Анализ методик обследования интонационной выразительности речи у детей с нарушениями речи.
методическая разработка по логопедии по теме
Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты, а 38% - через интонации, модуляции голоса.Следовательно, всего 7% информации передается устной речью. Причем невербальный канал передает отношение к собеседнику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_metodik_obsledovaniya_intonatsionnoy_vyrazitelnosti_rechi.pptx | 492.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты, а 38% - через интонации, модуляции голоса. Следовательно, всего 7% информации передается устной речью. Причем невербальный канал передает отношение к собеседнику.
Интонация занимает важное место в структуре языка и выполняет различные функции : при помощи интонации производится членение речи на интонационно-смысловые отрезки (синтагмы) интонация оформляет различные синтаксические конструкции и типы предложений интонация участвует в выражении мысли, чувства и волеизъявления человека
Наибольшее значение для теории интонации имеют работы: Л.В.Бондарко, Е.А. Брызгуновой , В.В.Виноградова, А.М. Гвоздева, Л.Р.Зиндера , Л.В.Златоусовой , Т.М.Николаевой, Н.Д.Светозаровой , И.Т.Торсуевой , Л.К.Цеплитиса , Н.В. Черемисиной, Л.В. Щербы.
В.Н. Всеволодский-Гернгросс насчитывает в русской речи 16 интонаций: Вопросительная Восклицательная Интонация удивления Звательная Утвердительная Убедительная (поучительная) Положительная Просительная Пригласительная Увещевательная Повелительная Сопоставительная Интонация перерыва или связи Перечислительная Повествовательная Индифферентная
Под интонацией в лингвистике понимают систему фонетических средств, служащих для оформления фонетической целостности высказывания и выявления его смысла (Л.В. Бондарко, 1977; И.Г. Торсуева , 1990). Само название «интонация» происходит от латинского « intonatio » (это слово образовано от глагола « intono , intonare » — «громко произносить»).
мелодика ритм темп логическое ударение пауза тембр Компоненты интонации
Исследованием интонационной стороны речи занимались Е.Э.Артемова , Е.Ф . Архипова, Е.Е . Шевцова, Л.Р.Забродина , О.И.Лазаренко , И.Ф. Павалаки , Л.В.Лопатина , Л.А.Позднякова
- исследование восприятия и понимания основного тона высказывания; -исследование восприятия, оценки и воспроизведения темпа речи; -исследование восприятия и оценки темпа речи; -исследование темпа устных высказываний; -исследование восприятия и изменения громкости голоса; -исследование восприятия и оценки громкости голоса; -исследование воспроизведения и изменения громкости голоса Методика исследования
Методика исследования -исследование восприятия и изменения тембра голоса; -исследование восприятия и оценки тембра голоса; -исследование возможности изменения тембра голоса (по подражанию и самостоятельно); -исследование восприятия и воспроизведения ударения; -исследование восприятия и воспроизведения ударения (интенсивности) в слоговых рядах; -исследование восприятия и воспроизведения словесного ударения; -исследование восприятия и воспроизведения логического ударения.
Схема обследования интонационной стороны реч и обследование восприятия ритма; обследование воспроизведения ритма; обследование восприятия интонации; обследование воспроизведения интонации; обследование восприятия логического ударения; обследование воспроизведения логического ударения; обследование модуляций голоса по высоте; обследование модуляций голоса по силе. выявление назального тембра голоса; обследование восприятия тембра; обследование воспроизведения тембра; обследование речевого дыхания; обследование темпо-ритмической организации речи; обследование состояния слухового самоконтроля.
Исследуются: -умение регулировать темп речи; -умение регулировать ритм речи; -умение изменять высоту голоса; -умение изменять силу голоса; -умение выделять ударный слог в слове; -умение пользоваться логическим ударением; - сформированность и нтонационной выразительности речи.
Схема обследования интонационной стороны речи обследование восприятия ритма; обследование воспроизведения ритма; обследование восприятия интонации; обследование воспроизведения интонации; обследование восприятия логического ударения; обследование воспроизведения логического ударения; обследование модуляций голоса по высоте; обследование модуляций голоса по силе. выявление назального тембра голоса; обследование восприятия тембра; обследование воспроизведения тембра; обследование речевого дыхания; обследование темпо-ритмической организации речи; обследование состояния слухового самоконтроля.
Приемы обследования Критерии оценки Ритм Восприятие ритмических структур 1. Прослушать ритмические удары (послушай, сколько было ударов : изолированные удары, серии простых ударов, серии акцентуированных ударов) 2. Произвести трансформацию звукового ритма в зрительно-пространственную схему // //; // // // ///; // Сохранность/нарушение способности восприятия ритмических структур: определение количества изолированных ударов , серии простых ударов, акцентуированных ударов .
Приемы обследова ния Критерии оценки Ритм Воспроизведение ритмических структур 1. Прослушать ритмические удары и повторить их(послушай, сколько было ударов: изолированные удары, серии простых ударов, серии акцентуированных ударов, повтори): - по слуховому образцу; - по словесной инструкции (один короткий, два громких). 2. Произвести трансформацию зрительной схемы в звуковой ритм. Сохранность/нарушение способности воспроизведения ритмических структур : определение количества изолированных ударов, серии простых ударов, акцентуированных ударов.
Приемы обследования Критерии оценки Интонация Восприятие интонации 1. Прослушать предложение различных интонационных типов и определить наличие повествовательного, вопросительного или восклицательного предложения (словесно, поднять карточку с обозначением интонационного типа предложения). 2. Дифференциация вариантов интонации (с обозначением их сигнальной карточкой): - в предложении; - в стихотворном тексте. Сохранность/нарушение восприятия мелодических рисунков фраз: интонация повествования, восклицания, вопросительная интонация Сохранность/нарушение дифференциации предложений различных интонационных типов (интонация повествования, восклицания , вопросительная) в предложении , в стихотворном тексте
Приемы обследования Критерии оценки Интонация Воспроизведение интонации 1. Повторение предложений различных интонационных типов вслед за логопедом. 2. Воспроизведение предложений по заданному образцу, правильно проинтонировать фразу, учитывая смысловой и эмоциональный подтекст (сюжетная картинка), по направляющим вопросам логопеда. 3. Произвольное формулирование предложений различных интонационных типов по инструкции (задай вопрос, поинтересуйся, переспроси, порадуйся, похвали, расскажи, вспомни, отдай приказ и др.) Сохранность/нарушение способности употребления основных видов интонации ( интонированность ): - интонация повествования; - интонация восклицания; - вопросительная интонация .
Приемы обследования Критерии оценки Логическое ударение Восприятие логического ударения определение слов, обозначенных логическим ударением, («главных») в предложении и объяснение зависимости от него смысла высказывания (возможно использование сюжетной картинки ) Катя любит сладкие ягоды. Катя любит сладкие ягоды. Катя любит сладкие ягоды. Сохранность/нарушение способности восприятия логического ударения
Приемы обследова ния Критерии оценки Логическое ударение Воспроизведение логического ударения 1. Повторить за логопедом фразу, интонационно выделяя ее центр (повторить предложение и выделить в нем «важное» слово). 2. Повторить вслед за логопедом две фразы, отличающиеся местом акцентируемого слова (обозначенного логическим ударением). 3. Ответить на вопрос, самостоятельно выделяя голосом слово, обозначенное логическим ударением: Кто читает газету? – Дедушка читает газету. Что читает дедушка? – Дедушка читает газету. 3. Самостоятельный выбор слова, произносимого с логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла. Правильность/нарушение постановки логического ударения во фразе. Сохранность/нарушение способности произвольно изменять место логического ударения
Приемы обследова ния Критерии оценки Понимание изменения силы голоса восприятие изолированных звуков, звукоподражаний, произносимых различной силой голоса. Игровые приемы: «далеко-близко», кто-то сейчас говорит тихим голосом или громким? Понимание изменения высоты голоса восприятие изолированных звуков, звукоподражаний, произносимых различной высотой голоса. Игровые приемы: как подают голоса животные и их детеныши? «Три Медведя ». Сохранность/нарушение способности понимания изменения силы и высоты голоса
Приемы обследования Критерии оценки Тембр Восприятие тембра 1. Различение тембра голоса на материале междометий (понимание различных эмоциональных состояний «послушай и покажи подходящую картинку»); 2. Различение тембра голоса на материале предложений; 3. Различение тембра голоса людей разного возраста и пола. Воспроизведение тембра 1. Передача эмоционального состояния междометиями с помощью разных оттенков голоса; 2. Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок Эмоциональная окраска голоса (сохранность/нарушение способности передачи голосом эмоциональных переживаний и чувств). Сохранность/нарушение способности изменения окраски голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией
Приемы обследова ния Критерии оценки Темп Восприятие темпа 1. выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слогов логопедом (Игра «Слушай внимательно») Воспроизведение темпа повторение фраз вслед за логопедом (в обычном для ребенка темпе); 2. произнесение хорошо знакомого стихотворения; 3. пересказ рассказа; 4. произнесение в указанном темпе доступного для правильного произношения речевого материала сопряжено, отраженно и самостоятельно (способность изменять темп речи) Сохранность/нарушение способности восприятия темпа. темп: ускорен значительно, ускорен незначительно, умеренный, замедлен незначительно, замедлен значительно, неровный.
Афоризмы Желая кому-нибудь счастья или доброго здоровья, следи за интонацией, - а то ведь могут и побить... Канцелярский язык-это язык, исключающий интонацию. Умного занудой делает только интонация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушением интеллекта.
Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, пра...
Развитие интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями
Материал предназначен для педагогов ДОУ и родителей дошкольников, имеющих речевые нарушения. Консультация познакомит Вас с особенностями формирования интонационной выразительности речи у детей с ...
Развитие интонационной выразительности речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредствам использования презентаций
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...
Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.
Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями....
Методика обследования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (авторы Артемова Е.Э. и Архипова Е.Ф.)
Одна из наиболее известных методик для обследования уровня сформированности интонационной стороны речи, позволяющая оценить все компоненты интонации....
Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями
Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничив...
Дидактические игры в работе над интонационной выразительностью речи у детей с дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Работа над интонационной выразительностью речи является одной из самых важных составляющих в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Эта деятельность включает в себ...