КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников» 13.12.22
консультация по развитию речи (старшая группа)

КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ

«Развитие интонационной выразительности речи

у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_vyrazitelnaya_rech.docx14.81 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ

«Развитие интонационной выразительности речи

у дошкольников»

Выразительность речи – это умение внятно,

убедительно и в то же время по возможности

сжато выражать свои мысли и чувства;

умение интонацией, выбором слов,

построением предложений, подбором фактов,

примеров действовать на слушателя и читателя

(Н. С. Рождественский).

При обследовании дошкольников обычно выявляются следующие нарушения интонационной выразительности речи:

• недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (голос либо чрезмерно громкий, либо чрезмерно тихий, «иссякающий», характерен узкий высотный диапазон голоса);

• нарушения тембра (глухой, хриплый или резкий, напряжённый, дрожащий);

• недостаточная координированность движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры;

• нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний);

• трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;

• нарушения темпа (ускоренный, замедленный) и ритма речи (скандированный, растянутый);

• нарушения дыхательной функции (ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта).

Выразительность является качественной характеристикой речи, это важный показатель речевой культуры личности.

Ребенок с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность. Чем богаче и выразительнее речь ребёнка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи.

Эффективность формирования выразительной речи во многом зависит от организации активного участия родителей в процессе формирования  выразительной речи у дошкольников.

Родители смогут принять активное участие в развитии выразительной речи у своих детей,если воспользуются следующими эффективными приёмами формирования выразительной речи.

Упражнение  «Покажи губами звуки» 

Цель: развивать артикуляционную моторику.

Взрослый показывает на символы гласных звуков, а ребёнок должен показать эти звуки губами, беззвучно.

Упражнение   «Потяни звук» 

Цель: развивать речевое дыхание.

Ребёнок делает вдохи, а на выдохах произносит ряд гласных звуков: а-у-и и т. п.

Упражнение   «Машины» 

Цель: развивать у детей восприятие ритма и умение воспроизводить заданный ритм.

На стоянку приехали 2 машины: синяя и красная.

Синяя сигналит: би-биби, а красная – биби-би.

Взрослый  «сигналит» то за красную, то за синюю машины.

Ребенок должны угадать, какая по цвету машина просигналила.

Затем ответить на вопросы:

- Как сигналит синяя машина?

- Как сигналит красная машина?

Упражнение«Самолёт» 

Цель: развивать чувство ритма, закреплять умение соединять речь с движением.

Сам, сам самолёт. / Два хлопка, руки в стороны.

Тут и там самолёт. / Два хлопка, руки в стороны.

Самолёт низко – высоко. / Руки вниз, вверх.

Самолёт близко – далеко. / Руки к себе, от себя.

Упражнение «Артисты» 

Цель: развивать умение владеть силой и высотой голоса, мимикой, жестами.

Дети становятся артистами и превращаются в разных животных: медведя, мышку, лису и др. Они произносят потешки. Например:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок!

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка!

Прослушивание литературных произведений в исполнении артистов с аудиокассет и дисков.

Образец взрослого выразительного чтения произведения.

Характеристика персонажа, помогающая подобрать нужную интонацию.

Напоминание похожего случая из жизни ребёнка, оживляющего его эмоции.

Заучивание произведений с использованием мимики, движений, жестов.

Специальные задания учителя- логопеда.

Данные приёмы будут результативны, если соблюдать некоторые условия.А именно:

! систематически работать над выразительностью речи;

!быть личным примером для ребёнка;

!выполнять рекомендации педагогов;

!закреплять поставленные логопедом звуки;

!быть по отношению к ребёнку терпеливым, доброжелательным, не скупиться на похвалу;

! создавать мотивацию для занятий с малышом.

Желаю вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».

В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указ...

Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников

В данной публикации рассмотрены теоретические способы развития выразительности речи дошкольников и представлены практические упражнения, которые может провести не только музыкальный руководитель, но и...

Н Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников"

Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников" ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников»

Правильно выражать свои мысли, чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбирать такие, которые наиболее яр...

Консультация для родителей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Игры, развивающие интонационную сторону речи, в которые можно играть с ребёнком дома...