Опыт работы: «Развитие творческих способностей дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»
материал по окружающему миру (старшая группа)

Стрелкова Елена Петровна

Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Данная работа посвящена  для развития творческих способностей дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

Тема опыта: «Развитие творческих способностей дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость.)

Актуальность темы:

Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Конструирование можно рассматривать как универсальный способ активного взаимодействия человека с окружающим миром в целях его познания и преобразования. Это взаимодействие  развивается постепенно. Изначально действительность даётся человеку в его конкретной деятельности, имеющей чувственный характер. Ощущения вызывают эмоциональную реакцию, волнение, приводящие к переживанию или ответному действию. Предельная зависимость человека от окружающего мира «снимается» - формируется способность конструирования образов восприятия как представлений, понятий, знаков, образов, символов; в результате появляется возможность изменения предметного мира, его переустройства «по себе», «под себя».

Конструирование традиционно рассматривается как познавательная деятельность человека (в т.ч. ребёнка раннего и дошкольного возраста). Среди видов познавательной деятельности можно выделить обыденно-практическую, научную и эстетическую, связанную с попыткой осмысления окружающего мира с помощью эстетических категорий. В дошкольном возрасте эти виды имеют свою специфику и проявляются в таких формах, как наблюдение, сравнение, обследование, моделирование, размышление  (элементарное философствование) и др. В ансамбле видов детской познавательной деятельности следует отметить поисково-исследовательскую и экспериментирование, значимые для развития конструирования детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. в разных видах и формах познавательной деятельности ребёнок осваивает рационально-логический способ познания мира, при этом предметом познания является окружающий мир (реальность), универсальным инструментом выступает понятие (представление, информация, знание), а прогнозируемым результатом – естественно-научная картина мира (миропонимание)

Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Новизна опыта:

Новизной и отличительной особенностью опыта является развитие у детей творческого и познавательно-исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость конструктивной деятельности существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель: развитие у детей познавательной активности, наблюдательности и способности к самостоятельному экспериментированию и конструктивному творчеству.

Для реализации намеченной цели определила следующие задачи:

Задачи:

   для детей:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
  • Развивать понимание взаимосвязей в природе.
  • Развивать мышление, речь-суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
  • Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

        для педагога:

  • Повышать теоретический и профессиональный уровень по данной теме.
  • Внедрять современные формы и методы работы по экспериментальной деятельности дошкольников.
  • Поддерживать у родителей уверенность в собственных педагогических вопросах.

        для родителей:

  • Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
  • Повышать уровень экологического сознания.
  • Расширять опыт взаимодействия с детьми.

Ожидаемый  результат:

        для детей:

  • Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности.
  • Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
  • Развитие мышления, речи в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
  • Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

        для педагога:

  • Повышения теоретического опыта и профессионализма.
  • Внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников.
  • Поддержание у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.

        для родителей:

  • Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
  • Повышение уровня экологического сознания.
  • Расширение опыта взаимодействия с детьми.

Методы и технологии в работе с детьми:

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов.

ИГРОВОЙ МЕТОД - предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД: использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ:

Рассказы воспитателя - создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Рассказы детей - совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

Беседы - уточнения, коррекция знаний, их обобщения и систематизации

ПРОБЛЕМНО-МОТИВАЦИОННЫЙ МЕТОД - стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации.

СОТВОРЧЕСТВО -  взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе.

Принципы составления опыта:

  • Принцип научности:

предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

  • Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности    процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

  • Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем, что позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

  • Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

  • Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

  • Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

  • Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

ФОРМЫ работы с детьми:

– фронтальные;

– групповые;

– индивидуальные.

Способы и направления поддержки детской инициативы:

 (Отражение учета ФГОС)

  • Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
  • Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
  • Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинства, недостатков.
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательно-исследовательской деятельности детей.

Использование здоровьесберегающих технологий:

  • Валеологические песенки-распевки
  • Дыхательная и артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковые игры
  • Игровой массаж
  • Речевые игры с движениями (логоритмика)
  • Музыкотерапия.

Методы активации родителей.

  • Вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом.
  • Анкетирование.
  • Консультации.
  • Обращение к опыту родителей (изготовление поделок из различного материала: природного, бросового, проведение опытов и экспериментов и т.п.).
  • Привлечение к совместной деятельности (Совместные экскурсии, сбор природного, бросового материала, участие в мастер-классах).

Условия реализации

Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон, в том числе в центре продуктивной деятельности, что дает возможность детям проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:

- условия для свободного выбора деятельности;

- условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

- проведение опытов и экспериментов.

