ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
статья по логопедии (старшая группа)

Лещинская Алина Сергеевна
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, и, вместе с тем, дает обеспечение оформлению фраз как единых смысловых единиц. Именно старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения коррекционных задач, для освоения интонационными характеристиками речи, что в дальнейшем будет служить опорой для успешного овладения школьного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_leshchinskaya_statya.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Лещинская Алина Сергеевна

Учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 27 «Сказка»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ

Интонация – непростое явление, заключающее в себе ряд акустических элементов. Это тон голоса, его тембр, насыщенность или сила звучания голоса, мелодика, пауза, логическое ударение и темп речи. Все без исключения данные компоненты принимают участие в разделении и формировании речевого потока, согласно толкованию подаваемой информации. [2]

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, и, вместе с тем, дает обеспечение оформлению фраз как единых смысловых единиц. Именно старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения коррекционных задач, для освоения интонационными характеристиками речи, что в дальнейшем будет служить опорой для успешного овладения школьного материала.

Объект исследования: развитие интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально подтвердить особенности развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Охарактеризовать особенности развития интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе и с заиканием.

3. Подобрать, описать и апробировать методики исследования особенностей развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

4. Проанализировать полученные результаты.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием имеет свои особенности, которые заключаются в:

– ошибках при попытке дифференцировать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи;

– трудностях в различении разных интонационных структур в экспрессивной речи.

Экспериментальная база исследования: МБДОУ «ЦРР – детский сад «Василёк»» г. Абакана и МБДОУ «Детский сад «Варенька» г. Абакана.

В первой главе представлены теоретические основы развития интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста. Большую роль для теории интонации имеют труды    Андроновой Л. З., Бондаренко Л.В., Гвоздева А.Н., Грибовой О.Е., Забродиной Л.В., Зиндера Л.Р., Лопатиной Л.В., Поздняковой Л.А.,             Шевцовой Е. Е. и др. По мнению большинства исследователей, интонация считается могучим средством взаимосвязи слов в выражении и тексте. Она представляет собой сложное языковое явление, полностью направленное на коммуникацию, выражает завершённость сообщения, оформляет его актуальное разделение и его выразительные субъективно-модальные свойства. При преодолении заикания работа над выразительностью речи занимает важное место, так как считается связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи заикающихся и на их речь в целом.[3]

Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию особенностей развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием. Мы подобрали методики, направленные на выявление особенностей интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием и у детей с нормальным речевым развитием.

Экспериментальное исследование проводилось на базе «ЦРР-д/с «Василёк» г. Абакана и МБДОУ «Детский сад «Варенька» г. Абакана. В экспериментальном исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста: 10 детей с заиканием составили экспериментальную группу (далее – ЭГ), 10 детей с нормой речевого развития составили контрольную группу (далее – КГ).

Методика №1. «Восприятие логического ударения» (Архипова Е.Ф.)

Цель методики: определение возможности ребенка выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение и выявить возможность детей различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи. [1]

Обследование восприятия логического ударения необходимо для того, чтобы выяснить, понимают ли дети выделение главного по смыслу слова во фразе; умеют ли сами выделить любую часть высказывания, в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть.      

Так, высокий уровень восприятия логического ударения, показали 10 % детей ЭГ (1 ребенок) и 70 % детей КГ (7 детей), т.е. дети смогли правильно определить разницу в звучании предложений. При самостоятельном воспроизведении логического ударения, детям ЭГ требовалась активная помощь взрослого. А дети КГ самостоятельно и правильно выполняли все задания с передачей различных интонаций.

30 % детей ЭГ (3 ребенка) и 20 % детей КГ (2 ребенка) имеют средний уровень, т.е. правильно определяли разницу в звучании предложений и выделяли место логического ударения, но только при ответе на дополнительный вопрос. У детей ЭГ речь была маловыразительная, недостаточно внятная, логическое ударение употребляли неправильно. А дети КГ самостоятельно и правильно выполняли все задания с передачей различных интонаций, но только после нескольких проб и неоднократного демонстрирования образца.

60% детей ЭГ (6 детей) и 10 % детей КГ (1 ребёнок) показали низкий уровень, т.е. ошибались при определении разницы в звучании предложений. У детей ЭГ отсутствовали паузы в конце фраз, интонационная речь невыразительна, допускали много ошибок при употреблении логического ударения.  Дети КГ допускали ошибки в воспроизведении логического ударения и не находили различий в звучании предложений, так же не могли обосновать свой ответ даже с помощью дополнительного вопроса.

