Консультация на тему: "Формирование интонационной выразительности речи дошкольников"
консультация на тему

Богомолова Юлия Валерьевна

Содержит работу по формированию выразительности речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intonatsionnaya_vyrazitelnost_rechi.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Формирование интонационной выразительности речи дошкольников»

Богомолова Юлия Валерьевна, воспитатель детского сада «Колосок» структурного подразделения ГБОУ СОШ №3 «Образовательный центр» с.Кинель-Черкассы

 Многие педагоги дошкольных образовательных учреждений, родители сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях.

 В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

«Выразительность речи — умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», — писал Н. С. Рождественский.

Выразительностью речи называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связано с отношением к нему говорящего. Выразительность речи основывается на осознанной передаче мысли.

Интонация — это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям.

Интонация включает в себя следующие компоненты: мелодику, темп, ритм, логическое и фразовое ударение, тембр.

Мелодика — движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость.

Темп — скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз (временных остановок в речи) между речевыми отрезками.

Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса).

Фразовое и логическое ударения — выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания.

Тембр речи – эмоциональная окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т. п.).

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

Работу по формированию выразительности речи целесообразно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем - навыки ее использования в собственной речи.

Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста дает возможность показать детям роль интонации в речи. Первый раз воспитатель читает текст невыразительно, второй раз - с интонационным оформлением. Дети, безусловно, отметят разницу, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи. Желательно объяснить дошкольникам, что интонация помогает не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше понимать чувства и отношение к нам других людей.

После этого можно переходить к формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов:

- мелодики (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);

- темпа (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);

- ритма (чередование ударных слогов);

- тембра (эмоциональная окраска голоса);

- логического ударения (выделение наиболее важного по смыслу слова).

Первый этап.

Мелодика. Для привлечения внимания детей к мелодике (основному тону голоса) и показа ее значимости можно использовать такой прием, как «рассказ проблемной истории»: «Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, груши, бананы. Это фрукты». (Утверждение, тон голоса понижается.) После паузы спросить: «Почему вы мне ничего не ответили?» (Предположительный ответ детей: «Вы нас не спрашивали»). «Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи?» («Да, конечно!» - ответят дети) «Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?» Скорее всего, дети не дадут правильного ответа, но выскажут предположение, что изменился голос.

Педагог объясняет, что человеческий голос может изменяться – «подниматься и спускаться с горки» (при работе со старшими дошкольниками можно ввести термины «голос повышается», «голос понижается»).

При объяснении следует использовать наглядный материал: карточки, на которых повышение мелодики будет обозначено стрелкой, направленной косо вверх, а понижение мелодики - стрелкой, направленной косо вниз.

Эффективным является прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз.

Речевым материалом могут служить:

- серии звуков и слогов;

- повествовательные предложения - произносятся спокойным голосом, к концу предложения ровно понижающимся (На поляне зреет земляника. После дождя появилась радуга.);

- вопросительные предложения - слово, содержащее вопрос, произносится высоким голосом, к концу предложения мелодика понижается (Кто разлил молоко? Андрей пришел из школы?);

- восклицательные предложения с так называемой оценочной интонацией - произносятся с повышением мелодики (Как красиво осенью! Как страшно в темноте!);

- восклицательные предложения с так называемой «звательной» интонацией - слова обращения, приветствия произносятся высоким голосом, а к концу предложения мелодика понижается (Здравствуйте, Наталья Сергеевна! Света, пойдем гулять в парк!), и побудительной интонацией - на слове, которое содержит просьбу, приказ, голос звучит высоко, а к концу предложения ровно понижается (Бабушка, налей молока! Стой, кто идет!).

Для развития восприятия мелодики воспитатель дважды произносит отдельные фразы или серии слогов и при повторе предлагает детям сначала вместе с ним, а затем самостоятельно «нарисовать» в воздухе мелодику, т.е. дирижировать. Целесообразно использовать игры «Дирижеры», «Волшебная линия» (см. приложение 1).

Более сложным считается задание, в котором дети, слушая речевой материал, должны поднять над головой карточку с обозначением соответствующей мелодики: игры «Составь схему», «Точка», «Восклицательный знак», «Диктант» (см. приложение 1).

Одним из приемов, используемых в работе, является сопоставительный анализ двух образцов высказываний с различной мелодикой. Этой цели могут служить игры типа «Вопрос-ответ» (см. приложение 6).

Наиболее сложными являются задания на восприятие фраз с переломом мелодического рисунка (голос сначала повышается, а затем понижается). В процессе восприятия этого речевого материала детям сначала предлагается, дирижируя рукой, показать изменения мелодики, а затем выложить на столах схему из двух карточек с изображением стрелок: игры «Вопросы», «Вопросительный знак», «Позовем вместе», «Просьба», «Воздушный шарик» (см. приложение 1).

Темп. При развитии восприятия этого интонационного компонента может возникнуть необходимость провести предварительную работу: познакомить детей с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно». Сначала вводятся контрастные образцы темпа: «быстро» и «медленно», после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки. Первоначально у детей формируют умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагают выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым воспитатель читает стихотворные тексты. Если взрослый ускоряет речь (переходит от медленного темпа к быстрому или умеренному), то дети тоже должны ускорять свои движения, например, игры «Карусели», «Курочка и цыплята», «Барабанщик» (см. приложение 2).

Более сложное задание: прослушав речевой образец, сказать, в каком темпе он произнесен: «быстро», «медленно» или «умеренно». Для успешного запоминания терминов можно использовать специальные символы: круг зеленого цвета обозначает «быстро», круг желтого цвета – «умеренно», круг красного цвета – «медленно», например, в игре «Осенние листочки» (см. приложение 2). По мере овладения детьми этими понятиями использование наглядных опор прекращается.

Ритм. Детям можно предложить отхлопывать в ладоши ритм сначала слоговых серий, произносимых педагогом (Та-та-Та-та, та-Та-та-Та, Та-та-та-Та-та-та и т.д.), затем стихотворений, имеющих двухсложную (ямб, хорей) или трехсложную (дактиль) ритмическую структуру.

Ямб - в стихосложении - двухсложная стопа с ударением на втором слоге, например: «Зима! Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь». Ямбом написан «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

Хорей - двухсложная стопа с ударением на первом слоге, например: «Буря мглою небо кроет,/ Вихри снежные крутя» (А.С. Пушкин).

Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге, например: «Тучки небесные, вечные странники!» (М.Ю. Лермонтов).

Если такие задания окажутся для детей сложными, сначала можно провести работу по выделению акцентированных долей на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом). Навыки восприятия этого акцента можно закреплять в двигательных действиях: игры «Язычки-дразнилки», «Забияки-петушки» (см. приложение 3).

В дальнейшем можно переходить к отработке навыков восприятия равномерно повторяющегося акцента и ритмических рисунков. При этом используются не только двигательные действия, но и составление разнообразных зрительно-наглядных схем. Например, в играх «Кегли и мячи», «Узоры» (см. приложение 3) педагог и дети договариваются, что одни предметы будут обозначать сильные удары, а другие - слабые. После этого взрослый отхлопывает определенный ритм (двудольный, четырехдольный или трехдольный), а дети составляют его схему, пытаясь через чередование предметов передать соответствующие ритмические рисунки. Ритм может задаваться педагогом в виде хлопков, ударов в барабан, музыкальных отрывков, серии слогов, коротких стихотворений и т.д.

Тембр. Формирование навыков восприятия тембра следует начинать со знакомства детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и др.

При этом в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выразительных лиц; в качестве речевого материала - тексты и фразы. Следует учитывать, что анализ отдельных фраз более сложен, чем анализ фраз в контексте.

Также используются «проблемные речевые истории», связанные с сюжетами литературных произведений или личным опытом детей. Такие «истории» должны иметь доступный пониманию дошкольников сюжет, подробное описание обстоятельств (что позволит ребенку ярко и четко представить себя на месте ее героев), но не содержать экспрессивно-эмоциональной лексики, которая могла бы послужить подсказкой. При знакомстве детей с ситуацией можно дать следующую инструкцию: «Сейчас я расскажу вам одну историю. А вы выберите карточку (пиктограмму), которая больше всего подходит к рассказу». Приведем примеры «проблемных речевых историй».

«Слава очень любит животных. Он давно хотел побывать в зоопарке. Но мама и папа много работают, и им некогда. Вот к Славе приехала бабушка. Слава и бабушка пошли в зоопарк!». (Радость.)

«Винни-Пух сидел дома и ел свой любимый мед. Но откуда ни возьмись появилась пчела и стала громко жужжать. Пчела садилась Винни-Пуху на голову, на нос, на горшок с медом. Теперь он не мог спокойно есть. Винни-Пух бросился за ней с газетой. Ударил с размаху, горшок с медом покачнулся, упал со стола на пол и разбился. А пчела улетела...». (Раздражение, гнев.)

После того как дошкольники с помощью карточек определят эмоциональную окраску фраз, задание можно усложнить: попросить словами охарактеризовать эмоциональное состояние главных героев.