Этапы работы.

                 

Этапы: 

Первый этап подготовительный

Изучение, обобщение методической литературы по познавательно-исследовательской деятельности и конструированию. Продумывание, проблемы и игровой ситуации.

Разработка перспективного планирования по теме проекта

Организация предметно-пространственной среды.

Подбор дидактического и игрового материала. Разработка картотеки.

Второй этап основной

Подготовка приборов, специальных лабораторных материалов, спец. одежды индивидуально для каждого ребенка. Знакомство детей с терминологией.

Реализация проекта, в соответствии с перспективным планом.

Организация самостоятельной, творческой и совместной игровой деятельности детей.

Информирование и привлечение родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

Разработка диагностического инструментария.

Третий этап творческий

Обобщение опыта работы.

Участие в конкурсах; опытах и экспериментах.

Открытые мероприятия для родителей и педагогов ДОУ

Ресурсы:

Временные

В режиме дня детского сада и в домашних условиях детей

Информационные

Учебно-методическая литература, интернет ресурсы, детская познавательная литература (энциклопедии).

Материально-технические

Аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат

Художественно-изобразительные средства

Фотографии образцов, иллюстрации, изображения схематичных рисунков.

Продукт деятельности детей

Выставка творческих работ детей.

Изготовление макетов, книг, альбомов.

Проведение опытов.

Огород на окошке.

Результат деятельности педагога

Систематизация работы по познавательно-исследовательской деятельности и конструированию с детьми в рамках ДОУ.

Развитие творческой и познавательно-исследовательской активности у детей дошкольного возраста  во время совместных мероприятиях с родителями.

Активность родителей в реализации данного вида деятельности.

Содержание системы реализации.

Основные этапы:

Первый этап «Подготовительный»

Цель

Выявить исходный уровень развития творческих, конструктивных и познавательных способностей дошкольников.

Содержание работы

Изучение мнения родителей, обобщение и анализ полученных данных; постановка цели и задач.

Диагностика включает в себя

Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное познание окружающей среды и применение знаний в творческой деятельности.

Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей, проявления познавательной и конструктивной активности дошкольников.

Индивидуальные беседы с детьми.

Результат

Разработка комплекса методических материалов по реализации данной работы в образовательном процессе.

Обогащение  знаний по познавательно-исследовательской деятельности, заинтересованность родителей и активное взаимодействие.

В процессе знакомства был выявлен уровень осведомлённости родителей о пользе познавательно-исследовательской деятельности для самостоятельного творчества ребёнка, о необходимости включения её в образовательный процесс.

В ходе общения с родителями были установлены доверительные отношения.

Второй этап – основной 

Цель

Апробировать результативность разработанного содержания в рамках программы «От рождения до школы» направленного на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, через познавательно-исследовательскую деятельность.

Анализ данных по комплексным критериям

Проявление интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности.

Особенности процесса исследовательской деятельности.

Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей)  в процессе  проведения опытов и экспериментов

Отношение ребенка к результату творческой и исследовательской деятельности и его оценка.

Виды деятельности

Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с разработанным календарно-тематическим планом.

Развитие творческих способностей через наблюдения, трудовую деятельность, опыты и эксперименты, продуктивную деятельность.

Активное привлечение родителей, специалистов ДОУ

Третий этап – творческий

заключительный

Цель

Выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, показать динамику

Провести рефлексию проделанной работы, наметить перспективы развития

Диагностика включает в себя

Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное действие

Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей проявления творческой и познавательной активности дошкольников

Индивидуальные беседы с детьми

Анализ данных по комплексным критериям

Проявление интереса ребенка к экспериментированию

Особенности процесса экспериментирования

Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей)  в процессе проведения опытов и экспериментов

Отношение ребенка к результату  экспериментирования и конструирования и его оценка

Взаимодействия с сотрудниками ДОУ:

  • Участие в педагогических советах и стажировочных площадках с целью обменом опытом.
  • Проведение консультаций, мастер – классов.
  • Проведение индивидуальных консультаций   по разделу познавательно-исследовательской деятельности и конструирования.

Вывод

В результате проводимой работы дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ, выступать с докладами. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели.

Обеспечение:

  • Природные материалы (песок, камни, ракушки, глина, грунт, образцы древесины, ореховая скорлупа, листья, семена);
  • Приборы (линейки, магниты, линзы, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы);
  • Сосуды и ёмкости (баночки, мензурки, колбы, стаканы, миски);
  • Медицинские материалы (резиновые перчатки, пинцет, шприц, вата, бинт, марля, пипетки);
  • Сыпучие вещества (сахар, соль, перманганат калия, пищевые красители, мука);
  • Специальная одежда (халаты, фартуки, защитные очки, шапочки);
  • Карточки и журналы для фиксирования результатов исследований.
  • Развивающие игры.
  • Наглядно-дидактические пособия.
  • Специальная методическая литература.

Методическое обеспечение:

  • ФГОС ДО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • Конструирование в детском саду. Парциальная программа «Умные пальчики»  /  И.А. Лыкова.
  • Конструирование в детском саду. Старшая группа  (Учебно-методическое пособие)  /  И.А. Лыкова.
  • О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. М.: 2018 Мозаика – Синтез.
  • Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2015. Мозаика – Синтез.
  • С.Н. Николаева. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет. - М.: 2013 Мозаика – Синтез.
  • Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
  • Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ «Сфера»
  • Дыбина О.В. Творим. Измеряем. Преобразуем. Игры-занятия для дошкольников. – М.: 2010 ТЦ «Сфера»
  • Н.А. Гуриненко. Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2017.
  • Л.В. Рыжова. Методика детского экспериментирования. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2017.
  • О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» - Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2016.
  • Интернет-ресурсы.

Приложение 1

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Месяц

   Содержание работы

Цель

Октябрь

Тема:       «Чудеса растений»

  • Беседа «Как растения готовятся к зиме»
  • Наблюдение за растениями на участке (изменение цвета листьев у деревьев)
  • Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, цинния), уточнить назначение семян.
  • Труд в природе «Сбор семян растений»
  • Труд в уголке природы «Уход за комнатными растениями».
  • Посадка кустарников.
  • Наблюдение за почвой. Опыт по знакомству со свойствами почвы: имеет разный состав (глинистая, песчаная, чернозём)
  • Экскурсия в Дендрарий.
  • Д/и «Детки на ветке»
  • Лото «Где что растёт?»
  • Чтение стихотворений Г.Ф.  Кочетова «В парке»; «Листопад»
  • Рисование «Осенний лес»
  • Подвижная игра «К названному дереву беги»
  • Опыт-наблюдение «С водой и без воды»
  • Эксперимент-наблюдение «Почему осенью листья желтеют?»
  • Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за живыми объектами.
  • Закрепить представление о приспособлении растений к осенним изменениям (листья желтеют и опадают – почему?; отмирают наземные части некоторых растений).
  • Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять знания детей о том, что кустарник - живой организм.
  • Подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав.
  • Познакомить детей с Дендрарием. Продолжать знакомить с видовым разнообразием деревьев и растений нашей местности. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.
  • Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
  • Углублять знания детей о растительном мире родного края. Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания:
  • Познакомить детей со стихотворениями поэтессы нашего д./сада Г. Кочетовой об осени, показать особенности стихотворного текста. Раскрыть перед  детьми многообразие литературного слова, созвучного с самой природой. Помочь детям  понять  содержание стихотворения,   приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.
  • Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья.
  • Развивать двигательную активность.
  • Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
  • Продолжать учить рассматривать растения на территории участка и беседовать о них, уточнить названия.

Ноябрь

Тема:         «Песок. Глина. Камни».

  • Рассказ воспитателя: «Нужен ли песок людям?»
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Использование песка людьми».
  • Чтение Г. Люшнин «Песчаный дом».
  • Подвижная игра: «Песчинки и комочки глины».
  • Опыт «Из какого песка можно лепить?»
  • Рассказ воспитателя: «Изделия из глины» (игрушки и посуда).
  • Рассказ воспитателя: «Где ещё используют глину?»
  • Пословицы про глину.
  • Экспериментирование: Опыт №1. «Сохраняет ли глина форму?». Опыт №2. «Пропускает ли глина воду?».
  • Лепка из глины «Чайная пара»
  • Рассматривание речных и морских камешков. Сравнение.,
  •  Чтение Н.И. Рыжова «О чём шептались камешки».
  • Экспериментирование: Опыт «Может ли камешек плавать?»
  • Наблюдение «Песок или глина?».
  • Познакомиться с миром песка, глины, камней, особенностями их происхождения, использования человеком,
  • Развивать исследовательские навыки: принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определённые умозаключения и выводы.
  • Учить лепить посуду знакомым способом, точно передавая форму, величину и пропорции; вызвать интерес к изготовлению посуды из глины. Формируем интерес к истории своей страны; воспитываем уважение к труду мастеров и художников промысла. 
  • Развивать двигательную активность.
  • Формировать интерес к книге, к художественным произведениям. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, понимать и оценивать характеры героев.
  • Учить сравнивать качества песка и глины, находить их сходства и различия. Учить делать выводы. 
  • Показать, что камни бывают разные по температуре и гладкости поверхности, что в тепле они нагреваются; в воде камни становятся мокрыми и изменяют цвет, тонут.

