Опыт работы по теме "Формирование интонационной выразительности речи у детей с ОНР"
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Монавицкая Ольга Владимировна

Я думаю, что это материал поможет воспитателям и логопедам обучать дете й интонационной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                       ОПЫТ   РАБОТЫ

                  по  теме:  « Формирование интонационной  выразительности  речи  у  детей  с  общим  недоразвитием  речи»

                                                            ПОНЯТИЕ ОБ ИНТОНАЦИИ

Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают  даже на самых маленьких ребят глубокое воздействие  и способствуют пониманию окружающей действительности.

Как донести до ребят содержание художественных произведений нашей богатейшей литературы и народной поэзии? Через восприятие детьми звучащей речи.

Звучащая, устная речь легко воспринимается, если  она содержательна, правильна и интонационно выразительна. Но восприятию речи, как и самой речи, надо учить. Дошкольный  возраст - оптимальный для усвоения языка. При надлежащем воспитании и обучении дети достаточно скоро овладевают языком в доступных их возрасту пределах: усваивают словарь, звуковой и грамматический строй. Постепенно развивается контекстная связанная речь, понятная для окружающих.

Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает употреблённое слово, например, увидев ребёнка, испачкавшего одежду в грязи, насмешливо произнесите: «Хоро-ош!» ( С протяжением звука о-о и понижением голоса.) Сказанное слово выражает порицание, а не одобрение.

Что же такое интонация? Под Интонацией понимают сложный комплекс совместно действующих элементов звучащей речи.  В любом высказывании или предложении можно различить следующие компоненты:

Силу,  определяющую динамику речи и выражаемую в ударениях;

Направление, определяющее методику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;
Скорость, определяющую темп и ритм речи и выражаемую в длительности звучания и остановках;

Тембр(оттенок), определяется характер звучания(эмоциональную окраску речи).
Все эти компоненты – звуковая оболочка речи, её звучание, материальное воплощение содержания, смысла речи.

Компоненты речи взаимосвязаны. Они реально существуют в единстве.

УДАРЕНИЕ-КОМПОНЕНТ ИНТОНАЦИИ

Словесное ударении отличается большей длительностью произношения и гласной в ударном слоге. Ударение слоги чётко противопоставлены безударным, они произносятся более ясно, более отчетливо, безударные же произносятся неясно.

В русском языке ударение свободное, подвижное. Отдельно взятое слово имеет ударение  на определённом слоге. Постановка ударения подчиняется определённым нормам, обязательным для всех пользующихся литературным языком.

Фразовое ударение - это когда голос на ударном слоге усиливается, обычно при произнесении последнего слова фразы.

Логическое ударение – это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. К.С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении.

ПАУЗА. ТЕМП И РИТМ.

Речевой  поток разделяют паузы. При этом линейное расположенные элементы речевой последовательности объединяются и в то же время разграничиваются именно в точке перерыва между ритмическими отрезками речи - фразами.

По длительности паузы различны. Короткие паузы отделяют в предложении такты. Средние по длительности паузы отделяют предложения и носят название логических пауз. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность, стройность. Это как бы  сигналы от одного предложения к другому, от одного предложения к другому, от одной части целого текса к другой. Иногда эти части текста в письменной речи начинаются с красной строки и выделяются абзацами.

Особое место занимает ритмическая пауза  в стихотворных текстах. В конце каждой стихотворной строки обязательно соблюдается так называемая стихотворная пауза. Стихотворная пауза – короткая, если её не перекрывает логическая и психологическая пауза.

Пауза любой длительности и значения органически входит в ритмическую структуру речи. Мы произносим разнообразной длительности. Между словами и словосочетаниями слов делаются останови. – паузы, тоже разные по времени. Всё это составляет темп и ритм речи – движение речи, скорость протекания её во времени.

Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи. Наиболее ощутимое выражение ритма мы находим в стихотворной речи.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в развитии.

Проведению этой работы предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонации выразительности, способствуют её развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.

Работа над ритмом проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур. Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры: //, ///, ////, // //, // // //, /// /// ///, /, /--, //-//, /-/-/-- и так далее (/-громкий, -- тихий удар.) Смотри приложение №1.

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи строится с учётом современных лингвистических представлений об интонации. Любое высказывание, независимо от его длительности оформлено фонетически как некое целое. Звуковым средством, помогающим оформить высказывание, является интонация, которая имеет объективное лингвистическое значение.

Как уже говорилось ранее, интонация складывается из нескольких компонентов: частоты основного тона голоса ( мелодики), интенсивности (фразового ударения), длительности (темпа), паузы и тембра. Эти акустические характеристики интонации тесно взаимосвязаны между собой, выполняя при этом различные функции.

Мелодика служит, во-первых, средством членения речевого потока, и, во-вторых, средством для связывания отдельных его частей. Более чем другие компоненты интонации, мелодика определяет коммуникативный тип предложения. Выделение какой-либо части высказывания является функцией другого компонента интонации-интенсивности. Выделить можно любую часть высказывания в зависимости от него, что необходимо подчеркнуть. Такое участие интенсивности в оформлении высказывания связывают логическим ударением.

Длительность ( темп ) как компонент интонации характеризует относительную скорость произнесения отдельны слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой и обусловлена содержанием высказывания, функцией составляющих его слов:  служебные слова произносятся быстрее, чем знаменательные; среди знаменательных медленнее произносятся слова, несущие основную смысловую нагрузку.

В оформлении высказывания важную роль играет и пауза употребляемая в речи, во-первых, для отделения одной синтаксической единицы от другой, во-вторых, для выражения связи между ними, и, в-третьих, для передачи того или иного эмоционального оттенка.

