"Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Пешкова Елена Николаевна

В данном материале предоставлен  разработанный семинар-практикум для логопедов,  воспитателей речевых  и общеобразовательных групп ДОУ с указанием этапов, направлений работы. Приведены дидактические упражнения и игры для дошкольников с их  описанием. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Кургана «Детский сад комбинированного вида №133 «Алые паруса»

Семинар – практикум для педагогов на тему:

«Формирование

интонационной выразительности речи

у детей дошкольного возраста»

Цель:

1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.

2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

3. Пропаганда логопедических знаний среди воспитателей.

Оборудование:

Стихотворный текст к д/и «Тихо – громко»; схемы – карточки, показывающие мелодику; схемы – карточки, обозначающие силу голоса; карточки с ритмическими рисунками; деревянные кубики (по 2 шт. на каждого педагога); картинки – символы для обозначения высоты голоса; куб эмоциональных состояний; изображение 5 мухоморов и 3 сыроежек; изображение медведя и белки; картинки: земляника, велосипед, кукла, машина; мяч; сюжетная картинка; карточки - знаки пунктуации: точка, вопросительный и восклицательный знаки; муляжи овощей и фруктов; карточки с определениями выразительных средств речи; герои произведения А. А. Милна «Винни – Пух и все, все, все…»: Сова, Пятачок, Тигра, Ослик, Винни.

Прекрасна речь, когда она как ручеёк

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать её поток

И восклицать: О! как же ты красива!

Е.Щукина

Интонационная выразительность речи  значительно облегчает общение, способствует успешному взаимодействию ребёнка со сверстниками и взрослыми.

В дошкольном возрасте дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Поэтому, важно развивать интонационную выразительность у детей в дошкольный период.

Из чего складывается интонация? Назовём её компоненты:

(Предлагаю педагогам помочь назвать компоненты интонационной выразительности.)

  • темп – ускорение и замедление скорости произносимых фраз;    (быстрый, медленный, умеренный)

  • ритм - чередование ударных слогов;

  • тембр - изменение эмоциональной окраски голоса;

  • логическое ударение - выделение наиболее важных по смыслу слов;

  • пауза – перерыв в звучании речи, обозначает границы высказывания по смыслу, передаёт эмоциональное состояние говорящего;

  • мелодика - повышение или понижение тона голоса в начале, середине, конце фразы во времени. Одновременно с повышением и понижением голоса изменяется и его сила.

По направлению движения голоса различают следующие мелодические формы:

  1. Монотонная - с незначительным повышением и понижением голоса;
  2. Восходящая форма - с повышением голоса к концу предложения;
  3. Нисходящая форма - с понижением голоса к концу предложения;
  4. Полная форма, включающая повышение и понижение.

Обеспечивает произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью (тихо – громко) - сила голоса.

Понижение и повышение тона (высокий – низкий), характеризует высота.

Дошкольников условно можно разделить на несколько групп по развитию интонационной выразительности речи:

(Прошу помощи у педагогов охарактеризовать детей с различной степенью интонационной выразительности.)

  1. Дети, имеющие выраженную, эмоциональную речь. Не комплексующие в присутствии сверстников или взрослых;

  1. Дети, проявляющие живость и выразительность лишь в кругу хорошо знакомых и близких людей; в новой обстановке они теряются, конфузятся, замыкаются;

  1. Дети безынициативные, с невыразительной речью и мимикой, скованные, но легко подражающие средствам выразительности и в ходе тренировочных упражнений закрепляют их и демонстрируют;

  1. Дети, имеющие очень низкие эмоциональные проявления, отказывающиеся от публичных выступлений.

Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи. При передаче чувств непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов.

Соответственно, главной предпосылкой для яркой, интонационно выразительной речи, является: богатый словарь и правильное звукопроизношение.

Таким образом, базой для развития выразительности речи являются:

  1. Отсутствие пареза мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок.

