Использование театрализованной деятельности в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
статья (старшая, подготовительная группа)

Луцык Ольга Владимировна

Одним из этапов в работе над театрализованной деятельностью является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей - к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_dlya_publikatsii.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Использование театрализованной деятельности в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

       

Формирование выразительности речи дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. Под интонацией понимается целый комплекс компонентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила, тембр.

 Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски. Она усиливает значение слова.

 Специалисты ДОО углубленно работают по проблеме формирования интонационной выразительности речи у дошкольников со стёртой дизартрией с использованием театрализованной деятельности. Выбор данной темы был обусловлен тем, что в настоящее время в массовых детских садах оказываются дети, чье речевое развитие отстает от нормы. Одним из самых распространенных речевых нарушений, является стертая дизартрия. При стертой дизартрии отмечается: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания, поскольку очень важно уметь различать и самому передавать чувства: радость, печаль, удивление и т.д. Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон), усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Интонация - это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи:

Мелодика - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют её гласные звуки, изменяясь по высоте и селе.

 Темп - ускорение и замедление речи в зависимости о содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.

  Ритм - равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса.

   Фразовое ударение - выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.

   Логическое ударение - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.

    Тембр речи - звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый мрачный и т. д.

  Структурные компоненты интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:

• речевой выдох ослаблен, короткий;

• речь монотонна, маловыразительна;

• темп речи замедленный или ускоренный;

• ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;

• голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют;

• голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;

• тембр чаще низкий;

 Формирование интонационных компонентов речи у детей с речевыми нарушениями должна проходить через всю деятельность детей в детском саду. Хотелось бы обратить Ваше внимание на такой момент, что один учитель - логопед не может решить проблему формирования и коррекции интонационной выразительности речи, необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей деятельности (игровой), а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста. В силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности.

Одним из этапов в работе над театрализованной деятельностью является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей - к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Привычку к выразительной речи можно воспитать только путем привлечения его к выступлению перед аудиторией, этому воспитанники учатся на занятиях в нашей театрализованной студии «Золотой ключик».

Эти занятия позволяют совершенствовать аналитико-синтетическую деятельность ребенка, положительно влияет на звуковую культуру речи, ее интонационный строй, содействует обогащению активного словаря детей. Кроме того, театрализованная деятельность, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств. Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление детей от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Все это постепенно формирует и развивает интонацию, силу и высоту голоса, тембр.

Сочетая в себе все формы коррекционной работы по данной проблеме нами был составлен перспективный план, реализация которого рассчитана на учебный год и предусматривает систематическое целенаправленное формирование всех компонентов речи у детей средствами театрализации, реализуемое через:

  • развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики);
  • психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог);
  • творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
  • участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелёграфе, театр игрушки, пальчиковый и другие виды театров, доступные детям).
  • изготовление и подбор атрибутов совместно с родителями; изготовление кукол и игрушек, костюмов, создание «Домашнего театра», совместные театрализованные представления.

Работа по формованию интонационной выразительности речи с использованием театрализованной деятельности на логопедических занятиях. проводится по следующим направлениям:

          1) Формирование речевого дыхания

2) формирование ритма и темпа речи;

3) формирование интонационной выразительности;

4) работа над силой, высотой, тембром голоса.

 Формированию ритма и темпа речи предполагает обучение ребёнка определению и воспроизведению количества изолированных ударов, серии простых и акцентированных ударов, подготавливающих детей к усвоению мелодико-интонационной выразительности, способствуют её развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы. Можно использовать следующие игровые приёмы на логопедических занятиях с использованием игр-драматизаций: «Полёт пчёлки», «Трубачи», «Ритмическое путешествие» и др.

Работа по формированию интонационной выразительности речи проводится в два этапа.

1) этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

Показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства.

2) этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в экспрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

формирование различных интонационных структур; последующая их дифференциация.

Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети учатся подражать голосом, интонациями героев. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании.

Работа над силой, высотой, тембром голоса проводится с целью формирования у детей умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу-вверх, сверху вниз, а также формирования умения изменять громкость голоса.

Для достижения поставленных целей можно использовать комплекс упражнений с использованием куклы бибабо.

Все вышеописанные игры и игровые упражнения можно проводить с детьми, как на индивидуальных занятиях по постановке и автоматизации звуков, так и на подгрупповых.

Так же одним из направлений в работе по формированию интонационной выразительности речи является сказкатерапия.

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с нарушениями речи все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.  Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой.

   Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Главная цель работы – научить детей понимать эмоциональное состояние, свое и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами, научить ребенка в приемлемой для него форме рассказывать о своем внутреннем мире. Важно просто научиться слушать, слышать и понимать его, когда он говорит.

Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, формированию интонационной выразительности речи.

При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе.

Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. 

Почему именно сказка? Ответ прост: у ребенка еще нет собственного жизненного опыта. Для него сказка - своеобразный кладезь жизненных ситуаций, с которыми ему еще предстоит столкнуться при взрослении. Сказки подсказывают ребенку, как нужно поступать, а как - нет, показывают многие жизненные проблемы, а в придачу еще и дают способы их решения. Многие сказки куда глубже, чем кажется на первый взгляд. Сказкатерапия для детей позволяет "вытащить" из сказочной истории весь ее скрытый потенциал и использовать его во благо.

Сказкатерапия для детей основана на том, что ребенок отождествляет себя с главным героем сказки, учится на его ошибках. Это отличная возможность примерить на себя различные социальные роли.

Таким образом сказкатерапия для детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией является одним из ведущих направлений в формировании интонационной выразительности речи и эмоциональной сферы дошкольника.

Комплексный подход в работе позволил добиться улучшений показателей качества интонационной выразительности речи. Результатом проводимой работы стало успешное выступление детей на утренниках, в самостоятельной театрализованной деятельности, во время подготовки и проведения спектаклей.

Список литературы

1.        Артемова, Л. В. /Театрализованные игры дошкольников: пособие для работников дошкольных учреждений/ Л. В. Артемова, - М.:1991.

2.        Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005.

3        Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. - М; АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319, с.: ил.- (Высшая школа).

4.        Вакуленко, Ю.А. / Театрализованные инсценировки сказок в детском саду: методические рекомендации / Ю.А.Вакуленко. - Волгоград, 2007.

5.        Винарская, Е.Н., Богомазов, Г.М. / Возрастная фонетика: учебное пособие для студентов / Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов, М.: АСТ: Астрель. 2005.

6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.

7. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс. 2004. - 160 с.

8. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007. - 160с.

9. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. – 2005 – №5

10.        Дурова, Н.В. / Фонетика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Методическое пособие /Н. В. Дурова - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

11.        Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М.: Просвещение, 1991.

12. Новиковская, О.Д. / Развитие звуковой культуры у дошкольников. Логопедические игры и упражнения / - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

13.        Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Методические рекомендации/ Сост. Вакуленко - Волгоград, 2007.

14.        Худенко, Е. Шаховская, С. Ткаченко, Т. /Планы-конспекты логопедических занятий по формированию просодического компонента речи у детей. / Е. Худенко, С. Шаховская, Т. Ткаченко. - М.: Руссико, 2003.

15.        Шевцова, Е.Е., Зобрадина, Л.В. /Технология формирования интонационной стороны речи: Учебное пособие для студентов педвузов/ Е.Е. Шевцова, Л.В. Зобродина. - М.: АСТ: Астрель, Харваст, 2007.