Развитие интонационной выразительности речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной логопедической группе
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Ромашка» комбинированного вида

Развитие интонационной выразительности речи

у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовительной логопедической группе

(опыт работы)

Выполнила: учитель-логопед

                                                                 высшей квалификационной категории

Илюшина Е.В.

Ковернино, 2015

Введение

            Широкая распространённость нарушений речи у детей дошкольного возраста, трудности преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания,  как специалистов, так и широкого круга родителей. У детей с речевой патологией, наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи, отмечаются недостаточные возможности в использовании интонационных средств оформления речи. Чаще всего просодические нарушения встречаются у дошкольников со стёртой дизартрией, проявляются в структуре дефекта у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи II-III уровней.

           В настоящее время достаточно хорошо изучены особенности звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей с ФФН. Многие выдающиеся ученые занимались этой проблемой: Каше Г.А., Хватцев М.Е., Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. и многие другие. Однако процесс овладения интонацией не подвергался тщательному изучению. В связи с этим возрастает интерес к проблеме формирования интонационных  возможностей у детей с  фонетико-фонематическим недоразвитием, так как интонация играет важную роль в процессе общения, а именно адекватного восприятия и понимания своего партнера. Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, ограничивая коммуникативные возможности детей.

            Отечественный психолог и философ Л. С. Рубинштейн в своем труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей  к интонационной речевой у детей старшего дошкольного возраста.

         Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер. Включает в себя как вербальные (интонация, лексика и синтаксис), так и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не, только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

            Недостаточное развитие дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с речевыми нарушениями  и обусловлены различными факторами: незрелостью клеток дыхательного центра, недостаточной иннервацией органов дыхательного аппарата, нарушением проходимости носовой полости вследствие полипов, хронических ринитов и т.п. У дошкольников отмечается ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта. Дети нуждаются в специальных занятиях по развитию интонационной стороны речи. У детей с задержкой речевого развития скудный запас знаний о социальном и природном мире, представления о себе и окружающем мире у них фрагментарны, привязаны к конкретной ситуации, недостаточно обобщены и содержательны. У детей отмечаются слабое эмоциональное отношение к природе, животным, сверстникам, взрослым. Детям трудно понять законы природы, взаимоотношения между животными, изложенные в художественном произведении. Дети не всегда понимают сказку, дают неадекватные ответы, не всегда отвечают на вопросы по ее содержанию. Сопереживание героям литературного произведения не сформировано        . Игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития психических процессов и личности в целом. Неустойчивость внимания, плохая зрительная и слуховая память, трудности при ориентировке в пространстве, незрелость эмоциональной сферы, все это свойственно нашим детям.

Выявление проблемы

           Развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченным аспектом коррекционной деятельности логопеда. Однако значительная распространённость просодических нарушений, их отрицательное влияние  на становление речевого общения дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи должное внимание.            В условиях логопедической группы детского сада преодоление нарушений речевого дыхания, артикуляции и голоса происходит обычно в рамках работы в разделе формирования общих речевых навыков у детей.  

      Необходимо изучить индивидуальные особенности каждого воспитанника, определить уровень сформированности эмоциональной сферы.

      Очень важно не только научить детей чему то, но и создать им условия для формирования нормального мироощущения.

Новизна данного педагогического опыта заключается  в разработке и внедрении в педагогическую практику учителя - логопеда системы работы с использованием игр и упражнений для формирования основных навыков интонационной выразительности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Цель работы:

Разработать систему игр и игровых упражнений, направленных на развитие интонационной выразительности речи, и внедрение этой системы в практику занятий с детьми с нарушениями речи.

          Задачи:

  • Сформировать физиологические механизмы овладения интонацией (нормализация деятельности дыхательного и голосового аппарата, формирование координированной работы речевых мышц )
  • Обеспечить использование детьми всего комплекса интонационных средств оформления высказываний в различных ситуациях общения в процессе коммуникации.

Этапы  работы:

  1. Изучение научной и методической литературы по поставленной проблеме.
  2. Диагностика детей с нарушениями речи.
  3. Разработать систему игр и игровых упражнений на развитие интонационной выразительности речи, внедрение их в практику работы с детьми с нарушениями речи.
  4. Подведение итогов, повторная диагностика.

Выявление особенностей

интонационно - выразительной стороны речи у детей с ФФНР

        Для этого  была сформирована диагностическая методика, в основу которой легли труды М.Е.Хватцева, Г.В.Чиркиной, Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, Р.И. Лалаевой, Л.А. Копачевской и других авторов.

Направления обследования:

- Изучение особенностей состояния артикуляционной и мимической мускулатуры

- Обследование процессов восприятия и воспроизведения мелодических рисунков фраз (повествовательной, вопросительной, восклицательной)

- Обследование восприятия и воспроизведения логического и словесного ударения

- Определение особенностей темпо-ритмической организации речи

- Выявление особенностей тембра и эмоциональной окраски голоса

Проанализировав данные обследования, были получены следующие результаты:

При восприятии мелодических рисунков фраз дошкольники допускали неточности на узнавание всех трех типов интонации. На узнавание повествовательной интонации, дети показали наиболее высокие результаты, чем при узнавании вопросительной и восклицательной интонаций. В свою очередь, вопросительная интонация узнавалась детьми хуже, чем восклицательная. Воспроизведение предложений с различной интонацией вслед за логопедом было доступно 55% детей. Задание на самостоятельное воспроизведение интонационных конструкций, вызвало ошибки у всехдетей. Наличие большого количества ошибок свидетельствует о недостаточной сформированности  восприятия на слух различных типов интонации и навыка их произношения в собственной речи. У 50% детей отмечались ошибки при восприятии логического ударения. Дети частично справлялись с заданием: то, улавливая разницу в звучании пар предложений, то, ее не находили. Особенно большие трудности у детей вызвало определение смыслового содержания логического ударения. Результаты обследования постановки словесного ударения позволили выделить основные типы постановки ошибочного словесного ударения: произвольное использование ударения; недостаточная выраженность ударения в словах.

Результаты обследования восприятия и воспроизведения ритма позволяют сделать вывод о том, что у дошкольников с ФФНР имеются нарушения восприятия и воспроизведения как простых, так и сложных ритмических серий, как в неречевом, так и в речевом планах.

Результаты обследования темпо-ритмической организации речи показали, что большинству детей присущ нормальный темп речи. Имеющиеся отклонения в сторону убыстрения или замедления не являются ярко выраженными или грубыми. Задание на изменение темпа речи так же было доступно большинству дошкольников.

При обследовании были выявлены следующие нарушения интонационной выразительности речи:

  • Недостаточная модуляция голоса по силе и высоте
  • Нарушение тембра
  • Недостаточная координированность  движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры
  • Нарушение мелодической  организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных  и  восклицательных высказываний)
  • Трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации

Вывод:  Дети нуждаются в специальных занятиях по развитию интонационной стороны речи.  В системе коррекционного обучения необходимо использовать приемы по формированию интонационных умений и навыков.

Практическая реализация системы работы по формированию интонационной выразительности детей

        С целью развития интонационной выразительности речи дошкольников с ФФНР была проведена коррекционно-логопедическая работа. Она была включена в систему логопедической работы по преодолению  фонетико-фонематического недоразвития, проводилась последовательно и систематично, учитывая динамику возрастания интонационных навыков детей. Основным приоритетом  работы являлось личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, принятие и учет его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

        В  своей работе мы использовали разнообразные приёмы, упражнения и задания, позволяющие оптимизировать процесс логопедической работы в этом направлении.

При составлении методики мы учитывали, что интонационная выразительность речи основывается не только на нормальном функционировании универсальных физиологических основ  производства речи, но и на эмоциональном переживании. Поэтому в логопедической работе сочетались коррекционные мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, силы, модуляции голоса, на формирование восприятия и воспроизведение основных интонационных типов, с развитием эмоциональной отзывчивости ребёнка и умения передавать с помощью интонации определённые чувства, настроения.

Были подобраны игры и задания, направленные на дальнейшее развитие интонационной выразительности речи дошкольников и позволяющие организовать коррекционную работу по следующим направлениям:

  • Развитие речевого слуха (восприятие изменений силы, высоты голоса, тембра и темпа речи)
  • Развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма
  • Развитие фонационного дыхания
  • Координация дыхания, голосообразования и артикуляции
  • Развитие мимики и выразительности  движений
  • Развитие способностей понимать и передавать в речи с помощью интонационных средств различные эмоции
  • Развитие силы голоса
  • Развитие восприятия и воспроизведения  ударения
  • Формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний
  • Совершенствование темпоритмической  организации высказываний
  • Развитие умения произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами в процессе речевого общения

Материал  соотнесён с лексическими темами,  используемыми для развития речи  дошкольников на занятиях в  подготовительной логопедической группе детского сада и включён в НОД.  При организации занятий учитывалось, что эффективность работы по развитию интонационной выразительности речи дошкольников обеспечивается, прежде всего, её комплексностью – осуществляется формирование всех компонентов интонационной системы (мелодической организации высказывания, интенсивности, тембра, темпа, паузации). Кроме того, на протяжении обучения игры и задания варьируются и постепенно усложняются, в соответствии с возрастающими произносительными возможностями детей и особенностями онтогенеза речи.

В играх для развития восприятия и понимания эмоций и интонации тона высказывания применяются специальные символы - пиктограммы, символизирующие наиболее яркие по проявлениям эмоциональные состояния: радость, печаль, гнев, страх, удивление.

В ходе этих игр дошкольники «проживают» различные эмоциональные состояния, вербализуют  свои переживания, происходит расширение круга понимаемых эмоций.

Большое внимание уделяется закреплению общих речевых навыков и умений детей произвольно использовать средства интонационной выразительности в связной речи.

Кроме того использовались  упражнения на основе интонационно-смыслового анализа небольших текстов, рассказов по серии картинок, сказок, а также  необходимый наглядный материал (предметные и сюжетные картинки)

Последнее задание в каждой лексической теме посвящено закреплению общих речевых навыков детей на материале авторских и русских народных сказок. Такая работа способствует не только формированию интонационной выразительности речи, но и расширению представлений детей об окружающем мире, развитию воображения, образного мышления, раскрытию творческого потенциала  дошкольников.  (Приложение 1)

          Положительный эмоциональный фон, необходимый для формирования интонационной выразительности у ребенка, создаётся и в процессе игры-драматизации и театрализованных игр.  Ребенок, входя в определенный образ, становится раскованнее, увереннее и говорит свободнее. В процессе работ  отрабатываются навыки правильной, выразительной речи и уверенного общения в коллективе.    При этом мы наблюдаем постоянное речевое общение детей. При распределении ролей учитывается возможная речевая нагрузка для каждого ребенка.

Работа с использованием  игр-драматизаций  и театрализованных игр ведётся  поэтапно:

1. Интонационная окрашенность речи.

Интонация - это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация, участвуя в построении высказываний и «наслаиваясь» на синтаксис и лексику, создаёт великолепные возможности выражения разнообразнейших, тонких и сложных оттенков смысла - логического, эмоционального, волевого, художественного. Интонация усиливает выразительность

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно. (Приложение 2)

2. В следующем этапе активность детей возрастает. Организуем различные упражнения-этюды по психогимнастике, речевые упражнения, пальчиковые игры.

Игровые упражнения на восприятие и воспроизведение модуляций голоса по высоте, были направлены на развитие умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Для этого использовались изолированные звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей, а так же графические изображения и движение руки (вверх – повышение высоты, вниз – понижение высоты). Развивая возможности детей использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок, использовала короткие диалоги, в которых дети изображали голосом, как говорит каждый герой: медведь – низко, Машенька – высоко и т.д.

 Для развития умения управлять силой голоса (изменять громкость) – давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, активно использовались игровые упражнения с гласными: «Покажи, как гудит пароход, самолет (машина и др.), если они далеко, и как гудят, если они близко?». Использовала звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, животные, птицы, насекомые, расположенные близко и далеко: «Покажи карточку: далеко или близко машина (собака и др.)».

Развивая умение детей изменять силу голоса в связной речи, предлагала прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту: шепотом, тихо, обычным голосом или громко. Ребенок рассказывал стихотворение и объяснял, почему он сделал такой выбор.

В работу по развитию восприятия тембра голоса, умения определять характер звучания тона голоса на слух, включались игровые упражнения с использованием картинок – символов, масок, изображающих чувства, эмоции людей, животных; слов-междометий; картинок с изображением людей разного возраста, и записи их голосов. Так же это способствовало эмоциональному развитию детей.  (Приложение 3)

3. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Дети на этом этапе являются зрителями. Особое внимание уделяется анализу поступков героев, уточняются знания о предметах, явлениях, их назначении, характеристикам героев. Идет закрепление знаний в дидактических играх, настольно-печатных играх (разрезные картинки по сказкам, д/и «Угадай сказку», «Путешествие по сказкам» и т. д.)

При организации игр используется фланелеграф,  настольный театр, театр кукол, пальчиковый театр.

4. От игры к игре активность детей нарастает, они запоминают текст, перевоплощаются, «входят в образ», овладевают средствами выразительности.

5.Большое значение придается оформлению театрализованных игр, костюмам, атрибутам, декорациям. Этот творческий процесс доставляет удовольствие всем: и детям, и родителям, и педагогам.

Разговор с ребенком после чтения, рассматривание иллюстраций стимулирует его желание самому пережить то, о чем он узнал в книге.

Все дети любят спектакли. Им нравятся не только смотреть представление, а и самим быть артистами. С каким бы удовольствием малыш не только слушал, но и изображал в игре-спектакле Красную Шапочку и Кота в сапогах, милую Золушку и Лису Патрикеевну.

Не только педагоги, но и родители могут помочь ребенку изготовить маски, кукол-актеров и разыграть сказку по ролям. Для этой цели можно использовать игрушки-самоделки. (изготовленные из самого доступного материала – листа бумаги.) Взрослые во время показа могут выделить отдельные фразы, замедлить или ускорить подачу текста; внимание ребенка сосредоточено на том, что происходит на сцене (столе). Начинать лучше с маленьких сценок или маленькой сказки, постепенно усложняя репертуар

                                Вывод

      В результате проведённой работы у детей сформировались физиологические механизмы овладения интонацией, нормализовалась деятельность дыхательного и голосового аппарата, сформировалась координированная работа речевых мышц.

     Дети используют разнообразные интонационные средства в оформлении высказываний в различных ситуациях общения в процессе коммуникации. Дети научились преодолевать речевые трудности и свободно вступать в общение.

Для положительных результатов необходимо постоянно пополнять предметно – развивающую среду необходимыми пособиями, играми, атрибутами; своевременно проводим корректировку условий; постоянно наблюдать за реакцией и поведением детей, добиваться положительной рефлексии, определять  уровень развития ребенка. Постоянно контактировать с родителями воспитанников группы, привлекать их к совместным действиям и мероприятиям, проводить консультации.

Приложение 1

Тема «Осень»

1.Развитие мелкой моторики

Если листья пожелтели,  (Сжимать-разжимать кисти рук)

Дождь холодный моросит,  (Совершать лёгкие колебательные движения пальцами)              

Птицы к югу полетели,  (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения)            

Значит, осень к нам спешит.  (Хлопнуть в ладоши и вытянуть руки вперёд ладошками вверх)

D:\Пользователь\Desktop\1418722706104.jpg

2.Развитие восприятия интонации.

Игровая ситуация.

  • Перед тобой необычное облако. Оно появилось из сказки и умеет говорить.
  • Слушай внимательно и определи по голосу, какое настроение у облачка.

-Я маленькое, воздушное, лёгкое облачко. Я живу в синем небе и очень люблю играть. (Радостно)

Вопросы и задание

Как ты думаешь, какое сейчас настроение у облачка?

Чего не хватает на его лице?  Дорисуй пиктограмму (радость).

D:\Пользователь\Desktop\1418811243015.jpg

3.Развитие длительного направленного выдоха.

Ребёнку предлагается вырезанное из бумаги облако на ниточке.

  • Облачко приглашает тебя поиграть.

Подул лёгкий ветерок, облачко тихо поплыло по небу.

Упражнение 1. Сделать плавный бесшумный вдох и подуть на игрушку, чтобы «облачко» слегка двигалось.

  •  Подул сильный ветер, облачко двигается по небу быстро.

Упражнение 2. Затем сделать полный вдох и сильно длительно подуть на игрушку.

 4.Развитие восприятия и воспроизведения основного тона высказывания.

  • От порыва ветра облачко улетело, а на небе появилось яркое солнце.
  • Послушай, о чём говорит солнце, и попробуй догадаться по голосу, весело ему или грустно. Дорисуй солнышко так, чтобы было понятно, какое у него настроение.

-Ах, приближается осень! Мои лучи стали короче и посылают на землю всё меньше тепла. Как жаль, что я больше не могу всех согревать! Что будет с моими любимыми цветами? Ведь они без меня замёрзнут! (Партитура чтения: грустно)

  • Попробуй развеселить солнце, назови его ласково.  (Слово «солнышко» произнести ласковым тоном)
  • Ответь на вопрос: почему все так радуются солнцу?

5.Развитие восприятия основного тона и эмоциональной направленности высказывания.

  • Пока ты рисовал, на небе появилась огромная туча. 
  • Как ты думаешь, какого цвета может быть эта огромная туча?
  • Она такая же лёгкая и воздушная, как облако?
  • Послушай, как говорит туча, и попробуй определить по голосу,  какое  у неё настроение. Дорисуй тучу так, чтобы было понятно, что туча сердится.

- Я серая огромная, тяжёлая туча. Я закрою всё небо, спрячу солнце и прольюсь холодным осенним дождём.

6.Развитие ритмической способности.

Игровая ситуация «Осенний дождь».

Туча выполнила своё обещание: полил сильный дождь. Ребёнку предлагается прослушать ритмическую серию с закрытыми глазами, а затем повторить её.

Стимульный материал:

//-, ///-, -///  (условные обозначения:    ( / )- сильный, а (-)- слабый удар в ладони.)

7.Развитие речевого дыхания, умения пользоваться добором воздуха.

Упражнение. Сделать вдох (3 секунды), произнести первую строчку потешки,  затем выполнить незаметный добор воздуха (1 секунда) и произнести вторую строчку.

     Барабаню я по крыше,

     Кап-кап-кап, меня ты слышишь?

8.Формирование умения использовать повествовательную интонацию. 

Задания

  • Назови перелётных птиц, используя слова «вот» и «это».
  • Внимательно выслушай вопросы и ответь на них. При ответе не забудь, что надо говорить спокойно, слегка понижая голос к концу предложения.

   

 Какие это птицы? (Это перелётные птицы.)

Почему эти птицы так называются?

 (Они улетают в тёплые края.)

Важно: при произнесении повествовательных высказываний следует добиваться небольшого понижения голоса в конце высказывания.

  • Составь предложения к схемам:

___   ___  ___.

___   ___  ___  ___.

9. Развитие речевого слуха, восприятия интонации, мышления и фантазии ребёнка.

Игра «Белочка и ёжик».

На картинке  нарисованы  белочка и ёжик. Перед ними- грибы. (боровик, лисички, подберёзовик, опята, мухомор).

D:\Пользователь\Desktop\2014-12-15 15.55.36.jpg

Игровая ситуация.

  • Я расскажу тебе сказку. Слушай внимательно. Это сказка – игра. Мы будем выполнять интересные задания.

Однажды в лесу весёлая белочка, сидя на ветке дерева, посмотрела на полянку и удивлённо воскликнула:

- Ах, сколько же грибов после дождя появилось! Надо бы их сосчитать.

Упражнение 1

  • Помоги Белочке сосчитать грибы.

Встать прямо, сделать полный вдох, на выдохе громко и отчётливо, не торопясь, сосчитать грибы:

- Один гриб, два гриба, … семь грибов.

D:\Пользователь\Desktop\2014-12-15 15.54.43.jpg

  • Белочка стала спускаться на землю, но в это время к грибам подкатился колючий клубок. Клубок издавал странные звуки: сначала он тихо фыркал: «фы-фы-фы», а потом- громко: «фыр-фыр-фыр». Вдруг клубок развернулся, и оказалось, что это вовсе не клубок, а колючий Ёжик.

Упражнение 2

  • Покажи, как фыркал Ёжик.

Выполнить плавный бесшумный вдох через нос, выдох- через рот, выдыхать воздух небольшими порциями, тихо произнести: «фы-фы-фы». Затем сделать вдох и на выдохе громко произнести: «фыр-фыр-фыр».

  • Ёжик обнюхал грибы и только собирался наколоть их на спину, но тут Белочка спрыгнула с нижней ветки на землю и громко крикнула:

- Не тронь!

Ёжик испуганно откатился в сторону и шёпотом спросил:

- А почему?

-Это мои грибы, я их первая увидела.

-Ах, вот что, - успокоился Ёжик, - а я уже испугался, думал, что под ними – капкан. Нет, Белочка, грибы первыми увидел я, а тебя рядом с ними и не было.

С этими словами Ёжик взял первый гриб и наколол его на свои иголки.

- Как это не было?- возмущённо воскликнула Белочка.- Я уже давно тут сижу…

Задание

  • Как ты думаешь, что произошло после этого? Придумай продолжение сказки.

Приложение 2

 Упражнения.

1. Произнеси фразы, подчёркивая голосом выделенные слова.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик).

Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла её туда).

Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу).

Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой).

2. Произнеси фразы, поочерёдно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

Шуба висела на вешалке.

Мальчик прочитал интересную книгу

Мама купила сыну новый велосипед.

3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу своё время.

Мягко стелет, да жёстко спать.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Что написано пером, не вырубишь топором.

4. Прочтите вслух стихотворение или текст и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

Стали дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозы и зима настала. (И. Суриков).

5. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

За правое дело стой смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Не верь началу, верь концу.

Куда иголка, туда и нитка.

Кудри завивай, да про дела не забывай.

Старый друг лучше новых двух

6. Проговори скороговорки, меняя темп речи при их произнесении: медленно, умеренно, быстро.

Трое трубачей трубят в трубы.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

Дали Клаше кашу с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.

7. Проговариваем скороговорки, меняя громкость голоса: шепотом, тихо, умеренно, громко.

Без дела жить - только небо коптить.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся.

Приложение 3

   

 «Вот он какой»

Ребенок должен без слов рассказать о размерах и

форме. О хорошо известном ему предмете. Он

воспроизводит отчетливые жесты. Характерные

предметы: маленький, большой, крупный, короткий,

длинный.

           

 «Запомни порядок»

4–5 играющих выстраиваются друг за другом

в произвольном порядке, водящий, посмотрев

на детей, должен отвернуться и перечислить,

кто за кем стоит, затем водящим становится другой

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р"

Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р"  можно проводить как в индивидуальной форме, так и в подгрупповой, а элементы ...

Развитие моторики речевого аппарата у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Научные исследования и практический опыт доказывают,что устранять дефекты звукопроизношения у детей необходимо в дошкольном возрасте,так как именно в это время нервно-психический статус детей обладает...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

«Формирование коммуникативной функции речи у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи».

Многочисленные исследования Б.М. Гришпун, Г.В. Гуровец, Р.Е.Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и других авторов указывают на факт наличия у детей с фонетико- фонематическим недо...

Коррекционно-развивающая программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа

Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов....