ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по логопедии на тему

    Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь- могучий фактор психического развития человека. Она влияет на формирование сознания и самосознания, взглядов, убеждений, чувств, воли, характера. Речь выступает в качестве средства выражения мыслей, их образования и развития.

   Детская речь, её особенности и развитие привлекали и привлекают внимание педагогов и психологов, писателей и лингвистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь- могучий фактор психического развития человека. Она влияет на формирование сознания и самосознания, взглядов, убеждений, чувств, воли, характера. Речь выступает в качестве средства выражения мыслей, их образования и развития.

   Детская речь, её особенности и развитие привлекали и привлекают внимание педагогов и психологов, писателей и лингвистов.

    Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном возрасте раскрыты в работах Выготского Л.С, Рубенштейна С.Л, Лурии А.Р., Леонтьева А.Н., Сохина Ф.А. и других

    Изучение произносительной стороны речи детей занимались Соловьева О.И., Максаков А.И, Бородич А.М. и другие.

  Бородич А.М. внесла вклад в развитие методики обучения детей рассказыванию, словарной работы, звуковой культуре речи, её выразительности.

  Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем две стороны этого понятия:

- естественная выразительность повседневной детской речи;

- произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.

  Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи, как средства общения, в ней проявляются субъективность отношения ребенка к окружающему миру. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность речи является следствием понимания, о чем говорится.

    Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить.

   Более сложно сформировать выразительность произвольную. Карпинская Н.С. отмечает, что сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т.е. к выразительности, возникающей в результате социального устремления, волевых усилий. В младших группах у детей рекомендуется поддерживать чистоту и непосредственность исполнения. В средней группе дети по заданию могут научиться передавать интонацию вопроса и ответа, наиболее яркие чувства (удивление, радость, неудовлетворение). В старших группах требования возрастают: дети должны уже выражать более разнообразные и тонкие чувства ( нежность, тревогу, печаль, гордость и т.д.). у детей старшего дошкольного возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность речи других, т.е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение- весело или грустно, шутливо или серьёзно).

   Немаловажную роль играет в интонационной окрашенности речи- голос.

Голос- важная черта человеческого облика, которая способствует активному общению, либо затрудняет его. Это значимо для каждого человека в любой ситуации. Чистый, звонкий достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое значение. Как и правильное произношение звуков в словах. грамматически верное построение предложений.

   Основные свойства голоса- высота, сила, тембр. Высота голоса характеризуется повышение и понижение тона. Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает её певучей, мягкой, мелодичной. Сила голоса обеспечивает произношение звуков, слов, фраз с различной громкостью. Однако сила голоса в речи не только физическое свойство, но и важный элемент мелодико- интонационного формирования устной речи.

  Тембр голоса, или качественная окраска, обеспечивается за счет присоединения к основному тону издаваемого звука добавочных тонов, что придает речи каждого голоса индивидуальное звучание. эти свойства голоса вместе с интонацией определяют характер звукового оформления речи.

  Таким образом, отдельные вопросы произносительной стороны речи и конкретно интонация привлекали внимание многих авторов, как в нашей стране так и за рубежом. Звучащая речь легко воспринимается, если она не только содержательна, но и интонационно выразительна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"

В материале раскрываются  этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ещё В.Г.Белинский говорил «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». Как по ра...

"Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"

В данном материале предоставлен  разработанный семинар-практикум для логопедов,  воспитателей речевых  и общеобразовательных групп ДОУ с указанием этапов, направлений работы. Приведены ...

Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

В статье рассматривается специфика формирования интонационной выразительности речи  у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в логопедической груп...

Семинар "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"

Семинар "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"...

Методика обследования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (авторы Артемова Е.Э. и Архипова Е.Ф.)

Одна из наиболее известных методик для обследования уровня сформированности интонационной стороны речи, позволяющая оценить все компоненты интонации....