Методические подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии на тему

Афанасьева Елена Владимировна

Нами был изучены и проанализированы методики формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, разработанные разными авторами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

             Программные требования к звуковой культуре речи, в которую входит интонационная выразительность речи, можно представить следующим образом: овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка). Прежде всего, он усваивает линейные звуковые единицы, которые обладают самостоятельной протяженностью, следуют один за другим. Одновременно с ними выступают просодические средства: словесное ударение, интонация.

             Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения. 

             Воспитывая у детей внимание к интонационной стороне речи, взрослый развивает речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает влияние и на развитие музыкального слуха. Работа над интонацией, звуковой выразительностью речи необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая голос в соответствии с контекстом, логически и эмоционально подчеркивая произносимый текст. Для этого следует чаще давать детям задания, в которых бы они упражнялись в выражении вопросительной, восклицательной, пояснительной интонации. Именно эти умения необходимы ребенку для построения связного высказывания разных типов повествования, описания, рассуждения, так как каждый из них требует разного интонационного оформления.

             Развивая звуковую сторону речи, воспитатель учит ребенка учитывать соответствие высказывания целям и условиям коммуникации в зависимости от предмета, темы высказывания и от слушателей. Громкость речи должна быть уместной, скорость должна соответствовать окружающей обстановке и цели высказывания. Важным показателем хорошей, правильной речи является плавность изложения.

             Упражнения, которые проводят с детьми, развивают чувство рифмы и ритма, формируют четкую дикцию, вырабатывают умение передавать разные интонационные характеристики слова, фразы, предложения. Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости упражнений, систематичности.

             Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка).    

             Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция).

             В настоящее время существуют различные подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, а также авторские методики формирования интонационной стороны речи детей в общей и специальной педагогике.

             Вопросы обучения средствам выразительности устной речи, формирования интонационных компонентов речи описываются в работах  Османовой Г. А. и Поздняковой Л. А., Шевцовой Е. Е. и Забродиной Л. В., Артемова В. А., Артемовой Е.Э., Лопатиной Л.В., Ушаковой О.С. и Струниной Е.М., Кондратенко И.Ю. и др.  

        В пособии  О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной «Методика развития речи детей дошкольного возраста» представлены все основные аспекты речевой работы. В основу предлагаемой в пособии методики положены научные теории и взгляды психолога и лингвиста Ф.А.Сохина. Ученый считал, что направление исследований в области психологии детской речи и в методике «зависит от понимания главного психологического механизма развития речи, овладения языком: развивается речь ребёнка на основе подражания речи взрослых, её заимствования и воспроизведения». Существенную роль здесь также играют явно «неподражательные» элементы – обобщение языковых и речевых явлений и их осознание, которое может формироваться как неосознаваемое обобщение, как «чувство языка». При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенка языка.

        Пособие предлагает методику воспитания звуковой культуры речи, конспекты, речевые игры и упражнения, которые можно проводить со всей группой, отдельными подгруппами детей и индивидуально с каждым ребенком. В подготовительной группе для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно. Здесь же развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно). Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умение ребенка осознанно и правильно пользоваться в зависимости  от ситуации всеми характеристиками речи развивается как в специальных упражнениях, так и в процессе любого высказывания. В работе над дикцией, развитием голосового аппарата широко используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей, когда они заканчивают ритмическую фразу, начатую взрослым. Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети вдумываются в звучащее слово и начинают глубже понимать стихотворную речь. Такие упражнения не только развивают интонационную выразительность речи ребенка, но и готовят его к восприятию поэтической речи.

             В методическом пособии Г. А. Османовой и Л. А. Поздняковой «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» представлены рекомендации по формированию основных навыков интонационной выразительности речи у детей. Предложены игры и задания, позволяющие организовать педагогическую работу по следующим направлениям:

  • развитие речевого слуха (восприятия изменений силы, высоты голоса,  тембра и темпа речи);
  • развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма;
  • развитие фонационного (речевого) дыхания;
  • координация дыхания, голосообразования и артикуляции;
  • развитие мимики и выразительности движений;
  • развитие способности понимать и передавать в речи с помощью интонационных средств различные эмоции;
  • развитие силы голоса, расширение высотного диапазона голоса;
  • развитие восприятия и воспроизведения ударения;
  • формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний;
  • совершенствование темпоритмической организации высказываний;
  •  развитие умения произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами в процессе речевого общения.