Качественный анализ полученных результатов показал, что у детей ЭГ есть некоторые затруднения в восприятии и воспроизведении логического ударения. При самостоятельном воспроизведении логического ударения, детям ЭГ требовалась активная помощь взрослого. А дети КГ самостоятельно и правильно выполняли все задания с передачей различных интонаций, но только после нескольких проб и неоднократного демонстрирования образца.

Методика №2. «Воспроизведение интонации» (Архипова Е.Ф.)

Цель методики: выявление умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи. [1]

Обследования восприятия интонации проводится для того, чтобы выяснить, понимают ли дети, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций. Это разнообразие достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляции голоса.

Количественный анализ полученных результатов показал, что дети старшего дошкольного возраста с заиканием с трудом могут воспроизводить интонационные структуры в экспрессивной речи, а дети с нормальным речевым развитием могут воспроизводить интонационные структуры экспрессивной речи, что свидетельствует о сформированности у них умения правильно воспроизводить интонацию.

Так, высокий уровень воспроизведения интонации наблюдается у 10% детей ЭГ (1 ребёнок) и 60 % у детей КГ (6 детей), т.е. дети правильно дифференцировали различные интонационные структуры в экспрессивной речи. Дети ЭГ имели некоторые затруднения в воспроизведении фразы с различными интонации. А дети КГ самостоятельно и правильно выполняли задания с передачей различных интонаций.

Средний уровень понимания эмоций проявился у 50 % детей ЭГ (5 детей) и 30 % у детей КГ (3 ребёнка), т.е. дети задания выполняли с ошибками, но ошибки исправлялись самостоятельно по ходу работы. Детям ЭГ требовалась помощь при самостоятельном воспроизведении мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений. Темп высказываний был замедленный, интонационная речь была невыразительна. Детям КГ требовалась небольшая помощь в воспроизведении отраженно за логопедом фраз с противоположными типами интонации.

Низкий уровень воспроизведения интонации наблюдается у 40 % детей ЭГ (4 ребёнка) и 10 % у детей КГ (1 ребёнок), т.е. дети допускали множество ошибок. У детей ЭГ наблюдались трудности переключения с одного типа интонации на другой, интонационная речь была невыразительна, монотонна, наблюдались отсутствия пауз в конце фраз. Дети КГ допускали ошибки и имели затруднения в воспроизведении отраженно стихотворных строк в соответствии с интонациями логопеда.

Качественный анализ полученных результатов показал, что у детей ЭГ есть некоторые затруднения в воспроизведении интонации: при отраженном воспроизведении фразы с различными интонациями и стихотворных строк в соответствии с интонацией логопеда, дети ЭГ допускали ошибки, которые с усилием исправляли сами. Дети КГ правильно выполняли задания с передачей различных интонаций, но только после нескольких проб и неоднократного демонстрирования образца.

Исходя из данных, полученных в ходе исследования можно констатировать преобладание среднего и низкого уровня развития навыков правильной интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе. Особая сложность у детей возникла, когда они должны были произнести предложение, окрашенное интонационно в соответствии с этой ситуацией. Такие дети нуждаются в коррекционно-логопедической работе. Дети КГ лучше справлялись с заданиями, но у них тоже были некоторые трудности при их выполнении.

Таким образом, развитие интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием имеет свои особенности, которые заключаются в ошибках при попытке дифференцировать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи и в трудностях в различении разных интонационных структур в экспрессивной речи.

Библиографический список:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. – М.: АСТ, Астрель, 2007 г.
  2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. – М.: Academia, 2003 г.
  3. Левина Р.Е. Заикание у детей. //Преодоление заикания у дошкольников. – М., 2009 г.
  4. Логопедия / Под редакцией Волковой Л.С. и Шаховской С.Н. – М.: Владос, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Нами был изучены и проанализированы методики формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, разработанные разными авторами....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Тема "Зима"Формирование семантического поля слова "Зима", развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения....

Критерии и показатели для оценки уровня развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Диагностическая методика по оценки уровня развития интонационной стороны речи старших дошкольников (автор О.И. Лазаренко) разработана на основе компонентов интонационной стороны речи: темп речи, высот...

Развитие интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

В статье рассматривается проблема формирования интонационной выразительности речи у дошкольников с речевой патологией. Даются рекомендации по организации кор...

Особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Человек должен владеть интонационным богатством языка, важным не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Поэтому очень важно начинать работу по формированию интонационной выр...