Консультация для педагогов "Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи дошкольников"
консультация

Илюшина Оксана Михайловна

Создание условий для развития выразительности речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazitelnost_rechi.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Театрализованная игра как средство развития интонационной  выразительности речи дошкольников»

Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Речь должна быть правильной, точной, выразительной. Для развития интонационной выразительности речи дошкольников важную роль играют театрализованные игры.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях не достаточное внимание уделяется развитию выразительности речи детей. В первую очередь это связано с общей загруженностью воспитателей и недопониманием значения интонационной выразительности для развития ребенка – дошкольника.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста.

В играх драматизациях решаются следующие задачи:

-обогащение знаниями, умениями, навыками;

-развитие интереса к литературе и театру;

-развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);

-развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;

-формирование норм поведения;

-воспитание морально-волевых качеств личности.

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста.

Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.                                                                Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

Работу в этом направлении воспитателям нужно проводить, начиная с младшего дошкольного возраста.

Она заключается в следующем:

  • воспитатели побуждают детей к общению - это разные игры, например, «Назови мне свое имя»,инсценирование потешек А.Барто и т. д.).;Хочу такой сайт
  •  детей учат находить выразительные средства в интонации (показ р.н.с.- например, «Теремок», где необходимо обратить внимание детей на имитацию голосов животных);
  •  детей учат эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки («Прогулка в лесу», где можно давать понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами и. т. д.);
  •  детей учат выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя:

- силу голоса: са-са-са – вот летит оса(шепотом-тихо - громко);

-интонацию: ша-ша-ша-наша каша хороша (удивленно, вопросительно, испуганно).

Работа с детьми 4-5 лет над выразительностью заключается в следующем:

  • продолжается работа по интонационной выразительности речи. Например, игровое упражнение «Сеня в лесу встретил лису» и. т.д.;
  • закрепляются умения в сочетании движения и речи (пальчиковые, подвижные игры);
  • закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение «Лиса и журавль»);
  • закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра «Угадай чей голос»).

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировке).

  • продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля «Заюшкина избушка» и т. д.;
  • продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок.
  • значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Работа над театрализацией сказки способствует развитию коррекции психических, познавательных процессов.

Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности.

 Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность.

 Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию.

Таким образом, театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка.