Методика обследования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (авторы Артемова Е.Э. и Архипова Е.Ф.)
методическая разработка по логопедии

Ровнова Ксения Эдуардовна

Одна из наиболее известных методик для обследования уровня сформированности интонационной стороны речи, позволяющая оценить все компоненты интонации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isledovanie.docx136.15 КБ

Предварительный просмотр:

Обследование просодической стороны речи дошкольников

(Е. Э. Артемова  и Е. Ф. Архипова)

1. Обследование ритма.

Восприятие ритма.

Цель: определить, умеет ли ребенок определять количество: а) изолированных ударов; б) серии простых ударов; в) акцентированных ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

Оборудование: карточки с графическим изображением ритмических структур.

Задание 1: «Послушай, сколько было ударов. Покажи карточку, на которой изображено нужное количество ударов».

-изолированные удары: а) // б) /// в) // // г) /// ///

Задание 2: «Послушай, сколько было ударов, покажи нужную карточку».

- серии простых ударов: а) // // // //  б) /// ///  в) //// ////  г)/// /// ///

Задание 3: «Послушай, сколько и какие были удары, покажи нужную карточку».

- серии акцентированных ударов: а) UU/ б) / /  в) //UU//  г) /U//

Воспроизведение ритма.

Цель: определить, умеет ли ребенок самостоятельно воспроизвести по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) изолированные удары, серии простых ударов, акцентированные удары.

Материал для исследования: карандаш для отстукивания ритмов.

Задание 1: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».

-изолированные удары: а) ///б) ///// в) //// г) // (без опоры на зрительное восприятие).

Задание 2: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».

- серии простых ударов: а) // // // // б) /// /// в) //// //// г) /// /// ///  (без опоры на зрительное восприятие).

Задание 3: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары, где будут тихие и громкие удары»: U - тихий, / - громкий.

-акцентированные удары: а) /UU/б) //U в) U//U г) //UU//(без опоры на зрительное восприятие).

Для обследования детей были введены новые символы:

капелька ( U – тихий)  и молоточек ( / – громкий)

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b485f89a9a6049688b5c9bf6252ff71b&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=bf63b92d950fa30a260c74853bc9d687&n=13

 2. Обследование  интонация.

Восприятие интонации.

Цель: выявить возможность детей различать разнообразные интонационные структуры в услышанной речи.

Оборудование: предложения, произносимые с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией, и графическое изображение предложений.

2.1. Определение наличия повествовательного предложения

Знакомство с сигнальными карточками:

        

 

Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом спокойным, ровным голосом - подними карточку с точкой:

Речевой материал:

На улице холодно.

Ах, какая красивая картина!

Медведь спит в берлоге.

Ты съел суп?

2.2. Определение наличия вопросительного предложения

Инструкция: «Слушай внимательно. Если услышишь, что я о чем-то спрашиваю, задаю вопрос – подними карточку с вопросительным знаком: ?»

Речевой материал:

На улице идет снег!

Ты любишь играть в снежки?

Оля идет в парк.

Куда мальчик идет?

У тебя болят зубы?

2.3. Определение наличия восклицательного предложения

Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я радостно и громко говорю, подними карточку с восклицательным знаком: !»

Речевой материал:

Ой, как жарко!

Мальчики играют во дворе.

Кто к нам пришел?

Посмотри, летит самолет!

Мы идем в цирк.

2.4. Дифференциация типов интонации в предложении

Предлагались задания, где речевой материал был представлен повествовательными, вопросительными и восклицательными предложениями. Перечисленные интонационные типы давались в произвольном порядке.

Процедура 1: Ребенку предлагалось сравнить значение двух одинаковых предложений, произнесенных с различной интонацией. Предложения нужно было отличить друг от друга, выделяя заданную интонацию и поднять соответствующие карточки.

Инструкция: «Слушай внимательно предложения и подними карточки, которые подходят».

Речевой материал:

На улице холодно.

На улице холодно?

Наступила зима!

Наступила зима?

Мама пришла домой?

Мама пришла домой.

2.5. Дифференциация типов интонации в стихотворном тексте

Задание 1.

Инструкция: «Я буду читать стихотворение, а ты после каждой прочитанной строки подними карточку, если услышишь вопрос, то  подними оранжевую карточку с вопросом, если спокойный и ровный голос, то зелёную карточку с точкой».

