Выступление из опыта работы "Развитие речи старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность"
материал

Зорина Евгения Алексеевна

Актуальность.

Театрализованная  деятельность — это самый распространенный вид детского творчества художественно-эстетической направленности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие речи старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность.

Из опыта работы музыкального руководителя                                                        МАДОУ детский сад № 24                                                                                    Зориной Евгении Алексеевны

Актуальность.

Театрализованная  деятельность — это самый распространенный вид детского творчества художественно-эстетической направленности.

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. Театральная деятельность, побуждает детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать обобщения и выводы. Это способствует совершенствованию речи. Словарный запас ребенка значительно расширяется, совершенствуется произношение звуков. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Сегодня я хочу поделиться опытом своей кружковой деятельности.

В нашем детском саду я веду театральный кружок «Маски-сказки» уже несколько лет и стараюсь выстраивать свои занятия с детьми на основе интеграции музыкально-театральной деятельности во все образовательные области. Сегодня особое внимание хотелось бы уделить образовательной области «Речевое развитие»

Вот некоторые задачи, которые я реализую в процессе занятий с детьми в кружке «Маски-сказки»:

  • развивать речь  детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
  • развивать артикуляционный аппарат, дикцию, диафрагмальное дыхание;
  • развивать мимику и пантомимику;
  • развивать коммуникативные качества детей, артистизм и творческие проявления.

Для реализации данных задач я создала рабочую программу, картотеку различных игр и упражнений, подобрала атрибуты, декорации, музыкальное оформление к занятиям и спектаклям. А также разработала перспективный план занятий театрального кружка.

Для корректировки планирования провожу обследование 2 раза в год.

Занятия театрального кружка провожу по следующей схеме:

- введение в тему;

- создание эмоционального настроения;

-театрализованная деятельность (используются методы и приемы: чтение, рассказ, беседа с детьми, рассказ детей, показ способа действия, театрализованные игры, игры - импровизации, индивидуальные творческие задания, сочинение сказок, придумывание историй для постановки, подготовка этюдов и мини-сказок, драматизаций, с дальнейшим показом зрителям)

Работа по речевому развитию детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр на воображение, внимание, развития фантазии, упражнений и этюдов, ритмопластики, различных дыхательных и речевых игр и упражнений.

Например, такие дыхательные игры и упражнения, как «Согрей ладошки», «Прожорливые фрукты» и упражнения из А. Стрельниковой, М. Лазарева, Картушиной способствуют развитию «правильного» диафрагмального дыхания.

Артикуляционная гимнастика и фонопедические упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, что повышает показатели речевого развития детей. («Вкусный язычок», «Баба Яга» и др.)

Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Когда я начала систематически использовать развивающие игры с голосом, то почувствовала, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся слушать свой голос и играть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический слух.

Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом и речью. Применение речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. В работе над дикцией мы с детьми проговариваем текст не только в слух, а иногда и только губами, начиная с медленного темпа, постепенно ускоряясь. Это упражнение помогает детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни.

В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другими персонажами ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, я использую знакомые сказки, потешки, стихи, песни. Именно их разыгрывание позволяет научить пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, пантомимика, движение.)

Рассказывая стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов.  Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например: «Жу-жу-жу, я летаю и жужжу» (дети произносят, меняя силу голоса, интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).

Также включаю специальные игры на развитие мимики и пантомимики.

Например:

— съешь лимон (дети морщатся);

— рассердись на драчуна (сдвигают брови);

— покажи силача, маленького комарика, голодного волка;

— как лиса крадется к зайцам;

— изобрази походку;

— угадай настроение.

Такие игры служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность.

Инсценирование сказок и песен очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь становиться более выразительной и грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

В течение года дети посещают Туймазинский драмтеатр и театральные коллективы из соседних республик. А ещё наши воспитанники регулярно просматривают спектакли с участием педагогического коллектива детского сада. Доброй традицией стало готовить спектакли, кукольный театр на День знаний, День рождения Республики Башкортостан, День народного единства, Масленицу и др.

В течение года дети на праздниках регулярно исполняют роли Осени, Снегурочки, Весны и других персонажей. Практически в каждом утреннике дети инсценируют песню или показывают небольшую сценку. Например, на осенний праздник дети показывают сценку «Про модницу лису», на День матери – «Непослушные ребята», «Капризный мышонок»; на новогоднем утреннике – небольшую сказку «Волк, ворона и веселые зайчата»; на празднике 8 марта – «Шутки на пол минутки»; на выпускной утренник – инсценировки «Петя идет в школу», «Опять двойка» и «Лентяй и подружка-подушка».

С детьми театрального кружка «Маски-сказки» в течение нескольких лет были  подготовлены такие спектакли: опера «Колобок», «Гуси-лебеди», мюзикл «Сказка про козлика», «Про волшебника Оха и Дуню-ленивицу», башкирская сказка «Четыре друга», мюзикл по мотивам народных и аторских сказок «Как кот Мурлыбай научился трудится», сказка по ОБЖ «Необыкновенная история»

Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. А использование системы специальных упражнений, различных игр, индивидуальная и кружковая работа - все это помогает нам добиваться положительных результатов в развитии речи ребенка.

В результате музыкально-театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста, решаются многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству и народным традициям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...

Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность»

Рабочая  программапо теме«Эстетическое воспитание старших дошкольников  через музыкально-театрализованную деятельность»...

Проект "Развитие речи дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность"

Проект направлен на развитие связной, выразительной речи у детей через музыкальную и театрализованную деятельность, формирование умения излагать свои мысли последовательно....

Сообщение из опыта работы:"Социализация старших дошкольников через организацию досуговой деятельности"

Культурно-досуговая деятельность должна удовлетворять самые разнообразные интересы ребенка в свободное время, как в образовательной организации, так и дома. По своему содержанию данная деятельность ра...

Статья " Развитие речи старших дошкольников через разные виды деятельности"

Рекомендации, игровые упражнения для успешного развития речи в разных видах деятельности дошкольников...

«Использование карточек Проппа в развитии связной речи старших дошкольников через проектно – исследовательскую деятельность»

Работа с картами Проппа - это иновационная технология, по развитию речи. Она состоит из символов и иллюстраций - своего рода сказочный компьютер, по которым дети узнают события и эпизоды сказок....