Опыт работы " Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкальную игру"
статья на тему

Соколова Татьяна Васильевна

Опыт работы ориентирован на повышение эффективности качества образовательного процесса через развитие интереса у дошкольников к музыкальной деятельности с использованием игровых приёмов и методик. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Т. В. Соколова,

музыкальный руководитель,

МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Теремок»

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ИГРУ

«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение,

какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».

А.С.Макаренко

На современном этапе педагогическая деятельность требует обращение музыкального руководителя к пересмотру не только содержания музыкального воспитания, но и методов, приёмов и форм проведения музыкально-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Ориентиром  в этом направлении является ФГОС ДО, который определяет игровую деятельность, как ведущую деятельность детей дошкольного возраста.

Музыкальная игра занимает  важное место в жизни дошкольников. В программах по дошкольному воспитанию музыкальные игры занимают значительное место, так как являются ценным средством музыкального развития детей, воспитывают волю, выдержку, тренируют память. Привлекательность этой формы детской деятельности, интерес и радость, которые испытывают дети, способствуют успешному развитию у них музыкальных и творческих способностей.

Научные исследования А.В. Кенеман доказывают важность музыкально-игровой деятельности в развитии дошкольников.  Определяя сущность музыкальной игры, она говорила о необходимости связи игровой деятельности с самой музыкой, которая является источником творческой активности детей. Игра, подчеркивает А. В. Кенеман, — это деятельность ребенка, которая «представляет собой выполнение ребенком определенных музыкальных заданий, направленных на развитие его восприятия, музыкальных способностей и совершенствование движений.

Большой вклад в разработку проблемы музыкальной игры как средства развития ребенка-дошкольника внесли исследования Н. А. Ветлутиной. На основе её исследований корректировались существовавшие программы воспитания дошкольников в детском саду, совершенствовались методы руководства музыкально-игровой деятельностью детей.

В современной педагогике появились технологии по игровой деятельности «Элементарное музицирование дошкольников» Т.Ю.Тютюнниковой, «Игровая методика обучения детей пению» О.В.Кацер, «Музыка с мамой» Е.Железновой,  «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, игровая методика М.Ю.Картушиной и т.д.

Изучив статьи ведущих педагогов, познакомившись с современными  игровыми технологиями,  я начала углублённо работать над темой «Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкальную игру». Эта форма мне показалась интересной, разнообразной и актуальной. Основной девиз нашей работы – «Учись играя!» По моему мнению, именно игровая деятельность позволяет образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.  

Целью данной работы является: повышение эффективности качества образовательного процесса через развитие интереса у дошкольников к музыкальной деятельности с использованием игровых приёмов и методик.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

  • формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме, посредством музыкально-дидактических пособий и игр;
  • использование в играх всех видов музыкальной деятельности;
  • побуждение к игровым действиям за рамками музыкальных занятий.

Ожидаемый результат:

  • дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
  • дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их  в самостоятельной деятельности;
  • в процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
  • повышается  уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

Подбирался, анализировался и составлялся музыкальный и игровой репертуар, методы и приёмы, разрабатывалась тематика каждого занятия. В процессе подготовки была использована методика Т.Ю.Тютюнниковой, О.В.Кацер, И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, М.Ю.Картушиной и т.д.

В основу занятий положен игровой сюжет, объединяющий все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к музыкальной деятельности. Игровая ситуация, необходимость следовать определённым правилам вызывают у детей повышенный интерес, эмоциональный отклик.

Игра не выносится в отдельную структуру музыкального занятия, а пронизывает все виды музыкальной деятельности. Приведу некоторые примеры применения игрового метода.

Для организации детей, создания «настроя» занятие начинаем с музыкального приветствия. Приветствия могут быть песенно-игровыми, речевыми, двигательно-ритмическими, с использованием звуковых жестов, и т.д.

При разучивания различных танцевальных движений под музыку используются игры со словом, так называемые подговорки. Для коррекции и улучшения двигательных навыков разучиваем с детьми игры с пением и движением, игровые упражнения, сюжетно-ролевые песни, хороводы, сопровождаемые движениями рук в соответствии с текстом. Дети выполняют различные игровые действия с предметами, передают игровые образы в музыке.

Игровые приёмы» «Эхо» (тихо-громко), «Цепочка», «Бусы», «Пение с закрытым ртом», «По сигналу» (цветок, флажок), загадки «Угадай мелодию», «Чудесный мешочек» графические изображения, моделирование помогают в формировании певческих навыков. Пение сопровождается инсценировкой песни, игрой на детских музыкальных инструментах.

Для эффективности восприятия музыки используются игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами, дидактические пособия, двигательно-игровое творчество и т.д.

В игре есть главное – мотивация на деятельность. Если я скажу: «Сейчас мы будет разучивать танец», то у ребёнка от этих слов радости появится мало, т.к. разучивание танца  - это сложный процесс. Но стоит сказать: «Сейчас мы поиграем…», как ребёнку станет интересно и он с радостью включится в процесс обучения.

Музыкальные игры достаточно разнообразны  по своему содержанию, видам и формам. Вот игры, используемые на занятии:

  • подвижные игры (сюжетные, несюжетные);
  • игры с пением (песенное приветствие, хороводы,  инсценирование песен, народные игры с пением);
  • дидактические игры;
  • пальчиковые игры;
  • ритмо-речевые игры (ритмодекламация, игры голосом, «звуковые жесты», игры с палочками).

Результат:

В начале каждого учебного года мною проводится мониторинг уровня развития музыкальных способностей для того, чтобы в дальнейшем грамотно дифференцированно спланировать свою работу, а именно, подобрать и включить в образовательную деятельность необходимый музыкально-игровой материал, игровые приёмы. Для проведения диагностики я использую методику Н.Е.Веракса.

Благодаря применению в работе игровых методов и приёмов, игровых технологий наблюдается положительная динамика в развитии всех направлений музыкального воспитания. Анализ результатов диагностики позволяет сделать вывод об эффективности образовательной программы и организации образовательного процесса.

Занимаясь с детьми музыкальной деятельностью в процессе наблюдения, я обратила внимание на то, что дети стали быстрее усваивать требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических навыков, способностей восприятия музыки.  Применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует развитию интеллекта, памяти, чувства ритма и такта, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка.

Результатом работы стали регулярные выступления детей перед родителями и общественностью, а также, участие в конкурсах: «Красный сарафан», «Душа России», «Пеледше тукым», «Королева Осени», «Весенняя капель», «Мода, красота, фантазия»; моё участие в конкурсах: «Я работаю по ФГОС», «Современная разработка занятия НОД в ДОУ I полугодия 2013-2014 учебного года» и т.д.  

Перспектива.

Анализируя опыт работы, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании работы над развитием музыкальных способностей дошкольников. Его я вижу в методике вхождения ребёнка в мир музыкального искусства через «волшебный мост» игры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через тестопластику»

Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач:Приобщить детей к народному искусству;Реализовать духовные, эстетические и творческие способности...

Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...

Опыт работы: «Развитие творческих способностей дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»

Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Данная работа ...

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности».

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности».Музыкальный руководитель: Заборова А. К.Я музыкальный руководитель, Заборова Анастасия Кон...

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, основанным на движениях под музыку, развивающим музыкальный слух, двигательные способности, а также те психические процессы, ...

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкально-ритмическую деятельность"

В методической разработке рассматриваются основные элементы развития музыкальных способностей на занятиях в детском саду по средствам музыкально- ритмической деятельности...