«Формирование коммуникативной функции речи у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи».
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Трофимова Анна Алексеевна

 

Многочисленные исследования Б.М. Гришпун, Г.В. Гуровец, Р.Е.Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и других авторов указывают на факт наличия у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи стойких нарушений общения, сопровождающихся эмоциональной неустойчивостью, незрелостью отдельных психических функций, тугоподвижностью когнитивных процессов. Дошкольники не заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнёрам по игре. Речевые и коммуникативные затруднения препятствуют установлению и поддержанию контактов со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad-_kommunikatsiya.doc66 КБ
Microsoft Office document icon doklad-_kommunikatsiya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Формирование коммуникативной функции речи у детей

с фонетико- фонематическим недоразвитием речи».

Подготовила: учитель- логопед

 МАДОУ № 1Трофимова Анна Алексеевна,

город Ковров

Слово принадлежит наполовину тому,

кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

М.Монтень

Хорошо известна та роль, которую играет устная речь как средство общения и взаимопонимания людей. Речевая деятельность для любого человека является жизненно необходимой потребностью- без неё невозможно активное общение.

Благодаря речи человек приобретает знания, передаёт их.

Коммуникация- процесс, в который включены, по меньшей мере, два взаимопонимающих человека (партнёра): говорящий и слушающий.

Коммуникация (общение)- это обмен информацией и идеями между людьми.

В словаре логопеда под ред. В.И.Селивёрстова  коммуникативная функция речи рассматривается, как функция общения, заключающаяся в передаче некоторого «интеллектуального», «логического» содержания.

В процессе общения предполагается обмен информацией, её осмысление, налаживание совместной деятельности партнёров, осуществляется взаимовлияние людей друг на друга.

Существует несколько способов передачи информации. Различают вербальную (словесную) и невербальную (несловесную) формы коммуникации.

Использование неречевых знаков (жестов, мимики, пантомимики и др.) относится к невербальным средствам общения. По мнению  некоторых авторов, до двух третей сообщений, полученных участниками беседы, поступает по невербальным каналам. Общая моторика отображает различные эмоциональные реакции человека. Использование неречевых знаков усиливает или ослабляет воздействие словом. Эмоциональное воздействие повышается, если говорящий уместно и правильно использует неречевые средства общения. Точные, соответствующие обстановке выразительные движения оживляют речь.

Вербальная коммуникация обозначает деятельность общения между людьми в форме говорения или письма, то есть посредством языка, речи. Именно с помощью языка мы создаём многообразные речевые произведения - устные и письменные, именно он позволяет нам оформлять наши мысли, идеи в тексты, накопление, хранение и передача которых от одного поколения к другому - важнейшая предпосылка существования культуры.

 Ни одно из средств общения не может сравниться по совершенству, гибкости, экономичности с нашей обычной человеческой речью. Мы говорим легко, просто и так же естественно, как ходим, едим, дышим, думаем.

Среди многих качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относятся к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения. Главными коммуникативными качествами речи принято считать:

  • Уместность речи - это соответствие ситуации общения.
  • Правильность речи - соблюдение норм литературного языка.
  • Точность речи - правильность выбора слова.
  • Логичность речи - последовательность, непротиворечивость высказывания.
  • Чистота речи - отсутствие в речи слов- сорняков, чужеродных литературному языку (, короче , это самое, вот, ну и т. д.).

Умение хорошо, красноречиво и убедительно говорить, грамотно излагать свои мысли, по меньшей мере, никому не мешает.

Более того, хорошо сформированная коммуникативная функция речи помогает вхождению воспитанников в мир социальных отношений, готовит их к активной, общественно полезной жизни.

Высокий уровень коммуникации выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений и навыков с самого раннего детства, особенно у детей, имеющих речевые нарушения.

В современной коррекционной педагогике высказывается мнение о  необходимости углубленного изучения общения детей с различными видами патологии, в том числе  и при фонетико- фонематическом недоразвитии речи.

У таких детей отмечаются, кроме недоразвития речи, вариативно выраженные отклонения в формировании коммуникативных навыков.

Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной деятельности.

Многочисленные исследования Б.М. Гришпун, Г.В. Гуровец, Р.Е.Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и других авторов указывают на факт наличия у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи стойких нарушений общения, сопровождающихся эмоциональной неустойчивостью, незрелостью отдельных психических функций, тугоподвижностью когнитивных процессов. Дошкольники не заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнёрам по игре. Речевые и коммуникативные затруднения препятствуют установлению и поддержанию контактов со сверстниками.

Это способствует возникновению стеснительности, застенчивости, нерешительности, робости, замкнутости, негативно влияет на их речевую и личностную активность и приводит к ограничению свободного общения, препятствуя развитию речевой и познавательной активности детей.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к данной проблеме, приходится констатировать, что в психолого- педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются малоразработанными.

При формировании устной речи в соответствии с эталонами речевого развития  5- 6- летних детей должно предусматриваться не только овладение  ими фонетической, лексической, грамматической компетентностью, но и коммуникативной.

Анализ логопедической, лингвистической, психологической литературы позволяет говорить о том, что диалогическая речь является наиболее простой и естественной формой языкового общения как для взрослых, так и для детей.

Диалогическая речь предшествует монологической и подготавливает её появление, имеет ярко выраженную социальную направленность, служит потребности непосредственного живого общения и состоит в основном из реплик.

Диалогическая речь- (от греческого «беседа») форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя  или несколькими лицами.(Д.Е.Розенталь).

Авторы Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (2003г.) подчёркивают, что в дошкольном возрасте

« специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи».

И хотя приоритетность данной задачи признаётся и ведущими специалистами в области отечественной методики (М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.), и современными программами, в методической литературе отмечается низкий уровень усвоения данной формы речи даже детьми старшего дошкольного возраста.

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи.

Одним из таких недостатков является необоснованность распространённого в методике представления о диалоге как о вопросно-ответной форме речи. Это привело к обеднению содержания работы по развитию у детей диалогической речи: дошкольников учат лишь отвечать на вопросы и задавать их.

Другим видам диалогических реплик (сообщению, побуждению и реакциям на них) внимание не уделяется, хотя без них не может быть полноценного диалога.

Другой недостаток заключается в том, что среди методов развития диалогической речи дошкольников преобладают разговоры и беседы педагогов с детьми. Потенциальные возможности  многих игр используются в этом процессе не в полной мере.

Возникает необходимость структурирования  литературного материала и игр в соответствии   с этапами формирования диалогических умений. Диалог- это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих. Все реплики в диалоге связаны между собой, поэтому Л.В. Щерба характеризовал диалог как « цепь реплик». Содержание диалога раскрывается не только в репликах, но и в паузах, жестах, мимике, интонации.

Открывают диалог инициативные реплики, это реплики- стимулы. К ним относятся вопросы, сообщения, побуждения. Другие реплики поддерживают диалог, это реплики- реакции, а именно ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения.

Реплики имеют различное значение:

  • Вопросы, чтобы запросить информацию.
  • Реплики- ответы, чтобы выдать информацию.
  • Реплики- сообщения, чтобы поделиться с собеседником мыслями, чувствами, информацией.
  • Реакция на сообщение, чтобы выразить положительное или отрицательное отношение к обсуждению.
  • Реплики- побуждения, чтобы стимулировать собеседника.
  • Реакция на побуждение- выполнение действия, к которому человека побуждали.

Диалог- не только форма речи, он ещё и «разновидность человеческого поведения».(Л.П. Якубинский).

Как форма речевого взаимодействия с другими людьми, он подчиняется определенным правилам, сложившимся в обществе. Эти правила  определяют поведение людей в диалоге, регулируют их речевое взаимодействие.

Диалог- это смена высказываний (реплик), связанных между собой одной темой.

 Для ведения диалога характерно выполнение таких правил, как:

  • Соблюдение очерёдности в разговоре.
  • Необходимость выслушивать собеседника, не перебивая.
  • Поддерживать общую тему разговора.
  • Проявление уважения и внимания к собеседнику, а именно говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью; строить своё высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему; использовать литературную лексику.

Диалог нередко протекает или начинается в типичных, часто повторяющихся ситуациях общения. Правила поведения в этих ситуациях определяются речевым этикетом, который предусматривает набор формул и выражений. Вежливость фразы усиливается доброжелательностью интонации, мимики и жестов, сопровождающих формулы речевого этикета.

Особенности диалога как формы речи и поведения человека являются основой для определения цели и задач развития диалогической речи детей.

 Уместно будет вспомнить слова М. Горького « Знать необходимо не затем, чтобы только знать, но и для того чтобы научиться делать».

В  формировании диалога, как основной формы общения дошкольников, выделяют следующие задачи:

  1. Содействовать развитию умений понимать разнообразные обращения и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: выражать в социально принятых формах отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и реагировать в соответствии с установленными правилами поведения.
  2. Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности, действию.
  3. Формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами.
  4. Развивать умения следовать правилам ведения диалога.

На предварительном этапе работы основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей, так как известно, что дошкольники заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат. Именно поэтому так важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик.

К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя художественные средства, нужно привлекать внимание детей к диалогам героев. Особая роль в этой работе отводится художественной литературе.

Заимствование готовых диалогических реплик- первый этап использования игр и игровых приёмов в процессе развития диалогической речи у детей.

Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик. Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очерёдность, поддержание и развитие темы разговора.

На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссёрские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих. Желание дошкольников участвовать в играх- инсценировках усиливается , если пригласить на спектакли (кукольные, игровые) детей младших групп, устроить театральные посиделки. На данном этапе можно также учить детей вести диалог по телефону. Для этого используются игры с телефоном, в которых педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, звонок маме (бабушке), звонок в поликлинику, цветочный магазин и многие другие. Обыгрывая ситуации, педагог знакомит детей с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами. Затем дети разыгрывают сходные ситуации.

На третьем этапе используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры- импровизации, творческие виды игр(театральные и режиссёрские игры). Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. Закрепление умений  детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких играх, как «Да и нет», «Запрещённые слова». Участие в таких играх требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний детей о предметах, природе и т.д.

Например, в игре « Да и нет»  детей побуждают к построению вопросов в определённой логической последовательности.  Они задают цепочку вопросов, чтобы, получая в ответ лишь «да» или «нет», догадаться, какой предмет, животное или растение «спрятано» в волшебном сундучке.

Точность вопросов зависит от ясности представлений ребёнка о предметах или животных, об их классификационных признаках.

Использование игр для развития диалогической речи детей не исключает разговоров и бесед педагога с ними.

Дополнительное целенаправленное использование игровых приёмов поможет в целом повысить эффективность процесса формирования диалогических, а значит и коммуникативных умений у дошкольников.

Научив ребёнка ведению диалога, мы научим его общению, в котором между собеседниками возникает заинтересованность миром другого человека , обоюдное взаимодействие и доверие. Но не нужно забывать и о том, какую роль играет семья в коммуникативном развитии ребёнка. Дети, родители которых сами творят, вовлекая в процесс всю семью: читают вслух,  лепят, устраивают концерты, сочиняют сказки, поют хором, получают больше шансов для развития коммуникативных навыков.. Речь сопровождает каждую деятельность ребёнка. Она развивается сама по себе, если жизнь ребёнка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. В дошкольном возрасте дети начинают посещать театры, концертные залы, музеи, экскурсии, выставки. Задачи родителей- расширить круг общения ребёнка. При совместном времяпровождении ребёнок должен получить радость от общения с близкими людьми, которые должны принимать активное участие в культурной жизни ребёнка.

Очень важно, чтобы в момент становления речи ребёнка рядом с ним были любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним.

Таким образом, для совершенствования  навыков  общения у детей с речевой патологией необходимо  организовать взаимодействие в системе « логопед- воспитатели- родители» и сформировать конкретные речевые  умения и навыки , которые помогут ребёнку в развитии коммуникативной сферы при дальнейшей социализации.



Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Формирование коммуникативной функции речи у детей

с фонетико- фонематическим недоразвитием речи».

Подготовила: учитель- логопед

 МАДОУ № 1Трофимова Анна Алексеевна,

город Ковров

Слово принадлежит наполовину тому,

кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

М.Монтень

Хорошо известна та роль, которую играет устная речь как средство общения и взаимопонимания людей. Речевая деятельность для любого человека является жизненно необходимой потребностью- без неё невозможно активное общение.

Благодаря речи человек приобретает знания, передаёт их.

Коммуникация- процесс, в который включены, по меньшей мере, два взаимопонимающих человека (партнёра): говорящий и слушающий.

Коммуникация (общение)- это обмен информацией и идеями между людьми.

В словаре логопеда под ред. В.И.Селивёрстова  коммуникативная функция речи рассматривается, как функция общения, заключающаяся в передаче некоторого «интеллектуального», «логического» содержания.

В процессе общения предполагается обмен информацией, её осмысление, налаживание совместной деятельности партнёров, осуществляется взаимовлияние людей друг на друга.

Существует несколько способов передачи информации. Различают вербальную (словесную) и невербальную (несловесную) формы коммуникации.

Использование неречевых знаков (жестов, мимики, пантомимики и др.) относится к невербальным средствам общения. По мнению  некоторых авторов, до двух третей сообщений, полученных участниками беседы, поступает по невербальным каналам. Общая моторика отображает различные эмоциональные реакции человека. Использование неречевых знаков усиливает или ослабляет воздействие словом. Эмоциональное воздействие повышается, если говорящий уместно и правильно использует неречевые средства общения. Точные, соответствующие обстановке выразительные движения оживляют речь.

Вербальная коммуникация обозначает деятельность общения между людьми в форме говорения или письма, то есть посредством языка, речи. Именно с помощью языка мы создаём многообразные речевые произведения - устные и письменные, именно он позволяет нам оформлять наши мысли, идеи в тексты, накопление, хранение и передача которых от одного поколения к другому - важнейшая предпосылка существования культуры.

 Ни одно из средств общения не может сравниться по совершенству, гибкости, экономичности с нашей обычной человеческой речью. Мы говорим легко, просто и так же естественно, как ходим, едим, дышим, думаем.

Среди многих качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относятся к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения. Главными коммуникативными качествами речи принято считать:

  • Уместность речи - это соответствие ситуации общения.
  • Правильность речи - соблюдение норм литературного языка.
  • Точность речи - правильность выбора слова.
  • Логичность речи - последовательность, непротиворечивость высказывания.
  • Чистота речи - отсутствие в речи слов- сорняков, чужеродных литературному языку (, короче , это самое, вот, ну и т. д.).

Умение хорошо, красноречиво и убедительно говорить, грамотно излагать свои мысли, по меньшей мере, никому не мешает.

Более того, хорошо сформированная коммуникативная функция речи помогает вхождению воспитанников в мир социальных отношений, готовит их к активной, общественно полезной жизни.

Высокий уровень коммуникации выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений и навыков с самого раннего детства, особенно у детей, имеющих речевые нарушения.

В современной коррекционной педагогике высказывается мнение о  необходимости углубленного изучения общения детей с различными видами патологии, в том числе  и при фонетико- фонематическом недоразвитии речи.

У таких детей отмечаются, кроме недоразвития речи, вариативно выраженные отклонения в формировании коммуникативных навыков.

Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной деятельности.

Многочисленные исследования Б.М. Гришпун, Г.В. Гуровец, Р.Е.Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и других авторов указывают на факт наличия у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи стойких нарушений общения, сопровождающихся эмоциональной неустойчивостью, незрелостью отдельных психических функций, тугоподвижностью когнитивных процессов. Дошкольники не заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнёрам по игре. Речевые и коммуникативные затруднения препятствуют установлению и поддержанию контактов со сверстниками.

Это способствует возникновению стеснительности, застенчивости, нерешительности, робости, замкнутости, негативно влияет на их речевую и личностную активность и приводит к ограничению свободного общения, препятствуя развитию речевой и познавательной активности детей.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к данной проблеме, приходится констатировать, что в психолого- педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются малоразработанными.

При формировании устной речи в соответствии с эталонами речевого развития  5- 6- летних детей должно предусматриваться не только овладение  ими фонетической, лексической, грамматической компетентностью, но и коммуникативной.

Анализ логопедической, лингвистической, психологической литературы позволяет говорить о том, что диалогическая речь является наиболее простой и естественной формой языкового общения как для взрослых, так и для детей.

Диалогическая речь предшествует монологической и подготавливает её появление, имеет ярко выраженную социальную направленность, служит потребности непосредственного живого общения и состоит в основном из реплик.

Диалогическая речь- (от греческого «беседа») форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя  или несколькими лицами.(Д.Е.Розенталь).

Авторы Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (2003г.) подчёркивают, что в дошкольном возрасте

« специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи».

И хотя приоритетность данной задачи признаётся и ведущими специалистами в области отечественной методики (М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.), и современными программами, в методической литературе отмечается низкий уровень усвоения данной формы речи даже детьми старшего дошкольного возраста.

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи.

Одним из таких недостатков является необоснованность распространённого в методике представления о диалоге как о вопросно-ответной форме речи. Это привело к обеднению содержания работы по развитию у детей диалогической речи: дошкольников учат лишь отвечать на вопросы и задавать их.

Другим видам диалогических реплик (сообщению, побуждению и реакциям на них) внимание не уделяется, хотя без них не может быть полноценного диалога.

Другой недостаток заключается в том, что среди методов развития диалогической речи дошкольников преобладают разговоры и беседы педагогов с детьми. Потенциальные возможности  многих игр используются в этом процессе не в полной мере.

Возникает необходимость структурирования  литературного материала и игр в соответствии   с этапами формирования диалогических умений. Диалог- это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих. Все реплики в диалоге связаны между собой, поэтому Л.В. Щерба характеризовал диалог как « цепь реплик». Содержание диалога раскрывается не только в репликах, но и в паузах, жестах, мимике, интонации.

Открывают диалог инициативные реплики, это реплики- стимулы. К ним относятся вопросы, сообщения, побуждения. Другие реплики поддерживают диалог, это реплики- реакции, а именно ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения.

Реплики имеют различное значение:

  • Вопросы, чтобы запросить информацию.
  • Реплики- ответы, чтобы выдать информацию.
  • Реплики- сообщения, чтобы поделиться с собеседником мыслями, чувствами, информацией.
  • Реакция на сообщение, чтобы выразить положительное или отрицательное отношение к обсуждению.
  • Реплики- побуждения, чтобы стимулировать собеседника.
  • Реакция на побуждение- выполнение действия, к которому человека побуждали.

Диалог- не только форма речи, он ещё и «разновидность человеческого поведения».(Л.П. Якубинский).

Как форма речевого взаимодействия с другими людьми, он подчиняется определенным правилам, сложившимся в обществе. Эти правила  определяют поведение людей в диалоге, регулируют их речевое взаимодействие.

Диалог- это смена высказываний (реплик), связанных между собой одной темой.

 Для ведения диалога характерно выполнение таких правил, как:

  • Соблюдение очерёдности в разговоре.
  • Необходимость выслушивать собеседника, не перебивая.
  • Поддерживать общую тему разговора.
  • Проявление уважения и внимания к собеседнику, а именно говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью; строить своё высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему; использовать литературную лексику.

Диалог нередко протекает или начинается в типичных, часто повторяющихся ситуациях общения. Правила поведения в этих ситуациях определяются речевым этикетом, который предусматривает набор формул и выражений. Вежливость фразы усиливается доброжелательностью интонации, мимики и жестов, сопровождающих формулы речевого этикета.

Особенности диалога как формы речи и поведения человека являются основой для определения цели и задач развития диалогической речи детей.

 Уместно будет вспомнить слова М. Горького « Знать необходимо не затем, чтобы только знать, но и для того чтобы научиться делать».

В  формировании диалога, как основной формы общения дошкольников, выделяют следующие задачи:

  1. Содействовать развитию умений понимать разнообразные обращения и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: выражать в социально принятых формах отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и реагировать в соответствии с установленными правилами поведения.
  2. Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности, действию.
  3. Формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами.
  4. Развивать умения следовать правилам ведения диалога.

На предварительном этапе работы основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей, так как известно, что дошкольники заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат. Именно поэтому так важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик.

К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя художественные средства, нужно привлекать внимание детей к диалогам героев. Особая роль в этой работе отводится художественной литературе.

Заимствование готовых диалогических реплик- первый этап использования игр и игровых приёмов в процессе развития диалогической речи у детей.

Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик. Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очерёдность, поддержание и развитие темы разговора.

На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссёрские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих. Желание дошкольников участвовать в играх- инсценировках усиливается , если пригласить на спектакли (кукольные, игровые) детей младших групп, устроить театральные посиделки. На данном этапе можно также учить детей вести диалог по телефону. Для этого используются игры с телефоном, в которых педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, звонок маме (бабушке), звонок в поликлинику, цветочный магазин и многие другие. Обыгрывая ситуации, педагог знакомит детей с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами. Затем дети разыгрывают сходные ситуации.

На третьем этапе используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры- импровизации, творческие виды игр(театральные и режиссёрские игры). Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. Закрепление умений  детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких играх, как «Да и нет», «Запрещённые слова». Участие в таких играх требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний детей о предметах, природе и т.д.

Например, в игре « Да и нет»  детей побуждают к построению вопросов в определённой логической последовательности.  Они задают цепочку вопросов, чтобы, получая в ответ лишь «да» или «нет», догадаться, какой предмет, животное или растение «спрятано» в волшебном сундучке.

Точность вопросов зависит от ясности представлений ребёнка о предметах или животных, об их классификационных признаках.

Использование игр для развития диалогической речи детей не исключает разговоров и бесед педагога с ними.

Дополнительное целенаправленное использование игровых приёмов поможет в целом повысить эффективность процесса формирования диалогических, а значит и коммуникативных умений у дошкольников.

Научив ребёнка ведению диалога, мы научим его общению, в котором между собеседниками возникает заинтересованность миром другого человека , обоюдное взаимодействие и доверие. Но не нужно забывать и о том, какую роль играет семья в коммуникативном развитии ребёнка. Дети, родители которых сами творят, вовлекая в процесс всю семью: читают вслух,  лепят, устраивают концерты, сочиняют сказки, поют хором, получают больше шансов для развития коммуникативных навыков.. Речь сопровождает каждую деятельность ребёнка. Она развивается сама по себе, если жизнь ребёнка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. В дошкольном возрасте дети начинают посещать театры, концертные залы, музеи, экскурсии, выставки. Задачи родителей- расширить круг общения ребёнка. При совместном времяпровождении ребёнок должен получить радость от общения с близкими людьми, которые должны принимать активное участие в культурной жизни ребёнка.

Очень важно, чтобы в момент становления речи ребёнка рядом с ним были любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним.

Таким образом, для совершенствования  навыков  общения у детей с речевой патологией необходимо  организовать взаимодействие в системе « логопед- воспитатели- родители» и сформировать конкретные речевые  умения и навыки , которые помогут ребёнку в развитии коммуникативной сферы при дальнейшей социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы логопеда по формированию речевой деятельности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ФФНР (подготовительная группа)...

Проект «Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

Проект «Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»...

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладе­ние ими учебным материалом в школе. ...

Организация комплексного подхода в формировании пространственных представлений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Комплексный подход в формировании пространственных представлений у детей с дизартрическим компонентом старшего дошкольного возраста должен строиться в соответствии с последовательностью их формировани...

Статья "МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Данная статья описывает модель деятельности специалистов в образовательном учреждении...

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, С ФОНЕТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И 1-4 УРОВНЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Рабочая Программа разработана с учётом образовательной программы дошкольного образования ГБОУ Школы 1579 ДО 3. В программу входят:I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цель и задачи Программ...