Опыт работы. Тема: "Педагогические условия развития интонационной выразительности речи у старших дошкольников в играх -драматизация"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Иргашева Анастасия Александровна

Изучения особенностей развития речи у старших дошкольников в играх-драматизациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия развития интонационной выразительности речи у старших дошкольников

в играх-драматизациях

Воспитатель I категории

Иванова Анастасия Александровна

Актуальность выбранной темы исследования определяется важностью усвоения речи в становлении личности ребенка. В педагогической науке ведется активный поиск методов, форм и средств развития творческого потенциала личности. Между тем, именно развитие выразительной речи растущего человека  может являться одним из важных факторов осуществления процесса развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Опыт  работы

по развитию интонационной выразительности речи

старших дошкольников в играх-драматизациях

Целью - изучить особенности развития выразительности речи у старших дошкольников в играх-драматизациях.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. С помощью специально подобранных методик изучить сформированность выразительности речи детей старшего дошкольного
    возраста;
  2. Разработать и апробировать комплекс упражнений игр-драматизаций для развития выразительности речи старших дошкольников;

Для определения уровня развития исследования выразительности речи старших дошкольников были  использованы  методики, предложенные И.Ф. Павалаки.

Обследование темпо-ритмических характеристик речи.

В работе  используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыслью.

1)   Определяется   присущий   ребенку   темп   речи   при   выполнении речевых заданий разной сложности:

а)        при пересказе текста, который читал экспериментатор: «Однажды
мы с папой ходили в лес. Мы зашли в лес далеко и вдруг увидели лося. Лось
был большой, но не страшный. На голове у него были красивые рога».

б)        при чтении стихотворения, выбранного самим ребенком.

в)        при чтении хорошо знакомого стихотворения в соответствии с
инструкцией: «Прочти стихотворение, которое ты хорошо знаешь:

Мишка косолапый По лесу идет, Шишки собирает, Песенки поет».

г)        при произнесении фразы, сложной в артикуляторном плане, которой
ребенок предварительно обучался: «Мама Милу мылом мыла»;

д)        при произнесении хорошо знакомой фразы: «Мишка косолапый по
лесу идет»;

Все речевые задания записываются на диске. Подсчитывается количество слогов в секунду. Отмечается, в каком темпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.

Определяется возможность произнесения стихотворения в заданном темпо-ритме под удары метронома: 2,7 уд/сек., 2 уд/сек., 1,3 уд/сек., 0,6 уд/сек..

Отмечается:

-        ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпо-ритме;

- ребенок   затрудняется   самостоятельно   читать   стихотворение   в заданном темпо-ритме;

-        невозможность чтения стихотворения в заданном темпо-ритме.

2)        Определяется возможность одновременной реализации движений и
речи   в   соответствии   с   инструкцией   «Произносить   фразу   «Дует   ветер,
сильный   ветер»   и  хлопать  одновременно   в  ладоши».   Экспериментатор
предварительно  демонстрирует  образец,  детям  предлагается  темпо-ритм,
соответствующий   по   метроному    1,7-2   уд/сек.,   так   как   согласно
исследованиям Б.М.Теплова (1985г.) наиболее благоприятная скорость для
субъективной ритмизации является ритм, соответствующий 1,7-2 уд/сек..

Отмечается:

  1. говорит и хлопает одновременно;
  2. движения и речь не всегда одновременны;
  3. невозможность одновременной реализации движений и речи.

3)        Определяется возможность воспроизведения ритмических рисунков
фраз разного стихотворного размера (хорей, дактиль) при:

а)        воспроизведении ритмического рисунка с одновременным речевым
сопровождением и под удары метронома.

б)        воспроизведении ритмического рисунка с одновременным речевым
сопровождением;

в) воспроизведении       ритмического       рисунка       с       помощью
«татакирования»;

г) воспроизведении       ритмического       рисунка       без       речевого сопровождения;

Отмечается:

- правильное   и   самостоятельное   воспроизведение   ритмического рисунка;

  1. трудности при самостоятельном воспроизведении;
  2. невозможность воспроизведения ритмических рисунков.
    Оценка ребенком собственного темпа речи.

1) Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при пересказе текста вслед за логопедом.

2) Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый». Отмечается:

  1. правильная и самостоятельная оценка собственного темпа речи;
  2. правильная, но с помощью экспериментатора;
  3. неправильная.

Обследование мелодико-интонационных характеристик речи.

1)        Определяется способность ребенка к понижению и повышению
собственного голоса при произнесении различного речевого материала.

2)        Определяется    способность    ребенка    правильно    расставлять логическое ударение при произнесении различного речевого материала:

а)        Экспериментатор читает ребенку фразу без соблюдения логических
ударений. Ребенок должен повторить ее, правильно расставив все логические
ударения;

б)        При    повторении    ребенком    стихотворного    текста    вслед    за экспериментатором;

в)        При произнесении ребенком знакомого ему стихотворения.
Отмечается:

  1. ребенок   правильно  расставляет  логическое   ударение   в  речевом материале любой сложности;
  2. у  ребенка  возникают  затруднения  при  расстановке  логического ударения;

-        невозможность самостоятельного расставления логического ударения.

Школа оценки интонационной выразительности речи старших дошкольников:

16-20- высокий уровень;

11-15- средний уровень;

1-10- низкий уровень.

Результаты диагностики интонационной выразительности речи старших дошкольников

№ пп

Ф. И. ребёнка

показатель

Баллы

Уровень

Мелодика речи

Ритм  речи

Темп речи

Тембр речи

Логическое ударение

1

Миша С.

1

2

2

2

3

10

низкий

2

Оля Л.

4

4

4

4

4

20

высокий

3

Света Я.

4

4

3

4

4

19

высокий

4

Олег К.

1

4

1

2

3

11

средний

5

Олеся С.

4

2

4

3

4

17

высокий

6

Алёша З.

2

2

4

4

3

15

средний

7

Аня К.

3

4

4

2

1

14

средний

8

Женя Ф.

2

1

3

1

2

9

низкий

9

Алия Х.

1

4

1

2

3

11

низкий

10

Галя П.

1

1

1

1

3

7

низкий

Таким образом, результаты работы  показывают, что у значительного количества детей старшего дошкольного возраста не сформирован необходимый для этого возраста уровень интонационной выразительности речи.

Комплекс упражнений и игр-драматизаций для развития интонационной выразительности речи старших дошкольников

В ходе экспериментальной работы нами был подобран комплекс упражнений и игр-драматизаций для развития интонационной выразительности речи старших дошкольников «Давай, поиграем».

Принципы:

  1. системности и последовательности;
  2. учёта возрастных особенностей;
  3. творческой самореализации.

Цель: развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников с помощью игр-драматизаций.

Задачи:

  1. Развитие и формирование мелодики речи.
  2. Развитие и формирование темпа речи.
  3. Развитие и формирование ритма речи.
  4. Развитие и формирование тембра речи.
  1. Упражнения  для развития и формирования мелодики речи.

"Поручения".

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.

В гости к ребенку на машине приезжают игрушки: Мышка и Мишка.

Хочешь, чтобы Мишка покатал Мышку? Надо попросить его: "Мишка, поезжай!" А сейчас ты попроси Мишку, чтобы он спел, потанцевал, а мышке скажи, чтобы она спряталась, легла на бочок, на спинку. (Мышка, ляг на бочок! Мишка, спой!)

Можно давать Мышке и Мишке разные задания: попрыгать, поскакать, побегать, поиграть и т.п.

Так в играх ребенок овладевает умением образовывать слова суффиксально-префиксальным способом (выйди -  войди -  отойди; залезь - вылезь; закрякай, закукарекай, зафыркай; спрыгнуть, наклониться, перепрыгнуть, присесть).

При назывании действий объекта (предмета) или действий с этим предметом детей учат видеть начало, середину и конец действия, - для этого проводится игра с картинками ("Что сначала, что потом?"). На одной картинке девочка стирает белье куклы, на другой - развешивает его. Ребенок не только называет действия (стирает, развешивает), но и может

рассказать о девочке, как она играла с куклой. Действия на картинках могут быть самые разные (спит - делает зарядку, обедает - моет посуду).

  1. Упражнения  для развития и формирования темпа речи.

Игра с мячом.

Цель: вырабатывание четкости произношения, дикции.

Воспитатель. Ребята, сейчас к вам придет мишка. Он хочет с вами поиграть.

Приготовимся к его приходу. Поставим на стол /детский/ стул /тоже детский/ и все накроем занавеской. За столом поставим еще один маленький стул.

Ребята садитесь перед столом и зовите мишку.