Декабрь

Тема:        «Волшебные свойства магнита»

  • Беседа «Что такое магнит?»
  • Легенда о появлении магнита.
  • Чтение стихотворения «Магнит».
  • Опыт «Достань скрепку»
  • Эксперимент «Два магнита»
  • Познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля.
  • Познакомить с историей появления «магнита».
  • Формирование  представлений о свойствах «магнита» по средствам чтения художественных произведений.
  • Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
  • Выявить особенность взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание.

Тема:    «В мире животных»

  • Наблюдение за птицами (какие остались зимовать, кто из них прилетает к кормушке)
  • Наблюдение «Следы на снегу»
  • Труд на участке «Покормите птиц зимой»
  • Чтение стихотворений Г.Ф. Кочетовой «Гости – снегири»; «Птичий почерк»; «Синичка»
  • Экологическая игра «Кто летает, прыгает, плавает»
  • Продуктивная деятельность: Изготовление объёмной поделки из бумаги «Ласточка»
  • Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за живыми объектами.
  • Закрепить знания перелётных и зимующих птиц. Учить отличать их по следам, голосам, способу передвижения по земле.
  • Воспитывать желание помогать птицам в холодное время года.
  • Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.
  • Уточнить знания о диких перелетных птицах, внешний вид.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, интерес к деятельности.
  • Учить детей наблюдать, объяснить целевое назначение и функцию отдельных объектов; учить рассматривать птиц, прилетевших на территорию участка и беседовать о них.

Январь

Тема:    «Снег – снежок»

  • Беседа о снеге
  • Наблюдение за снегом
  • Рассматривание снежинок на рукавице.
  • Наблюдение за свойствами снега.
  • Экспериментирование: Опыт. Вносим в группу снег и лёд «Что быстрее растает?»
  • Беседа «Снежная шуба для всего живого».
  • Чтение стихотворения Ю.А. Сухова «Снежок»
  • Чтение стихотворения Г.Ф. Кочетовой «И такое бывает».
  • Фольклор. Загадки о снеге, пословицы и поговорки о природных явлениях.
  • «Свойства снега и льда»
  • Конструирование: «Постройки из снега». Рисуем снежные постройки.

  • Развивать умение устанавливать зависимость между состоянием снега и температурой воздуха.
  • Продолжать знакомить детей с природным явлением – снегом.
  • Формировать умение рассуждать, делать выводы о некоторых закономерностях, взаимосвязях в природе.
  • Научить видеть красоту окружающего мира, бережно относиться к нему.
  • Продолжить знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий, сыпучий, мягкий липкий).
  • Закреплять и обобщать знания детей о свойствах снега и льда; учить детей устанавливать причинно – следственные связи.
  • Обсудить  защитные свойства снега»
  • Продолжать учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.
  • Продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега.
  • Познакомить детей с техникой лепки и раскрашивания снежных фигур и создать интерес к данному виду деятельности, получая от них посильную помощь.

Февраль

Тема:  «Волшебница вода»

  • Экспериментирование: Опыт. «Какие свойства?»
  • Беседа: «Волшебница вода»
  • Экспериментирование: Опыт. «Вода бывает теплой, холодной и горячей»; Опыт. «Помощница вода», Опыт. «Чем пахнет вода?»
  • Трудовое поручение «Мытье игрушек».
  • Просмотр мультфильма «Беги ручей»
  • Чтение Оксана Борщ «Что такое вода?»
  • Эксперимент-наблюдение за развитием почек веточек сирени и тополя.
  •  Лычангина Л. В. Познавательная сказка о воде «Дождинка и Росинка».
  • Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
  • Рассказать о значение воды в нашей жизни; показать, где, в каком виде существует вода; рассказать о разнообразном состоянии воды.
  • Расширить и углубить знания о воде, её свойствах, состояниях. Закрепить умение делать выводы по итогам экспериментирования.
  • Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
  • Продолжать развивать трудовые умения и навыки; воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
  • Расширять и уточнять представления детей о природе. Закрепить знания о водных ресурсах, о пользе воды в жизни человека и всего живого.
  • Формировать интерес к книге, к художественным произведениям.
  • Развивать интерес дошкольников к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение за развитием почек веточек сирени и тополя. Дать представление о том, что они могут расти и развиваться, если для этого созданы необходимые условия (свет, вода, тепло).
  • Дать представление о круговороте воды в природе, познакомить с состояниями воды, видами осадков; знакомить с экологическими проблемами через конкретные наглядные образы; воспитывать сострадание к миру природы, ответственность за будущее планеты.

Тема:   «Воздух невидимка»

  • Беседа: «Невидимка-воздух».
  • Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».
  • Прогулка: наблюдение «Почему дует ветер?»
  • Беседа «Чистый воздух».
  • Дидактическая игра «Свойства воздуха».
  • Чтение сказок «Добрый воздух»; «Как медвежонок ловил воздух» (Из интернет ресурсов)
  • Создание альбома «Юные исследователи»

  • Уточнить и закрепить знания детей о воздухе.
  • Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
  • Учить детей самостоятельно проводить опыты, делать выводы.
  • Уточнять и расширять знания детей о воздухе, о природном явлении "ветер", причинах его возникновения, влиянии его на жизнь живых организмов и человека.
  • Уточнить и расширить представления детей о воздухе. Формировать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья и всех живых существ.
  • Учить выделять свойства веществ, находить общее и различное.
  • Формировать интерес к книге, к художественным произведениям. Развивать познавательный интерес, любознательность.

Март

Тема:   «Огород на окошке»

  • Рассматривание посадочного материала, цветочных семян через лупу.
  • Практическая деятельность: посадка семян овощей.
  • Опыт – наблюдение за ростом лука, овса.
  • Экспериментирование «Холодное и тёплое помещение для растений»
  • Наблюдение за всходами и ростом растений.
  • Д/и «Что сажают в огороде»
  • Настольно-печатная игра «Вершки и корешки»
  • Рисование «Загадки с грядки».
  • Пальчиковые игры  «Растение», «Мы капусту рубим, рубим», «В огороде много грядок»
  • Подвижная игра «Баба сеяла горох».
  • Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук».
  • Создание книжки-малышки «Наш весёлый огород»
  • Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.
  • Обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений; подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений.
  • Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.
  • Выявить благоприятные условия для роста и развития растений.
  •  Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу применения, по цвету, по форме и т.д.)
  • Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
  •  Формировать умение передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках;  уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах.
  • Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
  • Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его; помочь понять содержание и обеспечить его запоминание.

Приложение 2

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Месяц

Форма работы  /    Мероприятие

Цель проведения

Сентябрь

  • Анкетирование «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»;

  • Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе
  • Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

  • Установление партнерских отношений, приобщение  родителей к жизни детского сада.

Октябрь

  • Консультация  «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
  • Посадка кустарников на участке.

  • Экскурсия в Дендрарий.
  • Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу общности интересов.
  • Активизировать и обогащать воспитательские умения 

      родителей.

Ноябрь

  • Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

  • Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
  • Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

  • Поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Декабрь

  • Консультация «Научите ребенка любить живую природу»
  • Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой и наглядных материалов.
  • Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.
  • Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.

Январь

  • Консультация «Значение экспериментальной деятельности для детей»

  • Беседа:  «Соблюдение правил безопасности».

  • Расширить представления о правильной организации экспериментирования с ребенком.

  • Познакомить с необходимыми правилами безопасности при  организации и проведении экспериментов и игр дома.

Февраль

  • Консультация «Экспериментируем дома»

  • Проведение экспериментов в домашних условиях.
  • Приобщение родителей к исследовательской деятельности детей в домашних условиях
  • Поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию в домашних условиях.

Март

  •  Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.
  • Изготовить страничку для книжки-малышки «Наш весёлый огород»
  • Установление партнерских отношений, приобщение родителей к жизни детского сада.

  • Создать атмосферу общности интересов.

Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"

Методическая разработка по изодеятельности в технике пуантилизма (рисование точками)....

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через тестопластику»

Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач:Приобщить детей к народному искусству;Реализовать духовные, эстетические и творческие способности...

Развитие творческого потенциала дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок п...

«Развитие математических способностей дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»

Обучение детей классификации геометрических фигур по двум признакам одновременно (величина, форма); выделение тех фигур, которые соответствуют данным признакам; упражнять в порядковом счете.Создание м...

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Известно, что творчество способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, за...