Главные вкладки

    выступление на педагогическом совете на тему:«Развитие речи старших дошкольников через все виды культурно-смысловой деятельности (коммуникативной, игровой)"
    материал (старшая группа) на тему

    Минибаева Марина Сергеевна

    Человек развивает свою речь на протяжении всей жизни. В детском саду ребенок развивает речь в различных видах деятельности с помощью самых разнообразных приемов: на занятиях математикой – посредством решения логических задач, на занятиях развития речи - при помощи словарной работы, речевой разминки, чтения и пересказа текста, описания картин, предметов, сочинения сказок и т.п.
    Развитие речи в процессе обучения приводит к обогащению словарного запаса детей, овладению нормами русского литературного языка. Процесс развития речи длителен и осуществляется на протяжении всех лет обучения и воспитания в детском саду.
    В настоящее время в массовых детских садах оказываются дети, чьё речевое развитие отстаёт от нормы. Обычно дети, занимаясь какой – либо деятельностью, по собственной инициативе комментируют её (говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачами и т.д.). В педагогической практике мы всё чаще наблюдаем иное: старшие дошкольники не так часто прибегают к речи по своей инициативе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Человек развивает свою речь на протяжении всей жизни. В детском саду ребенок развивает речь в различных видах деятельности с помощью самых разнообразных приемов: на занятиях математикой – посредством решения логических задач, на занятиях развития речи - при помощи словарной работы, речевой разминки, чтения и пересказа текста, описания картин, предметов, сочинения сказок и т.п.
    Развитие речи в процессе обучения приводит к обогащению словарного запаса детей, овладению нормами русского литературного языка. Процесс развития речи длителен и осуществляется на протяжении всех лет обучения и воспитания в детском саду.
    В настоящее время в массовых детских садах оказываются дети, чьё речевое развитие отстаёт от нормы. Обычно дети, занимаясь какой – либо деятельностью, по собственной инициативе комментируют её (говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачами и т.д.). В педагогической практике мы всё чаще наблюдаем иное: старшие дошкольники не так часто прибегают к речи по своей инициативе. 

    … «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов (2 слайд)

    Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и с взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

    Задачи: (3 слайд)

    Развитие словаря.

     Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

     Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа. Развитие связной речи.

     Формирование коммуникативных навыков.

     Обучение элементам грамоты.

    Развитию речи в детском саду в нашей группе уделяется большое внимание. Это обучение родному языку, правильной речи, развитию речевого общения, расширению словаря, обучение пересказу. 

    В нашей группе созданы все условия для развития речи детей. (4 слайд) Речевой уголок - в нем размещено все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы. Работая над развитием словаря и формированием и совершенствованием грамматического строя речи, мы большое внимание уделяем словесным играм таким как: «Подбор прилагательных», «Скажи наоборот», «Пара к паре», «Новая история», «Найди ошибки», «Дополни предложение», «Где находится щенок» и т.д. Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную активность.

    ( 5 слайд) Всегда стремимся к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки, действия, могли классифицировать. Для этого оформлена речевая коробочка, где размещены различные сюжетные и предметные картинки. Дети самостоятельно, кто - то при помощи воспитателя, составляют загадки-описания, рассказы по картинкам.

    Работая, над формированием коммуникативных навыков и диалогической речи мы с детьми играем в сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью - игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка. Так же сюжетная игра способствует развитию мыслительной и речевой деятельности. В ходе игры ребенок разговаривает с игрушкой, говорит за себя и за нее, либо вступает в диалог с другим ребенком. Развивается диалогическая речь.

    (6 слайд). Эту же задачу нам помогает решать и театрализованная деятельность. Наши дети очень любят играть в театр, особенно девочки. Дети нашей группы изъявили желание показать театральную постановку для своих родителей. Планируем показать на родительском собрании. Театральные постановки решают ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи.

    Развиваем речь и через чтение художественной литературы, сказок.

    Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен.

    Пересказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь.  Детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами. (7 слайд) Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам. Особенно любимые «Пых», «Три поросенка», «Теремок», «Зайкина избушка».

    Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать. У нас в группе есть прекрасный уголок книги с соответствующими познавательными материалами  для современного дошкольника.

    Для развития фонетико – фонематической системы языка, мы с детьми играем в такие игры как: «Назови звук», «Кто позвал», «Если звук услышат ушки, мяч взлетает до макушки», «Ловушка». Игра «Слушай и выбирай»

     Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

    Игра «Верно – неверно»

     Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…).

    Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.

     Проводится работа по формированию навыков фонематического анализа и синтеза, развитию фонематических представлений, здесь предлагаем дидактические игры: «Собери игрушки», «Кубик», «Придумай слово», «Гусеница» и др.

    Развиваем речь с помощью скороговорок и чистоговорок – это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний.

    Используем в нашей работе с детьми пальчиковые игры, у нас в группе имеется большая картотека пальчиковых игр.

       

    На перспективу мы планируем развивать речь через поговорки и пословицы.

     Пословицы и поговорки являются жанрами  устного народного творчества. В пословицах и поговорках нашли отражение разнообразные стороны жизни и быта людей.

    Пословицы и поговорки расширяют кругозор детей, помогают детям лучше узнать народное творчество.  В России считают, что поговорка- это цветочек, а пословица- ягодка.

    В свободное время планируем ввести такие игры как: «отгадай пословицу», «закончи пословицу».

    А так же планируем продолжать работу над многозначностью слов.

    Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира. Слово «нос» нарасхват. Оно понадобилось людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, которые стали с гордостью бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек. - Слово «хвост» пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолетам, ракетам и кометам. - Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит для развития уровня общей речевой культуры.

    Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №12»

    Тема: «Развитие речи старших дошкольников через все виды культурно-смысловой деятельности (коммуникативной, игровой)

                                                                                            Воспитатели: Минибаева М.С.

                                                                                                                    Прохорова О.В.

    Урай2 017


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Собственный инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники»

    Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальн...

    Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"

    ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...

    Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

    Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей....

    Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие речи старших дошкольников посредством использования технологии «интерактивной папки» в игровой деятельности детей»

     В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими средствами технического прогресса, че...

    Выступление для педагогического совета по теме: «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»

    По моему мнению, начинать готовить будущих инженеров надо не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, тем более се...