Инновационный педагогический опыт: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
статья (подготовительная группа)

Рыжкова Ольга Владимировна

Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна.  В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

воспитателя структурного подразделения

«Детский сад № 9 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Рыжковой Ольги Владимировны

Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

                               Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.

                                                        И тогда я понял: «Прикоснуться к природе

                        можно только сердцем»

Гвездослов

«Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», – заявил Дмитрий Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. По мнению Дмитрия Медведева, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретает экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. И первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно в условиях воздействия экологических опасностей и рисков, разумно относится к природным ресурсам и их приумножению. Задача педагога:  сформировать у детей ответственное отношение к природе, чувство сопричастности ко всему живому. Это сложный и длительный процесс, который предполагает взаимодействие детей с природой, её явлениями, разнообразием животного и растительного мира. Поэтому рядом должен быть воспитатель – источник внимания и поддержки, партнёр по игре и труду, носитель знаний об окружающем природном мире.

 Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, способных осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющих жить в относительной гармонии с природой.

Актуальность и перспективность опыта, его значение для совершенствования воспитательно-образовательного процесса

В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Почему?

Во-первых, экологически грамотное поведение ребёнка – залог правильного его поведения в будущем, когда он станет взрослым.

Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте природы.

В – третьих, дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.

Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является первой ступенькой к освоению детьми «азбуки природы». Ребёнку необходимо  научиться осознанно ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать.                                                      

Для воспитания экологической культуры у дошкольников были пересмотрены все формы  детской деятельности.

Из-за отсутствия социального опыта, далеко не всё может быть правильно понято детьми при  общении с природой,  не всегда при этом правильно формируется отношение к живой природе. И это давно тревожит педагогов и родителей.

Актуальность опыта состоит и в том, что  природа является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса и луга, запах цветов, пение птиц, шелест травы, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки – всё это привлекает внимание детей, позволяет чувствовать природу, служит богатым материалом для их развития и формирования положительного отношения к ней.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Именно в дошкольный период у ребёнка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и об окружающем мире, формируется основа экологического мышления.

 Опыт работы имеет большое значение в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса. Его внедрение необходимо для:

- обновления содержания работы по формированию экологической культуры;

- применения современных технологий и методических подходов;

- развития экологических представлений и осознанного поведения в природном окружении;

- развития творческих способностей, совершенствования познавательных интересов и речи детей;

- становления и развития личности ребёнка как субъекта общественных межличностных отношений;

- развития предметно-развивающего пространства;

- роста личностных достижений всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (детей-педагогов-родителей).

Выбранный проектный метод направлен на использование таких организационных форм  адекватных возрасту и развитию детей, которые способствуют формированию экологической культуры у дошкольников и осознанного отношения к природе.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование, являются начальным звеном системы образования в нашей стране. Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников, где экологическое воспитание  прослеживается в интеграции с другими направлениями и не выделяется как самостоятельное.

В соответствии с ФГОС ДО на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирования у дошкольников интереса и потребностей к активной созидательной деятельности.

Возникновение опыта обусловлено реализацией одного из самых значимых направлений работы современных дошкольных образовательных организаций – экологическое образование детей дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования экологического сознания детей через общение с окружающим миром;  становлении осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности; в отношении к себе, как части природы, понимании ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

Основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.

В своей работе я рассматриваю вопрос воспитания экологической культуры  через решение следующих задач:

- формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира, сохранение природы);

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений и расширение кругозора детей;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование таких нравственных качеств личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность по отношению к природе;

- формирование трудовых природоведческих навыков;

- экологическое просвещение родителей через разные формы работы.

 Одним из главных условий возникновения опыта заключается в том, чтобы:

-  передать детям  опыт отношений человека с окружающей природой;

- сформировать потребность в общении с природой, интерес к исследовательской деятельности для получения конкретных познавательных навыков: умение  наблюдать, планировать работу, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения;

- развивать эмоциональную сферу ребёнка через общение с природой.

В процессе ознакомления детей с природой у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эмоционального и нравственного развития: активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении положительных эмоций. Таким образом, природа поможет  ребёнку развиваться всесторонне.

Основы экологического воспитания, отражены в образовательной области «Познавательное развитие», где одной из задач является: формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды – это еще одно условие возникновения опыты.

Изучение запросов родителей по отношению к экологическому образованию дошкольников показало, что  78 % родителей,  считают главной задачей дошкольного учреждения «научить ребёнка безопасному поведению в природе бережному отношению к ней».

 Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умеющего приумножать и оберегать природу родного края и страны в целом.

При организации работы  опиралась на следующие принципы:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края), который позволяет формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения доступной природной среды и использовать полученную информацию в разнообразных видах практической деятельности.

Принцип интеграции, который позволяет соединять всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

Принцип научности и доступности понятий: на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания.

Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным понятиям и представлениям, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя их.

Теоретическая база опыта

Опыт работы опирается на исследования значимости системы экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Е.И. Сергеенко П.Г. Саморуковой, Т.А. Серебряковой  о роли экологического воспитания. Авторы исследований по этой проблематике доказывают, что период дошкольного детства – наиболее благоприятен  для закладки основ экологической культуры, экологического сознания как личностных образований, характеризующих специфику познания дошкольниками природы и отношения к ней.

Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития.  К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В.А. Сухомлинский)

В опыте использованы педагогические идеи К. Д. Ушинского и А. С. Макаренко, некоторые теории и методики, предлагаемые авторами: С. А. Веретенниковой, О.А. Воронкевич, Н.Н. Кондратьевой, О.А. Соломенниковой.

Образовательная программа МБДОУ  ставит вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих детей;  нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия:  Н.В. Коломиной «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»; З.Ф. Аксёновой «Войди в природу другом»; В.Н. Черняковой «Экологическая работа в ДОО»; Е.А. Свешниковой «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников»; В.А. Шишкиной, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» и др.

Работая над данной проблемой, я разделяю позицию доктора биологических наук, автора программы экологической направленности «Надежда» Т.В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно таким щадящим и сберегающим образом».

Психологической методологией представленного опыта являются  идеи Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Ознакомление дошкольников с природой -   это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на её чувственном опыте. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.  Основу содержания любой деятельности ребёнка составляют те представления, которые образуются при ознакомлении с окружающим, в частности с природой. Ознакомление дошкольников с природой -  одно из главных средств их всестороннего развития.

При формировании у детей целостного представления об окружающем мире, большое внимание уделяю комплексному изучению природы. Природа окружает ребенка с самого рождения и своей необычностью, новизной и разнообразием эмоционально воздействует на него, вызывает радость, восторг, удивление, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, направляю процесс восприятия ими природы, используя эффективные средства.

Назрела необходимость переосмыслить и продумать содержание работы в соответствии с новым утвержденным стандартом. Изменилась и система работы по экологическому образованию. Она требует обновленных подходов, использование современных технологий, методов и приёмов, направленных на освоение основ экологической культуры.

Среди актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной  деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф. утверждает: «Метод проектов очень эффективен. Он дает ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения».

        Проектный метод предусматривает:

 - работу с детьми по экологическому воспитанию  в центрах природы группы и на прогулке. Основной формой воздействия на ребенка являются совместная деятельность детей и взрослых.

- проблемно-поисковые вопросы, проблемные ситуации.

- наблюдения. Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Наблюдения в природе знакомят ребенка с жизнью птиц, насекомых и растений. На прогулках дети узнают тех, кто живет совсем рядом с ними, знакомятся с правилами поведения в природе, разучивают или вспоминают стихи, рассказы природоведческого характера, загадки о природе. После таких прогулок они изображают свои впечатления в рисунках, игровой и трудовой деятельности.

На территории детского сада создана экологическая тропа, объектами которой являются различные деревья, кустарники, лужайки, цветники, огород.

Экологическая тропа дает большие возможности для проведения систематических наблюдений, в процессе которых развивается эмоциональная сфера детей, формируются чувство единения с природой и умение сопереживать всему живому.

Одним из важнейших средств обучения являются игры (дидактические, сюжетно-ролевые, имитационные, игры-путешествия). В игре ребенок психологически готовится к реальным ситуациям происходящих в природе, овладевает приемами общения со сверстниками, взрослыми, объектами природы.

Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует также учитывать её связи с трудом детей в природе и организованной деятельностью.

Наиболее значимой является  экспериментальная деятельность  с песком, глиной, водой, воздухом, снегом, льдом, где дети на практике постигают неизведанный мир природы.

Особенно эффективны  театрализованные представления и экологические праздники, которые способствуют эмоциональному восприятию природы через собственные действия и переживания.

Таким образом, работа по воспитанию экологической культуры у дошкольников осуществляется через разнообразные виды деятельности. А взаимодействие с родителями способствует усилению качества усвоения материала, обогащению чувственного опыта и адаптации ребёнка в социальном и природном окружении.

Технология опыта заключается в:

- определении целей и задач работы по ознакомлению дошкольников с природой;

- разработке системы планирования ООД;

- нахождении и использовании новых технологий, методик и содержания работы с детьми, родителями;

- поиске эффективных, оптимальных для методов  работы с детьми, родителями;

- прогнозировании, определении и анализе результатов.

Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мной были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Результативность опыта

 Мною были выделены важнейшие показатели сформированности экологической культуры дошкольников:

– проявление ребёнком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;

– готовность ребёнка участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов для наблюдения;

– потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;

– наличие экологических представлений и навыков и потребности в их расширении;

– эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и т. д.

- освоение норм поведения в природном окружении;

- умение давать оценку действиям других людей по отношению к природе.

В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки.

Кроме того, заметно изменилось отношение детей группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделен сознанием и своим трудом активно воздействует на природу.

Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников.

При взаимодействии с родителями проявилась:

- активная позиция участия в совместной деятельности (посещение и активное участие в открытых мероприятиях, выставках, конкурсах);

- желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми;

- возможность правильно взаимодействовать со своими детьми и их сверстниками.

Главное – помочь ребёнку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни. Это определило выбор приоритетного направления педагогической деятельности с детьми – воспитание экологической культуры.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

В своей педагогической практике я столкнулся с определенными трудностями.

Во – первых, возможность общения с природой воспитанников нашего учреждения ограничена территориальными рамками, в основном для экскурсий, исследовательских работ используется близлежащая территория: огороды и цветники, экологическая тропа на участке ДОО, небольшой луг и «центры природы» в группе;

Во – вторых, предметно-пространственная среда требовала совершенства в соответствии с ФГОС ДО;

В – третьих, подбор  форм и методов  работы требовал тщательного отбора индивидуально для каждого ребёнка.

Адресная направленность

Опытом работы   могут воспользоваться в практике  воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

Опыт представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс: мини-проектами  «Путешествие в мир природы», «Наши шестиногие малыши», «Красная книга Мордовии», конспектами ООД «Путешествие в «Грибное царство», «Волшебница-Осень» и др., совместной деятельностью педагога с детьми (игры, наблюдения, опыты и эксперименты, прогулки, экскурсии, беседы, индивидуальная работа),  взаимодействие с родителями.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

    Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.  Любовь к природе, сознательное, береж...

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Я сорвал цветок, и он завял.Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»Гвездослов  «Здоровье нации зависит от того, какой мы оста...

Статья "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО"

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Расширяются знания детей об окружающем мире, формируются предпосылки поисковой деятельности, развивается умение выявит...

Обобщение опыта работы. Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».

 Мы уже несколько лет углубленно работаем по экологическому воспитанию дошкольников. Цель нашей работы: воспитание экологически грамотного, социально активного ребён...

"Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Свое начало экологическая культура берет в дошкольном возрасте. Ее становление происходит при участии и под руководством взрослого, а развивается на протяжении всей жизни человека. Дошкольное учрежден...

Презентация на тему" Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствам проектной деятельности"

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном...