Сообщение из опыта работы "Развитие речи детей посредством дидактических игр"
материал по теме

Седых Татьяна Павловна

Сообщение из опыта работы, в котором вы узнаете, какие дидактические игры помогают обогащать и активизировать словарный запас, развивают фонематических слух воспитанников младшего (3-4г.) и старшего (4-5г.) дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г.Покачи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад

«Развитие речи посредством дидактической игры»

 (сообщение из опыта работы)

Воспитатель

Седых Т.П.

Педсовет №2

 ноябрь, 2015

«Развитие речи посредством дидактической игры»

В последнее время увеличивается число детей, имеющие отклонения в развитии речи. А речь – это мощный фактор и стимул для развития ребёнка. Ребенок, у которого хорошо развита речь, легко общается с окружающими людьми. Он задаёт вопросы,  высказывает свои мысли, желания,  умеет договариваться со сверстниками об игре.

А вот ребенок, у которого нарушена  речь,  испытывает дискомфорт, он затрудняется в общении и со временем это накладывает тяжёлый отпечаток на его характер. Такой ребёнок становится замкнутым, старается лишний раз не спрашивать, не отвечать, он начинает жить в своём мире.

 И виновато в этом, мы взрослые, потому что в современном мире в домашних условия с детьми очень мало разговаривают. Во многих семьях дети в основном «общаются» с телевизором, компьютером, планшетами. А без речевого общения научиться говорить просто не возможно.  Главная задача воспитателя в развитии речи детей пополнить пробел  в семейном общении.

  На протяжении всего педагогического опыта, во время наблюдения за речью и играми детей пришла к выводу, что через игру развитие речи происходит быстрее. Потому что игра – это ведущий вид деятельности детей. Дидактических игр существует большое множество, их можно применять как в непрерывной образовательной деятельности, так и в нерегламентированной деятельности.  Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать  на все компоненты речи. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра широко используется и как средство нравственного воспитания. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачи: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. В  игре ребенок получает возможность  обогащать и закреплять  словарь, формировать грамматические категории, развивать  связную речь, развивать  словесное  творчество, развивать коммуникативные навыки. 

      Свою работу строю на дидактических принципах.

Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности.

Мотивированности – знания приобретают для ребёнка личностный смысл.

Интегрированности – взаимность всех разделов программы.

Индивидуализации – способствует развитию личностных качеств.

Психологической комфортности – создание спокойной, доброжелательной атмосферы.

     Во второй младшей, средней  группе утром и после сна уделяю внимание артикуляционной гимнастике. Так как у детей не развит артикуляционный аппарат. В группе есть звуковой кубик. Мы его кидаем, и какая картинка выпадает, дети произносят на картинку звук. Сначала все вместе, а потом индивидуально.

  1. «Ветерок»

Цель. Развитие фонематического слуха.

Ход.

Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения.

  1. «Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Ход.

Воспитатель: Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках - И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

  1. «Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

Ход.

Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

         В своей работе использую игры, которые помогают детям обогатить словарь существительными, глаголами, прилагательными.

  1. «Большой – маленький братец»

Цель: учить различать твёрдые и мягкие звуки

Ход игры: Воспитатель называет твёрдый звук, ребёнок кидает мяч и называет мягкий звук. И наоборот

Дидактическая игра - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях. Достаточно часто бывает, когда ребенок усваивает на занятии определенные знания, но не умеет использовать их в измененных условиях. Для этого, в свободное от занятий время провожу игры на закрепление пройденного материала. Например:

  1. «Что за предмет?»

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

  1. «Угадай игрушку»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход.

На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

  1. «Кто больше увидит и назовёт»

      Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

     Ход.

Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

  1. «Внимание, потерялся ребёнок!»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание

Ход:

Ребёнок описывает своего товарища, не называя его имя. Дети по описанию внешнего вида и внешности называют товарища.

  1. «Олины помощники»

Цель: образовывать форму мн. числа глаголов.

Ход.

- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют...; зубы жуют, кусают, грызут...; глаза смотрят, моргают...).

  1. «Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Ход.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать).

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше).

  1. «Закончи предложение»
    Цель: употребление сложноподчинённых предложений) 
    -Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу) 
    -Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу) 
    -бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу) 
    - Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу) 
    -Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела) 
    -Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно) 
    -Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано) 
    -Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода) 
    -Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты) 
    -Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки).


8
. «Кому угощение?»
Цель: употребление трудных форм существительных) 
Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты? 

  1. «Назови три слова»
    Цель:
     активизация словаря
    Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы. 
    -Что можно купить? (платье, костюм, брюки) 
    -Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д. 

    10. "Кто кем хочет стать?" 
    (употребление трудных форм глагола) 
    Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу. 


11. "Зоопарк" 
(развитие связной речи). 
Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану: 
1. Внешний вид; 
2. Чем питается. 
Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное. 


12. "Сравни предметы" 
(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств). 
В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д. 
Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди". 
Например: Взрослый: "У меня нарядный фартук". 
Ребёнок: "У меня рабочий фартук". 
Взрослый: "Он белого цвета в красный горошек". 
Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета". 
Взрослый: "Мой украшен кружевными оборками". 
Ребёнок: "А мой - красной лентой". 
Взрослый: "У этого фартука по бокам два кармана". 
Ребёнок: "А у этого - один большой на груди". 
Взрослый: "На этих карманах - узор из цветов". 
Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты". 
Взрослый: "В этом фартуке накрывают на стол". 
Ребёнок: "А этот одевают для работы в мастерской". 


13. "Кто кем был или что чем было" 
(активизация словаря и расширение знаний об окружающем). 
Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.? 

Все эти игры можно проводить во всех возрастных группах, но уже с усложнением

Игр очень много их просто не возможно все перечислить. Я считаю, что дидактическая игра   является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В конце хочу сказать словами А. М. Горького.

А.М.Горький, защищая право ребенка на игры, писал: "Ребенок до 10-летнего возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего, и легче всего в игре, игрой".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей посредством дидактических игр

Консультация на тему "Развитие речи детей посредством дидактических игр"...

Проект "Развитие связной речи детей посредством дидактических игр"

Проект "Развитие связной речи детей посредством дидактических игр"...

«Развитие речи детей посредством дидактической игры».

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...

Проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры»

Тема выбрана потому, что самое ценное в нашей жизни – дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у дет...

Обобщение педагогического опыта "Развитие речи детей посредством сказкотерапии"

В данной работе я делюсь с педагогами опытом работы по методике сказкотерапии. Рассказала, что такое сказкотерапия,в чем заключается актуальность данной темы, о задачах скаазкотерапии. Познакомила кол...

Сообщение на тему: "Развитие речи детей посредством использования элементов мнемотехники"

В сообщении говорится о том, что такое мнемотехника, что является целью и как можно использовать приемы мнемотехники в работе по развитию речи детей. В сообщении раскрыто какой наглядно-демонстративны...