Мастер-класс для педагогов ДОУ «Речь педагога как образец, эталон, инструмент для воспитания эмоциональной и интонационной выразительности речи дошкольников»
материал

мастер-класс для педагогов по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бесединская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Речь педагога как образец, эталон, инструмент для воспитания эмоциональной и интонационной выразительности речи дошкольников»

  Выполнила воспитатель:

Алябьева Л.А

Беседино 2020 г.

Цель: обогатить знания педагогов о значении их речи как фактора развития эмоциональной и интонационной выразительности речи дошкольников.

Задачи:

  1. Систематизировать знания педагогов о понятии «выразительность» речи, компонентах выразительности речи.
  2. Создать условия для развития выразительности речи педагогов.
  3. Познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на формирование и развитие у детей дошкольного возраста эмоциональной и интонационной выразительности речи.

Оборудование:

  1. карточки для игры «Давайте познакомимся!»,
  2. снежинки, вырезанные из бумаги,
  3. тарелочки для снежинок,
  4. слоговые карточки,
  5. карточки звукоподражания,
  6. карточки со скороговорками,
  7. сказочные атрибуты костюмов (Лиса, Кощей, Заяц, Баба-Яга, царевна Несмеяна),
  8. реплики героев.
  9. 3 корзинки, 2 тележки

Речь воспитателя является образцом для подражания детей дошкольного возраста. Поэтому она должна быть безупречна!

Чувственная, интонационно правильно выстроенная речь педагога служит для уточнения мысли, а также для живописной обрисовки образа, который должен вызвать у маленького дошкольника живое представление и оказать глубокое эмоциональное воздействие. Выразительность речи педагога воспитывает у детей дошкольного возраста желание самим что-нибудь рассказать или вступить в диалог.

Если вы против того, чтобы в вашей речи появились нежеланные гости – скудность, монотонность, безэмоциональность, серость тогда, добро пожаловать, на мой мастер-класс! Здесь вы откроете яркий и загадочный мир речевых эмоций с его многообразием чувств, интонаций и мимики и в итоге получите удовольствие от своей собственной речи!

Ход мастер-класса

  1. Игра-приветствие «Давайте познакомимся»

Цель игры: развивать умение произносить фразы с различной эмоциональной окраской.

Ход игры: встаньте, пожалуйста в круг.

Все мы разные. И я предлагаю наконец-то, познакомится, а именно, по очереди представиться (назвать должность и имя, отчество) при помощи жестов и мимики в различной эмоциональной тональности. Вам помогут подсказки (раздать карточки).

Начнём, пожалуй, с меня «Здравствуйте, я воспитатель Лилия Алексеевна», - и показывает своё состояние. Игра продолжается, пока в ней не примут участие все слушатели. В заключение все хором, с добротой, с улыбкой на лице говорят: «Здравствуйте все!»

  1. Работа над плавностью дыхания и развитием речевого дыхания

Дыхание – это жизнь! Неоспоримый факт! Но ещё это основа нашей произносительной (внешней) речи. От дыхания зависят чистота, правильность и красота голоса.

Одно из основных направлений работы педагога является работа по формированию правильного дыхания. Научив самого себя, а в дальнейшем и своих воспитанников «правильно» дышать, выполнять длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.

Практическая часть 1

С этой целью я предлагаю 4 простых упражнения, которые не только подготовят вас к правильному речевому дыханию, но и будут хорошим профилактическим средством от простуды.

Положите на ладонь снежинку и попробуйте её сдуть, выполняя следующие рекомендации и пытаясь на выдохе сдвинуть снежинку с места.

1. Вдох ртом, выдох носом.

2. Вдох ртом, выдох ртом.

3. Вдох носом, выдох ртом.

4. Вдох носом, выдох носом.

Итак, теперь вы готовы к тренировке речевого дыхания.

Практическая часть 2

«Вьюга». По моему сигналу «Вьюга началась» вы тихо гудите: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» громко произносите: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» вы постепенно уменьшаете силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкаете.

  1. Работа над развитием темпа речи, чувства ритма.

Проведению работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста предшествует развитие чувства ритма. Ритмические упражнения подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют её развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.

Практическая часть 1

Игра отбивание ритмического рисунка «Повторение ритма» Е. Лютова – Робертс.

Встаньте, пожалуйста, в круг. Сейчас мы будем приветствовать друг друга такими словами «Хорошо-то как!». Но эту фразу мы не будем произносить вслух, а будем отстукивать разными способами. Повторяйте, пожалуйста, за мной.

  1. отхлопать в ладоши заданный ритм (ХорошО-токак!).
  2. отстучать по коленкам (Хорошо-то как!)
  3. отщёлкать языком (ХорошО-тО как!)
  4. оттопать ногами (Хорошо-то как!).

Практическая часть 2

Для усвоения логического ударения и правильного членения фразы тренируемся воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога (раздать слоговые карточки).

  1. Работа над эмоциональной окраской речи, высотой, дикцией, мимикой.

Прежде чем развивать общую  выразительность речи, следует научиться передавать эмоциональное состояние при помощи мимики и звуков.

Практическая часть 1

Произнесите, пожалуйста, один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски. Сначала по очереди звук А, затем О, и в конце У (раздать карточки звукоподражания).

Практическая часть 2

Сформировать чёткое произнесение слов и фраз, развить речевой слух помогут весёлые скороговорки. Постарайтесь произносить их чётко и быстро. Это не так просто, как кажется! (раздать карточки со скороговорками).

Практическая часть 3

Развивать эмоциональную выразительность речи у детей мне помогает сказка. В следующем упражнении вы увидите, как одна и та же сказка может звучать совершенно по-разному в зависимости от того, кто её рассказывает.

Представьте, что вы – ЛИСА, КОЩЕЙ, ЗАЯЦ, БАБА-ЯГА, ЦАРЕВНА НЕСМЕЯНА (одевают на себя атрибуты).

 Вы сейчас разными голосами попробуете рассказать зрителям всем известную сказку «Курочка Ряба».

Итак, начинаем:

ЛИСА «Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба»

КОЩЕЙ «Снесла как-то курочка яичко – да не простое, а золотое».

ЗАЯЦ «Дед бил-бил – не разбил, баба била-била – не разбила.

БАБА – ЯГА «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

ЦАРЕВНА НЕСМЕЯНА «Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам яичко не золотое, а простое!»

Аплодисменты нашим участникам!

Уважаемые члены жюри и участники, в заключение хотелось бы сказать…

Наша речь – это не только слова, но и то, как мы её произносим, какие чувства в неё вкладываем. Это такое же искусство как писать картины, музыку, стихотворения. И этому искусству нужно учиться с детства. От всей души хочу вам всем пожелать:

Пусть будет широким словарный запас,

Пусть речь ваша песнею льётся,

Пусть сказано слово будет с душой

И детского сердца коснётся!

  1. Рефлексия по результатам совместной деятельности

Благодарю вас, уважаемые коллеги, за ваше активное участие в мастер-классе. Поделитесь своими впечатлениями, пожалуйста. Интересен ли вам был представленный материал? Что изменится в вашей работе с детьми после информации, которую вы сегодня услышали и увидели? Творческих вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: "Качественные характеристики интонационной выразительности речи дошкольников"

Одной из главных задач ДОУ является речевое развитие детей. В эту задачу входит, в частности, развитие интонационной выразительности речи. Что мы вкладываем в это понятие представлено в консультации.....

Семинар – практикум для педагогов «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников».

Семинар – практикум для педагогов «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников».Цель:1.     Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого ра...

"Значимость интонационной выразительности речи педагога при работе с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ".

   Слово воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Учитель должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению...

Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по  Федеративным государственным образовательным стандартам  дошкольного обра...

Мастер - класс для педагогов в детском саду. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников

Мастер - класс дает возможность педагогам поиграть, выполненяя различные задания, вспоминая компоненты "выразительности речи" интонацию. В итоге воспитателям предлагаю самим составить компле...

мастер-класс для педагогов "Речь педагога как образец и инструмент для воспитания выразительности речи дошкольника

мастер - класс для педагогов по развитию ритма, темпа, выразительности речи и развитию речевого дыхания...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе выс...