Дети садятся на расстоянии 1.5-2 метра от стола и зовут мишку. Воспитатель заходит за стол, садится там, чтобы детям было видно его, и надевает на руку куклу.

Мишка /появляется на верхней части спинки стула, в руках у него небольшой мячик/. Здравствуйте, дети! Хотите со мной поиграть? /Ответ детей/Хорошо!

Я буду бросать вам мяч, и говорить начало какого-нибудь слова. А вам надо поймать мяч и закончить моё слово. Например, я бросаю Оле мяч и говорю: "велоси...", - а Оля ловит мяч и добавляет "пед". Получается слово "велосипед". Потом она возвращает мне мяч, я его бросаю Васе и говорю: "каран...", - Вася ловит мяч и добавляет: "даш". Получается слово "карандаш".

Поняли, как мы будем играть? /Ответ детей/. Хорошо!

Мишка бросает мяч и сначала говорит слова длинные, в несколько слогов, чтобы детям было легче отгадать слово и добавить последний, нужный слог, например: колоколь-чик, бубен-чик, мороже-ное, верев-ка, верто-лет, незабуд-ка, и т.д. Потом он переходит к словам из двух слогов: кни-га, ру-ка, гла-за, Та-ня, Во-ва, ро-за, ли-са, мед-ведь и прочие. Затем предлагает детям играть без него.

Дети садятся в кружок, начинают перебрасывать мяч друг другу и произносить начало слов. Мяч можно не бросать, а перекатывать по полу.

Мишка /смотрит на детей/. Я вижу, ребята, вы хорошо играете и без меня. Ну, так я попрощаюсь с вами и пойду. До свиданья, до свиданья!

Мишка скрывается за спинкой стула, воспитатель снимает куклу и выходит к детям.

  1. Упражнения на развитие ритма речи

"Прятки"

Цель: упражняться в употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около.

На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.

В этой комнате живет девочка. Ее зовут... (ребенок дает имя, например, Света). Здесь ее комната. Назови все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель.) К Свете в гости пришли друзья. Это... котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки. Котята залезли под... (кровать), лягушата прыгнули на... (диван), зайчата спрятались за... (шкаф).

-Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помоги Свете найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда
спрятались зайчата?

Игра повторяется несколько раз. Малыши прячутся в разные места, которые называет сам ребенок. Котят можно спрятать... Лягушонок решил спрятаться... А в конце котята так далеко спрятались, что Света долго их искала, затем попросила: "Подайте голос!" Котята стали... (мяукать). Как они мяукали? (Мяу-мяу.) Лягушата стали... (квакать). Как они квакали? (Кваква.)

- Давай с тобой вместе расскажем, как Света играла со своими друзьями в прятки. Однажды к Свете... (пришли друзья). Стали они... (играть
в прятки). Котята залезли... (под кровать), лягушата прыгнули... (на диван), а
зайчата спрятались... (за шкаф). А Света... (всех нашла).

Активизация   пространственных   предлогов   (в,   на,   за,   под,   около) подводит ребенка к употреблению падежных форм, а игра в прятки помогает

освоить эти грамматические формы (игрушки прячутся в разных местах, ребенок, находя их, называет правильно слова с предлогами: в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати).

Особое место занимает работа с глагольной лексикой. Необходимо научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь), спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим), образовывать видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, а другой только встает; умылся — умывается, оделся - - одевается). Для этого проводятся разнообразные игры ("Летает - не летает", "Кто что делает?").

4. Игры-драматизации для развития и формирования тембра речи.

Хороши для игры-драматизации с целью развития выразительности речи сказки, построенные на многократном повторении одного и того же сюжетного элемента, и те, где принцип комулятивности выступает отчётливо. К первым относятся сказки «Теремок», «Коза лупленая» и др., ко вторым «Колобок», «Коза с орехами». Разумеется, ребёнок только постепенно нащупывает сюжетную линию сказки, поэтому надо начинать с самых несложных сказок как по сюжету, так и по тексту. Так, в прекрасной сказке «Кот, петух и лиса» дети прежде всего усваивают основной текст. Разговор лисы и петушка представляет основную линию в развитии сказки:

«Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслина головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку».

«Несет меня лиса (кричит петушок)

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы. -

Котик-братик, выручай!»

Стрень-брень гусельцы,

Золотые струночки...