Кроме прослушивания «проблемных речевых историй», вниманию детей можно предложить игры «Кто боится прививки?», «Угадай-ка» (см. приложение 4). Эти игры-упражнения также обогащают эмоционально-экспрессивную лексику и развивают речевой слух детей.

Логическое ударение. Работа начинается со знакомства с этим понятием, с уточнения звуковых средств его выражения (обычно в высказывании логически ударное слово выделяется путем более громкого и напряженного его произнесения или тихого и растянутого). Дошкольникам объясняют: те слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленнее (растянуто) остальных слов в предложении.

При восприятии на слух слов-носителей логического ударения очень важно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку текста. При выполнении упражнений следует:

- прослушать речевой материал и назвать слово-носитель логического ударения, объяснить, почему это слово выделено;

- прослушать речевой материал; при повторном его воспроизведении, услышав выделенное слово, хлопнуть в ладоши (топнуть, присесть и т.д.); объяснить, почему это слово выделено;

- прослушать речевой материал; при повторном его воспроизведении выбрать из набора картинок и показать ту, которая изображает слово-носитель логического ударения; объяснить, почему это слово выделено.

Например, педагог произносит фразу «Снегири клюют рябину» и организует ее анализ:

- Какое слово я выделила как самое важное? Да, я сообщила вам, что именно снегири, а не другие птицы клюют рябину.

- Послушайте, как я скажу теперь: «Снегири клюют рябину». Что я уточнила о снегирях? (Что они клюют, а не сидят или летают.) Как я произнесла важное по смыслу слово? (Вы сказали это слово громко.) Да, а еще можно сказать тихо и растянуто, вот так: «Снегири клюют рябину».

- Послушайте еще раз: «Снегири клюют рябину». Что я теперь уточнила о снегирях? (Они питаются рябиной, а не зерном или крошками хлеба.) Как я выделила важное слово? (Произнесли его растянуто.) А как еще можно выделить? (Произнести его громко.) Вы правы, но я специально важное слово произнесла тихо и растянуто, чтобы не спугнуть снегирей.

Как видно из этого примера, при затруднении детям можно оказывать помощь в виде наводящих вопросов, напоминать о средствах выражения логического ударения в устной речи.

Речевым материалом для упражнений могут служить как отдельные фразы, так и знакомые связные тексты, небольшие по объему. Значительно усложнит выполнение заданий использование незнакомых текстов, а при анализе отдельных фраз - однократное воспроизведение образца.

В работе по развитию восприятия логического ударения можно использовать игры «Слушай, думай, называй», «Найди важное слово» (см. приложение 5).

Второй этап.

Мелодика. Формирование навыков воспроизведения мелодики начинается с повторения за педагогом серий слогов, фраз. Позднее предлагается произносить слоги и фразы без образца (используются изображённые на карточках стрелки или приём дирижирования).

Например, при автоматизации произношения звука [р] можно провести игру «Тигрята». Дети-тигрята разговаривают с мамой-тигрицей (педагогом) на тигрином языке:

- Рароры? – спрашивает мама.

- Рароры, - отвечают дети.

- Рароры? – спрашивают дети.

- Рароры, - отвечает мама.

Потом можно предложить игры, в которых квазислова (слогосочетания, лишённые смысла) заменены на словосочетания и фразы. Так в игровой форме педагог не только закрепляет правильное произношение звуков, но и, задавая образцы мелодических рисунков фраз, формирует навыки воспроизведения мелодики с понижением или повышением основного тона.

Игры в вопросно-ответной форме используются и при закреплении обобщающих понятий, например, «овощи». В игре «Незнайка» воспитатель (а затем кто-то из детей) достаёт из мешочка предметы (муляжи овощей, кукольную пластмассовую посуду, мебель, игрушки и т.д.) и спрашивает (тренировка восходящего мелодического рисунка): «Это овощ?». Дети отвечают (индивидуально или хором) полным предложением (тренировка нисходящего мелодического рисунка): «Это не овощ, а …» или «Да, это овощ».

В случае затруднения педагог может дать речевой образец восходящей или нисходящей мелодики, а затем предложить ребёнку повторить заданную фразу, произнеся вместе с ним только её начало. Значительно облегчит выполнение заданий использование приёма дирижирования.

 На закрепление умения передавать мелодику интонации целесообразно использовать игры «Назови ласково», «Что кому нужно?», «Что с чем?», Почемучки», «Письма-загадки», «Просьба» (см. приложение 6).

Темп. Формирование умений и навыков произвольно изменять темп своей речи основывается на опыте восприятия и различения образцов речевого темпа, приобретённого детьми на первом этапе работы. Сначала даются задания, в которых регулятором темпа речи являются какие-либо действия или звуки (на этой стадии лучше использовать автоматизированные речевые формулы: пересчёт от 1 до 5 или 10, перечисление дней недели и т.д.). Например, педагог ударяет в бубен, изменяя темп ударов от медленного к быстрому. Одновременно дети считают удары в соответствии с заданным темпом. В дальнейшем ребёнок повторяет речевой образец, заданный в определённом темпе.

Более сложным для дошкольников будет проговаривание фраз без образца, но в соответствии с инструкцией: «Расскажи потешку (скороговорку) быстро (медленно)». Навык закрепляется в играх-упражнениях на соподчинение темпа движений и темпа речи – игра «Поехали, поехали» (см. приложение 6).

Наибольшие трудности дети испытывают, как правило, при изменении темпа речи от замедленного к убыстрённому (или наоборот) в одном речевом отрезке. Вспомогательными средствами для формирования этого навыка могут являться наглядные опоры. Например, педагог выкладывает в ряд одинаковые геометрические фигуры на разном расстоянии одну от другой. Ребёнку предлагается, проговаривая фразы, на каждом слове последовательно закрывать фигуры ладонью. Если фигуры расположены близко одна к другой, текст произносится в быстром темпе, если далеко - в медленном.

Ритм. При усвоении ритмической составляющей интонации речевым материалом служат гласные звуки, слоги, строки из стихотворений, потешек с чётким двухсложным ритмическим рисунком (ямб, хорей). Речевой образец даёт педагог, а дети его воспроизводят. При затруднении дошкольники, прослушивая речевые образцы, могут составлять зрительно-наглядные схемы, которые впоследствии послужат опорой для проговаривания речевого материала. При этом сначала детям даются задания на воспроизведение акцентируемых и неакцентируемых долей (т.е. ударных и безударных слогов), которые на схемах обозначаются большими и маленькими деталями конструктора. Дети, слушая образец, у себя на столах составляют его зрительно-наглядную схему. После проверки педагогом правильности составленной схемы ребёнок проговаривает речевой материал с опорой на неё, подкрепляя свою речь соответствующим движением руки. Например, закрывая ладонью большую деталь конструктора, ребёнок произносит слог громко, делая на нём ударение, закрывая маленькую деталь, произносит слог тише.

Аналогичным образом проводится работа по формированию навыка передачи длительности и краткости произнесения слогов, которые на схемах обозначаются длинными и короткими полосками бумаги. Так, дети, ведя пальцем по длинной полоске, тянут слоги длительно; ставя палец на короткую полоску, произносят слог кратко, отрывисто - игра «Дорожки» (см. приложение 6). Для формирования этого навыка также можно использовать «двигательное моделирование»: длинный слог обозначается разведением рук в стороны, короткий - хлопком над головой.

Постепенно необходимость использования вспомогательных средств (зрительно-наглядных схем, приёма дирижирования) отпадает.

Тембр. Суть работы по формированию навыков воспроизведения тембра заключается в закреплении умений изменять окраску голоса при передаче чувств и эмоций: радости, грусти, удивления и т.п. Вначале дети повторяют речевые образцы за педагогом хором и индивидуально. В дальнейшем они выполняют упражнения без образца. Используется тот же наглядный материал, что и на первом этапе работы. Педагог показывает картинки или пиктограммы с изображением лиц людей в том или ином эмоциональном состоянии и просит произнести одну (заранее выбранную) фразу голосом каждого персонажа. Кроме этого, он предлагает сюжетные картинки с изображением какой-либо проблемной ситуации. Дошкольники должны вести диалог от лица изображённых персонажей (здороваться, отвечать на вопросы, обмениваться репликами), самостоятельно выбирая адекватную тембровую окраску голоса. Для успешного выполнения заданий детям нужно проанализировать изображение, соотнести мимику персонажей с их эмоциональным состоянием и выбрать подходящий для данной ситуации тембр голоса. При необходимости можно более подробно обсудить с ребёнком эмоциональное состояние и особенности тембра голоса того или иного персонажа. Например, в игре «Медвежата» закрепляется умение детей произвольно изменять тембр голоса (см. приложение 6).

Логическое ударение. Формирование навыка использования логического ударения в собственной речи основывается на его выделении в речи собеседника и складывается из таких составляющих, как умение самостоятельно определить слово, которое следует выделить, так как оно несёт большую смысловую нагрузку, и владение способами его выделения: произнести громче или тише, растянуто.

