Выступление на ГМО "Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в соответствии с ФГТ посредством игровых методик"
учебно-методический материал на тему

Выступление и презентация на ГМО воспитателей города Нижневартовска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст выступления34.54 КБ
Файл Презентация2.91 МБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДСКВ №4 «Сказка»

Чирвина Ольга Валентиновна

воспитатель

Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в соответствии с ФГТ посредством использования игровых методик.

На данном этапе развития системы образования основной акцент в  «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы» со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры детей, важной составляющей которой является речевая культура.

 Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения.   Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в мощный социальный фактор становления личности ребенка.

 Необходимое условие развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение с взрослыми и сверстникамикоторое связано с процессом развития коммуникативной культуры речи детей, а именно ее интонационной выразительности.

Уместное и оправданное использование средств интонационной выразительности делает ребёнка интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников, дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.    

Для детей игра, составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками. 

 В связи, с чем актуальность технологии развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством   дидактических игр и упражнений обусловлена тем, что она будет способствовать оптимизации всего развивающего и образовательного маршрута ребенка с целью овладения им речевой и практической деятельностью, усвоения навыков коммуникации, усвоению правил коллективной жизни и взаимоотношений.

Цель: развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений, направленных на развитие конструктивных и социальных взаимоотношений с взрослыми и детьми.

Задачи:

  1. Формировать умения использовать вербальные и невербальные средства общения;
  2. Развивать  диалогическую речь и конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  3. Формировать умение изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;

-чувствовать и понимать другого человека;

-выражать свои творческие способности.

  1. Формировать интонационные средства оформления высказываний, 
     активизировать познавательную деятельность. 

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее весь образовательный процесс.  В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение воспринимать, а  затем воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи, группа игр, развивающих умение эмоционально реагировать на окружающую действительность, сочувствовать, сопереживать.

Для реализации педагогической технологии подобрала и систематизировала  дидактические игры и игровые упражнения для последовательного развития элементов интонации, дополнила их подборкой произведений малых форм фольклора в соответствии с  разработанным комплексно-тематическим планированием. Особенности фольклорных произведений: выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи; традиционность и импровизированность, предполагающие возможность творческого отношения к их исполнению, будут способствовать развитию всех компонентов интонационной выразительности речи.

Работу провожу как со всей  группой, так и по подгруппам, в парах, тройках. Достоинством такой формы организации работы является то, что дети учатся подчинять себя предлагаемой другими детьми формой общения. Именно малые группы меняют характер поведения детей при опоре друг на друга, у детей возникает желание быстрее, точнее, правильнее выполнять указание, ориентироваться друг на друга, подсказывать и помогать друг другу. В таких случаях нет “я”, а есть “мы”.

Знакомство с мелодикой высказывания  проводила в НОД по познавательному, речевому развитию используя игры начального этапа: «Дирижеры», «Волшебная линия». Игры второго этапа используются во время совместной деятельности, в НОД по ознакомлению с художественной литературой, для развития памяти и умения воспроизводить мелодику предложений,  по ФЭМП для определения количества предложений с разнообразной структурой мелодики: "Составь схему", "Точка", "Восклицательный знак", "Диктант". В сюжетно-ролевых играх  используются словесные игры, направленные на закрепление умения воспроизводить  нужную мелодику: "Вопрос-ответ", "Позовем вместе", "Просьба" и др.

 Сейчас  я предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос-ответ», итак вам предлагается разделиться на две команды по четыре человека, встать напротив друг друга в две шеренги. Детям одеваются знаки:  одной команде вопрос, другой  точка, а сегодня мы договоримся, что справа  от меня будут находиться «вопросы», а слева «точки».  Услышав фразу содержащую вопрос, шаг вперед делает команда «вопросов», фразу-утверждение, вперед шагает команда «точек».

- Ножки, ножки, где вы были?

-За грибами в лес ходили.

-Что вы ручки работали?

-Мы грибочки собирали.

Сейчас мы усложним заданье, «дети» из команды «вопросы» должны сами придумать вопрос и задать его, стоящему напротив участнику команды «точки». Давайте попробуем, только одно условие сейчас в вашем вопросе не должно быть вопросительных слов.

Игры на развитие восприятия и воспроизведения мелодики активизируют мышление, развивают память, совершенствуют умению отвечать на вопросы кратко, полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга.

При развитии восприятия темпа использовала такие игры и упражнения как: "Карусели", "Курочка и цыплята", "Барабанщик", "Осенние листочки" и др. В качестве речевого материала использовала потешки, поговорки, скороговорки. Обучала детей подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагаю выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым читаются тексты. Обучение воспринимать темп речи проводила в НОД по развитию речи,  развитие умения воспроизводить темп развивается и закрепляется в совместной деятельности, во время прогулки  (подвижные игры).  

Я предлагаю вам поиграть в игру «Поехали, поехали»

«Дети» взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе  текст потешки:

«Поехали, поехали за грибами, за орехами»,

затем переходят на бег и произносят  продолжение потешки в быстром темпе:

«Поскакакли, поскакали с пирогами, с пирогами».

Игры на восприятие и умение воспроизводить темп высказывания способствуют не только умению двигаться в заданном темпе; чередовать движения в различном темпе, но и развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности.

Навыки восприятия ритма формируется в двигательных действиях  игры "Язычки-дразнилки","Забияки-петушки". Использовала в своей работе настольные игры (составление разнообразных зрительно-наглядных схем). Например, в играх "Кегли и мячи", "Узоры", где одни предметы обозначают сильные удары (кегли), а другие (мячи) - слабые. Ритм задавался мной в виде хлопков, ударов в барабан, серии слогов, коротких стихотворений и т.д. Работу над восприятием и воспроизведением ритма начинала во время специально организованной деятельности по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой (чтение потешек, небылиц и др. с четко выраженным или  сменным, ритмическим рисунком) так же   проводилась в совместной и индивидуальной работе с детьми в утренние и вечерние часы.

Предлагаю вам поиграть в игру «Кегли и мячи» на слайде вы видите выложенный мной ритм, вы, определив последовательность, должны отхлопать его или воспроизвести в виде любого слога.

Итак, игры на восприятие и воспроизведение ритма будут способствовать развитию: зрительного и слухового восприятия, мышления, внимания, речи, крупной и мелкой моторики.

Для формирования навыка восприятия тембра использовала игры «Угадай эмоцию», «Что ты чувствуешь, если…?» в качестве речевого материала - тексты и фразы. Также использовались "проблемные речевые истории", связанные с сюжетами литературных произведений, сказок или личным опытом детей, игры "Кто боится прививки?", "Угадай-ка", игровые упражнения на развитие мимики и формирование высказываний, скороговорки, пословицы, потешки. Работа по формированию навыков воспроизведения тембра тесно связана с развитием мимики и заключается в закреплении умений изменять окраску голоса при передаче чувств и эмоций: радости, грусти, удивления и т.п.  В работе использовала игры: «Сказочная путаница», «Чей голосок?», «Ожившие картинки». Игровое упражнение “Скажи по-другому” - одно и тоже слово или фразу дети произносят грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, досадно, удивленно-радостно, хитро с улыбкой. В игре “Фраза по кругу”- дети объясняют, где, кому, при каких обстоятельствах они произносят данную фразу с определенной интонацией. В игре “Ручной мяч” - произнести скороговорку с разной интонацией предложенной воспитателем.

 Предлагаю поиграть в игру  «Скажи по-другому».  Я раздам вам карточки-пиктограммы  эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, изображенной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

 А теперь вам предлагается то же задание, но выполнить его нужно отвернувшись от угадывающих участников.

 Игры на развитие тембра способствуют формированию навыков работы в коллективе,   развитию восприятия психического состояния  людей и становятся эмоционально отзывчивыми. Такая работа оптимизирует у детей не только речевую, но и коммуникативную деятельность в целом.

