Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность»
рабочая программа
Рабочая программа
по теме
«Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 46.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 19 «Ласточка» г. Новоалтайска Алтайского края
Рабочая программа
по теме
«Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность»
Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие,
познавательно-речевое развитие»
Автор:
воспитатель Бокова А. С..
Структура | ||
Целевой раздел …………………………………………………………. | 3 | |
Пояснительная записка ………………………………………………... | 3 | |
Цель рабочей программы ……………………………………………… | 4 | |
Задачи рабочей программы ……………………………………………. | 4 | |
Принципы и подходы в организации образовательного процесса …. | 4 | |
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) ………………………………………………………………………. | 6 | |
Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) …………………………………………………………….. | 7 | |
Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)…………………………………………………………… | 9 | |
Организационный раздел (обеспечение программы, дидактическое обеспечение) | 11 |
Целевой раздел.
Пояснительная записка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ребенок должен развиваться в четырех образовательных областях: познавательно-речевое развитие, коммуникативно-личностное развитие, физическое развитие, а так же художественно-эстетическое развитие.
В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Для эстетического воспитания, наиболее благоприятным является дошкольный возраст – отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.В. Кабалевский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой).
Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятие «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Жизнь детей дошкольного возраста наполнена разнообразной деятельностью: они занимаются, посильно трудятся, но больше всего играют. Игра – основное содержание их жизни, ведущая их деятельность.
Театрализованная игра – эта самый распространенный вид детского творчества. В этой игре дети живут, в ней формируется эстетика человеческих отношений – поступков и поведений, проявляются и развиваются творческие способности, в том числе и эстетические. В этих играх дети творчески активны, в них обострены их чувства и эмоции, в игре все окрашено радостью.
Музыкально-театрализованная деятельность – это одна из самых доступных и демократичных видов деятельности в детском саду, которая осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии, через образы, краски, звуки.
Цель: способствовать духовному становлению личности – гармонически развитой, с высоким нравственными и эстетическими потребностями через различные формы организации музыкально-театрализованной деятельности.
Задачи:
- Развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыкально-театрализованной деятельности;
- Воспитывать умение слушать художественные произведения и эмоционально на них откликаться;
- Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх;
- Побуждать к осмыслению выразительных средств в активной творческой деятельности;
- Развивать творческую самостоятельность, желание и умение воплощать в творческих движениях настроение и характер.
Принципы:
- Принцип единства художественного и общего психического развития детей;
- Принцип художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей;
- Принцип гуманизации: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания;
- Принцип демократизации: (ориентирование на общественно-полезную, социально-значимую деятельность);
- Принцип индивидуализации: учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- Принцип системности: системный подход в организации жизнедеятельности коллектива;
- Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых;
- Принцип успешности;
- Принцип культуросообразности.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-Приказ министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014
« Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программам дошкольного образования»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ
« Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155
« Об утверждении ФГОС дошкольного образования»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. No 91 «Об утверждении СанПин 2.4.1.266010 "Санитарноэпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"».
Рабочая программа является модифицированной и составленной на основе:
- «Программы воспитания обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой и инновационной примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса Т. С. Комарова. М. А. Васильева 2010, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
В старшем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребёнка, его интересами.
Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например, в настроение произведения искусства. Дошкольники замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. У них возникает предпочтение конкретных произведений и определённых жанров, возникает стремление сравнивать произведения, сопоставлять только что услышанное со знакомым и подходить к некоторым обобщениям. Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают некоторые виды и жанры произведений литературного, музыкального и изобразительного творчества (сказку от рассказа, марш от пляски, колыбельную песню от плясовой и т.д.). У них отчётливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Дети становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в танце, пении, драматизации .
К концу старшего дошкольного возраста ребёнок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребёнка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно – изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определённым жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений .
Активно развиваются художественно- творческие способности, дети сами придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию, рисуют. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям как своих сверстников, так и своим собственным.
Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных произведений и используют их в своей речи.
У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью. Дальнейшее эстетическое развитие ребёнка осуществляется в школе.
Таким образом, дошкольный возраст – это период, характеризующийся становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.
Планируемые результаты освоения Программы.
1. Эстетическое восприятие музыкальных и художественных произведений дошкольниками:
- проявление интереса к музыкальным и художественным произведениям;
- проявление эстетических переживаний и отношений;
- понимание эстетической ценности художественного образа;
- осознание выразительной роли отдельных средств;
2. Умения и навыки дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности:
- умение петь и в сопровождении музыкального инструмента и под фонограмму;
- передача через движения характер музыки;
- ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- использование мимики и жестов для передачи характера персонажа;
3. Умения и навыки дошкольников внесения творческих элементов музыкально-театрализованной деятельности:
- импровизация мелодии на заданный текст;
- придумывание движений, составление композиции танца;
- создание творческих группы для подготовки и проведения спектаклей;
- сочинение сказок и стихотворений, инсценировка их перед сверстниками.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа рассчитана на один год обучения. Совместная деятельность проводятся 1 раз в неделю. Продолжительностью не более 30 минут. Количество часов в неделю – 1, в месяц – 4, в год – 36.
Детям предлагаются различные формы, предусмотрены как теоретические:
Показ упражнений по формированию выразительности исполнения и по социально-эмоциональному развитию детей (рассматривание книг, альбомов, иллюстраций, фотографий), беседы с детьми о театральном искусстве.
Так и практические:
Подготовка и проведение спектаклей, сценок, изготовление атрибутов и костюмов для деятельности, игровые занятия, игры – драматизации.
Содержательный раздел
Календарно-тематический план на один год.
месяц | тема | Цель, задачи | Пространственное планирование | ||
сентябрь | Гуси-лебеди (Репетиция) | Продолжать развивать у детей умение разыгрывать знакомые сказки, закрепить умение действовать в соответствии с текстом, развивать творческие способности, умение перевоплощаться, импровизировать. | Костюмы для героев, декорации, аудио запись. | ||
Гуси-лебеди (Генеральная репетиция) | |||||
Гуси-лебеди (театрализованное представление) | |||||
октябрь | Волшебное путешествие в русскую сказку(Чтение русских народных сказок) | Способствовать духовному становлению личности – гармонически развитой, с высоким нравственными и эстетическими потребностями, развитие и совершенствование творческих способностей. Выявить и развить у воспитанников эстетический вкус. | Художественная литература, иллюстрации русских народных сказок, карандаши, краски, альбомы, загадки. | ||
Волшебное путешествие в русскую сказку(Рассматривание иллюстраций) | |||||
Волшебное путешествие в русскую сказку(Рисование иллюстраций к русским народным сказкам) | |||||
Волшебное путешествие в русскую сказку (развлечение) | |||||
ноябрь | Наша Родина – Россия(Беседа с детьми о государственной символике (флаг)) | Развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке. Воспитывать умение слушать музыку и эмоционально на нее откликаться. Формировать певческие навыки, эмоционально исполнять песни. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений. | Художественная литература, флаг России, герб Российской федерации. | ||
Наша Родина – Россия (Рассматривание российского флага) | |||||
Наша Родина – Россия (Чтение стихов о России) | |||||
Наша Родина – Россия (развлечение) | |||||
декабрь | Сказки музыкального королевства(Репетиция) | Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Расширять музыкальный кругозор детей. Прививать любовь к классической музыке; развивать музыкальный вкус, эмоциональную отзывчивость, осознанное восприятие музыки различного характера. Побуждать к осмыслению её выразительных средств в активной творческой деятельности. | Аудио записи, художественная литература, костюмы для героев, декорации. | ||
Сказки музыкального королевства(Генеральная репетиция) | |||||
Сказки музыкального королевства (театрализованное представление) | |||||
январь | Учимся быть артистами (непосредственно образовательная деятельность) | Развитие эстетических способностей детей средствами театрального искусства. Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх. | Аудио записи, художественная литература, костюмы для героев, декорации. | ||
Волшебная страна музыкальных красок(Репетиция) | Учить связывать яркость образа с цветом, формой, звуками, ритмом, динамикой, темпом. Развивать творческую самостоятельность, желание и умение воплощать в творческих движениях и пении настроение и характер. Развивать умение музыкальной и творческой интерпретации | Аудио записи, художественная литература, костюмы для героев, декорации. | |||
Волшебная страна музыкальных(Генеральная репетиция) | |||||
Волшебная страна музыкальных красок (театрализованное представление) | |||||
Февраль | Делу время, потехе час(Чтение потешек, песенок, стихов, закличек и сказок) | Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Развивать выразительность образа в пении, в танце, развивать память, творчество. | Аудио записи, художественная литература, костюмы для героев, декорации. | ||
Делу время, потехе час(Заучивание скороговорок, пословиц) | |||||
Делу время, потехе час(Разучивание русской народной песни «Со вьюном я хожу») | |||||
Делу время, потехе час (фольклорный праздник) | |||||
март | Золушка(Репетиция) | Развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке, их смену, способность детей передавать движениями характер музыкального произведения. | Аудио записи, художественная литература, костюмы для героев, декорации. | ||
Золушка(Генеральная репетиция) | |||||
Золушка (театрализованное представление) | |||||
апрель | Серенький зайчонок(Репетиция) | Развивать устойчивый интерес к музыкально-театрализованной деятельности. Совершенствовать исполнительные умения детей в создании художественного образа. Стимулировать желание детей искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией. | Аудио записи, видео записи, художественная литература, костюмы для героев, декорации. | ||
Серенький зайчонок(Генеральная репетиция) | |||||
Серенький зайчонок (театрализованное представление) | |||||
май | Путешествие в волшебный мир театра(Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок.) | Систематизировать знания о различных видах театра. Вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы. Вызвать у детей желание участвовать в драматизации. | Аудио записи, видео записи, художественная литература, костюмы для героев, декорации. | ||
Путешествие в волшебный мир театра(Беседа об эмоциональных переживаниях людей.) | |||||
Путешествие в волшебный мир театра (непосредственно образовательная деятельность) |
Взаимодействие с семьями воспитанников:
Совместные театральные праздники – постановки (по инициативе родителей), дни открытых дверей, совместные литературные вечера (библиотечные посиделки), совместное изготовление атрибутов для театрализованных представлений.
Методическое обеспечение:
Технические средства: видеозаписи р. н. сказок, аудиозаписи (р. н. музыка, песни), фонограммы, музыкальные инструменты.
Оборудование: подборка художественных произведений по возрасту, иллюстрации к произведениям, предметные картинки, демонстрационный материал, наборы сюжетных картинок, костюмы и атрибуты, ширмы, фонотека, мультфильмы по мотивам русских народных сказок, презентации по театральному искусству, плакаты по сказкам, картотека физминуток, пальчиковых гимнастик, игровые упражнения.
Учебно-наглядные пособия, литература: Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Е.А. Антипина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2009. – 354 c.; Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.; Грибанова, М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.В. Грибанова. – М.: Академия, 2009. – 354 с.; Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2011. – 347 с.
Список литературы
1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Е.А. Антипина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2009. – 354 c.
2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.
3. Абсалямова, А.Г. Детское творчество и народная сказка [Текст] / А.Г. Абсалямова. – М.: Наука, 2008. – 214 с.
4. Алянский, Ю.Л. Азбука театра [Текст] / Ю.Л. Алянский. – Спб.: Питер, 2008. – 324 с.
5. Баранова, Е.В. От навыков к творчеству [Текст] / Е.В. Баранова. – Мозаика – Синтез, 2009. – 250 с.
6. Баряева, Л.Б. Театрализованные игры с детьми с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л.Б. Баряева. – М.: Педагогика, 2010. – 244 с.
7. Бекина, С.И. Музыка и движение [Текст] / С.И. Бекина. – М.: Просвещение. – 2008. – 245 с.
8. Богуславская, Э. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Э. Богуславская. – М.: Просвещение, 2009. – 284 с.
9. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2011. – 347 с.
10. Грибанова, М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.В. Грибанова. – М.: Академия, 2009. – 354 с.
11. Григорьева, Т.С. Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет. [Текст] / Т.С. Григорьева. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 325 c.
12. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Гогоберидзе. – М.: Академия, 2007. – 320 с.
13. Губанова, Н. Педагогические возможности игры-драматизации [Текст] / Н. Губанова // Детский сад от А до Я. – 2008. – №4. – С. 28-35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность
«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, уп...
Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»
В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...
Статья: Эстетическое воспитание старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности.
В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Многие писатели, педагоги, деятели...
Методическая разработка на тему "Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность"
Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, поз...
консультация для воспитателей. " Художетвенно- эстетическое воспитание дошкольника через музыкально- театрализованную деятельность"
quot;Художественно- эстетическое воспитание дошкольников через музыкально- театрализованную деятельность"...
Статья на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью"
Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью....
Статья для родителей по теме: "Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания старших дошкольников"
Статья для родителей по теме: "Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания старших дошкольников"...