        Материал в пособии расположен по видам работы и соотнесен с лексическими темами, используемыми для развития речи дошкольников на занятиях в подготовительной группе детского сада. При организации занятий учитывается, что эффективность работы по развитию интонационной выразительности речи дошкольников обеспечивается, прежде всего, её комплексностью. На протяжении обучения игры и занятия варьируются и постепенно усложняются, в соответствии с возрастающими произносительными возможностями детей и особенностями онтогенеза речи.

             В играх для развития восприятия и понимания эмоций и интонации тона высказывания применяются специальные символы – пиктограммы, символизирующие наиболее яркие по проявлениям эмоциональные состояния: радость, печаль, гнев, страх, удивление. В ходе игр дошкольники «проживают» различные эмоциональные состояния, вербализуют свои переживании, происходит расширение круга понимаемых эмоций.

             В пособии большое внимание уделяется закреплению общих речевых навыков и умений детей произвольно использовать средства интонационной выразительности в связной речи. В книге предложены упражнения на основе интонационно-смыслового анализа небольших текстов, рассказов по серии картинок, сказок, а также необходимый наглядный материал (предметные и сюжетные картинки). Последнее задание в каждой лексической теме посвящено закреплению общих речевых навыков детей на материале авторских и русских сказок. Такая работа способствует не только формированию интонационной выразительности речи, но и расширению представлений детей об окружающем мире, развитию воображения, образного мышления, раскрытию творческого потенциала дошкольников.

        Авторы учебного пособия «Технологии формирования интонационной стороны речи» Е.Е. Шевцова и Л.В. Забродина предлагают практические упражнения и задания, речевой материал по формированию навыков интонационно-мелодической выразительности речи.

        1. Дыхательная гимнастика:

        - упражнения для воспитания навыков правильного вдоха и выдоха;

        - упражнения для воспитания навыков полного выдоха;

        - упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом;

        - дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движениями;

        - упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха (синхронизация речи с движением при произнесении каждого слога – «встречное дирижирование»).

        Задачи дыхательной гимнастики: освоить технику нижнереберного диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки, согласование процессов дыхания и голосоведения. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки.

        2. Артикуляционно-мимическая гимнастика (упражнения для мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц) помогает создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; снять напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

        3. Голосовая и интонационная гимнастика:

        - упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса;

        - интонационные упражнения.

         Целью голосовой гимнастики является развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интонационно-мелодической речи.

        4. Ритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование дикционных навыков.

        5. Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизации речи. Мягкий тип голосообразования (голосовой атаки) – дыхание и включение в работу голосовых складок происходит одномоментно, что обеспечивает интонационную точность, и спокойное, плавное, без толчков и придыхания, начало звука. Предлагается проговаривать фразы и предложения, где  гласный в начале предложения необходимо произносить с придыханием, в сопровождении дирижирования (на слог).

        6. Формирование темпоритмической организации речи (чтение пословиц, поговорок, чистоговорок; согласование речи с плавным движением кисти ведущей руки).

         Предлагаемая система методических приемов И.Ю. Кондратенко содержит материал, представляющий интерес для педагогов, заинтересованных в совершенствовании работы по формированию интонационной выразительности речи на основе интеграции лексических средств, интонационной стороны речи и паралингвистических компонентов в процессе игровой деятельности.

        Разработанный алгоритм работы включает в себя следующие этапы:

        - изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту;

        - развитие паралингвистических средств общения;

        - формирование интонационной стороны речи;

        - формирование эмоциональной лексики;

        - развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.        

        Содержание работы по формированию интонационной стороны речи направлено на формирование воспроизведения ритма речи, восприятие выразительности речи, умение пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи. Подготавливают и развивают восприятие интонационной выразительности специальные ритмические упражнения. Формирование восприятия выразительности речи начинается с понимания общих представлений об интонационной экспрессивности (детям предлагается послушать сказку или рассказ). На этом этапе проводятся также игры, в которых детям предлагается прослушать одну и ту же фразу, но произнесенную с различными эмоциональными оттенками. При этом описываются разнообразные ситуации, предшествующие прослушанной фразе.

             На этапе формирования умения пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи применяется комплекс специальных приемов (отработка интонации на материале эмоциональных междометий на материале стихов). Далее работа по формированию интонационной стороны речи проводится на материале нескольких предложений, коротких рассказов, историй, стихов, сказок. При выполнении всех упражнений используются средства паралингвистического выражения эмоций: мимика, жесты, пантомимика. Дети выполняют задания, требующие произнесения той или иной фразы с определенной целевой установкой словесного действия. В последующей работе используются диалоги, игры-инсценировки, стихи, рассказы, сказки, разыгрываемые по ролям.

             В задачи изучения и уточнения эмоциональных состояний входят: изучения и уточнения эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления в беседах с детьми. Развитие паралингвистических средств общения осуществляется в процессе решения следующих задач: научить различать эмоции по схематическим изображениям; сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы; развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых и музыкальных приемов.

             При рассмотрении подходов в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста заслуживают пристального внимания методические пособия специалистов коррекционной педагогики, поскольку в массовых группах ДОУ всё чаще встречаются воспитанники с различными нарушениями речи. В этом контексте представляет интерес методика Лопатиной Л.В., Поздняковой Л.А. «Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников», в основе которой лежат современные лингвистические представления об интонации, а также особенности интонационной структуры предложений в речи детей с речевыми нарушениями. Предлагаемый материал составлен с учетом возрастных особенностей дошкольников на выразительном материале, повышающем интерес и побуждающим интерес ребенка к активной и познавательной, творческой и игровой деятельности.

             Работа по развитию просодических компонентов речи включает в себя вербальные и невербальные тренинги.

  • Невербальные тренинги.

1. Работа по формированию мелкой моторики.

2. Работа над ритмом.

3. Работа над развитием мимики.

  • Вербальные тренинги.

1. Ритмические минутки.

2. Медленные стихи.

3. Подбор рифмы.

4. Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием.

5. Работа по развитию высоты голоса и речевого дыхания.

6. Работа над интонацией.

             Работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

             1 этап – формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи:

- формирование общих представлений о выразительности речи;

- знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения;

- знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения;

- знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения;

- дифференциация интонационных структур предложений в импрессивной речи.    

            2 этап – формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи:

- работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения (работа над ритмикой слова; отработка интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении);

- работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения (отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова; отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом);

- работа над интонационной выразительностью восклицательного предложения (отработка восклицательной интонации на материале междометий; отработка интонационной конструкции, выражающей обращение, требование, восклицание; закрепление восклицательной интонации).

             Известно, что примерно до 10 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Развитие звуковой культуры речи основывается не только на нормальном функционировании универсальных физиологических основ производства речи, но и на эмоциональном переживании. Речь не является отдельной обособленной функцией. Её правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.

             Построение процесса обучения на интегративной основе позволяет гармонизировать работу двух полушарий мозга. При таком подходе происходит слияние логического и образного мышления; рационального и эмоционального. Усвоение материала происходит тем глубже и полнее, чем более эмоционален ребёнок, чем радостнее его переживания. Для развития выразительной стороны речи необходимы такие условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. И здесь широки возможности артпедагогики и арттерапии.  

             Артпедагогика (художественная педагогика) – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса художественного развития дошкольников и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую) (Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, 2001 г.).

             В практике дошкольных образовательных учреждений знакомые всем понятия – игра, игрушка, кукла, сказка, изобразительная деятельность, песок, музыка – всё чаще употребляются в непривычных словосочетаниях со словом «терапия». Это множество подходов относится к методу арттерапии. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Творчество естественно вплетается в жизнь ребёнка, являясь неотъемлемой частью его развития. Ребёнок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого творческого процесса. Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает воспитателю и в такой области, как развитие звуковой культуры речи.  

             Из всех направлений артпедагогики наибольшими возможностями многогранного воздействия на ребенка обладает театр. В дошкольных учреждениях театрализованная деятельность занимает особое место, ценность ее состоит в том, что она создает пространство свободы, творческого самовыражения, сотворение своего образа самыми доступными для ребенка способами: движением, мимикой, жестом, интонацией (Маханева М.А., 2007).

             Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и отношения, эмоциональное состояние. Поэтому особая роль принадлежит созданию положительного эмоционального фона. Решение этой задачи возможно посредством включения ребенка в театрализованную деятельность, которая способствует развитию гибкости детского голоса. Она помогает снять напряженность, зажатость мышц у детей, помогает научиться владеть своим телом (пантомимикой), мимикой. При правильной организации театрализованной деятельности создается естественная речевая среда, что способствует общему развитию языка, интонационной выразительности речи.

             Театрализованная деятельность включается в естественный ход педагогического процесса в ДОУ и осуществляется в рамках работы по образовательной области «Чтение художественной литературы», а также во второй половине дня в ходе индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в театральном кружке. В методических рекомендациях по развитию интонационной выразительности речи в рамках театрализованной деятельности выделяются два направления работы: 1) культура и техника речи; 2) театральная игра.

             В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, ее выразительность. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Эстетические переживания в ходе театрализованной деятельности помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью различных средств выразительности, в том числе интонационной.

             Приемы сказкотерапии помогают разнообразить занятия и сделать процесс изучения программы более эффективным и интересным ребенку. Возможности сказкотерапии уникальны в педагогической работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

             Сказка содержит много диалогов, рифмовок, различный ритмический рисунок, легко запоминается, поэтому может легко воспроизводиться детьми, что позволяет усиленно работать над интонацией.

             Использование сказкотерапии в обучении   дошкольников развивает:

  •  активность - от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
  •  самостоятельность - от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
  •  творчество - от подражания взрослому в действии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
  •  эмоциональность - от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
  •  произвольность - от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
  •  связную речь - от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

             Выделяются три этапа работы с   дошкольниками с применением сказкотерапии.

             I этап - познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа (ведущий метод  - словесная режиссерская игра).

              II этап - словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка (ведущий метод - словесное комментирование).  

             III этап - выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова (ведущий метод - совместная импровизация, в которой педагог предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети). Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

             В настоящее время достаточно полно представлены рекомендации по использованию малых фольклорных форм в процессе развития интонационной выразительности речи дошкольников, в то время как практически отсутствуют методические разработки по использованию сказок как средства развития интонации. Поэтому существующие методические рекомендации специалистов по сказкотерапии представляются очевидными в практике использования сказки в развитии интонационных компонентов речи детей.

             Таким образом, нами был изучены и проанализированы методики формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, разработанные разными авторами.

        Список литературы

  1. Алексеенко В. В., Лощинина Я. И. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребёнка 2 – 7 лет. – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ, XXI век»,  2008. – 218 с.
  2. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями/Монография – М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
  3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
  4. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 319, [1] с.: ил. - (Высшая школа).
  5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мозаика-Синтез, 2006. - 72 с.  
  6. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие /сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис-пресс. 2005. – 224 с.      
  7. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 64 с.
  8. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду. – СПб.: Детство – Пресс, 2007.
  9. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985.
  10. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб., Речь, 2008. -  240 с.
  11. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: учебное пособие./ Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 191 с.
  12. Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. – СПб.: Изд-во «Союз», 2006. – 151 с.
  13. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
  14. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 320 с.
  15. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребёнка /Под ред. А. К. Колеченко. – Спб.: Речь, 2007. – 296 с.
  16. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 204. – 287 с.
  17. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 222, [2] с. -(Высшая школа).
  18. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  19. Шорохова О. А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. – 208 с. – (детский сад с любовью).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, используемые в формировании интонационной выразительности речи у детей младшего дошкольного возраста

Подборка дидакттических  игр для формирования выразительности речи у  детей 3-4 лет...

Критерии и показатели для оценки уровня развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Диагностическая методика по оценки уровня развития интонационной стороны речи старших дошкольников (автор О.И. Лазаренко) разработана на основе компонентов интонационной стороны речи: темп речи, высот...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, и, вмес...

Развитие интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

В статье рассматривается проблема формирования интонационной выразительности речи у дошкольников с речевой патологией. Даются рекомендации по организации кор...

Использование театрализованной деятельности в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

Одним из этапов в работе над театрализованной деятельностью является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциона...

Дидактические игры в работе над интонационной выразительностью речи у детей с дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Работа над интонационной выразительностью речи является одной из самых важных составляющих в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Эта деятельность включает в себ...