Материал к игре:

    1. Бочонок, сделанный из пластиковой банки и пиктограмм

    5-ти эмоциональных состояний, наклеенных с боков скотчем.

    2. Бубен.

    Дидактическое пособие «Чудесный бочонок» для эмоциональных игр с детьми 5–6 лет с ОВЗ 

    Цель:

    1. Коррекция речевого и психического развития детей 5 – 6 лет.

    2. Развитие у детей интереса к эмоциональным играм. Формирование паралингвистических средств общения, умения передавать заданное эмоциональное состояние и понимать чувства окружающих людей.

    3. Активизация эмоционального словаря и процессов словообразования.

    4. Тренировка мимических мышц лица.

    Ход игры:

    1 вариант игры.

    "Догадайся"

    Воспитатель вносит «Эмоциональный бочонок» и привлекает к нему внимание детей.

    - Хотите узнать, что в моем «бочонке»?

    -Попробуйте догадаться по его названию «Волшебный эмоциональный бочонок» (Эмоции)

    Один из детей (самый отважный) открывает «бочонок», достает из него карточку с эмоцией. Но не показывает другим детям, а изображает настроение мимикой. «Бочонок» хочет узнать, какую эмоцию достал ребенок. Дети изображают, угадывают, называют. (Например, испуганную эмоцию, и т. д. Дети по очереди, или по желанию вынимают и изображают появившиеся эмоции, вспоминают слова - признаки, соответствующие им.)

    2 вариант игры

    «Замри»

    В «Бочонке» лежат разные карточки-эмоции. Выбирается из детей водящий, который будет вынимать из «бочонка» ту или иную эмоцию.

    По звону бубна дети разбегаются по комнате. Водящий достает эмоцию, бубен замолкает. А дети замирают в любой позе, изображая на лице соответствующую эмоцию.

    3 вариант игры.

    «Я самый…»

    В «Бочонке» лежат разные маски-эмоции.

    Дети, по желанию, достают эмоцию и, изображая соответствующее настроение, говорят о себе (например, «Я радостный»). Педагог изображает ту же эмоцию, но с более усиленным оттенком и говорит (например. «Я еще радостнее», а затем спрашивает у детей (например, «А кто самый радостный) Отвечает тот ребенок фразой «Я самый радостный», который, по мнению детей, изобразит радость с наиболее усиленным оттенком, т. е. эйфорию. Далее дети самостоятельно пытаются изобразить и образовать слово с более усиленным эмоциональным оттенком. Логопед обращает внимание на окончание прилагательных в превосходной степени, поощряет похвалой самых эмоциональных детей.

    4 вариант игры (в парах)

    «Эмоции - неприятели»

    Дети по очереди достают из «Бочонка» карточки с эмоциями. Изображают, называют свое эмоциональное состояние и придумывают противоположное эмоциональное состояние. Например, к слову «удивление» придумывают слово, обозначающее эмоцию противоположного значения «отвращение». Дети чувствуют, как меняется их настроение, мимика в связи с той или иной спрятавшейся в «Эмоциональном бочонке» эмоцией.

    5 вариант игры (в парах)

    «Эмоции – приятели»

    По типу игры «Эмоции – неприятели», только дети подбирают эмоциональные слова, с одним и тем же значением. Например, испуг – боязнь, страх; удивление – восхищение и т. д.

    Игра «Разные приветствия».

    Ребята давайте поприветствуем друг друга разными способами.

    Воспитатель: Внимательно посмотрев на вас, я сразу догадалась у кого какое настроение. Есть такая пословица «У него все на лице написано». Рассмотрим картинки (фотографии) и найдем детей с хорошим и плохим настроением. Покажите на рисунке детей, у которых настроение:

    · печальное;

    · веселое;

    · гневное;

    · грустное;

    · радостное;

    · удивленное;

    · гордое.

    По каким признакам можно понять когда человек радуется?

    Дети: У него глаза смеются, рот в широкой улыбке, лицо доброе.

    Воспитатель: Как мы называем человека, который радуется?

    Дети: Радостный, веселый, счастливый.

    Воспитатель: По каким признакам можно понять, что человек грустит?

    Дети: У него голова наклонена вниз, унылый взгляд, брови и уголки рта опущены.

    Воспитатель: Назовите разными словами, что делает человек, когда ему грустно.

    Дети: Он грустит, огорчается, печалиться.

    Воспитатель: Посмотрите на состояние этого человека, что оно выражает?

    Дети: Этот человек злиться.

    Воспитатель: Как вы догадались?

    Дети: У него сдвинуты брови, взгляд сердитый, рот крепко сжат.

    Воспитатель: Какое лицо у удивленного человека?

    Дети: Глаза широко открыты, брови подняты вверх, рот открыт.

    Воспитатель: Найдите гордого человека. Как вы догадались, что это гордый человек? Дети: У него довольный вид, нос поднят кверху, он счастлив.

    Мимическая гимнастика.

    Воспитатель: А сейчас я буду называть вам слова или словосочетания, а вы должны изобразить это состояние мимикой и жестами. (Дети передают реальные или воображаемые состояния, например: веселый клоун, грозовая туча, страшный сон, шустрый ежик, скука, злой Карабас – Барабас, гордая Снежная Королева, грустный Пьеро, жадный медвежонок, радостный Буратино).

    Игра «На что похоже мое настроение»

    Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем о своем настроении, только не просто скажем, мне грустно или радостно… А сравним его с погодой, временем года или каким-то природным явлением. Вот например: мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а ваше? (Дети по очереди рассказывают, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение).

    В конце воспитатель обобщает, какое у детей настроение.

    Упражнение "Волшебный мешочек"

    Воспитатель: Я вижу, что у кого-то плохое настроение, ему грустно, печально, кто-то сердит. Давайте спрячем наше плохое настроение в волшебный мешочек. (Дети "складывают" в мешочек свое плохое настроение, все отрицательные эмоции, проговаривая при этом свои действия.)

    Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что нужно делать, чтобы улучшить свое настроение.

    Воспитатель беседует с детьми о настроении. Вместе делают вывод, как улучшить свое настроение:

    · рассмешить себя, глядя в зеркало;

    · послушать приятную музыку;

    · спеть веселую песенку;

    · рассказать о своем настроении другу;

    · попросить помощи;

    · смыть плохое настроение водой (душ, бассейн) и др.

    Воспитатель: У вас поднялось настроение? (Ответы детей). Попытаемся его поднять, выполнив ряд упражнений:

    · «Потопать ногами»

    · «Надуть воздушный шарик» «злостью» и дать ему лопнуть.

    · «Воздушный шарик» на расслабление мышц живота.

    · «Подними себя сам». Сидя на стульях, взяться двумя руками за стул снизу и попытаться поднять себя.

    Игра «Сюрпризка»

    Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Почувствуйте тепло ваших рук, улыбнитесь ласково, подарите друг другу тепло вашей души и сердца. Сейчас мы поиграем в игру «Сюрпризка».

    Ходим кругом друг за другом,

    А в кругу сюрприз лежит,

    На кого сюрприз укажет,

    Комплимент тому и скажем. (Игра повторяется 3-4 раза).

    Упражнение «Три настроения».

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе стоят стаканчики с чистой водой и краски. Я предлагаю вам подойти и капнуть в стакан ту краску, на которую похоже ваше настроение сейчас, в данный момент. (Обсуждение).

    Воспитатель: Когда настроение хорошее, спокойное подходят светлые краски, но если настроение мрачное, плохое – темные. Ребята, когда в нашу голову приходят отличные идеи, нам что-нибудь дарят, то настроение бывает прекрасным, радостным и мысли становятся похожи на салют .

    Коллекция Скороговорок и Чистоговорок

    Упражнения по развитию речи

    Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).

    Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).

    Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).

    Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

    Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).

    Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).

    Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).

    Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

    Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).

    Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).

    Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).

    Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

    Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).

    Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).

    Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).

    Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес).

    Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

    Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).

    Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).

    Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).

    Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

    Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.

    Чистогооврки с быстрым проговариванием

    • У Сени и Сани сом с усами.

    • Сеня в сени сено вез.

    • У осы не усы, не усищи, а усики.

    • Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

    • Везет Сеня с Саней, Соню на санях.

    • От топота копыт пыль по полю летит.

    • Восьмой кол вбили в частокол.

    • Топали да топали, дотопали до тополя.

    • Дятел дуб долбил, да не додолбил.

    • В один, Клим, клин колоти.

    • Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

    Чистоговорки с трудными звуками

    Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:

    • Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).

    • Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).

    • Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).

    • Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).

    • Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).

    • Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).

    • Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).

    • Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).

    • Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).

    • Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).

    • Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).

    Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:

    • Жутко жуку жить на суку.

    • Ежу на ужин жук нужен.

    • У ужа ужата, у ежа – ежата.

    • Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

    • По двору, по подворью в добром здоровье.

    • У нас на подворье погода размокропогодилась.

    • Свинья тупорыла весь двор перерыла.

    • Летят пичужки через три пустые избушки.

    • У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.

    • Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

    • На кочке квочка, квочка на кочке.

    • Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

    • Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.

    • Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.

    • Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.

    • Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.

    • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"

    В материале раскрываются  этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части....

    Консультация на тему: "Формирование интонационной выразительности речи дошкольников"

    Содержит работу по формированию выразительности речи дошкольников. ...

    Методическая разработка консультации для воспитателей ДОО "Интонационная выразительность речи и приёмы её формирования у детей старшего дошкольного возраста "

    В детском саду уделяется большое внимание речевому развитию  дошкольников. Педагогами ведётся целенаправленная работа по формированию произносительных навыков, обогащению словарного запаса, разви...

    Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

    Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...

    Кружковая работа логопеда по формированию интонационной выразительности речи старших дошкольников "Веселая риторика"

    обучение дошкольника интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребёнка речи в процессе логопедического воздействия....

    Мастер-класс для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

    Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе выс...

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Формирование интонационной выразительности речи детей на занятиях"

    Семинар-прктикум для педагогов ДОУ по формированию интонационной выразительности речи...