Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушением интеллекта.
консультация по логопедии на тему

Федорова Лариса Павловна

        Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_word.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушением интеллекта.

Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова.

        Интонация – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или восклицательное значение, позволяют говорящему выражать различные чувства, на письме интонация выражается посредством знаков препинания.

         Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями - она особенно понятна и красива.

       Интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи.

        Мелодика - переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Повышение или понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость и т. д.)  и позволяет избавиться от монотонности.

       Ритм – определенное последовательное равномерное чередование звуков, ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности), фраз и целых слов, которое делает речь мелодичной, музыкальной.

       Темп - скорость произнесения звуков, слов, фраз (при ускоренном - снижается внятность; при замедленном - снижается выразительность).  Средний темп русской речи – 120 слов в минуту.

        Тембр - эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

        Тон – это эмоциональная окраска голоса человека. Отражает разнообразные чувства, переживания, душевные состояния говорящего.

       Логическое ударение – выделение голосом наиболее важного по смыслу слова (замедление, пауза, повышение тона)

У детей с умственной отсталостью отмечаются следующие нарушения интонационной выразительности речи:

•        нарушения темпа и ритма (ускоренный - замедленный, скандированный - растянутый);

•        трудности восприятия и воспроизведения эмоциональных значений интонации;

•        нарушения модуляции голоса по силе и высоте;

•        нарушения мелодической организации высказывания.

        Работу над темпо-ритмической стороной речи, развитием силы и высоты голоса, формированием длительного речевого выдоха, над эмоциональной окрашенностью речи необходимо проводить систематически и на разном речевом материале всеми педагогами ДОУ в тесном взаимодействии.

Представлю некоторые направления этой работы:

1.      Работа над речевым дыханием.

        Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция является основой для звучного голоса.

        Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания и улучшение голоса проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т.д.

        В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков, слогов, слов и фраз.

        Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т.д.

Упражнения на  формировании длительного речевого выдоха

1.        Вдох носом, руки сомкнуты перед собой, выдох через рот, руки  разводим в стороны.

2.        То же самое, на выдохе произносим гласный звук.

3.        Вдох быстрый, медленный выдох и наоборот.

  1. Упражнения на развитие высоты голоса

Упражнения на развитие модуляций голоса по высоте

     Материал для исследования: звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

     1. Формирование восприятия изолированных звуков и звукоподражаний, произнесенных с различной высотой голоса.

     Ребенку предлагается прослушать звуки или звукоподражания с различной высотой голоса и соотнести с картинкой, изображающей животных и их детенышей или предметы разной величины. Предварительно объясняют, что у животного, например собаки, голос «толстый», т.е. низкий, а у щенка – «тонкий», т.е. высокий.

     Инструкция: «Послушай и покажи (скажи), кто так подает голос?»

АВ – собака АВ – щенок

МУ – корова МУ – теленок

МЯУ – кошка МЯУ – котенок

У – пароход большой У – кораблик маленький

О – медведь О – медвежонок

     2. Воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса.

     Инструкция: «Покажи, как гудит большой пароход, самолет и т.д. и маленький, как подают голос животные и их детеныши».

У – большой (низкий) голос У – маленький (высокий)

А – большой (низкий) голос А – маленький (высокий)

О – большой (низкий) голос О – маленький (высокий)

МУ – корова МУ – теленок

АВ – собака АВ – щенок

МЯУ – кошка МЯУ – котенок

     3. Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки: вверх – повышение высоты вниз – понижение высоты.

     Инструкция №1: «Попробуй не ногами, а голосом подняться по ступенькам, а потом голосом спуститься вниз. Когда голос поднимается по ступенькам, он будет повышаться и становиться тоньше. Когда голос будет спускаться вниз по ступенькам, то будет становиться ниже. Сначала со звуком А, потом О, У».

А

О

У

     Инструкция №2: «Покажи, как укачивают ребенка, куклу».

А А А А

А А A A А

     «Покажи, как стучат часы».

ТИК ТИК ТИК ТИК

тик тик тик

     «Покажи, как звенит колокол».

ДИНЬ ДИНЬ ДИНЬ

БОМ БОМ

     Примечание: активно используется помощь в виде движений руки педагога, которые указывают, вверх поднимается или вниз опускается голос.

  1. Упражнения на развитие модуляций голоса по силе.

     Цель: развитие умения ребенка изменять громкость голоса.

     Материал: звуки; звукоподражания; предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, расположенные близко и далеко.

     1. Восприятие отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса.

     Ребенку предлагается прослушать различные изолированные звуки и показать картинку с изображением предмета удаленного – на тихий голос или картинку с изображением приближенного предмета – на громкий голос учителя.