Работа начинается с отработки способов выделения слов-носителей логического ударения с опорой на речевой образец педагога и должна проводиться последовательно с учётом фонетической и грамматической сложности речевого материала: сначала в словосочетаниях, затем в простых распространённых двухсоставных предложениях. Закрепляются полученные навыки в играх, предполагающих самостоятельную речь детей: «Кто в каком домике живёт?», «Что купили в магазине?», «Построения» (см. приложение 6). Вопрос педагога ориентирует ребёнка на выбор слова-носителя логического ударения, а игровая ситуация помогает определить, почему именно это слово следует считать наиболее важным по смыслу.

Также следует провести дифференциацию способов выделения «важных» слов, так как в зависимости от смысла фразы громкое произношение не всегда бывает оправданным. Например, ребёнка, выделившего слово-носитель логического ударения громким голосом, можно попросить произнести его тихо (растянуто) и определить наиболее удачный способ выделения.

Основным средством синтеза всех приобретённых навыков является разучивание диалогов, состоящих из коротких реплик, насыщенных экспрессией, и инсценировка сказок и рассказов.

Так, для закрепления различения мелодики повествовательных и вопросительных предложений, а также навыков темпо-ритмической организации речи, тембровой окраски можно использовать небольшие рассказы: «Медведь» (по Г. Виеру), «В гостях у королевы» (по С. Маршаку), «Сорока и медведь» (по Н. Сладкову).

Для автоматизации навыков дифференциации вопросительных и восклицательных предложений можно разыгрывать по ролям следующие диалоги и сюжеты: «Аист и лягушка» (по С. Михалкову), «Про красу и крысу» (по М. Годованец), «Лиса и петух» (по сказке С. Маршака «Теремок»), «Медведь и солнце» (по Н. Сладкову) и др.

Игры-драматизации осуществляются по традиционному плану: знакомство с содержанием текста, распределение ролей, подбор или изготовление оборудования и костюмов. При разучивании реплик в вопросно-ответной форме следует выявить, какие свойства характера присущи каждому персонажу, какими должны быть выразительные движения, а главное, интонация действующих лиц.

Присутствие зрителей во время инсценировок повышает мотивацию детей и вызывает желание сыграть лучше свою роль. Поэтому одна группа дошкольников показывает сценку, а вторая смотрит. Затем они меняются ролями.

Таким образом, работу по формированию интонационной выразительности речи необходимо проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем - навыки ее использования в собственной речи. Умение осознанно пользоваться интонацией в процессе высказывания развивается с помощью специальных упражнений. Ребенок учится правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания.

Организуя специальную речевую среду, необходимо создавать для каждого ребенка все возможности слышать и усваивать интонационно правильную речь и всегда помнить, что при слушании дети воспроизводят в речи не только слова, фразы и предложения, но и интонацию во всех её компонентах. Речь взрослых должна быть эмоциональной, служить образцом интонационной выразительности.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: «Академия», 1998. 400 с.
  2. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: «Академия», 2008. 256 с.
  3. Кастерина Надежда Александровна. Семинар для педагогов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru
  4. Родионова Ю.Н. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?storyid=183

     <20.04.2010>

Приложение

Приложение 1. Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики

«Дирижеры»

Цели: формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Материал: «дирижерские» палочки (по количеству детей).

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

«Составь схему»

Цели: формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Материал: листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из верхнего левого угла в нижний правый угол, - по количеству детей.

Описание. Педагог произносит текст, каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько повествовательных предложений он отметил в тексте.

«Кто хозяин?»

У Миши и Сени жила собака. Ее звали Дружок. Мальчики подобрали Дружка с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Дружок выздоровел. Кто хозяин Дружка? Миша и Сеня каждый день говорили об этом.

Однажды они гуляли в лесу. Дружок бежал впереди. Вдруг на Дружка напали овчарки. Миша закричал и залез на дерево. А Сеня не убежал: он взял палку и защитил Дружка. Прибежал сторож и отогнал овчарок.

Миша теперь не спорил, кто хозяин Дружка.

(По В. Осеевой.)

«Точка»

(игра проводится со старшими дошкольниками на занятиях по подготовке к обучению грамоте)

Цель: познакомить со знаком препинания - точкой, закрепление навыков восприятия понижения основного тона.

Материал: листы бумаги в клетку, фломастеры - по количеству детей.

Описание. Педагог объясняет детям, что на письме в конце предложений, в которых о чем-то сообщается, ставится точка. Затем показывает карточку с изображением точки. При этом можно продекламировать: «Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, точку слушать надо» (С. Маршак).

Затем детям зачитывают различные тексты и дают задание поставить на листе бумаги столько точек, сколько повествовательных предложений они отметили.

«Волшебная линия»

Цели: формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.

1-й вариант.

Материал: листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол, - по количеству детей.

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке.

2-й вариант.

Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети «рисуют» в воздухе.

«Восклицательный знак»

Цели: закреплять навыки восприятия повышения основного тона, знакомить с восклицательным знаком.

Материал: карточки с изображением восклицательного знака - по количеству детей.

Описание. Педагог знакомит детей с графическим изображением восклицательного знака. Показ сопровождает стихотворением:

Чудак - восклицательный знак!

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

Затем педагог произносит текст, а дети, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки.

«На опушке»

Ходила Аленушка в лес. Какая красота в лесу! Как птицы поют! Вышла она на опушку. На опушке ромашки. Хороши ромашки!

«Лесенка»

Цель: учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Материал: силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками, фишки - по количеству детей.

Описание. Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики).

«Вопросы»

Цель: формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка.

Описание. Педагог произносит вопросительные предложения, а дети, дирижируя рукой, показывают повышение мелодики на вопросительном слове и ее понижение к концу предложения.

«Вопросительный знак»

Цель: закреплять навыки узнавания вопросительных предложений с вопросительным словом, знакомить с вопросительным знаком.

1-й вариант.

Материал: карточки с изображением вопросительного знака.

Описание. Педагог произносит текст. Дети, когда слышат вопросительное предложение, показывают карточку.

2-й вариант.

Описание. Педагог произносит текст. Каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько вопросительных предложений он отметил в тексте.

«Кулики»

- Кто там бродит у реки?

- Это наши кулики.

- А чего они хотят?

- Накормить своих ребят.

- Где ребята?

- На песочке.

- Сколько их?

- Сынок и дочка.

У сынка на горлышке

Все промокли перышки,

От того, что, не спросясь,

Сунул клювик прямо в грязь...

«Вопрос-ответ»

Цели: совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова, учить дифференцировать на слух различные виды мелодики.

Материал: эмблемы с изображением точки и вопросительного знака - по количеству детей.

Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки.

Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово. Например: «Кошка поймала мышку?» - «Кошка поймала мышку».

«Позовем вместе»

Цель: формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка.

Описание. Педагог произносит фразы со «звательной» интонацией. Дети в воздухе рукой «рисуют» повышение основного тона в начале и понижение к концу фразы.

«Просьба»

Цель: формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка, узнавания предложений, выражающих просьбу, совет, приказ.

Описание. При повторном воспроизведении текста педагогом дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат предложение, содержащее просьбу, совет или приказ.

«Просчитался»

Жил в своем логове волк. Жилище свое он не чинил и не чистил. Оно было грязное и ветхое.

Проходил мимо волчьего логова слон. Едва задел за крышу, она и покосилась.

- Дружище, прости меня, пожалуйста! - сказал слон. - Я нечаянно, и сейчас починю.

Слон взял молоток и гвозди и починил крышу. Стала крыша еще крепче, чем была. А волк подумал, что слон его боится, и решил заставить сделать себе новый дом.

- Стой! - закричал волк. - Ты что же, думаешь так легко отделаться?! Изволь построить мне новый дом! Да поживее, а то я тебя проучу.

Ничего не ответил слон. Он схватил волка хоботом и швырнул в яму. А потом взял и сел на волчий дом.

- Вот тебе новый дом! - сказал слон и ушел.

- Ничего не понимаю, - удивился волк. - То у меня прощения просил, а потом так жестоко поступил...

- Дурачина ты! - прокаркал ворон. - Не видишь разницы между трусостью и воспитанием.

(По С. Михалкову.)

«Воздушный шарик»

Цель: учить дифференцировать на слух различные виды мелодики (с понижением, повышением и переломом основного тона голоса).

Материал: картонный прямоугольник размером 20x55 см с вертикальной прорезью, по которой двигается изготовленный из плотного картона «воздушный шарик» с прикрепленным к нему держателем.

Описание. Дети поочередно двигают «воздушный шарик» по прорези, ориентируясь на повышение и понижение основного тона голоса (мелодики) педагога, который произносит отдельные фразы.

«Диктант»

Цель: учить дифференцировать на слух различные виды мелодики (с понижением, повышением и переломом основного тона голоса).

Материал: карточки с изображением точки, восклицательного и вопросительного знаков.

Описание. Педагог произносит тексты, а дети на своих столах выкладывают карточки со знаками, соответствующими мелодике каждого предложения.

«Лиса и собаки»

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.

Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

- Ушки, ушки, что вы делали?

- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

- Ножки, ножки, что вы делали?

- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

- Глазки, глазки, что вы делали?

- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

- А ты, хвост, что делал?

- Я по пням, по кустам цеплялся.

-А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.

(Л. Толстой.)

Приложение 2. Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа

«Карусели»

Цель: учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.

Материал: длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма «Лошадки» (муз. М. Раухвергера).

Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:

Еле, еле, еле, еле

(в медленном темпе)

Завертелись карусели

(в умеренном темпе),

А потом кругом, кругом

(в быстром темпе),

Все бегом, бегом, бегом

(бег).

«Курочка и цыплята»

Цель: учить соотносить темп движений и темп речи.

Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки – «курочка клюет зернышки»; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро – «цыплята клюют зернышки».

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

(медленный темп)

А за ней ребята -

Желтые цыплята

(быстрый темп).

«Барабанщик»

Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Материал: «барабанчики» - осязательные «коврики» размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

«Осенние листочки»

Цель: формировать представление о темпе («быстро», «умеренно», «медленно»).

Материал: красные («медленно»), желтые («умеренно») и зеленые («быстро») кружки.

Описание. Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень - не весна.

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

Приложение 3. Игры-упражнения на развитие восприятия ритма

«Язычки-дразнилки»

Цель: учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).

Материал: игрушки «язычки» - индивидуально на каждого ребенка.

Описание. Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та-Та-та-Та... Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в «язычок». Разнообразить игру можно, предложив детям свистки, дудочки или бубны.

«Забияки-петушки»

Цель: закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.

Материал: шапочки петухов - для каждого ребенка.

Описание. Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог они поднимают руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха, потом продолжают движения ногой до следующего акцента.

«Кегли и мячи»

Цель: учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал: «кегли» и «мячи», вырезанные из картона, фанеры или пластика.

Описание.

1-й вариант. Объяснив детям, что «кегли» (К) обозначают сильные удары, а «мячи» (м) - слабые, педагог на доске с помощью магнитов прикрепляет их в определенной последовательности, например: КмКмКмКм (двудольный метрический размер), или КмммКмммКмммКммм (четырехдольный метрический размер), или КммКммКммКмм (трехдольный метрический размер).

Дети составляют такую же последовательность у себя на столах и воспроизводят ее хлопками в ладоши или ударами по столу.

Усложнение. Педагог на доске может составить только один фрагмент ритмического рисунка, а дети, поняв последовательность, должны продолжить ряд. В этом случае целесообразно проверить, как каждый ребенок составил модель, и только после этого попросить воспроизвести ритм в речи.

2-й вариант. Педагог ритмично произносит серии слогов с равномерно повторяющимся акцентом, например: Та-та-Та-та-Та-та... или та-Та-та-Та-та-Та.., а дети на столах выкладывают «мячи» и «кегли» в заданной последовательности. Затем им предлагается отхлопать получившийся ритм.

«Узоры»

Цель: учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал: детская мозаика - на каждого ребенка.

Описание.

1-й вариант. Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая - слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.

Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность.

2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.

Приложение 4. Игры-упражнения на развитие восприятия тембра

«Кто боится прививки?»

Цель: учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.

Материал: предметные картинки с изображением людей и животных.

Описание. Предметные картинки выкладывают перед детьми. Педагог произносит фразу: «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь» с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос «Кто боится прививки?»

«Угадай-ка»

Цель: закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

Описание. Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.

Приложение 5. Игры-упражнения на развитие восприятия логического ударения

«Слушай, думай, называй»

Цель: формировать навыки восприятия логического ударения.

Описание. Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто).

«Найди важное слово»

Цель: формировать навыки восприятия логического ударения.

1-й вариант.

Материал: наборы предметных картинок и карточек с изображением стрелок, заменяющих глаголы (по количеству детей).

Описание. Педагог произносит фразы, выделяя голосом слово-носитель логического ударения. Дети составляют модель данного предложения из картинок с изображением субъекта и объекта действия и стрелок.

Например: «Девочка играет в мяч». Дети ищут и выкладывают изображение девочки, стрелку, изображение мяча. Затем называют слово-носитель логического ударения.

2-й вариант.

Материал: аудиозаписи текстов, наборы предметных картинок (по количеству детей).

Описание. Дети слушают аудиозапись и в соответствии с текстом выкладывают перед собой предметные картинки с изображением слов-носителей логического ударения.

Рыбке рак - ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

(В. Лунин.)

Приложение 6. Игры-упражнения для второго этапа работы

«Назови ласково»

Цель: закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивно речи.

Детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершённости, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые», например фраза-образец «У лисы пушистый хвост» должна звучать так: «У лисички пушистенький (или допускается «пушистый») хвостик».

«Что кому нужно?»

Цель: закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивной речи.

Материал: два набора картинок: один - с изображением людей разных профессий, второй - с изображением соответствующих орудий труда.

Педагог раздаёт детям картинки из первого набора, а картинки с изображением предметов показывает, задавая вопрос: «Кому нужен... (молоток)?» Ребёнок, у которого картинка с изображением плотника, отвечает: «Молоток нужен плотнику». За правильный ответ даётся фишка.

«Что с чем?»

Цель: закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивной речи.

Материал: любые предметы быта (ключ, лейка, тарелка и др.).

Педагог предлагает детям найти то, из чего едят суп, из чего поливают цветы, и т.д. Вызванный ребёнок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением: «Суп едят из тарелки», «Цветы поливают из лейки».

«Почемучки»

Цель: закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи.

Материал: сюжетные картинки.

Педагог говорит детям, что сегодня они будут «почемучками» - будут задавать вопросы, а он - отвечать на них. Вопросы дети формулируют по сюжетным картинкам, которые выставляются на доске. Например: «Почему люди берут зонты?», «Почему летом не катаются на лыжах?» и др.

«Письма-загадки»

Цель: закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи.

Материал: набор карточек, на которых с помощью рисунков, заменяющих имена существительные, и стрелок, заменяющих глаголы, зашифрованы фразы. На каждой карточке зашифрована одна или две фразы, символы следуют; один за другим, как слова в предложении.

Педагог просит прочитать зашифрованное письмо и предъявляет детям одну карточку. Сначала показывает первый символ (существительное-рисунок), при этом остальные символы прикрыты плотной бумагой. Поскольку детям неизвестна зашифрованная фраза, то педагог просит их называть каждое слово с вопросительной интонацией, т.е. с повышением мелодики. Затем показывает следующий символ (стрелку), дети подбирают подходящий по смыслу глагол (желательно заслушать несколько предположений) и произносят два слова вместе, но мелодика повышается уже на втором слове. Так происходит до тех пор, пока не будут открыты все символы, после чего вся фраза произносится целиком в соответствии с поставленным знаком препинания.

«Просьба»

Цель: закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.

По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», «Замечательно сделал!» и т.д.

«Поехали, поехали»

Цель: закреплять умение координировать темп движений и темп речи.

Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».

«Дорожки»

Цель: закреплять умение трансформировать зрительно-наглядные схемы в звуковые ритмы и наоборот.

Материал и оборудование: изготовленные из бархатной бумаги прямоугольники (3x8 см) и квадраты (3x3 см) с приклеенными к обратной стороне кусочками липучки; осязательные коврики (10x40 см) из коврового покрытия.

Педагог на доске выкладывает схему ритмических рисунков, в которой прямоугольниками обозначены «длинные» звуки (половинные, четвертные), а квадратами - «короткие» звуки (восьмые). Дети моделируют эту последовательность на своих ковриках. Затем педагог вместе с детьми пропевает заданный ритмический рисунок на любой гласный звук.

Важно, чтобы пение ребёнка подкреплялось движением руки по получившейся цепочке прямоугольников и квадратов: ведя пальцем по прямоугольнику, ребёнок тянет звук; ставя палец на квадрат - произносит звук кратко.

«Медвежата»

Цель: закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Материал: три маски медведей.

Два ребёнка играют роли медвежат, один - медведицы. Медвежата высоким голосом просят у мамы: «Маммёдунамм, маммолокабынамм». Медведица отвечает низким голосом: «Вотявамм, всёмаловамм!» Медвежата отбегают и пропевают свою просьбу низким голосом, медведица грозит им лапой и отвечает высоким голосом: «Вотявамм, вотявамм!»

«Построения»

Цель: формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Дети встают в шеренгу. Педагог, обращаясь к каждому ребёнку по имени, просит назвать того, кто стоит справа (слева) от него. Принимаются только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена детей.

«Кто в каком домике живёт?»

Цель: формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто живёт на болоте?», «Чей домик - гнездо?» и т.д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: "Качественные характеристики интонационной выразительности речи дошкольников"

Одной из главных задач ДОУ является речевое развитие детей. В эту задачу входит, в частности, развитие интонационной выразительности речи. Что мы вкладываем в это понятие представлено в консультации.....

Л.А.Позднякова Развитие интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией как средство формирования коммуникативных навыков.

Статья посвящена анализу нарушений мелодического оформления речи дошкольников со стертой дизартрией на основе применения экпериментально-фонетического подхода, содержит подробную характеристику наруше...

Н Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников"

Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников" ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников» 13.12.22

КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ«Развитие интонационной выразительности речиу дошкольников»...

Консультация для родителей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Игры, развивающие интонационную сторону речи, в которые можно играть с ребёнком дома...