Семинар "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Семинар "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_dlya_pedagogov.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов

«Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста»

Цель:

1. Повышение компетентности воспитателей в  вопросах  речевого развития ребёнка.

2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

3. Пропаганда логопедических знаний среди воспитателей.

План мероприятия:

Теоретическая часть.

  1. Ознакомление с этапами работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста:
  1. Упражнения по развитию чувства ритма (восприятие и воспроизведение);

Б. Знакомство с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями с средствами их выражения и способами обозначения;

В.Формирование интонационной выразительности речи в    экспрессивной речи:

  • упражнения по развитию силы голоса;
  • упражнения по развитию высоты голоса;
  1. Роль дыхания формированию интонационной выразительности речи;

Практическая часть. Представление опыта работы коллектива в форме игр и упражнений.

Ход:

Прекрасна речь, когда она как ручеёк

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать её поток

И восклицать: О! как же ты красива!

Е.Щукина

Еще в древности, до появления речи как средства общения люди пытались передать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Ведь порой, слушая незнакомую речь, не понимая смысла, мы с легкостью определяем, то, как относится к нам этот человек, можем понять его чувства и переживания.  Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может «рассказать» нам о многом: хорошо ли выспался, рад или расстроен он чем-то. А эта замечательная возможность младенца угадывать голос матери среди других голосов, поминать - сердита мама или, наоборот,  довольна своим чадом.

Значение живого устного слова неоспоримо. Ведь лекция, доклад, выступление стали повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь всегда имеет большой запас средств, для передачи мыслей и чувств: это  и мимика, и жесты, и интонация, и т.д.

Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слова и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать словам смысл, противоположный тому, который они выражают.

Об интонации очень точно сказал Бернард Шоу: «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически. Оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать «ДА» и 500 способов сказать «НЕТ». В то время как написать это слово можно только один раз».

А как же наши дети справляются с этой задачей?

В каждой группе есть дети с эмоциональной яркой речью, которые самостоятельно используют основные средства выразительности, экспериментируют, пробуют варианты для достижения лучшего результат, часто помогают своим товарищам произнести ту или иную реплику, показать ситуацию.

Педагогическое наблюдение, за речью детей  позволило выделить следующие несколько групп дошкольников:

  1. Дети, имеющие выраженную, эмоциональную речь. Не комплектующие и не стесняющиеся в присутствии сверстников ил взрослых;
  2. Дети, проявляющие живость и выразительность лишь в кругу хорошо знакомых и близких людей; в новой обстановке они теряются, конфузятся, замыкаются;
  3. Дети безынициативные, с невыразительной речью и мимикой, скованные, но легко подражающие средствам выразительности взрослого и в ходе тренировочных  упражнений закрепляющие их и демонстрирующие в дальнейшем;
  4. Дети, имеющие очень низкие эмоциональные  проявления, отказывающиеся от публичных выступлений.

Результаты наблюдений побудили нас к поиску таких методов и форм работы по  развитию у детей интонационной выразительности, которые бы помогли ребёнку успешно выступать, общаться.

Основная часть.

Предлагаю  вашему вниманию систему работы, которую мы апробируем с нашими детьми.

Чтобы ребёнок осознал, понял и научился говорить, выразительно необходима систематическая работа по развитию следующих просодических компонентов:

1.Дыхание. Дыхание-основа нашей произносительной (внешней речи), от него зависят чистота, правильность и красота голоса.  В большинстве случаев, при  неправильном произношении отмечаются различные несовершенства дыхания. Нередко дети,  которые имеют ослабленный вдох и выдох, говорят тихо, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох заставляет произносить  предложения в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

 Поэтому одно из основных направлений работы педагога является работа по формированию правильного дыхания. Научив ребёнка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую  базу для овладения правильным звукопроизношением.

 Для начала, на 1 этапе, нужно научить ребёнка дифференцировать носовой и ротовой  выдох.. С этой целью предлагаются 4 простых упражнения, которые не только подготовят детей к правильному речевому дыханию, но и будут хорошим профилактическим средством от простуды.

1. Вдох ртом, выдох носом.

2. Вдох ртом, выдох ртом.

3. Вдох носом, выдох ртом.

4. Вдох носом, выдох носом.

После того как ребёнок научился  различать носовой и ротовой вдох и выдох, можно приступить к воспитанию диафрагмального дыхания. Диафрагма - это самая большая мышца в организме. Медики часто называют диафрагму венозным сердцем, так много она значит для кровообращения, она разделяет грудную и брюшную полости, охраняя сердце и легкие от случайных повреждений, например, если человек встанет на голову.

Чтобы сказать на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха, который проходя постепенно, струей через связки, заставит наш "голосовой инструмент" звучать. Это и обеспечивает диафрагмальное дыхание.  Дыхание же наших детей, в основном, верхнеключичное, поверхностное, а, значит, объёма воздуха, которой вдохнул Ваш ребёнок будет недостаточно для нормального речеобразования. Выход один: научить ребёнка дышать не «плечами» (обратите внимание, как  вздрагивают плечи Вашего малыша при вдохе), а животом. На начальном этапе  упражнения по воспитанию диафрагмального дыхания лучше проводить лёжа.

1. Лечь на спину, на живот положить плоский небольшой груз. Сделать глубокий, но не слишком  длинный вдох через нос и ЖИВОТОМ (груз при этом должен слегка приподняться), затем длительный выдох через рот (груз опускается).

2. Это же упражнение, но без груза.

3. Это же упражнение, но без груза и сидя.

 После воспитания диафрагмального дыхания, можно приступить непосредственно к развитию речевого дыхания. Для качественной организации воспитательно-образовательного процесса был разработан перспективный план по формированию у детей правильного дыхания. Работая с детьми младшего возраста мы добиваемся от них длительного речевого выдоха, учимся одном выдохе произносить 3-4 слога. Со средней группы вырабатываем дифференцированное дыхание. В старшем дошкольном возрасте эти навыки совершенствуются.

Эти приёмы широко представлены и в литературе и на страницах Интернета. Мы предлагаем Вам те упражнения, которые, с нашей точки зрения, являются, с одной стороны, наиболее эффективными, с другой стороны, не требуют  каких-либо специальных пособий и  не занимают много времени. (приложение 1)

Мы считаем, что в д/с необходимо создавать условия для работы над дыханием, а именно: организовывать  смотры по использованию дыхательных упражнений в работе всех педагогов ДОУ, в каждой группе организовать «Уголки-дыхания» (Материал, представленный в уголках может быть самым разнообразным - это атрибуты для игр, макеты, модели, настольно-печатные игры, и др.);  для привлечения родителей оформлять  родительские уголки, где предоставляется вся информация для родителей по данной проблеме, советы и памятки, журналы, наглядный материал.

2.Развитие чувства ритма. Проведению работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста предшествует  развитие чувства ритма. Ритмические упражнения подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют её развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы. Работу проводили в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур.

/Упражнения по развитию ритма/ - наглядный материал (приложение №2)

Рекомендации по развитию чувства ритма

  • Слушайте музыку

Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.

Ребенок с конца первого - начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно приучать малыша слушать классическую музыку.

Чаще включайте музыку в детской комнате. Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.

  • Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением

Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.

  • Поощряйте движения под музыку

Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).

  • Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи
  • Рисуйте узоры

Декоративно-орнаментальный рисунок включает повторяющиеся и чередующиеся элементы, симметричную композицию.

  • Вырезайте бумажные салфетки, скатерти, снежинки
  • Подбирайте рифмующиеся слова

Рифмовки построены по законам ритма и рифмы, служат развитию не только вышеуказанных способностей, но и развитию фонематического восприятия.

  • Исключайте лишние слова из ритмического ряда

"Какое слово лишнее?"

Мак, бак, рак, банан. Сом, ком, крокодил, дом. Лимон, вагон, кот, батон. Ветка, клетка, диван, сетка. И т.д.

Проявление эмоций очень живо и выразительно даётся малышам, в меньшей степени или вообще не выполняется детьми стершего возраста. Нередко приходиться отмечать, что эмоциональность, выразительность речи, живость эмоций очень часто проявляются в игре и свободном общении и угасают, теряются в вынужденной ситуации. Мы считаем, что детям необходимо:

  • Показывать, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменением высоты, силы голоса. Что интонация придаёт речи окраску. Помогает выразить чувства.
  • Знакомить детей с различными видами интонации. Учить различать их на слух и выразительно произносить.

3. На следующем этапе работы знакомим с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями с средствами их выражения и способами обозначения. Детям  уточняются звуковые средства выражения интонаций, например,

« Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голос»

-«Меняя голос можно о чем-то спросить. Спрашивая в конце предложения мы повышаем голос»

 « когда мы восклицаем, то голос резко повышается.»

С детьми младшего возраста развивать выразительность следует с мимических упражнений. Сначала  мы учим узнавать эмоцию, а затем и воспроизводить, предавая эмоциональное состояние при помощи мимики. В этом помогают различные пособия.

