Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР" составители учитель-логопед Горницына Татьяна Васильевна, воспитатель Фомина Ирина Александровна
консультация на тему

Фомина Ирина Александровна

Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intonatsionnaya_vyrazitelnost_rechi.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21»

Консультация для родителей

на тему

«Развитие интонационной выразительности речи

у детей с ОНР»

                                                                                                   Составители:  

Горницына Т.В.- учитель-логопед

Фомина И.А. - воспитатель

2011- 2012 г.г.

Цель : познакомить родителей с эффективными  приёмами развития выразительной речи у дошкольников к подготовительной к школе группе, имеющих  речевые нарушения.

Ход консультации:

-Здравствуйте, очень приятно, что вы откликнулись на наше приглашение и пришли сегодня на консультацию, которая звучит так: «Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР»

-Садитесь, как вам удобно.

-Отвечайте на вопросы непринужденно, не бойтесь неправильных ответов.

- Как вы уже знаете, ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может  о многом "рассказать": хорошо ли выспался? рад чему – либо? расстроен чем – то? Вспомните, с какой легкостью младенец угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится  она  или довольна им, дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации.

-Скажите, что вы понимаете под словом – интонация?

- Интонация – это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональный оттенок речи.

-А что такое выразительность?

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания, поскольку очень важно уметь различать и самому передавать  чувства: радость, печаль, удивление…и настроения. Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок мы часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

-Как вы думаете, почему встал вопрос, о том, почему нужно развивать у ребенка интонационную выразительность речи? (мнения родителей)
Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясняйте ребенку, что интонация помогает точно передавать свои мысли и чувства, лучше понимать чувства и отношения к нам других людей.

  • - Посмотрите и послушайте, как прочитают дети стихи, и скажите, какое стихотворение понравилось вам больше и почему?(чтение стихотворений Никитой и Кристиной).

-Вот поэтому, в семье должны быть созданы для каждого ребенка все возможности слышать и усваивать интонационно правильную речь и всегда помнить, что при слушании дети воспроизводят в речи не только слова, фразы и предложения, но и интонацию во всех её компонентах, в том числе и мелодику.

Компоненты интонации:

- темп  (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);
- ритм (чередование ударных слогов);
- тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);
- логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);
- мелодика (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы, одновременно с повышением и понижением голоса изменяется и его сила).

Полезно использовать упражнения, направленные на развитие смены голоса:

- при чтении, используя различную интонацию голоса, посмотрите, как это можно сделать.(показ)

В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки, скороговорки, которые мы часто используем с детьми.

- Посмотрите и послушайте, как будут дети читать скороговорки.

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Присутствие в речи ребенка всех вышеперечисленных компонентов   способствует не только формированию произвольной выразительности речи, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. В свою очередь выразительность речи взрослого является мощным орудием воздействия на ребенка и образцом принятого употребления языковых средств, поскольку дети усваивают язык практически, по подражанию, заимствуя у окружающих, и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить.  

Х отите проверить, насколько вы выразительны?

  • Тогда садитесь перед зеркалом и попробуйте изменить смысл фразы несколько раз "Дай мне книгу».
  • C каким количеством интонаций вы можете сказать столь привычные всем слова "здравствуйте",  "послушайте".
  • Ну, а читать сказку, изменяя голос в зависимости от персонажа, скажем, говоря, то за Красную шапочку, то за волка.
  • Сможете убедительно выразить испуг, сострадание, жалобу, просьбу во время чтения стихотворения К. И. Чуковского "Доктор Айболит".

- Сейчас мы вам предлагаем стихотворения, ваша задача прочитать их выразительно (обмен мнениями).

  • За окном метель и вьюга,                                            
    Ветер в щели дует.
    Hа окошке сидит муха,
    Думает - горюет:
    Эх, кабы мне валенки,
    Полушубок маленький,
    Шапочку-папаху,
    Теплую рубаху
    Да суконные штаы-
    Дожила бы до весны!
  • Можно ль козам не бодаться,
    Если pожки есть?
    В пляс девчонкам не пyскаться,
    Если ножки есть?
    За pога возьмем козленка
    Отведем на лyг.
    А девчонкy за pyчонкy
    В наш веселый кpyг!


  • Ходит заяц боpоздой.
    У него каpман пyстой.
    Катя к зайцy подошла
    Пиpожка емy дала.
    Подаpила медный гpошик,
    Чтоб кyпил еды для кpошек.
    Hо кyпил он табакy,
    Кypит лежа на бокy.
    Этакий бездельник!

"Болтливые" ноги 
Говорить не могут ноги -
Им положено молчать.
Hоги могут по дороге|
За грибами в лес шагать,
Бегать в валенках по снегу,
Мчать по пляжу босиким,
Могут прыгать, могут бегать,
А, устав, идти пешком.
Говорю я это маме,

            А она твердит олять:
           - Перестань болтать ногами!
          Сколько можно повторять?



«Вопрос»
Мне через месяц будет пять,
Я по слогам могу читать,
Водить велосипед.
Hо очень трудно мне понять -
Большой я или нет.
Прошу я маму в выходной:
-Hемножко поиграй со мной
Hо отвечает мать:
-Сережка, ты уже большой -
Учись один играть!
Hо как назло по вечерам,
Когда идет кино,
Мне говорят, что малышам
В постель пора давно.
Как будто после десяти
Я начинаю вниз расти .

  • Стаpый заяц сено косит,
    А лиса сгpебает,
    Муха сено к возу носит,
    А комаp кидает.
    Довезли до сеновала
    С воза муха закpичала:
    "Hа чеpдак я не пойду,
    Я оттуда упаду,
    Hоженьку сломаю,

    Буду я хpомая."


- Вы все молодцы!

- Чье стихотворение вам понравилось больше и почему?

- Что нового вы узнали?

-Важно ли работать над развитием  интонационной выразительностью речи?

- Большое спасибо, всем!

                                      Памятка для родителей.

Что  поможет  сделать речь ребенка выразительной?

1. Прежде всего – это  слушание сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос. Очень хорошо зарекомендовали себя в этом смысле диски со сказками и стихами, прочитанные профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания такой пластинки можно предложить ребенку пересказать текст, подражая голосам актеров.

2. Прочтите фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

3.  Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

4.  Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст) и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

5.  Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

6. И, конечно же, по эстетической значимости и влиянию на выразительность речи и общее развитие ребенка почетное место  по праву принадлежит  театрализованной деятельности.  Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств малыша. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Устраивайте дома, пусть небольшие, но увлекательные и наполненные эмоциями представления.

Испытайте себя, прежде чем рассказывать детям.
Помните, что интонации вашего голоса – образец для вашего ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интонационной выразительности речи у детей с ЗПР

У детей с задержкой психического развития страдают все стороны речи, а особенно коммуникативная функция. Это связано с тем, что дети зачастую совершенно не умеют общаться друг с другом на вербал...

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

Основная цель занятия «Приключения в сказочном королевстве»: учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тем...

Семинар-практикум "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"

В материале раскрываются  этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части....

Анализ методик обследования интонационной выразительности речи у детей с нарушениями речи.

       Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты, а 38% - через интонации, модуляции голоса.Следовательно, всего 7% ...

Консультация для педагогов ДОО по теме: «Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкльного возраста»

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путём в процессе общения со взрослыми. В то же время м...