  1. Отсутствие слабого речевого дыхания, короткого речевого выдоха, сбоев дыхательного ритма во время говорения;

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, говорят тихо, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох заставляет произносить предложения в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

  1. Восприятие и воспроизведение детьми эмоциональных значений интонации. Важно осознание значения интонации и отношения к передаче смысла высказываний.

  1. Отсутствие нарушений темпо-ритмической организации высказывания.

Этапы работы над формированием интонационной выразительности речи:

  1. Развитие восприятия детьми основного тона высказывания. Его понимание и различение основных типов интонирования.

  1. Формирование интонационной выразительности речи:

  • развитие умения воспроизводить различные типы оформления высказываний.

  • Произвольно использовать интонационные средства в соответствии с целью общения, смыслом высказывания и его эмоциональным значением.

(Прошу коротко повторить этапы развития интонационной выразительности речи детей.)

Задачи:

  1.  Формирование физиологических механизмов интонирования.

Направления работы:

  1. Отработка правильного соотношения вдоха и выдоха. Развитие направленного выдоха;

Упражнения выполняются стоя или сидя. Требуется на одном выдохе и в одном темпе произнести речевой материал.

Упражнения типа:

  • «Посмотри и перечисли предметы»
  • «Послушай и повтори»
  • «Назови на одном выдохе, какой предмет»
  • «Произнеси чистоговорку на одном выдохе»

2.Формирование диафрагмального дыхания (диафрагмально-рёберного дыхания);

Упражнения типа:

  • «Уставшая собака»
  • «Покажи ёжика»
  • «Живая книга»
  • «Надуваем и спускаем шар»

  1. Увеличение длительности речевого выдоха;

Упражнения типа:

  • «Произнеси скороговорку на одном выдохе»
  • «Повтори за мной»
  • «Расскажи стихотворение»
  • «Кто больше назовет»

  1. Воспитание умения пользоваться добором воздуха на паузах;

  1. Развитие силы, высоты, модуляции голоса, расширение его диапазона, улучшение речевого тембра;

Упражнения типа:

(восприятие отдельных звуков, звукосочетаний и слогов с различной силой голоса)

  • «Тихо – громко»
  • «Далеко – близко»
  • «Эхо»

Д/и «Тихо – громко»

(Предлагаю прочесть стихотворный текст одному из педагогов, по желанию.)

Цель: Упражнять в умении изменять силу голоса и темпа речи.

Была тишина, тишина, тишина…               (тихо, медленно)

Вдруг, грохотом грома сменилась она!       (громко, быстро)

И вот уже дождик тихонько –

ты слышишь?                                                 (тихо)

Закапал, закапал, закапал по крыше           (быстрее)

Наверно, сейчас барабанить

он станет…                                              (тихо: прислушиваемся)

Уже барабанит! Уже барабанит!                (громко, весело)

Упражнения типа:

(Воспроизводятся отдельные звуки и звукоподражания с постепенным нарастанием и падением голоса. Используются схемы – карточки.)

  • «Поезд уезжает – приезжает»
  • «Приближается – удаляется самолёт»

  1. Тренировка дикции;

На материале различных чистоговорок, скороговорок.

  1. Ритмические упражнения.

Они создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фраз.

Детям предлагается отхлопать, отстучать заданный ритмический рисунок на слух. Затем со зрительной опорой и с использованием карточек с ритмическими рисунками.

Упражнения типа:

  • «Послушай и покажи нужную карточку»
  • «Послушай и отхлопай как я»
  • «Посмотри на карточку и воспроизведи»

II. Обеспечение использования детьми всего комплекса интонационных средств для оформления высказываний.

Направления работы:

  1. Развитие внимания и интереса к собственной устной речи и к речи окружающих людей, к процессу говорения.

  1. Развитие речевого слуха (восприятие изменения силы, высоты голоса, тембра и темпа речи).

Проговариваются фразы, стихи, чистоговорки, скороговорки в различном темпе – БЫСТРО – МЕДЛЕННО – УМЕРЕННО.

Проговаривание происходит вместе с педагогом, затем по образцу и потом по инструкции.

  1. Развитие мимики и выразительности движений, а так же способности понимать и передавать различные эмоции.

Упражнения типа: (перед зеркалом)

  • «Удивилки» - поднять брови
  • «Поразилки» - поднять брови, открыть рот
  • «Улыбалки» - улыбнуться, показав зубы и не показывая зубов
  • «Хмурилки» - нахмурить брови
  • «Сердилки» - нахмурить брови, надуть щёки
  • «Огорчалки» - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз

Если ребёнок не может выполнить  эти упражнения, прибегаем к методу «пассивных действий»: чисто вымытыми руками поможем ему поднять бровки, открыть рот и т. д. Затем ребёнок сам помогает себе.

При помощи мимики, пантомимики дети изображают животных, персонажей сказки.

  1. Развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма.

Данный вид работы рекомендуется проводить на хорошо отработанном речевом материале.

Детям предлагается отхлопать, отстучать, прошагать двустишие, стихотворение, скороговорку

  • На каждый слог
  • На ударный слог каждого слова
  • На последнее слово во фразе

Важно: следить за правильностью речи, не переходить на скандированную речь.

Д/и «Бывает – не бывает»

(Предлагаю поиграть в данную игру педагогам.)

Цель: Развитие слухового внимания, умения воспроизводить ритмический рисунок на уровне слогов.

Оснащение: деревянные кубики, графические карточки с ритмическими рисунками (II          III;   I     I    I).

Детям раздаются кубики. Если фраза правильна, дети отбивают ритм и произносят: ДА-ДА,         ДА-ДА-ДА.

Если фраза неверна: НЕТ,   НЕТ,    НЕТ.

Речевой материал:

  • Зимой на деревьях появляются почки.
  • Зимой медведь спит в берлоге.
  • Зимой птицы вьют гнёзда.
  • Зимой листья зеленеют.
  • После зимы наступит весна.

  1. Формирование представлений об интонационных средствах выразительности речи: высоте голоса, темпе, громкости речи, логическом ударении.

Упражнения типа: (высота голоса)

  • «Большой – маленький» (пароход – кораблик), ( корова – телёнок)и т. п.
  • «Укачаем куклу»
  • «Дирижер» (на гласных звуках)
  • «Высоко – низко»

Упражнения типа: (тембр голоса)

  • «Угадай, чей голос?» На различение голосов группы детей, людей разного возраста, различных животных.
  • «Повтори слова как герой сказки»
  • «Произнеси фразу грустно, весело, сердито»
  • «Посчитай грибы»

В данных играх используются маски эмоциональных состояний, маски животных.

Д/и «Посчитай грибы»

(Предлагаю двум педагогам побывать в роли медведя и белки.)

Цель: Согласование существительных с числительными 2 и 5. Развивать умение изменять тембр голоса, высоту, силу.

Оснащение: Картинки с изображением медведя, белки, грибов: мухоморы, сыроежки.

 - Представь, что ты медведь. Подсчитай грибы, подражая голосу медведя.

 - Медведь собрал съедобные грибы?

 - Скажи сколько у медведя грибов грустным  тихим голосом.

 - Представь, что ты белка. Посчитай грибы подражая голосу белки.

 - Что лучше – 5 мухоморов или 3 сыроежки?

 - Скажи, сколько у белки грибов весёлым громким голосом.

Упражнения типа: (Отрабатывается умение делить слова на слоги, различать ударные и безударные слоги в слове. (логическое ударение)

  • «Поймай ударный слог»
  • «Со словами мы играем, их на слоги разделяем»
  • «Найди нужную игрушку, предмет, картинку»
  • «Какой ты гриб?»

Д/и «Найди нужную картинку»

(Предлагаю поиграть в данную игру нескольким педагогам.)

Цель: Развитие слухового восприятия, умения делить слова на слоги, различать ударные и безударные слоги.

Оснащение: Картинки: ЗЕМЛЯНИКА, ВЕЛОСИПЕД; КУКЛА, МАШИНА.

Педагог выставляет 2 картинки с изображением земляники и велосипеда. Отхлопывает слоговую структуру одного из них

(земляника), предлагает найти нужную картинку. На ударный слог он хлопает в ладоши, а на безударные слоги по коленям.

Затем предлагает проделать тот же процесс с остальными картинками.

Д/и «Какой ты гриб?»

(Играем с педагогами в данную игру.)

Цель: Активизация словаря. Развитие умения делить слова на слоги, определять ударный (сильный) слог.

Оснащение: Мяч.

 - Дождь грибной пошалил

И в грибы вас превратил!

Мяч лови, не зевай,

Какой ты гриб, нам называй!            ( Я боровик.)

 - Отхлопай слово по слогам, на сильный слог хлопни по коленям. (бо-ро-вИк; вол-нУш-ка; ли-сИч-ка; му-хо-мОр)

В упражнениях типа:

  • «Повтори фразу как я»
  • «На вопрос мой отвечай, голосом главное слово выделяй!»

отрабатывается умение делать акцент (ударение) на определённое слово во фразе:

1. по образцу

2. по наводящим вопросам

Д/и «На вопрос мой отвечай, голосом главное слово выделяй!»

(Коллективная игра с педагогами.)

Цель: Развивать умение выделять голосом определённое слово во фразе, делать логическое ударение.

Предлагается сюжетная картинка. Педагог вместе с ребёнком составляет предложение или зачитывает готовое и задаёт поочередно вопросы ребёнку по данному предложению. Ребёнок даёт ответы, выделяя главное слово.

Мальчик рисует солнце.

 - Кто рисует солнце? …(Мальчик рисует солнце.)

 - Что делает мальчик?     (Мальчик рисует солнце.)

 - Что рисует мальчик?      (Мальчик рисует солнце.)

Уделяем внимание детей на повышение голоса и более протяжное произнесение ударного (сильного) слога, слова.

  1. Знакомство с различными видами интонации. Знакомство с голосовыми средствами, способами их выражения и обозначения, а так же их различения.

Детям даются общие сведения об интонационной выразительности. Работа начинается с объяснения, что наш голос изменяется и с помощью него можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу.

Дважды читается один и тот же рассказ, первый раз – без интонационного оформления, второй – выразительно. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему.

Далее знакомство детей с видами интонации проводится

по алгоритму:

  • Предложить для прослушивания фразы, предложения;
  • Обратить внимание на изменение голоса при произнесении высказывания;
  • Познакомить с соответствующими знаками – (   ), ( ? ), ( ! );
  • Предложить выделить из текста предложения с определённой интонацией;
  • Воспроизводить типы высказывания на материале стихов, считалок, потешек, в диалогах, в сюжетно-ролевых играх, в инсценировках.

Д/и « Какой овощ я загадала?»

(Предлагаю педагогам поиграть в игру.)

Цель: Развивать умение пользоваться утвердительной и вопросительной интонацией.

Оснащение: 2 картинки или муляжа (овощи – фрукты), алгоритм описания предмета.

Взрослый задаёт вопросы об овощах, выделяя значительным повышением тона слово, на которое падает логическое ударение. Ребёнок отвечает на вопрос, выделяя понижением тона слово, на которое падает логическое ударение. Далее задавать вопросы тренируется ребёнок.

Это овощ круглый?        - Да, он круглый.

Он жёлтый?       - Да, он жёлтый.

Он горький?       - Нет, он сладкий.

Это репа?         - Да, это репа.

  • Знакомство с повествовательной интонацией.

Когда мы о чём-то сообщаем, говорим спокойно, к концу предложения голос ровно понижаем. 

(Сопровождаем движением руки, графическим изображением, знакомим со знаком ТОЧКА.)

Упражнения типа:

  • «Повтори как я»
  • «Составь предложение по картинке»

  • Знакомство с вопросительной интонацией.

В конце вопросительного предложения голос повышается.                                                                  (Движение руки, графический знак, знакомство с вопросительным знаком.)

Сначала педагог сам задает вопросы, а потом просит задать вопросы детей.

Упражнения типа:

  • «Повтори как я»
  • «Услышь вопрос – подними карточку»
  • «Преврати фразу в вопрос»

Закрепление вопросительной интонации осуществляется в стихах сопряжено с педагогом, по подражанию и самостоятельно.

  •  Знакомство с восклицательной интонацией.

Осуществляется в процессе рассматривания картинок, содержание которых можно соотнести с междометиями, типа:

ОЙ!   АХ!   УХ!

Уточняем, что эти слова мы произносим громко, восклицая. Далее объясняем, что восклицательно можно произнести целое предложение.

На примерах предложений дети наблюдают, что при произнесении их голос или резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается.

(Движение руки, графический знак, знакомство с восклицательным знаком.)

Упражнения типа:

  • «Услышь восклицание – подними карточку»
  • «Произнеси как я»
  • «Произнеси фразу с восклицанием»

  • Различение типов высказывания.

Проводится на материале предложений, стихов, потешек, диалогов, игр-инсценировок.

Упражнения типа:

  • «Послушай и покажи нужный знак» (в стихах, рассказах)
  • «Произнеси фразу с нужной интонацией»
  • «Шифровальщики» (последовательная запись типов высказывания с помощью графических знаков)
  • «Послушай текст и покажи нужный знак»
  • «Речевая разминка»

Д/и «Послушай текст и покажи нужный знак»

(Предлагаю педагогам поиграть в игру.)

Цель: Закрепление умения дифференцировать на слух различные виды интонационного высказывания.

Оснащение: Карточки со знаками препинания.

Сорока и мышь.

 - Мышка трусишка, ты треска боишься?

 - Ни крошечки не боюсь!

 - А громкого свиста?

 - Ни капельки не боюсь!

 - А страшного рёва?

 - Нисколечко не боюсь!

 - А чего же ты боишься?

 - Да тихого шороха.

7. Формирование в речи навыка интонационного оформления фраз в соответствии с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонациями.

Работа по формированию интонационной выразительности речи проводится последовательно и систематично. Материал упражнений распределяется «пошагово». Кроме того, данная деятельность пронизывает весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду:

  • интонационно выразительная речь педагога;

  • чтение художественной литературы;

  • прослушивание записей сказок и стихов в исполнении профессиональных актёров;

  • различные игровые упражнения, включающиеся в совместную деятельность и различные режимные моменты; 

  • в НОД: физминутки, организационный момент и пр.;

  • работа музыкального руководителя в НОД по музыке;

  • огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность.

Сначала используются «сценки без слов» с элементами пантомимы. Речевой материал в этих «представлениях» сведён к минимуму. Внимание детей обращаем на то, с какой интонацией следует произносить слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться.

Речевые упражнения начинаем выполнять сопряжено, затем отражённо и лишь потом по инструкции педагога.

На начальных этапах развития, ведущая роль принадлежит педагогу. Его речь служит образцом для подражания. Постепенно творческая активность детей возрастает. Широко используются инсценировки диалогов (самостоятельных и из хорошо знакомых сказок), в которых в зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на высоту звучания или темп.

Знакомство детей с темпом, начинаем с контрастных видов: медленно и быстро, а потом предлагается образец умеренного темпа.

Аналогично происходит формирование навыков восприятия тембра у детей. Начинаем со знакомства с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Затем вводим менее контрастные по тембру эмоциональных проявлений: гнев, удивление, испуг и т. д.

В качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выраженных лиц.

Для развития восприятия мелодики эффективным является прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз. Сначала «нарисуйте» в воздухе мелодику вместе с детьми, а затем ребенок «продирижирует» её самостоятельно.

Соответственно теме, содержанию, настроению каждого произведения, выбираются средства выразительности. Так, грустное, подавленное настроение обычно проявляется в приглушенных низких тонах и произносится пониженным голосом. И наоборот, бодрое, жизнерадостное душевное состояние передается более высоким тоном, т. е. повышенным голосом.

При воспроизведении вопросительной информации, голос резко повышается на слове, несущем логическое ударение.

Работая над интонацией восклицательного предложения, голос значительно повышается на логически главном слове предложения, а затем значительно понижается.

Прослушав информацию о развитии интонационной выразительности, коллеги, предлагаю вам взять цветные полоски бумаги. Прочитайте «про себя» написанный на них текст и помогите составить определения к основным понятиям.

(Читаю поочерёдно термины, педагоги добавляют по смыслу определения.)

Интонация – это…(сложный комплекс всех выразительных средств речи);

Тембр голоса – это… (эмоциональная окраска голоса, уникальная для каждого человека: глухость, звонкость, хриплость, и пр.);

Мимика, жесты, движения – это…(язык эмоций, специфический компонент коммуникации);

Темп – это… (скорости произносимых фраз);

Ритм - это... (чередование ударных слогов);

Логическое ударение – это…(выделение наиболее важных по смыслу слов);

Пауза – это… (перерыв в звучании речи);

Мелодика – это… (движение голоса в потоке речи и во времени: восходящее, нисходящее, монотонное, умеренное);

Сила голоса – это…(различная громкость).

Высота – это… (понижение и повышение тона голоса).

На примере героев сказки А. А. Милна «Винни-Пух и все, все, все…», назовите мелодические формы движения голоса и соотнесите их с картинками.

  1. Монотонная - с незначительным повышением и понижением голоса; (Сова)

  1. Восходящая форма - с повышением голоса к концу предложения; (Тигра, Пятачок)

  1. Нисходящая форма - с понижением голоса к концу предложения; (Ослик ИА)

  1. Полная форма, включающая повышение и понижение. (Винни)

Об интонации очень точно сказал Бернард Шоу:

«Есть 50 способов сказать «ДА» и 500 способов сказать «НЕТ». В то время как написать это слово можно только один раз».

Предлагаю попрощаться друг с другом одним словом – ДОСВИДАНИЯ, но с разной интонацией.

Спасибо, ДОСВИДАНИЯ!!!

Список литературы:

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». -2-е изд.-М.: Просвещение, 1981.-255 с., ил.

  1. Горбушина Л.А. и Николаичева А.П. Выразительное чтение. Учеб. Пособие для пед. училищ по специальности 2002 « Дошкольное воспитание» И 2010 « Воспитание в дошкольных учреждениях. М. Просвещение», 1978

  1. Дедюхин Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике: метод. Пособие / Г.В.Дедюхина. –М..: Айрис-пресс, 2006.-64 с.

  1. Кирилова Г. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве. Дошкольное воспитание № 12 1978.

  1. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии): Учебное пособие.- СПб.: Изд – во РГПУ им. Герцена; Изд – во «СОЮЗ», 2001-191 с.

  1. Максаков А. Как звучит ваш голос? Дошкольное воспитание № 8 1975

  1. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши.-М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.-256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

Основная цель занятия «Приключения в сказочном королевстве»: учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тем...

Семинар-практикум "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"

В материале раскрываются  этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ещё В.Г.Белинский говорил «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». Как по ра...

Консультация для педагогов ДОО по теме: «Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкльного возраста»

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путём в процессе общения со взрослыми. В то же время м...

Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

В статье рассматривается специфика формирования интонационной выразительности речи  у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в логопедической груп...

Семинар "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"

Семинар "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"...