4. Голос. Ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с прекраснейшим инструментом - человеческим голосом.

С младшей группы мы учим детей пользоваться громким, тоненьким и низким голосом и менять его в зависимости от ситуации. 

Работа над голосом с дошкольниками - один из важных разделов работы над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.

 «упражнения по развитию силы и высоты голоса» (приложение №3)

5.Тренировка дикции. Дикция- чёткое произношение звуков, предложений. Обязательно запаситесь терпением – дети  сразу не смогут  произнести правильно скороговорку, на это потребуется время (иногда много времени).  Каждое занятие начинайте с разминки языка и губ. Пусть дети  научатся активно двигать языком.

Рекомендации воспитателям и родителям по развитию дикции у детей

  • Развитие дикции станет более результативным, если воспитатель и родители будут отмечать все достижения детей, хвалить их и поддерживать.
  • Необходимо систематическое использование в практике скороговорок, упражнений и речевых игр, результатом которых станет положительный эффект дикции ребенка.
  • Работа по развитию дикции дошкольника должна вестись вместе с воспитательно-образовательной работой детского дошкольного учреждения.
  • Речь и чистота дикции воспитателя и родителей тоже должны быть правильными.

Недостаточно развитая дикция отражается на ребенкеон становится замкнутым, неусидчивым, резким.  Падает его  любознательность и успеваемость. Именно в дошкольном возрасте энергично развивается речь, главное, не упустить время. Вот почему так важно выявить проблему на ранней стадии и помочь ребенку в правильной постановке дикции.

Важным аспектом приобретения навыков является также разговорная практика ребенка. Это значит, что разговаривать с ребенком надо чаще, просить его высказаться на какие-либо темы, читать книги и сказки,  это поможет ему совершенствовать словарный запас.

6.Логическое ударение  смысловых слов в тексте. Важный этап- это  объяснение детям, что определённые слова в предложении нужно выделять голосом. Логическое ударение. Дошкольникам объясняют: те слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленнее (растянуто) остальных слов в предложении.
При восприятии на слух слов-носителей логического ударения очень важно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку текста. При выполнении упражнений следует:
- прослушать речевой материал и назвать слово-носитель логического ударения, объяснить, почему это слово выделено;
- прослушать речевой материал; при повторном его воспроизведении, услышав выделенное слово, хлопнуть в ладоши (топнуть, присесть и т.д.); объяснить, почему это слово выделено;
- прослушать речевой материал; при повторном его воспроизведении выбрать из набора картинок и показать ту, которая изображает слово-носитель логического ударения; объяснить, почему это слово выделено.
Например, педагог произносит фразу "Снегири клюют рябину" и организует ее анализ:
- Какое слово я выделила как самое важное? Да, я сообщила вам, что именно снегири, а не другие птицы клюют рябину.
- Послушайте, как я скажу теперь: "Снегири клюют рябину". Что я уточнила о снегирях? (Что они клюют, а не сидят или летают.) Как я произнесла важное по смыслу слово? (Вы сказали это слово громко.) Да, а еще можно сказать тихо и растянуто, вот так: "Снегири клюют рябину".
- Послушайте еще раз: "Снегири клюют рябину". Что я теперь уточнила о снегирях? (Они питаются рябиной, а не зерном или крошками хлеба.) Как я выделила важное слово? (Произнесли его растянуто.) А как еще можно выделить? (Произнести его громко.) Вы правы, но я специально важное слово произнесла тихо и растянуто, чтобы не спугнуть снегирей.
Как видно из этого примера, при затруднении детям можно оказывать помощь в виде наводящих вопросов, напоминать о средствах выражения логического ударения в устной речи.
Речевым материалом для упражнений могут служить как отдельные фразы, так и знакомые связные тексты, небольшие по объему. Значительно усложнит выполнение заданий использование незнакомых текстов, а при анализе отдельных фраз - однократное воспроизведение образца.
В работе по развитию восприятия логического ударения можно использовать игры "Слушай, думай, называй", "Найди важное слово".

Задача педагогов и родителей   помочь ребёнку научиться свободно пользоваться словом, получать удовольствие от своей речи, при передаче чувств непроизвольно использовать богатство интонаций, мимики и жестов.

Систематическая работа по развитию интонационной выразительности речи способствует  формированию коммуникативной компетентности ребёнка, значительно облегчает  ему общение, способствует успешному взаимодействию со сверстниками и педагогами,  обеспечивает  ребёнку удовлетворение его интеллектуальных и эмоциональных потребностей.