Позднее подходят и к другим текстам, которые употребляет лиса для выманивания петушка:

Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу,

Курицы клюют,

Петухам не дают...

Петушок и выставил в окошечко головку:

«Ко-ко-ко, Как не дают?» и т. д.

Драматизация сказки проходит также в виде игры с пением, например, темой такой игры служит сказка «Теремок».

Перед тем как играть, детям кратко напоминают развитие действия в сказке, сговариваются или по считалке определяют, кто будет мышкой и т. д. Все составляют круг-теремок. Участвующие поют следующие слова:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю-полю мушка летит,

У дверей остановилась и жужжит:

«Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?»

При пении первых четырёх строк дети водят хоровод в тон песне, потом останавливаются и при пении 5-й и 6-й строк в тон песне бьют в ладоши, подражая стуку в стенку теремка. Ребёнок в роли мушки входит в круг, хоровод двигается в другую сторону. Поют прежние слова, изменяя 3-ю и 4-ю строки:

Вот по полю, полю мышка бежит,

У дверей остановилась и пищит.

Происходят переговоры между мушкой и мышкой:

  1. Я мушка-жужжалка, а ты кто?
  2. Я мышка-норушка, - отвечает мышка.

Они   берутся   за   руки,   образуют   внутренний   круг,   двигаясь   в противоположную сторону к большому кругу. Вот по полю, полю зайка бежит, У дверей остановился и стучит. Переговоры:

  1. Я мушка-жужжалка.
  2. Я мышка-норушка. А ты кто?

  1.  Я зайка косой.
  2.  Иди к нам жить! — приглашают жители теремка.

Игра продолжается. Текст изменяется соответственно вхождению зверей. Когда дети спросят мишку: «Кто ты?» - - мишка отвечает: «Я мишка, всех вас ловишка. Вот я вас всех переловлю».

Все звери бросаются бежать. Мишка их ловит. Пойманные становятся в хоровод, игра кончается.

В большом коллективе детей, для ускорения хода игры можно выделять сразу несколько «мушек», «мышек», которые и входят в круг внутренний; внешний круг всегда должен быть больше. Можно разбить детей на две-три группы и в каждой вести такую игру одновременно (при большом коллективе детей на ёлках, праздниках и т. д.).

В драматизации сказок можно применять элементы костюмов, которые в некоторой мере помогают ребёнку в создании образа. Но так как все же суть дела во внутренних переживаниях ребёнка, где слово и жест служат выражением этих внутренних переживаний, костюм может связывать детей.

Наряду с моральным влиянием сказки, наряду с тем, что ребёнок запоминает её содержание и тем обогащает свою память, в играх-драматизации он овладевает выражениями отечественного языка, его звучанием, гармонией, словами и формами - вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. В играх-драматизации ребёнок беспрестанно ставится в различные положения: то он должен спрашивать, то отвечать, то

рассказывать говоря от лица другого. Так ребёнок практически усваивает и нужную форму речи.

Драматизация сказок детьми имеет определённое педагогическое значение. Драматизируя сказку, ребёнок приучается переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов. Всё это как нельзя лучше вырабатывает у детей уменье действовать согласно замыслу

А так как ребёнку свойственно выражать свои непосредственные чувства, а не чужие, то и жест, мимика, и интонация будут выражать движения детской души, если помехой этому не станет жест, навязанный ребёнку взрослым и усвоенный им механически.

Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова», о чём говорил Белинский. Ребёнок связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию сказок детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этому всех детей. Но при этом драматизированная игра у дошкольников должна быть игрою, т. е. действием для самих детей, не превращаясь в театральное зрелище, в которое выступают дети-артисты.

Иногда дети воспроизводят сюжет той или иной сказки, не придерживаясь, однако, точного её текста; если же драматическое действие строится на тексте, он может, быть воспроизведён буквально. Так, в народной сказке «Колобок» только первый эпизод рождения колобка сделан описательно (что делала старуха, как вёл себя колобок). Все остальные эпизоды: встреча колобка с зайцем, волком, медведем и, наконец, с лисой построены на разговорном тексте.

Драматическая игра «Колобок» состоит в воспроизведении детьми образа храброго и задорного колобка, отважно совершающего своё путешествие, благополучно миновавшего встречу с волком, медведем, не поддавшегося на лесть хитрой лисы. Персонажи сказки - зайчик, волк,

медведь - очерчены скупо. Здесь для изображения дети должны привлечь свой опыт, свои знания. Лиса -яркий для изображения персонаж. Дети легко улавливают её лесть и коварство. Полная динамики, эта сказка при драматизации не требует декоративного убранства. Образы «колобка», «лисы» легко воспроизводятся детьми.

Драматизация той или иной роли не требует предварительной тренировки детей. Это непроизвольное запоминание-результат непосредственного влияния художественного образа. Игра-драматизация завершает процесс восприятия сказки, придаёт ей новую форму.

В конце работы было проведено итоговое обследование детей.

Цель обследования - выявить динамику развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в результате использования системы игр-драматизаций.

Школа оценки интонационной выразительности речи старших дошкольников:

16-20- высокий уровень;

11-15- средний уровень;

1-10- низкий уровень.

Результаты диагностики интонационной выразительности речи старших дошкольников

№ пп

Ф. И. ребёнка

показатель

Баллы

Уровень

Мелодика речи

Ритм  речи

Темп речи

Тембр речи

Логическое ударение

1

Миша С.

2

3

2

2

3

12

средний

2

Оля Л.

4

4

4

4

4

20

высокий

3

Света Я.

4

4

3

4

4

19

высокий

4

Олег К.

1

4

2

2

4

13

средний

5

Олеся С.

4

2

4

4

4

18

высокий

6

Алёша З.

3

2

4

4

4

17

высокий

7

Аня К.

4

4

4

2

2

16

высокий

8

Женя Ф.

2

2

3

2

3

12

средний

9

Алия Х.

3

4

2

3

4

16

высокий

10

Галя П.

2

1

2

2

3

10

низкий

Результаты работы показывают, что проведенные занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью игр-драматизаций существенно улучшили показатели по сравнению с констатирующим экспериментом.

В ходе работы  мы выяснили, что:

У значительного количества детей старшего дошкольного возраста не сформирован необходимый для этого возраста уровень интонационной выразительности речи. Следовательно, для оптимизации развития культуры речи данных детей необходимо проведение коррекционной педагогической работы.

Разработанная и методически обоснованная нами система занятий по развитию выразительности речи у старших дошкольников с помощью игр-драматизаций, способствует развитию данного качества у детей старшего дошкольного возраста.

Систематическое применение комплекса игр-драматизаций показало высокую эффективность в педагогической практике по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность выбранной темы самообразования определяется важностью усвоения речи в становлении личности ребенка. В педагогической науке ведется активный поиск методов, форм и средств развития творческого потенциала личности. Между тем, именно развитие интонационной выразительной речи растущего человека - может являться одним из важных факторов осуществления процесса развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста. В выразительности речи можно выделить следующие показатели: мелодика речи, тембр речи, темп речи, ритм речи и логическое ударение.

Важным средством развития интонационной выразительности речи являются игры-драматизации. Они позволяют в более интересной форме раскрывать и развивать возможности детей. В данной работе  раскрыты показатели развития интонационной выразительности речи, рассмотрены современные подходы к развитию интонационной выразительности речи и особенно игр-драматизаций детей старшего дошкольного возраста. Дана характеристика педагогических условий развития интонационной выразительности в речи старших дошкольников в играх-драматизациях. В практической части отражены результаты констатирующего эксперимента на предмет обследования развития интонационной выразительности в речи детей старшего дошкольного возраста.

На основе проведенного эксперимента был разработан и апробирован комплекс упражнений и  игр-драматизаций для развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.  Его внедрения будут способствовать значительному повышению уровня развития интонационной выразительности речи. Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Психолого-педагогические условия развития творческого воображения у младших дошкольников при работе с пластилином, тестом"

Актуальность темы исследования состоит в том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального формир...

Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».

Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей....

Опыт работы детского сада по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок.

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Игра драматизация по чувашской сказке Мышка - Вострохвостик»

Конспект занятия по развитию речиТема: «Игра драматизация по чувашской сказкеМышка - Вострохвостик»...

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ-ДРАМАТИЗАЦИИ

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социаль¬ных норм. Высокий темп психического развития ребенка-дошкольника, его открытость миру и новому опыту создают благоприятную психологи¬чес...

Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации»

Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации». ...

Опыт работы: "Психолого-педагогические условия развития творческого воображения у младших дошкольников при работе с пластилином, тестом"

Актуальность темы исследования состоит в том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального ф...