В работе по развитию восприятия  и воспроизведения логического ударения использовала игры "Слушай, думай, называй", "Найди важное слово". Использую игры, предполагающие самостоятельную диалогическую речь детей: «Кто в каком домике живёт?», «Что купили в магазине?», «Построения» (проводятся в вопросно-ответной форме), малые фольклорные формы, направленные на диалогическое общение. Вопрос ориентирует ребёнка на выбор слова-носителя логического ударения, а игровая ситуация помогает определить, почему именно это слово следует считать наиболее важным по смыслу.

Давайте поиграем в игру «Построения»

Желающие выходят и строятся в шеренгу. Педагог обращается к каждому по имени и просит назвать того, кто стоит справа (слева) от него. Приниматься будут только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена.

В формировании умения по развитию восприятия  и воспроизведения логического ударения отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

 Результаты, полученные в ходе реализации технологии:

  • обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
  • улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь;
  • совершенствование познавательных процессов дошкольников;
  • повысился уровня сформированности всех компонентов ИВР;
  • позитивные сдвиги в эмоциональной сфере в процессе организации обучения, межличностном общении;
  • активное освоение детьми действий по самостоятельному применению полученных знаний, умений и навыков использования интонационной выразительности речи в различных видах деятельности.

       Использование дидактических игр и упражнений способствует эффективному овладению дошкольниками  интонационной выразительности речи, более успешному и качественному обучению детей не только способам оформления интонационно окрашенной речи, но и обогащает их речь, активизирует общение, активизирует мышление и познавательный интерес, помогает раскрывать творческие возможности, и что самое главное помогает адаптироваться ребенку в коллективе.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГТ посредством игровых методик Подготовила воспитатель: Чирвина О.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Сказка»

Слайд 3

Речь дошкольника Средство общения Средство мышления Средство планирования деятельности Средство регуляции поведения Средство познания мира Средство выражения эмоций и чувств

Слайд 6

Актуальность оптимизация всего развивающего и образовательного маршрута ребенка с целью овладения им речевой и практической деятельностью усвоение навыков коммуникации усвоение правил коллективной жизни и взаимоотношений

Слайд 7

Цель: развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений, направленных на развитие конструктивных и социальных взаимоотношений со взрослыми и детьми . Задачи: Формировать умения использовать вербальные и невербальные средства общения; Развивать диалогическую речь и конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми; Формировать умение изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации; - чувствовать и понимать другого человека; -выражать свои творческие способности. Формировать интонационные средства оформления высказываний, активизировать познавательную деятельность.

Слайд 8

Игровая технология

Слайд 9

Дидактические игры Словесные игры Настольные игры Игры с реальными предметами и игрушками Малые формы фольклора: Потешки , небылицы, заклички , загадки, скороговорки, пословицы и поговорки.

Слайд 10

Восприятие и воспроизведение мелодики

Слайд 11

Восприятия и воспроизведение темпа

Слайд 12

Восприятие и воспроизведение ритма

Слайд 13

«Кегли и мячи» Сильные удары Слабые удары

Слайд 14

Восприятие, воспроизведение тембра

Слайд 15

Восприятие и воспроизведение логического ударения

Слайд 16

Результаты реализации технологии обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями; улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь; совершенствование познавательных процессов дошкольников; повысился уровня сформированности всех компонентов ИВР; позитивные сдвиги в эмоциональной сфере в процессе организации обучения, межличностном общении; активное освоение детьми действий по самостоятельному применению полученных знаний, умений и навыков использования интонационной направленности в различных видах деятельности.

Слайд 17

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».

В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указ...

Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников

В данной публикации рассмотрены теоретические способы развития выразительности речи дошкольников и представлены практические упражнения, которые может провести не только музыкальный руководитель, но и...

План самообразования воспитателя по теме: "Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников"

Традиционно, под самообразованием понимается осознанная деятельность, направленная на совершенствование каких либо качеств человека. При этом, педагог сам управляет этой деятельностью: планирует, став...

Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».

Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей....

Кружковая работа логопеда по формированию интонационной выразительности речи старших дошкольников "Веселая риторика"

обучение дошкольника интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребёнка речи в процессе логопедического воздействия....

"Обогащение интонационной выразительности речи старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ"

Материал может быть полезен воспитателям и музыкальным руководителям в ДОУ...