Одним из компонентов интонации, служащим только для выражения её эмоционального аспекта, является тембр (чистота, яркость звучания голоса.)

С учётом вышесказанного, я проводила работу над всеми компонентами интонации в следующей последовательности: формирование интонации выразительности в направлении:

  1. От обобщенного представления об интонации к дифференцируемому усвоению различных интонационных структур;
  2. От различения видов интонации в импрессивной  речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи;
  3. От усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале;
  4. От различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.

Логопедическую работу по оформлению интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи я проводила поэтапно.

  1. ЭТАП ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНТОНАЦИОННОЙ

          ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.

     Целью этого этапа для меня было показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонацией, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства. Я познакомила детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также старалась научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

       В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи я осуществила по пяти направлениям.

  1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.
  2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения.
  3. Знакомство с вопросительной информацией, средствами её выражения и способами обозначения.
  4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения.
  5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.

2 ЭТАП ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ЭКСПЕРССИВНОЙ РЕЧИ.

       В задачи этого этапа я включила: формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи и последующая их дифференциация в экспрессивной речи.

       В качестве упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи, использовала упражнения на развитие силы  высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

        Так как оформление повествовательной интонации во многом обусловлено изменением высоты ударного  слога и работе над ритмикой слова. Поскольку в предложениях , как и в слове можно выделить ударную, предударную, заударную части, то работа над ритмикой слова имеет свой целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих звуковых средств (изменение высоты голоса, длительности гласных звуков). В процессе работы я предлагала детям проговаривать сопряжено со мной, повторять за мной ,произносить самостоятельно различные речевой материал.

В процессе всей работы показывала детям, что при воспроизведении вопросительной информации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. Ребятам очень понравились приведённые примеры и они наперебой стали задавать друг другу различные вопросы. Конечно, не сразу получилось у них выделить вопросительную интонацию слова в начале, середине и в конце предложения, но у нас всё ещё впереди.

Работая над интонацией восклицательного предложения, я старалась показать, что голос значительно повышается на логически главном слове предложения, а затем значительно понижается.

 Дифференцируя интонационные структуры предложений в экспрессивной речи, работу проводила на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети учатся подражать голосам, интонациями героев. Здесь особенно хочу выделить работу и взаимопомощь воспитателя нашей группы, которая знакомя детей с кукольным театром, содействовала проявлению у детей способности к песенному, игровому, танцевальному творчеству, делала речь детей эмоциональной.

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец.  «Дошкольная педагогика и психология». -2-е изд.-М.: Просвещение, 1981.-255 с., ил.

  1. Горбушина Л.А. и Николаичева А.П. Выразительное чтение. Учеб. Пособие для пед. училищ по  специальности 2002 « Дошкольное воспитание» И 2010 « Воспитание в дошкольных учреждениях. М. Просвещение», 1978

  1. Г.В. Дедюхин Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике: метод. Пособие/ Г.В.Дедюхина. –М..: Айрис-пресс, 2006.-64 с.

  1. Кирилова  Г. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве. Дошкольное воспитание № 12 1978.

  1. Л.В.Лопатина. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии): Учебное пособие.- СПб.: Изд – во РГПУ им. Герцена; Изд – во «СОЮЗ», 2001-191 с.

  1. Максаков А. Как звучит ваш голос? Дошкольное воспитание № 8 1975

  1. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши.-М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.-256с.

                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

                                         ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ    РИТМА.

  1. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные изолированные удары.

  1. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие)  предъявленные серии простых ударов.

  1. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие ) предъявленные серии акцентированных ударов.

  1. Записать условными значками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные)

  1. Самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке и их серии (простые и акцентированные)

                                      ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

                         ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНТОНАЦИОННОЙ          

                                               ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

Знакомство с повествовательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения     

       «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса»

                  Примерный текст:

                                                                   Два  цветка

Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца. Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и красные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку.

     Затем я предлагаю детям выложить столько фишек, сколько повествовательных предложений встречается в тексте.         

Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения

       Вспоминаю с детьми, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния.

       Показываю картинку с изображением на ней  ? знака и разучиваем стихотворение:

                              Это кривоносый вопросительный знак,

                             Задаёт он всем вопросы: « Кто? Кого? Откуда? Как?»

       Далее предлагаю детям выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.

                  Примерный текст:

                                                           Хомяк

       Повезло хомяку. Попалось на глаза  гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять…..и т.д.

       Затем читаю текст ещё раз для того, чтобы дети выложили по количеству вопросительных предложений фишки.

Знакомство с восклицательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения

     Показываю детям картинки, которые соотносятся с междометиями типа «Ой!», «Ах!», «Ура!» и т.п. Беседу проводила по содержанию каждой  картинки.   Например:

                -Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!) и т.д.

                                             Чудак-восклицательный знак

                                            Никогда он не молчит,

                                            Оглушительно кричит:

                                           «Ура! Долой! Караул! Разбой!»

                         Примерный текст:

                                                                   Самый важный

                       « Я самый важный! Я всех бужу», - говорил будильник….и т.д.

       Дети записывают столько восклицательных знаков, сколько восклицательных предложений встретилось в этом тексте.

                        Дифференциация интонационной структуры и предложений в импрессивной речи

       Мы с детьми вспоминаем, какие виды интонации они знают. Затем детям раздаются карточки с соответствующим грамматическим знаком.

       Проводятся графические диктанты: дети записывают знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Нами был изучены и проанализированы методики формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, разработанные разными авторами....

Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

Логопедическая работа  по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями....

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями

Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничив...

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, мож...

Дидактические игры в работе над интонационной выразительностью речи у детей с дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Работа над интонационной выразительностью речи является одной из самых важных составляющих в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Эта деятельность включает в себ...