     Инструкция №1: «Слушай внимательно. Плывет корабль, он гудит – «УУУУУ». Если пароход близко – он гудит громко, если далеко – тихо. Услышишь громкий гудок, подними картинку, где корабль близко, тихо, где корабль далеко».

У – самолет близко. У – самолет далеко.

А – пожарная машина близко. А – пожарная машина далеко.

О – поезд близко О – поезд далеко.

И – «скорая помощь» близко. И – «скорая помощь» далеко.

     Инструкция №2: «Послушай, как подают голос разные животные, насекомые, птицы. Отгадай по их голосу, далеко они от нас или близко. Напомним, что если далеко, то голос слышим тихий, если близко, то голос слышим громкий».

Жук – ЖЖЖЖЖ жжжжж

Комар – 3333333 ззззззз

Кузнечик – ЦЦЦЦЦ цццццц

Кукушка – КУ-КУ ку-ку

Лягушка – КВА-КВА ква-ква

Сова – УХ-УХ ух-ух

Осёл – ИА-ИА иа-иа

     Примечание: звукоподражания дают вразнобой.

     2. Воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса.

     Инструкция №1. «Покажи, как гудит пароход, самолет, машина и др., если они далеко, и как гудят, если они близко?»

Самолет (У) – …? …?

Пароход (Ы) – …? …?

Поезд (О) – …? …?

Машина (И) – …? …?

     Инструкция №2: «Покажи, как подают голоса разные животные, насекомые, птицы. Если они далеко? (тихо) Если они близко (громко)?»

Жук (ЖЖЖ) – …? …?

Комар (ЗЗЗ) – …? …?

Кузнечик (ЦЦЦ) – …? …?

Кукушка (КУ-КУ) – …? …?

Лягушка (КВА) – …? …?

Сова (УХ) – …? …?

Корова (МУ) – …? …?

     3. Воспроизведение постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний.

     Инструкция №1. «Покажи, как гудит приближающийся самолет, поезд, машина и т.д.».

Поезд – о О О О О (нарастание силы голоса)

Машина – А А А А А (нарастание силы голоса)

Самолет – У У У У У (нарастание силы голоса)

Шепот -тихо -обычная -громко -очень громко

     Инструкция №2: «Покажи, как гудит удаляющийся самолет, поезд, машина и т.д.».

Поезд – О О О О О

Машина – А А А А А

Самолет – У У У У У

     Инструкция №3: «Покажи, как подают голос приближающиеся животные, насекомые, птицы».

Жук – Ж Ж Ж Ж Ж ЖЖЖЖЖ

Комар – З З З З З ЗЗЗЗЗ

Кукушка – КУКУ КУКУ КУКУ КУКУ КУКУ

Корова – МУ МУ МУ МУ МУ

Сова – УХ УХ УХ УХ УХ

Собака – АВ АВ АВ АВ АВ

     Инструкция №4: «Покажи, как воет сирена – сначала тихо, а потом все громче и громче, т.е. на одном выдохе, а потом затихает».

У У У У У У У У У

Шепот –тихо- обычным -громче, громко -громче, обычным -тихо -шепот

4. Упражнения на развитие  темпо-ритмической стороны речи

1.        Послушать изолированные удары, серии простых ударов, серии акцентированных ударов. Определить кол – во, показать карточку с цифрой.

2.        Инструкции для ребёнка: "Сколько раз я хлопну в ладоши, столько раз ты ударишь рукой  по столу, выложишь кружочков, бусинок и т. д.". или «Повтори за мной такой ритм: II III, III II II» и т.д. Исключив зрительное восприятие.

3.        Повтори за мной цепочки слогов (используется изучаемый звук) без ошибок. Педагог  отбивает ритм, ребёнок повторяет заданный слог в цепочке слогов. Учитель: ххХ (т.е. в цепочке 3 слога, последний слог ударный): два раза слабо ударить, третий раз - сильно.

Ученик: ал - ал - АЛ.

  1. Упражнения на формирование умения  правильно  воспринимать

интонацию в речи другого человека.

        Речевой материал:  предложения, произносимые с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией,  и графическое изображение предложений.

Предлагается послушать предложения, которые произносятся с различной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной). Предварительно перед выполнением задания проводится беседа, в которой на материале одной серии предложений выясняется, одинаково они произносятся или по-разному.

  • Знакомство с повествовательной интонацией.
  • Знакомство с вопросительной интонацией.
  • Знакомство с восклицательной интонацией.
  • Дифференциация интонационной структуры предложений.

  1. Упражнения на формирование восприятия логического ударения

     В предварительной беседе детям в доступной форме объясняют значение термина «логическое ударение». Объясняют, что для того, чтобы наша речь была понятна окружающим, нужно уметь говорить выразительно. Для этого в предложении выделяют голосом те слова, которые считаются особенно важными. Они произносятся громче и чуть протяжнее остальных. Перед заданием необходимо на примере дать образец утрированного выполнения логического ударения, т.е. выделение голосом определенного слова во фразе.

     Материал: предложения, сюжетные картинки, предметные, картинки, стихотворные тексты.

  1. Упражнения на формирование восприятия тембра голоса

     Материал: картинки – символы-маски, изображающие чувства, эмоции людей; слова-междометия; предложения; картинки с изображением людей разного возраста.

     1. Различение тембра голоса на материале междометий

    Произносятся одиночные междометия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. Затем предлагаем ребенку рассмотреть картинки с изображением различных человечков – символов-масок, изображающих чувства, и выбрать подходящую (лицо человечка должно выражать соответствующее чувство).

     Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Лица этих человечков выражают различные чувства: грусть, удивление, радость, гнев, страх. Я  произнесу  маленькие слова (восклицания), а ты подумай, каким тоном голоса я произнес слово, и покажи подходящего человечка».

1. Ах! – радость восхищение.

2. Ой! – испуг, страх.

3. Ух! – недовольство.

4. О! – удивление.

5. Эх, – грусть, сожаление

     2. Различение тембра голоса на материале предложений

     Детям предлагается прослушать одно и то же предложение, определить на слух, каким тоном голоса оно было произнесено, и показать картинку с изображением человечка, лицо которого выражает соответствующее чувство.

     Инструкция: «Я сейчас произнесу предложение, а ты подумай, каким тоном оно было произнесено, и покажи подходящего человечка».

1. Скоро гроза! (недовольно)

2. Скоро гроза! (радостно)

3. Скоро гроза?! (удивленно)

4. Скоро гроза, (грустно)

5. Скоро гроза! (со страхом, испуганно).

  1. Упражнения на формирование умения

воспроизведения тембра голоса

     Проводятся на материале междометий и сказок.

     Перед выполнением задания с детьми проводится беседа о возможных изменениях голоса. Детям говорится о том, что голос может меняться в зависимости от ситуации: голос может быть ласковым или писклявым, грубым или хриплым, веселым или печальным, жалобным или испуганным и т.д.

     1. Передача междометиями с помощью разных оттенков голоса эмоционального состояния

     Материал: серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц.

     Дети рассматривают серию сюжетных картинок и определяют, какое настроение у изображенных на ней действующих лиц. По каждой картинке дается комментарий. Затем  предлагается выразить состояние действующего лица, используя междометия, изменяя окраску голоса по ситуации на картинке.

     Инструкция: «Посмотри на картинку, догадайся, как подают голос, если…»

Упала чашка – Ой! (испуганно).

Забили гол в ворота – Ура! (радостно).

Прося убрать игрушки – У-У (недовольно, плаксиво).

Устали и хотят спать – Ох (устало, тихо).

Рубят дрова – Ух (тяжело).

Грозят пальцем, нельзя – Ая-яй (строго) детям брать спички

     2. Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок

     Материал: сюжетная картинка с персонажем сказки «Колобок».

     В предварительной беседе уточняется содержание сказки «Колобок», ее действующие лица. Выясняется, какими голосами они говорят – одинаковыми или разными. Если они говорят разными голосами, то, что характерно для каждого из них.

     Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили…»

Заяц – // – (звонким, задорным, чистым голосом)-

Волк – // – (грубым, низким голосом, с угрозой).

Медведь – // – (громким, низким, спокойным).

Лиса – // – (мягким, ласковым, хитрым голосом)-

Реализуется через:

А) Инсценировки.

        Эта способность к перевоплощению, присуща всем людям, а детям в особенности. Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и умеренного общения в коллективе.  Инсценировки включаются в программу праздничных концертов, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях.

        Работая с детьми над инсценировками, не преследуется цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.

        Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить. Для инсценировок подбираются и изготавливаются определенные атрибуты. Это могут быть маски персонажей, костюмы, которые дети делают вместе со взрослыми.

       Распределяя роли в игре-драматизации, учитывается, какая речевая нагрузка возможна для каждого дошкольника. Важно дать ребёнку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, обрести веру в себя.

Б) Произнесение скороговорок с разной интонацией.

В) Произнесений приветствий, обращений, имён с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями (ласково, требовательно, весело и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».

В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указ...

Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников

В данной публикации рассмотрены теоретические способы развития выразительности речи дошкольников и представлены практические упражнения, которые может провести не только музыкальный руководитель, но и...

План самообразования воспитателя по теме: "Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников"

Традиционно, под самообразованием понимается осознанная деятельность, направленная на совершенствование каких либо качеств человека. При этом, педагог сам управляет этой деятельностью: планирует, став...

Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».

Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей....

Развитие интонационной выразительности речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредствам использования презентаций

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

Логопедическая работа  по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями....