Организация комплексного подхода в формировании пространственных представлений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Комплексный подход в формировании пространственных представлений у детей с дизартрическим компонентом старшего дошкольного возраста должен строиться в соответствии с последовательностью их формирования в онтогенезе. Развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abrosimova_e.a._kutukova_e.a.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Организация комплексного подхода в формировании пространственных представлений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Абросимова Е.А., Кутукова Е.А.

МБДОУ «Детский сад №28 «Золотой петушок», г. Тамбов,

МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка», г. Тамбов,

ekaterina.abrosimova2013@yandex.ru, katya241294@mail.ru

Организация взаимодействия различных специалистов в логопедических группах дошкольного образовательного учреждения преследует  цели всестороннего развития и коррекции речевой деятельности ребенка с тяжелыми нарушениями речи с учетом его актуальных и потенциальных возможностей.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение определяется как совместная профессиональная деятельность специалистов ДОУ, которая направлена на создание педагогических и социально-психологических условий для успешного обучения и развития данного контингента детей независимо от уровня их способностей и уровня развития речи.

Совместная профессиональная деятельность специалистов требует акцента в ходе коррекционного процесса на некоторые значимые факторы:

– приложение максимальных усилий специалистов на этапе диагностики и в период адаптации детей в дошкольном учреждении;

– привлечение к коррекционно-педагогической работе медицинских работников ДОУ и высоко квалифицированных специалистов в области медицины;

– организация четкого взаимодействия профильных специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с учетом рекомендаций врачей, логопеда, психолога;

– необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;

– внесение изменений в индивидуальные планы (программы) коррекционно-педагогического обучения в зависимости от динамики и возможностей ребенка;

– включение родителей в комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи [3].

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, медицинских работников, психолога, музыкального руководителя, преподавателей по физической культуре и изобразительной деятельности, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых умений и навыков у детей, в развитии сенсомоторной сферы,  высших психических процессов и укреплении здоровья.

В результате анализа научно-методической литературы мы выяснили, что одним из условий успешного обучения ребенка в школе является овладение им пространственными представлениями и свободное ориентирование в пространстве. Поэтому, чтобы в школе у ребенка не было проблем при обучении, необходимо обязательно проводить работу по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста [1].

Основные задачи коррекционной работы:

1) определение основных направлений коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом по развитию пространственных представлений;

2) подбор и систематизация дидактического материала для занятий с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом по развитию пространственных представлений;

3) составить комплексное планирование коррекционной работы по развитию пространственных представлений для профильных специалистов ДОУ;

Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться логопедом совместно с профильными специалистами ДОУ.

В процессе обучения нет ни одного вида деятельности детей, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, навыков и умений, развития мышления детей. Наиболее доступной формой обучения дошкольников является игровая деятельность, поэтому формирование как пространственных, так и временных представлений эффективно осуществлять через предложенные в системе работы игры  и упражнения.

Работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с дизартрическим компонентом должна строиться с учетом недостаточности речевого развития.

Важную роль в обучении и воспитании детей с ФФН играет четкая организация их жизни в дошкольном учреждении. Соблюдение определенного режима, правильное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные задачи по формированию пространственных представлений у дошкольников.

Таким образом, комплексный подход в формировании пространственных представлений у детей с дизартрическим компонентом старшего дошкольного возраста должен строиться в соответствии с последовательностью их формирования в онтогенезе. Развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми.

Литература

  1.  Ананьев Б.Г. Пространственное различение. СПб.: Издательство ленинградского университета, 2010.
  2. Боровцова Л.А Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Тамбов, 2007.
  3. Калягин В.А. Логопсихология. М.,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р"

Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р"  можно проводить как в индивидуальной форме, так и в подгрупповой, а элементы ...

Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»

Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...

"Особенности организации работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста".

К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Но особое значение это и...

Наглядные модели в формировании эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Методическая разработка на тему: "Наглядные модели в формировании эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста"...

Трансляция своего опыта работы по теме: Содействие формированию пространственных представлений у дошкольников начиная со средней группы и старшего дошкольного возраста

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. Мой опыт в формировании ориентации в пространстве используя современные технологии квест, триз, робототехнику....