Кто умеет утром сам просыпаться по часам?

Я умею по часам просыпаться утром сам.

Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко?

Я умею на кроватке простыню расправить гладко.

Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться?

Я обычно утром рано умываюсь из-под крана.

Я сам теперь умею вымыть и лицо и шею.

Оценивается:  Сохранность/нарушение восприятия мелодических рисунков фраз: интонация повествования, восклицания, вопросительная интонация.

Воспроизведение интонации.

Цель: выявить умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.

Оборудование: образцы предложений различных интонационных типов, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием.

Задание 1: «Послушай внимательно и повтори за мной».

Речевой материал:

 Солнце светит. Солнце светит?  Солнце светит!

 Снег идёт! Снег идет. Снег идёт?

 Я пойду в гости? Я пойду в гости! Я пойду в гости.

Задание 2: «Я прочитаю предложения, а ты послушай и повтори его с удивлением, как вопрос или просто как я».

– Ты куда идёшь, медведь?

– В город ёлку поглядеть!

– Да на что тебе она?

– Новый год встречать пора.

– Где поставишь ты её?

 В лес возьму, в своё жильё.

Задание 3: воспроизведение отраженно за экспериментатором фраз с противоположными типами интонации. Инструкция 1: «я буду задавать тебе вопрос, а ты ответь мне этой же фразой, но с другой интонацией. Я тебя спрашиваю – задаю вопрос, а ты отвечаешь».

Речевой материал:

Экспериментатор

Ребёнок

Ночью шёл  снег?

Ночью шёл  снег.

Хорошо зимой в лесу?

Хорошо зимой в лесу.

Зимой медведь спит?

Зимой медведь спит.

Инструкция 2: «А теперь я буду говорить тебе фразу, а ты той же фразой задай мне вопрос».

Экспериментатор

Ребёнок

Сегодня будет дождь.

Сегодня будет дождь?

Свет горит.

Свет горит?

На улице холодно.

На улице холодно?

Задание 4: произвольное формулирование предложений различных интонационных типов по инструкции – «Я тебе назову фразу, а ты повтори ее так, как будто задаешь вопрос, радуешься, просто рассказываешь мне новость».

 Снег идет;

 Весна пришла;

 Мы пойдём гулять.

Оценивается: Сохранность/нарушение способности употребления основных видов интонации (интонированность):

 интонация повествования;

 интонация восклицания;

 вопросительная интонация.

3. Обследование логического ударения.

Восприятие логического ударения.

Цель: выяснить, понимают ли дети выделение главного по смыслу слова во фразе.

Оборудование: предложения, сюжетные картинки.

Задание 1:  «Внимательно слушай предложение. Назови, какое слово я выделила в предложении».

Речевой материал:

Емеля поймал щуку.

Мама сшила новое платье.

Задание 2: Ребенку предлагается внимательно прослушать одинаковые предложения, сравнить различные оттенки их звучания и ответить на вопрос, одинаково ли эти предложения произнесены. Затем ребенку предлагается прослушать каждое предложение, рассмотреть соответствующую сюжетную картинку и назвать слово, которое логопед выделил голосом.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Экспериментатор будет задавать тебе вопросы, голосом выделяя «важное» слово, а ты вместо ответа покажи нужную картинку».

Речевой материал:

– Бабушка вяжет кофту? – Бабушка вяжет кофту!

 Девочка несет зонтик?  Девочка несет зонтик!

 Оценивается: Сохранность/нарушение способности восприятия логического ударения.

Воспроизведение логического ударения.        

Цель: определить возможности ребенка выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.

Оборудование: предложения, произнесенные логопедом; предложения для отраженного воспроизведения; сюжетные картинки.

Задание 1. Воспроизведение фразы с логическим ударением по образцу.

Процедура: ребенку предлагается прослушать предложение и затем аналогично воспроизвести его с тем же логическим акцентом.

Материал для исследования: предложения, произнесенные экспериментатором; предложения для отраженного воспроизведения; сюжетные картинки.

Инструкция: «Я скажу предложение и голосом выделю в нём «главное» слово. Слушай внимательно, затем повтори предложение и тоже выдели в нем «главное» слово».

Речевой материал:

Кошка сидит под стулом.

Зина бежит по улице.

Дети играют в снежки.

Задание 2. Сравнение двух предложений, отличающихся только логическим ударением.

Процедура: ребенку предлагается прослушать и сравнить два предложения, различающихся логическим ударением.

Инструкция: «Я произнесу два предложения. Внимательно послушай, как они звучат, одинаково или по-разному? Повтори точно так же».

Речевой материал:

 Таня смеется. - Таня смеется.

 Собака несет палку.  Собака несет палку.

 Диван стоит у окна.  Диван стоит у окна.

Задание 3. Воспроизведение логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам.

Процедура: предлагаются сюжетные картинки, по которым логопед  вместе с ребенком составляет предложение. Затем логопед  задает ребенку несколько вопросов поочередно, на которые он должен ответить совместно составленным предложением, интонационно выделяя важное по смыслу слово.

Инструкция: «Отвечай на вопрос тем предложением, которое мы только что составили. Будь внимателен, выделяй голосом «важное» слово».

Речевой материал:

- Мальчик рисует солнце.

Вопросы:

А) Кто рисует солнце?

Б) Что делает мальчик?

В) Что рисует мальчик?

Задание 4.  Самостоятельный выбор слова, произносимого с логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла.

Инструкция: «Повтори за мной фразу: «Папа пришел с работы». Теперь нужно сказать эту фразу по-разному. Первый раз - так, чтобы было понятно, что пришел папа, а не дядя. Второй раз - чтобы было понятно, что папа пришел, а не приехал на машине. Третий раз - нужно голосом подчеркнуть, что папа пришел с работы, а не из магазина».

1-й. Папа пришел с работы.

2-й. Папа пришел с работы.

3-й. Папа пришел с работы.

Оценивается: Правильность/нарушение постановки логического ударения во фразе.

4. Обследование модуляции голоса по силе.

Целью обследования является определение умения ребенка изменять громкость голоса. Обследование необходимо, чтобы определить, как ребенок со стертой дизартрией может менять голос по силе (громкости).

Материал для исследования: звуки; звукоподражания; предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, расположенные близко и далеко.

Задание 1. Восприятие отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса.

Процедура: Ребенку предлагается прослушать различные изолированные звуки и показать картинку с изображением предмета удаленного - на тихий голос или картинку с изображением приближенного предмета - на громкий голос экспериментатора.

Инструкция: «Слушай внимательно. Плывет корабль, он гудит - «УУУУУ». Если пароход близко - он гудит громко, если далеко - тихо. Услышишь громкий гудок, подними картинку, где корабль близко, тихо, где корабль далеко».

Речевой материал:

Громко: У – самолёт близко, А – пожарная машина близко, О – поезд близко, И – скорая помощь близко.

Тихо: У – самолёт далеко, А – пожарная машина далеко, О – поезд далеко, И – скорая помощь далеко.

Звукоподражание дают в разнобой.

Задание 2. Воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса.

Инструкция: «Покажи, как гудит пароход, самолет, машина и др., если они далеко, и как гудят, если они близко?»

Задание 3. Воспроизведение постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний.

Инструкция 1. «Покажи, как гудит приближающийся самолет, поезд, машина и т.д.».

Инструкция 2: «Покажи, как гудит удаляющийся самолет, поезд, машина и т.д.».

Оценивается: сохранность/нарушение способности изменения силы голоса.

5. Обследование модуляции голоса по высоте.

Цель: выявить умения ребенка определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз.

Материал для исследования: звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

Задание 1. Исследование восприятия изолированных звуков и звукоподражаний, произнесенных с различной высотой голоса.

Процедура: Ребенку предлагается прослушать звуки или звукоподражания с различной высотой голоса и соотнести с картинкой, изображающей животных и их детенышей или предметы разной величины. Предварительно объясняется, что у животного, например собаки, голос «толстый», т.е. низкий, а у щенка - «тонкий», т.е. высокий.

Инструкция: «Послушай и покажи (скажи), кто так подает голос?»

АВ 🡮  собака                  АВ 🡭  щенок 

        

МУ 🡮 – корова                 МУ 🡭  теленок 

МЯУ 🡮 – кошка               МЯУ 🡭  котенок

У 🡮  пароход большой   У 🡭  кораблик маленький 

О 🡮  медведь                  О 🡭  мишутка

Задание 2. Воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса.

 Инструкция: «Покажи, как гудит большой пароход, самолет и т.д. и маленький, как подают голос животные и их детеныши».

У 🡮  большой (низкий) голос    У 🡭  маленький (высокий) 

А 🡮                                              А 🡭  

0 🡮                                               О 🡭

МУ 🡮  корова                              МУ 🡭 – теленок

АВ 🡮  собака                               АВ 🡭  щенок

МЯУ 🡮  кошка                             МЯУ 🡭  котенок

Оценивается: сохранность/нарушение способности изменять  высоту голоса.

6.Обследование тембра.

Восприятие тембра.

Цель: оценить  умение определять характер звучания тона голоса на слух.

Оборудование: картинки  символы-маски, изображающие чувства, эмоции людей; слова-междометия; предложения, картинки с изображением людей разного возраста.

Задание 1. Различение тембра голоса на материале междометий.

Процедура: логопед произносит одиночные междометия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. Затем экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных человечков –  символов-масок, изображающих чувства, и выбрать подходящую (лицо человечка должно выражать соответствующее чувство).

https://fsd.videouroki.net/html/2017/02/28/v_58b510bb98b5e/99682361_1.png

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Лица этих человечков выражают различные чувства:

1 – радость

2 – страх

3 – гнев

4 – печаль

5 – удивление

Я произнесу маленькие слова (восклицания), а ты подумай, каким тоном голоса я произнесла слово, и покажи подходящего человечка».

1. Ах! – радость восхищение.

2. Ой! – испуг, страх.

3. Ух! – недовольство.

4. О! – удивление.

5. Эх,  грусть, сожаление.

Задание 2. Различение тембра голоса на материале предложений

Процедура: Ребенку предлагается прослушать одно и то же предложение, определить на слух, каким тоном голоса оно было произнесено, и показать картинку с изображением человечка, лицо которого выражает соответствующее чувство.

Инструкция: «Я сейчас произнесу предложение, а ты подумай, каким тоном оно было произнесено, и покажи подходящего человечка».

1. Скоро гроза! (недовольно)

2. Скоро гроза! (радостно)

3. Скоро гроза?! (удивленно)

4. Скоро гроза. (грустно)

5. Скоро гроза! (со страхом, испуганно)

Задание 3. Различение тембра голоса людей разного возраста.

Процедура: Перед ребенком раскладываются картинки с изображением людей разной возрастной категории (женщина, мужчина, ребенок, бабушка, дедушка). Затем ребенку предлагается прослушать магнитофонную запись с записанными на пленку голосами людей разного возраста и показать соответствующее изображение людей.

Инструкция: «Рассмотри внимательно картинки. Послушай и определи, чей голос звучит. Покажи подходящую картинку».

Речевой материал: одна фраза, произнесенная разными голосами.

«Угадай, чей голос?»

1. Женский голос.

2. Мужской голос.

3. Детский голос.

4. Голос пожилой женщины.

5. Голос пожилого мужчины.

Оценивается: Сохранность/нарушение способности определять характер звучания тона голоса на слух.

Воспроизведение тембра.

Цель: оценить эмоциональные характеристики голоса.

Выясняется, достаточно ли ребенок владеет своими голосовыми возможностями, может ли изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, способен ли передать голосом эмоциональные переживания и чувства персонажей сказки, может ли подражать голосам сразу нескольких животных.

Перед выполнением задания с детьми проводится беседа о возможных изменениях голоса. Детям говорится о том, что голос может меняться в зависимости от ситуации: голос может быть ласковым или писклявым, грубым или хриплым, веселым или печальным, жалобным или испуганным и т.д.

Задание 1. Передача междометиями с помощью разных оттенков голоса эмоционального состояния.

Материал для исследования: серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц.

Процедура: Логопед предлагает ребенку рассмотреть серию сюжетных картинок и определить, какое настроение у изображенных на ней действующих лиц. По каждой картинке дается комментарий. Ребенку предлагается выразить состояние действующего лица, используя междометия, изменяя окраску голоса по ситуации на картинке.

Инструкция: «Посмотри на картинку, догадайся, как подают голос, если...»

Упала чашка                            – Ой! (испуганно).

Забили гол в ворота                – Ура! (радостно).

Прося убрать игрушки           – У-У (недовольно, плаксиво)

Устали и хотят спать              – Ох (устало, тихо)

Рубят дрова                             – Ух (тяжело).

Нельзя детям брать спички    – Ая-яй (строго).

Задание 2. Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок.

Материал для исследования: сюжетная картинка с персонажем сказки «Колобок».

Процедура: В предварительной беседе уточняется содержание сказки «Колобок», ее действующие лица. Выясняется, какими голосами они говорят - одинаковыми или разными. Если они говорят разными голосами, то что характерно для каждого из них.

Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили...»

Заяц – // – (звонким, задорным, чистым голосом).

Волк – // – (грубым, низким голосом, с угрозой).

Медведь – //– (громким, низким, спокойным).

Лиса – // – (мягким, ласковым, хитрым голосом).

Оценивается:

Эмоциональная окраска голоса: сохранность или нарушение способности передачи голосом эмоциональных переживаний и чувств;

Сохранность/нарушение способности изменения окраски голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией.

Бальная система оценок и уровни сформированности просодической стороны речи у дошкольников

Критерии оценивания:

4 балла  задание выполняется правильно и самостоятельно;

3 балла  задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;

2 балла  задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;

1 балл  для выполнения задания требуется активная помощь взрослого;

0 баллов  задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

Уровни сформированности просодической стороны речи:

Очень низкий уровень (0 – 7 баллов) – у детей отмечаются грубые нарушения просодических компонентов. Недостатки тембра, силы и высоты голоса имеют ярко выраженный характер, заметны самому ребенку и окружающим, затрудняют процесс коммуникации. Детям недоступны задания, предполагающие произвольное изменение ритмических и звуковысотных характеристик. Нарушения интонационного оформления у этой группы детей проявляются как в; самостоятельных высказываниях, так и при выполнении специальных заданий.

Низкий уровень (8–16 баллов) – показатель низкой сформированности компонентов просодической стороны речи. У детей отмечаются изменения голоса, незаметные для неподготовленного слушателя. Эти изменения касаются отдельных или всех просодических компонентов. Дети испытывают трудности при выполнении специальных заданий на воспроизведение различных ритмических и интонационных структур. Однако их спонтанная речь, особенно в эмоционально значимой ситуации может быть достаточно выразительной.

Средний уровень (17–25 баллов) – характеризуется недостаточной сформированностью просодической стороны речи. Для данного уровня характерны затруднения при дифференциации различных типов интонации, в изменении темпа речи, высоты и силы голоса испытывает небольшие затруднения. Для выполнения задания ребёнку требуется помощь взрослого, наводящие вопросы, повтор инструкций.

Уровень выше среднего (26 – 34 баллов) – у детей наблюдается непостоянное или нестойкое отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам.  Спонтанная речь достаточно интонирована, но при выполнении специальных заданий часто наблюдаются неточности или отдельные ошибки при передаче ритмического и мелодического рисунка.

Высокий (35–40 баллов) – показатель полной сформированности всех компонентов просодической стороны речи. Ребенок легко изменяет темп речи, высоту, силу голоса, легко делает переходы от громкого звучания к тихому, и наоборот; выделяет ударный слог; владеет интонационными средствами языка. Задания выполняются правильно и самостоятельно, при допущении ошибки ребенок может самостоятельно исправить их по ходу работы.

Бланк обследования  просодической стороны речи у дошкольников по схемам Е.Э Артёмовой  и Е.Ф. Архиповой

Порядковый номер ребёнка

Ритм

Интонация

Логическое ударение

Сила голоса

Высота голоса

Тембр

Итоговый балл

восприятие

воспроизведение  

восприятие

воспроизведение

восприятие

воспроизведение

восприятие

воспроизведение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь- могучий фактор психического развития человека. Она влияет на формирование сознани...

Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

В статье рассматривается специфика формирования интонационной выразительности речи  у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в логопедической груп...

Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

В презентации представлен педагогический проект, рассказывающий о системе логопедической  работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников 5-7- с ОНР, в частности у детей с си...

Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

В статье отражены особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией...

Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»

Формирование просодической стороны речи  у дошкольников с дизартрией носит здоровье сберегающий характер, так как включает систему упражнений по укреплению мышечного тонуса, нервной системы, форм...

"Особенности произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"

quot;ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ» Наиболее частыми речевыми нарушениями у детей с церебральными параличами являются дизартрии (М. Б. Эйдинова, 1959,...