Главные вкладки

    Программа по психологической коррекции «Развитие эмоциональной сферы дошкольников с синдромом Дауна методом психогимнастики» (опыт работы)
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике по теме

    Ефремова Наталья Анатольевна

    Реализация данной программы возможна с детьми с чрезмерной утомляемостью, низкой работоспособностью, гиперактивными или замкнутыми, с неврозами, задержкой психического развития, психическим недоразвитием. Комплексы упражнений можно проигрывать в качестве психофизической разрядки в дни с высокими психоэмоциональными и интеллектуальными нагрузками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon psihogimnastika_dlya_detey_s_sindromom_dauna.doc903 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа по психологической коррекции

    «Развитие эмоциональной сферы дошкольников

    с синдромом Дауна  

    методом психогимнастики»

    (опыт работы практического педагога)

    Составитель:

                                                                               Ефремова Наталья Анатольевна,

    учитель-дефектолог,

    I квалификационная категория                                         

                                 

    Курск 2014


    Пояснительная записка

    В науке разработано несколько подходов к возрастной периодизации (П.П. Блонский, А. Гезелл, К. Шратц и др.). В каждом из них сделана попытка выделить какое-то единое основание, позволяющее проследить динамику развития человека и определенные, более или менее законченные его этапы. Л.С. Выготский разработал теорию стабильного возраста и кризисов в развитии, на основании которых и выстраивается возрастная периодизация: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст [4].

    Дошкольный возраст в отечественной психологии принято ограничивать рамками от трех до шести-семи лет. Он также делится на несколько этапов: младший, средний, старший дошкольный возраст. В дошкольных учреждениях согласно этой периодизации образованы возрастные группы: первая и вторая младшие, средняя, старшая, подготовительная к школе.

    Дошкольник активно познает окружающий его мир. У него интенсивно развиваются все психические процессы. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям. П.Я.Гальперин отмечал, что «на основе поэтапной методики мы получили в 6-7 лет (и даже в 5 лет) умственные действия и понятия, которые по общепринятым стандартам отвечают уровню мышления в подростковом возрасте» [5]. Эти данные говорят о высокой обучаемости детей дошкольного возраста. У дошкольников качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Л.С. Выготский отмечал, что к 5 годам происходит «интеллектуализация чувств»: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека [4]. Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Наряду с положительными проявлениями, встречаются и недоброжелательность, иногда грубость, нежелание общаться. С течением времени ребенок становится все более самостоятельным.

    Вопросы изучения эмоциональной сферы рассматривались и другими известными отечественными психологами, среди них А.В. Запорожец, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов.

    Дошкольный возраст является сензитивным для формирования «правильных» эмоций. К группе риска в этом вопросе относятся дети с нарушениями интеллекта. Основы современной коррекционной педагогики и результаты     современных    исследований,    представленные в   работах Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой, создали предпосылки для более глубокого анализа состояния познавательных и эмоционально-волевых процессов детей с нарушениями интеллекта, в том числе у детей с синдромом Дауна [6].  

    С.Б. Лазуренко, О.Б. Половинкина отмечают, что у детей с синдромом Дауна, сохранены только элементарные эмоции: радость, страх, грусть, им крайне трудно осознать разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром [3]. Следовательно, коррекция недостатков эмоциональной сферы должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных и приоритетных задач воспитания. Формирование и развитие эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна возможно с помощью многих методик, в частности игротерапия, арттерапия, куклотерапия, но наибольший эффект дает психогимнастика.

    Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на "язык тела" и пространственно-временные характеристики общения. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы. В ее основе лежит система приемов, разработанных чешским психологом Г. Юновой и невербальные методики.

    М.И. Чистякова определяет психогимнастику как «курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)» [11], поэтому структура занятий по психогимнастике в контексте данной программы включает в себя несколько этапов:

    1 этап - организационный (вступительная беседа, применение художественного слова, сюрпризного момента). Цель этапа: мотивация детей на определенную форму работы или тему занятия.

    2 этап - формирующий (отработка движений и упражнений). Цель: тренировка общих способностей вербального и невербального взаимодействия, достижение результата задач определенного занятия.

    3 этап - рефлексивный Цель: закрепление проработанного материала, приведение в равновесие эмоционального состояния каждого ребенка, улучшение его самочувствия.

    Реализация данной программы возможна с детьми с чрезмерной утомляемостью, низкой работоспособностью, гиперактивными или замкнутыми, с неврозами, задержкой психического развития, психическим недоразвитием. Комплексы упражнений можно проигрывать в качестве психофизической разрядки в дни с высокими психоэмоциональными и интеллектуальными нагрузками.

    Цель программы – организовать психологическую поддержку по формированию, развитию и коррекции  эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с синдромом Дауна методом психогимнастики.

    Задачи:

    - выявление особенностей эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна;

    - обучение детей распознавать эмоции и адекватно реагировать на различные явления; подражательно воспроизводить эмоции;

    - обучение детей технике выразительных движений;

    - формирование психомоторных функций и контролирование поведения;

    - избавление детей от эмоционального напряжения.

    Цикл программы рассчитан на сессию из 12 занятий:

    вводное (одно занятие);

    работа над проблемой (пять занятий);

    закрепление отработанного материала (каждое второе занятие по определенной теме);

    выход из коррекционной сессии, обобщение материала (одно занятие).

    В занятиях используются: этюды – мимические и пантомимические; сюжетно-ролевые игры; игры-психогимнастики; релаксационные методы; коммуникативные упражнения; элементы изобразительной деятельности; музыкальное сопровождение. Основной метод – психогимнастика; вспомогательные - игротерапия, сказкотерапия.

    Место проведения занятий – групповая комната детского сада, кабинет специалиста (дефектолога, психолога, логопеда).

    Участники:

    дети 5-7 лет с синдромом Дауна

    Количество детей:

     3-4 человека

    Продолжительность занятий:

    25-30 минут

    Режим проведения занятий:

    1 раз в неделю

     


    ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  ПРОГРАММЫ

    Наименование

    тем

    Количество занятий

    1.

    Тема: «Знакомство»

    1

    2.

    Тема: «Радость»

    2

    Тема: «Грусть»

    2

    Тема: «Удивление»

    2

    Тема: «Злость»

    2

    Тема: «Страх»

    2

    3.

    Тема: «Карусель эмоций»

    1

    Итого

    12

    В связи со сложностью дефекта диагностика эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна проводится до начала сессии и после выхода из сессии.

    Для исследования уровня развития эмоциональной сферы дошкольников применяются:

    -  тест «Два домика» (Приложение 1);

    - методика «Маски» (Приложение 2);

    - диагностика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности, автор Э.Т. Дорофеева (Приложение 3);

    - методика «Эмоциональная идентификация», автор Е.И. Изотова (Приложение 4).

    Заключительная диагностика позволяет судить об эффективности проведенной работы, отследить динамику. Для оценивания результатов используются те же задания, что и для первичной диагностики.


    ЗАНЯТИЕ № 1

    Тема: «Знакомство»

    Цель – создание положительного эмоционального фона и доброжелательной атмосферы в коллективе.

    Оборудование: клубок ниток, некоторые предметы одежды детей (шапка, варежки и др.)

    Ход занятия:

    Организационный этап.

    Психолог. Здравствуйте, ребята! (касается руки каждого ребенка). У меня в руках клубок. Он не простой, а волшебный. Этот клубок поможет нам поиграть и назвать имена друг друга. Мы будем передавать его по кругу (Для примера психолог первым начинает знакомство с ребятами. Дети передают клубок друг другу, называя своё имя).

    Психолог. А теперь я предлагаю вам поздороваться с ваши телом, посмотреть какие вы все красивые! (Проводит утренний ритуал-приветствие «Здравствуйте!»)

    Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

    Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

    Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

    Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк!

    Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

    Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

    Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

    Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.

    Формирующий этап.

    «Правила работы»

    Психолог. Как хорошо, ребята, что вы все сегодня пришли! Давайте решим, как мы будем заниматься,  я предлагаю вам такие такие правила правила:

    Наши умные головки

    Будут думать много, ловко (психолог поглаживает по голове каждого ребенка)

    Ушки будут слушать, (дети потирают уши)

    Ротик четко говорить. (открывают и закрывают рот)

    Ручки будут хлопать, (хлопают)

    Ножки будут топать. (топают)

    Спинки выпрямляются, (потягиваются)

    Друг другу улыбаемся. (улыбаются друг-другу)

            Итак, слушаем и смотрим внимательно, не отвлекаемся, играем вместе, не обижаем друг друга.

    Игра «Давайте познакомимся»

    Психолог. Предлагаю вам поиграть друг с другом в мяч (дети стоят в кругу, педагог держит мяч, потом бросает его одному из детей и просит назвать его имя и объясняет ход игры: названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя, и имя того, кому он бросит мяч. Бросает мяч, следующий игрок его ловит, называет свое имя и имя того, кому он бросит мяч и т. д.)

    Игра «Это я! Это мое!»

    Психолог. Весело поиграли, молодцы! Сейчас посмотрим, хорошо ли вы запомнили имена друг друга, а еще узнаем, помните ли вы, кто и в чем пришел в детский сад. Тому, кого я назову по имени нужно сказать: «Это я!». Тому, чью вещь я покажу, нужно ответить: «Это мое!» (педагог играет до тех пор, пока всех детей не назовет по имени, и не поинтересуется вещью каждого ребенка).

    Игра «Паровозик»

    Психолог. Это очень хорошо, что вы помните свои вещи, на улицу нужно одевать каждому свою одежду, а вот играть лучше всем вместе, так интереснее. Поэтому я предлагаю вам поиграть в игру «Паровозик». Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда "паровоз" будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть свое имя. Я начну: "Света, Света...". Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану ее вагончиком, положу руки ей на плечи и вместе с ней буду повторять ее имя... Поехали! (игра продолжается до тех пор, пока все дети не « сцепятся» друг с другом)

    Рефлексивный этап.

    Психолог. Как хорошо и весело с вами играть! Мне очень понравилось, как крепко вы держались друг за друга. А тебе, Миша, что сегодня понравилось? (педагог проводит рефлексию со всеми детьми)

    Игра «Ты и я»

    Психолог. Вы очень дружные ребята, поэтому я вам предлагаю еще одну игру о дружбе, слушайте и повторяйте за мной:

    Ты и я, ты и я, (жестом указывают друг на друга)

    Мы с тобой одна семья. (берутся за руки)

    Вместе читаем, (делают «очки»)

    Вместе играем, (подрыгивают на месте)

    Вместе друг другу и во всем помогаем! (хлопают в ладоши)

    Психолог. Теперь я точно знаю, что вы дружные ребята! И поэтому надеюсь, что в следующий раз вы снова все вместе придете ко мне поиграть! А пока можете продолжить игру в группе. До свидания, ребята!


    ЗАНЯТИЕ № 2

    Тема: «Радость»

    Цель – знакомить детей с эмоцией «радость», учить узнавать веселое настроение персонажей, эмоционально воспринимать веселое настроение людей, передавать эмоциональное состояние через улыбку.

    Оборудование: картинка «Веселый смайлик», краски, кисти, лист бумаги формат А3 с изображением желтого круга.

    Ход занятия:

    Организационный этап.

    Психолог.

    Доброе утро, дети! Я предлагаю вам поздороваться так, как мы делали это на прошлом занятии. (Проводит утренний ритуал-приветствие «Здравствуйте!»)

    Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

    Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

    Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

    Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк!

    Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

    Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

    Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

    Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.

    Формирующий этап.

    Психолог. Посмотрите, нам Колобок прислал свою фотографию. Видите, какой он веселый. Смотрите, у него губы растянуты в улыбке. Я предлагаю вам точно также растянуть свои губы и улыбнуться (все вместе улыбаются)


    Психогимнастика «Будилка»

    Психолог. Я сейчас буду будить свое лицо и рассказывать стишок, а Вы повторяйте за мной и ваши лица тоже проснутся и будут радоваться, начали:

    «Заводим будильник» (сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения) «Джик-джик-джик».

    «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим (кладем ладошку на голову).

    «Разбудим личико» (проводят руками по краю лица).

    «Разбуди брови» (проводят кончиками пальцев по бровям).

    «Разбудим глаза» (проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами).

    «Разбудим нос» (проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз).

    «Разбудим уши» (пощипывают мочки ушей, поглаживают уши).

    «Разбудим подбородок» (поглаживают подбородок).

    «Нарисуем носиком солнышко» (крутят головой, рисуют носиком лучики — выполняют соответствующие движения головой снизу вверх) «Жжик-жжик-жжик».

    Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, мы улыбаемся, значит нам хорошо, весело, мы радуемся. Когда человек радуется – он улыбается! Давайте еще раз улыбнемся друг другу, и еще поиграем (все улыбаются друг другу)

    Рисование солнышка ладошками.

    Психолог. У нас сегодня очень радостный день, поэтому теперь я предлагаю вам нарисовать солнышко не носиками, а ладошками. Мы сделаем это вместе, весело, радостно и у нас получится «солнышко дружбы». Покажите свои ладошки, расправьте пальчики, похожи они на лучики? Это будут лучики нашего солнышка. Сначала мы попробуем сухой кисточкой поводить по ладошке, как мы наносим краску. Что вы чувствуете? Приятно? Щекотно? Приложите наши ладошки к листу бумаги, вокруг круга, так чтобы ладошки были как лучики. Теперь намазывайте ладошку краской и снова прикладывайте к листу бумаги (дети намазывают ладошку краской, прикладывают ладошки к листу бумаги).

    Психолог. Какое красивое солнышко у вас получилось, это потому, что вы все дружно его рисовали. Солнышко будет своими лучиками вам в группе светить, и вы обязательно улыбнетесь, когда будете на него смотреть, а еще оно будет напоминать вам о том, что вы дружные веселые ребята.

    Рефлексивный этап.

    Психолог. Все веселые люди улыбаются друг другу. Катя, тебе нравится улыбаться? Коля, улыбнись Маше! Маша, а кому ты хочешь улыбнуться? (проводит рефлексию со всеми детьми). А теперь вы можете взять свое солнышко и отнести его в группу, только не забудьте улыбнуться своему воспитателю, когда попросите его повесить солнышко на стену. До свидания, ребята!


    ЗАНЯТИЕ № 3

    Тема: «Радость»

    Цель – продолжать знакомить детей с эмоцией «радость», учить узнавать веселое настроение персонажей, эмоционально воспринимать веселое настроение людей, передавать эмоциональное состояние через улыбку.

    Оборудование: мягкая игрушка – котенок, видеозапись мультфильм «Крошка енот», ноутбук, фотографии детей

    Ход занятия:

    Организационный этап.

    Психолог.

    Доброе утро, дети! Я предлагаю вам поздороваться друг с другом улыбкой.

    Губки улыбаются! Глазки улыбаются!

    Улыбнулась детвора, значит нам играть пора!

    Формирующий этап.

    Психолог. К нам в гости пришел котенок Яша. Он хочет с вами поиграть. Подготовьте свои ладошки (игра проводится с каждым ребенком)

    Подставляй ладошку,

    Расскажу про кошку. (поглаживать ладошку)

    Будем пальчики считать? (массировать пальчики)

    Будем пальчики считать!

    Раз, два, три, четыре, пять! (считать пальчики, загибая их в кулачок)

    Вот – кулак, а вот – ладошка, (показать кулачок, потом ладошку)

    На ладошку села кошка! (мягкая игрушка)

    И крадется потихоньку, («топать» игрушкой по предплечью и плечу до подмышечной впадины)

    И крадется потихоньку…

    Видно, мышка там живет! (пощекотать)

    Психолог.

    Ну что, понравилось вам играть с Яшей? Смотрите, Яше тоже понравилось, ему весло с вами и он улыбается! А почему вы смеялись? (варианты детей) А сейчас послушайте песенку, которую поет крошка енот (включается фрагмент мультфильма – песенка про улыбку). Ребята, посмотрите, а сам крошка енот улыбается или нет?  Как вы думаете, почему он улыбается? (варианты ответов) Все улыбаются, когда им хорошо, приятно, весело, радостно!

    Игра «Найди улыбку»

    Психолог. А чтобы и нам было весело, я предлагаю снова поиграть. У меня есть много фотографий ваших друзей, попробуйте найти те фотографии, где ваши друзья улыбаются! (предлагает до 10 фотографий детей с разным эмоциональным выражением лица)

     

    Рефлексивный этап.

    Психолог. А котенок Яша тоже принес вам фотографии своих друзей. Маша скажи, белочка улыбается или нет? Как ты думаешь, почему она улыбается? Оля, посмотри, кто еще улыбается? А тебе весело? Миша, ты хотел бы кому-нибудь улыбнуться? Коля, тебе сегодня понравилось играть? и т.д. (проводится рефлексия)

    Этюд «Танец радости»

    Психолог. Веселое было занятие и мне очень хочется снова послушать песенку крошки енота про улыбку. А вам? Предлагаю вам не просто послушать, а еще и потанцевать (дети становятся в круг, танцуют). А теперь идите в группу, где вы сможете отдохнуть. До свидания, ребята!


    ЗАНЯТИЕ № 4

    Тема: «Грусть»

    Цель – знакомить детей с эмоциональным состоянием «грусть», учить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

    Оборудование: кукла-перчатка – медведь; фланелеграф и картинки: пенек, трава, сорока, куст, речка; зеркала по количеству детей; стулья для игры.

    Ход занятия:

    Организационный этап.

    Психолог.

    Здравствуйте, ребятишки: и девчонки, и мальчишки! (Проводит утренний ритуал-приветствие «Здравствуйте!»)

    Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

    Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

    Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

    Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк!

    Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

    Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

    Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

    Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.

    Формирующий этап.

    Психолог. Сегодня к нам в гости пришел медведь (надевает куклу-перчатку), да как начал реветь (говорит за медведя печальным голосом, работая с картинками на фланелеграфе):

    Ходил по лесу я - медведь,  

    Хотел очень сесть и посидеть.

    Где ж такое место есть,

    Чтобы мог медведь присесть?

    То высок пенёк, то торчит сучок,

    То мокрый мох, то мох пересох. Ох!

    То кричит сорока, то колючки сбоку,

    То кустарники, то речка –

    Нет хорошего местечка.

    Психолог. Ой, мишка, какой невеселый! Не радуется, не улыбается, а грустит и печалится! Садись, мишка, с нами просиди, как наши детки играют погляди.

    Игра «Скучно, скучно так сидеть»

    Психолог (за медведя) 

    Нет, очень грустно так сидеть,

    друг на друга нам глядеть

    Не пора ли пробежаться

    И местами поменяться?

    А я посмотрю, какие вы ловкие, порадуюсь за вас!

    (Правила игры: играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Как только ведущий закончит говорить, дети должны добежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Тот, кто остался без стула выбывает из игры).

    Психолог (Пока дети играют, психолог убирает медведя) Мишке ваша игра очень понравилась, он тоже побежал к своим медвежатам, но просил передать, что еще придет с вами поиграть. Ушел мишка довольный, веселый, радостный. Вы уже знаете, что когда человеку весело – он улыбается, а когда ему грустно, у него глазки опущены, уголки губ опущены, человеку не весело, а грустно (показывает соответствующую пиктограмму, дети рассматривают).

    Игра-психогимнастика «Повторюшка»

    Психолог. Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Повторюшки», для этого раздам зеркала. Попробуйте повторить за мной – если я улыбнусь, то и вы – улыбайтесь, если у меня уголки губ и глаза опущены – значит я грущу, попробуйте повторить (проводит игру)

    Рефлексивный этап.

    Психолог. Молодцы, хорошо повторяли! А теперь попробуйте сделать тоже самое без зеркал. Если я скажу слово «радость» - вам нужно улыбнуться и показать радостное выражение лица, а если я скажу слово «грусть» - вам нужно показать грустную эмоцию (выполняют задание).

    Психолог. Вам какая эмоция больше нравится «радость» или «грусть»? (обращается к каждому ребенку). Вспомните, кто к нам в гости приходил? Какой он был: радостный или грустный? (проводится рефлексия). Мишка с вами подружился, поиграл и стал веселый. Давайте дружить и не грустно, а весело жить! (показывает пальчиковую гимнастику, вовлекает в игру детей)

    Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

    Дружат у детишек маленькие пальчики (пальцы рук соединяют в замок несколько раз)
    Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы считать
    (загибают, считают пальцы поочередно, начиная с мизинца)
    Раз, два, три, четыре, пять (разгибают, считают пальцы поочередно, начиная с мизинца)

    Мы закончили играть (Руки вниз, встряхивают кистями) 

    Психолог. Раз закончили играть, значит, будем отдыхать! До свидания! (провожает детей в группу)


    ЗАНЯТИЕ № 5

    Тема: «Грусть»

    Цель – продолжать знакомить детей с эмоциональными состояниями «радость-грусть», учить передавать заданное эмоциональное состояние, используя художественное слово.

    Оборудование: мяч; магнитная доска; картинка солнышка и тучки; аудиозапись релаксационной музыки; «волшебный мешочек»; карточки, иллюстрирующие этапы занятия: тучка, солнышко, девочка с мячиком, малыш.

    Ход занятия:

    Организационный этап.

    Психолог.

    Доброе утро, дети! Я предлагаю вам поздороваться друг с другом улыбкой.

    Губки улыбаются! Глазки улыбаются!

    Улыбнулась детвора, значит, нам играть пора!

    Легкое облачко в небе плывет,

    Нас впереди много нового ждет.

    Но перед тем как отправиться в путь,

    Друга приветствовать ты не забудь.

    (Дети передают по кругу мячик, здороваются: Здравствуй,  … (имя ребенка, начинает психолог).

    Формирующий этап.

    Психолог. Какое у вас сегодня настроение, как у солнышка – веселое, или как у тучки - грустное? (интересуется у каждого ребенка)

    Психолог (работает с картинками на магнитной доске, включает аудиозапись релаксационной музыки) 

    Психогимнастика «Солнышко и тучка» Когда светит солнышко – тепло, и приятно, мы улыбаемся, расслабляемся (психолог дает пример – дети повторяют) Солнце зашло на тучку, стало холодно - сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко – снова можно расслабиться (выдох). Дышится легко, ровно, глубоко! (повторяет 3-4 раза) А когда деткам хорошо, они любят играть (берет мячик)

    Игра-психогимнастика «Наша Таня»

    Психолог. У нас сегодня есть мячик, и мы можем с ним снова поиграть. Помните стишок про Таню, которая уронила в речку мячик. Кто у нас сегодня будет – «Таней»? Остальные встают в хоровод (выбирается один человек в центр – «Таня», остальные дети передают друг другу мячик и читают стихотворение:

    Наша Таня громко плачет:

    Уронила в речку мячик.

    -Тише, Танечка, не плачь:

    Не утонет в речке мяч. (А. Барто)

    Пока дети читают стихотворение, «Таня плачет». Когда хоровод останавливается, ребенок из хоровода бросает «Тане» мяч, Таня вытирает слезы и улыбается)

    Психогимнастика «Вот какой малыш»

    Психолог. Вот какая Таня! А сейчас я прочту вам стишок еще про одного малыша, а вы послушайте, и когда малыш будет радоваться – вы улыбнитесь, когда малыш будет грустить и плакать – покажите, как он это делает (дети изображают эмоции по тексту стихотворения)

    Ох, как плачет малыш — что медведь рычит.
    А смеется малыш — что ручей журчит.
    А уж слезы текут – будто дождик льет.
    Улыбается малыш — будто солнце взойдет.
    Вот какой малыш! ( Е. Юдин)

    Рефлексивный этап.

    Психолог. Мы сегодня вспомнили стихи о Тане, о малыше. И у девочек, и у мальчиков есть мамы, они своих деток очень любят и когда они улыбаются, и когда плачут, они всегда своих деток обнимают нежно вот так (проходит и обнимает каждого ребенка). Я вас тоже очень люблю, и поэтому хочу с вами еще поиграть (проводит игру с целью рефлексии).

    Игра « Волшебный мешочек»

    Психолог.  Вытащите из нашего волшебного мешочка какую-нибудь картинку и скажите нравится она вам или нет (в мешочке лежат карточки с изображением элементов занятий  - проводится рефлексия).


    ЗАНЯТИЕ № 6

    Тема: «Удивление»

    Цель – знакомить детей с эмоциональным состоянием «удивление», учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные средства, формы и методы работы.

    Оборудование: силуэты бумажных облаков (5 штук), маркер, фланелеграф, игрушка-щенок, предметные и сюжетные картинки (перчатки, носок, человек улыбается, человек одевается, птица, муха, пчела, жук,  ноутбук, программа – зрительная гимнастика «Бабочка» с музыкальным сопровождением, магнитная доска, пиктограммы: «радость, грусть, удивление»; кусочки льда в стакане.

    Ход занятия:

    Организационный этап.

    Психолог. Здравствуйте, ребята! В этой группе все друзья?
    Дети: я, ты, он, она…
    Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева.

    В этой группе все друзья?
    Дети: он, она, ты и я…
    Здравствуйте, мои друзья!

    Психолог. Ребята, сегодня я шла в детский сад, посмотрела на небо и увидела облака. Они были все разные, и все на что-то похожи. Угадайте, на что они были похожи? (показывает силуэты предметов: …….)

    Формирующий этап.

    Психолог. А одно облако прыгнуло ко мне в руки и попросилось со мной в детский сад (показывает детям облачко)

    Облачко «Здравствуйте» вам говорит.

    Какое, ребята, оно на вид? Облачко удивляется.

    Маленькое облачко над озером плывет

    И удивленно облачко приоткрывает рот: (рисует на облаке рот)

    - Ой, кто там, в глади озера

    Пушистенький такой

    Такой мохнатый, мягонький,

    Летим, летим со мной.

    Давайте удивимся вместе с облачком, что произошло с нашим лицом? Рот растянут и похож на букву бублик, брови подняты, глаза широко открыты (рисует на облаке). Пусть теперь облачко рядом повисит и поудивляется, как у нас тут интересно.

    Психолог. Вы уже знаете, как можно показать радостное настроение. Давайте вместе покажем (дети выполняют задание, психолог выкладывает на магнитной доске пиктограмму «радость»). Знаете, как можно показать грустное настроение, покажите (дети выполняют задание, психолог выкладывает на магнитной доске пиктограмму «грусть»). А если мы поднимем брови, откроем широко глаза и округлим рот и скажем «О!», то мы удивимся (резко достают из-за спины игрушку – щенка, вызывая у детей удивление от неожиданности). К вам в гости, друзья, щенок прибежал, и принес с собой много картинок (выставляет картинки на фланелеграфе)

    Всему на свете удивляется щенок,

    Зачем носить перчатки людям и носок?

    Зачем с утра хозяин умывается

    И каждый день куда-то собирается?

    Зачем летают мухи, пчелки, птички

    И почему едят жучков синички?

    Все непонятно малышу, но интересно!

    Он вырастет – и будет все известно! (психолог выкладывает на магнитной доске пиктограмму «удивление»).

    Зрительная психогимнастика «Бабочка»

    Психолог. Видите, какой щенок, всему удивляется! Мне хочется вас еще чем-нибудь удивить (включает программу зрительной гимнастики «Бабочка» на ноутбуке, звучит релаксационная музыка). Сейчас на экране вы видите полянку с цветами, слышите красивую музыку (на экране появляется бабочка). Ой, (показывая эмоцию удивления) смотрите, бабочка, последите глазками, за тем, как весело она летает над цветами (бабочка улетает и снова возвращается, меняя свое положение)

    Психолог. Когда летают бабочки, это какое время года? (дети отвечают). А когда на  улице летают снежинки, это какое время года? (дети отвечают). Я вам сейчас прочту стихотворение про одного мальчика.

    Все ребята во дворе весело играют.

    Сашенька болеет дома и с утра скучает.

    Он зимой поймал снежинку,

    Подобрал на горке льдинку.

    Прибежал домой и ...ах!

    Лишь вода была в руках.

    Эксперимент «Льдинка»

    Психолог. Я тоже приготовила для вас маленькие льдинки (показывает стаканчик с кусочками льда). Попробуйте, какой он холодный (пробуют пальцами). Покажите мне свои ладошки, давайте согреем их своим теплом (дышат на ладошки). Теперь ваши ладошки теплые, а лед все еще холодный. Сейчас я каждому положу в ладоши льдинку, и посчитаю до 5, а вы закройте глаза и слушайте внимательно, когда я скажу «5» глаза можно открывать (выполнение задания, психолог следит за таянием льда и считает, как только лед растает – дети открывают глаза).

    Психолог. Смотрите, ребята, я клала вам на ладошку лед, а теперь там вода! Вот это да! (изображает удивление)

    Рефлексивный этап.

    Психолог. Ребята, вам понравилось сегодня играть? ….(имя ребенка) у тебя какое сейчас настроение? ….(имя ребенка) можешь показать маску радости (грусти, удивления) (проводится рефлексия). Молодцы, ребята!

    Психолог.

    В этой группе все друзья?
    Дети: Я, ты, он, она…
    Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева.

    В этой группе есть друзья?
    Дети:
     Я, ты, он, она…
    Помаши соседу справа, помаши соседу слева

    В этой группе все друзья?

    Дети: Да!

    До свидания, друзья!



    ЗАНЯТИЕ № 7

    Тема: «Удивление»

    Цель – продолжать знакомить детей с эмоциональным состоянием «удивление», учить детей передавать заданное эмоциональное состояние с помощью мимических и пантомимических упражнений.

    Оборудование: ноутбук; программа «дыхательная гимнастика» с музыкальным сопровождением; аудиозапись (музыка грома и дождя, пение птиц); фонарик; зеркала по количеству детей.

    Ход занятия:

    Организационный этап.

    Психолог.

    Доброе утро, дети! Я предлагаю вам поздороваться друг с другом улыбкой.

    Губки улыбаются! Глазки улыбаются!

    Улыбнулась детвора, значит, нам играть пора!

    Психолог. Сегодня мне очень хочется вас чем-нибудь удивить. Я покажу вам новую гимнастику.

    Дыхательная психогимнастика «Веселые картинки»

    Психолог. (включает программу дыхательной гимнастики на ноутбуке, звучит релаксационная музыка). Дышим все легко, ровно, глубоко (дети выполняют задание).

    Формирующий этап.

    Игра-психогимнастика «Кузнечик»

    Психолог. А сейчас я предлагаю вам поиграть, кто сегодня хочет быть «кузнечиком»? (выбираю одного ребенка, психолог проговаривает слова гимнастики, дети подходят к «кузнечику»)

    Я гуляю по дорожке (шаги на месте)

    А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)

    Наклонюсь, возьму в ладошки (наклоняются «взять кузнечика», а «Кузнечик» отпрыгивает, дети удивляются. Игра проводится 3 раза)

    Эмоционально-мимический этюд «Звери лесные»

    Психолог: Но вдруг, и в поле, и в лесу подул сильный ветер и разбудил зверей. Медведь обрадовался (давайте покажем, как мишка обрадовался), лиса удивилась, ежик загрустил» (дети выполняют мимический этюд)

    Психогимнастическая игра «Солнышко и дождик»

    Психолог. (включает запись грома и дождя) Ой! (удивляется, пытаясь вызвать эмоцию удивления у детей) Наш шаловливый ветерок принес тучку с дождиком, хочет солнышко спрятать и нас намочить (открывает зонтик). Подбегайте все ко мне под зонтик (психолог читает стишок про дождик)

    Тут и там, тут и там

    Везде и всюду шум и гам.

    По деревьям и по крышам

    Дождик прогуляться вышел!

    (психолог меняет музыку дождя на пение птиц  сам удивляется и вызывает эмоцию удивления у детей) Ух ты! Дождик закончился! Солнышко выглянуло (светит фонариком по стене)

    Очень добрым, очень светлым,

    Золотистым, ясным днем

    Все идем мы в гости к лету,

    В гости к солнышку идем.

    Солнышко теплое радуется, и мы давайте все вместе солнышку улыбнемся (выполняют задание и садятся на стульчики).

    Рефлексивный этап.

    Игра «Зеркало» (с мимической и артикуляционной гимнастикой)

    Психолог. Сегодня мы снова поиграем с зеркалами (раздает зеркала)

    Хватит бегать и скакать, будем в «Зеркало» играть.

    Тра-та-та, тра-та-та! Раскрывались ворота.

    А из этих из ворот вышел маленький народ.

    (далее психолог произносит слова и показывает какое-нибудь мимическое выражение, артикуляционное движение или определенное положение тела, а дети их повторяют)

    Один дядя вот такой, (нахмурить брови)

    Другой дядя вот такой, (удивленно поднять брови, рот приоткрыть)

    Третий дядя вот такой, (опустить уголки рта)

    А четвертый вот такой! (широко улыбнуться)

    Одна тетя вот такая, (соединить указательный и большой пальцы, поднести к глазам, изображая очки)

    А другая — вот такая, (удивленно поднять брови, рот приоткрыть)

    Третья тетя вот такая, (опустить уголки губ)

    А четвертая — такая! (улыбнуться)

     (По Д.Хармсу)

    Психолог. Вам понравилось сегодня играть? Тебе… (имя ребенка) что понравилось делать, покажи! (проводит рефлексию с каждым ребенком).

    Веселились и играли,

    и немножечко устали,

    отдыхать пришла пора,

    до свиданья, детвора!


    ЗАНЯТИЕ № 8

    Тема: «Злость»

    Цель – знакомить детей с эмоцией «злость», учить узнавать злое настроение персонажей, эмоционально воспринимать разное настроение людей и животных, передавать эмоциональное состояние «злость».

    Оборудование: видеозапись мультфильма «Крошка енот»; пиктограмма «злость»; магнитная доска; картинки животных: лиса, медведь, еж, волк.

    Ход занятия:

    Организационный этап.

    Психолог. Доброе утро, дети! Я предлагаю вам поздороваться друг с другом своими ладошками (протягивает одну руку в центр круга, далее дети протягивают руку в центр круга, руки детей соприкасаются, качая ими вверх и вниз, они произносят слова) «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»

    Психолог. Сегодня я хочу показать вам мультфильм про Крошку Енота, который здоровался с тем, кто сидел в реке (включает фрагмент мультфильма).

    Формирующий этап.

    Психолог. Крошка Енот показывал настроение и тот, кто живет в пруду показывал тоже самое. Я предлагаю вам поиграть.

    Мимический этюд. «Крошка Енот».

    Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

    Один из вас будет «Крошка Енот» (выбирает одного ребенка), а остальные его отражение (психолог объясняет правила: все вы сидите на коврике, как в реке. Крошка Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (удивления, радости, печали), а дети точно отражают их с помощью мимики. Затем на роль Енота поочередно выбираются другие дети. Игра заканчивается песней «От улыбки, станет всем теплей»).

    Психолог. Давайте еще раз посмотрим, какое выражение лица было у Крошки енота, когда у него в лапках была палка (включает отрывок мультфильма). Попробуйте показать такое же настроение (выполняют задание). Это настроение называется «злость». Когда человек злится, он хмурит брови, сдвигает их, смыкает губы и зубы (показывает пиктограмму), а еще человек сильно сжимает пальцы в кулак (показывает и просит детей показать «злые руки») А теперь давайте покажем «добрые руки» (раскрывает кулаки, показывает ладоши, просит детей сделать тоже самое)

    Психогимнастическое упражнение «Добрые и злые руки» (на регуляцию мышечного тонуса)

    Психолог. (упражнение выполняется под венгерскую народную мелодию «Легкие и тяжелые руки». Выполнение сопровождается словами психолога).

    Наши ручки добрые

    Маленьких котят

    Напоить из блюдца

    Молоком хотят (поглаживают ладоши)

    Наши ручки злые,

    Их не удержать:

    Драчунов противных

    Будут прогонять (сжимают руки в кулаки, «бокс»)

    Наши ручки добрые,

    Их не удержать:

    Мамочку родную

    Будут обнимать (психолог предлагает обнять самих себя и друг друга)

    (В. Кныш)

    Пантомимический этюд «Лесные жители»

    Психолог. Крошка Енот, жил в лесу, кто еще живет в лесу? (варианты детей). Давайте попробуем показать какое настроение бывает у лисы? (выставляет на магнитной доске поочередно картинки с изображением диких животных) Медведя? Ежика? А какое настроение бывает у волка? (выполняют задание). А теперь попробуйте показать злую лису (выполняют), доброго волка (выполняют) и т.д.

    Рефлексивный этап.

    Психолог. (имя ребенка) какое животное тебе больше нравится, покажи (почему, расскажи). А теперь давайте еще поиграем

    Подвижная психогимнастическая игра «Волк». (импровизация движений, выбирается один ребенок – «волк», «волк» прячется, дети подкрадываются к «волку» )

    Дети по лесу гуляли,

    Но вот сучья затрещали,

    Дети, дети, не зевайте,

    Волк за елкой — убегайте! (проводится 2 раза)

    Очень  весело играли и, наверное, услали? Жду вас завтра, а пока, отдыхайте детвора! До свидания!


    ЗАНЯТИЕ № 9

    Тема: «Злость»

    Цель – продолжать знакомить детей с эмоцией «злость», учить узнавать, воспринимать и передавать эмоциональное состояние «злость», учить раскрепощаться излишне скованных и агрессивных детей с помощью техники «Разрывание бумаги».

    Оборудование: магнитная доска; пиктограммы эмоции; цветная бумага.

    Ход занятия:

    Организационный этап.

    Психолог.

    Доброе утро, дети! Я предлагаю вам поздороваться друг с другом улыбкой.

    Губки улыбаются! Глазки улыбаются!

    Улыбнулась детвора, значит, нам играть пора!

    Легкое облачко в небе плывет,

    Нас впереди много нового ждет.

    Но перед тем как отправиться в путь,

    Друга приветствовать ты не забудь.

    (Дети передают по кругу мячик, здороваются: Здравствуй,  … (имя ребенка, начинает психолог).

    Формирующий этап.

    Психолог. (на магнитной доске несколько карточек с разным эмоциональным выражением лиц). На прошлом занятии мы говорили о злости (выставляет пикторамму), а еще мы говорили о радости и грусти (выставляет пиктораммы). Попробуйте теперь подобрать картинки к каждому настроению (подбирают карточки к пиктограммам).

    Пальчиковая гимнастика «Облака»

    Психолог. Ваши пальцы работали, карточки перебирали, наверное, устали, нужно сделать гимнастику, повторяйте за мной.

    Облака, как паруса (махать кистями рук.)

    Мчит их ветер, гонит, (Плавными движениями рук показать ветер.)

    Если много облаков – (Руки выставить перед собой, все пальцы раздвинуты.)

    Будет точно дождик (Постукивание указательным пальцем одной руки по ладони другой.)

    Ну, а если облака, как перо жар-птицы, (Руки поднять вверх)

    Будет солнышко с утра, (Обе руки вверх, раздвинуть пальцы, развести руки в стороны)

    Защебечут птицы (Изобразить руками крылья)

    А столкнутся лоб о лоб – (Кулак ударить о кулак)

    В тучу превратятся, (Изобразить в воздухе большой круг)

    И тогда грохочет гром – (Хлопки в ладоши)

    Это тучи злятся (Кулаки сжать, руки выставить перед собой)

    Психогимнастический этюд «Король Боровик»

    Психолог. На прошлом занятии я приглашала вас прийти снова и поиграть, помните, мы показывали настроение диких животных: лисы, медведя, волка, а сегодня я расскажу вам историю про одного лесного жителя, а вы слушайте и повторяйте движения за мной (читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту)

    Шел король Боровик через лес напрямик.

    Он грозил кулаком и стучал каблуком.

    Был король Боровик не в духе: короля покусали мухи.

    (В.Приходько.)

    Целый день он хмурил брови и грозил всем кулаком.

    Да, сегодня гном не в духе — навестим его потом.

    Психолог. Король Боровик был Зой или добрый? Добрым быть весело, а злым – грустно!

    Техника «Разрывание бумаги»

    Сейчас мы с вами поиграем и устроим праздник (психолог раздает бумагу и объясняет, что каждый лист нужно разорвать на много-много маленьких кусочков  и сложить в центре комнаты, когда кусочков станет много, дети энергично подбрасывают их  в воздух – получается цветной салют настроения)

    Рефлексивный этап.

    Психолог.

    Ребята, если вам сегодня играть понравилось, то на счет три-четыре поднимите большой палец руки вверх, а если не понравилось, то опустите ничего не показывайте (дает пример). Итак, три-четыре… Мне тоже понравилось, в следующий раз еще поиграем! До свидания!


    ЗАНЯТИЕ № 10

    Тема: «Страх»

    Цель – знакомить с эмоциональным состоянием страха, учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

    Оборудование: игрушка – пчелка; картинки с изображением цветов; темная ткань; аудиозапись Г. Фрида «Появление большой собаки»; аудиозапись релаксационной музыки «Ночь»; фонарик; сюжетные картинки по этапам занятия.

    Ход занятия:

    Организационный этап.

    Игра «Пчелка в темноте».

    Психолог. Я сегодня расскажу вам историю о пчелке Майе (показывает игрушку). Пчелка перелетела с цветка на цветок (используются карточки-картинки цветов). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Незаметно наступила ночь, и лепесточки стали закрываться (накрывает цветок темной тканью). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (психолог убирает ткань), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. .. Когда пчелка проснулась внутри цветка сначала ей стало страшно (выкладывает пиктограмму), попробуйте показать такую эмоцию (выполняют задание).

    Формирующий этап.

    Психолог. Пчелка испугалась темноты. …. А кого боятся мышки? (варианты детей). Сейчас мы поиграем в игру повторяйте за мной.

    Игра «Кошки-мышки»

    Вот кулак, (показать кулак левой руки)

    А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь вверх)

    На ладошку села кошка. («когти» правой руки водят по ладошке левой)

    Села мышек посчитать,

    Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)

    Мышки очень испугались, (вращать кулаком)

    В норки быстро разбежались (спрятать кулак за спину)

    Психолог. Мышки боятся кошку. А кого боится кошка? (варианты детей)

    Этюд «Собака лает и хватает за ноги»

    (психолог выставляет картинку с изображением погони собаки за кошкой, звучит музыка Г. Фрида «Появление большой собаки») Давайте сейчас поиграем, один из вас станет « злой собакой», а остальные «кошки», пока звучит музыка – собака злится и гоняется за испуганными кошками, когда музыка останавливается – мы выбираем другого ведущего.

    Психолог. А теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть, мы выключим свет (выключает свет и включает релаксационную музыку «Ночь», произносит стих) 

    Ночь пришла, и в темноте

    Тени движутся везде.

    Гном забрался под кровать,

    Спрятался и стал дрожать (покажите, как дрожал гном)

    В гости к гномику прилетел светлячок со своим волшебным фонариком. (включает фонарик), гномик образовался (покажите как улыбался гномик) и пока гномик и светлячок разговаривали наступило утро, засверкало в небе яркое солнышко (включает свет).

    Рефлексивный этап.

    Психолог.  Наша игра закончилась. Вам понравилось? Выберите ту картинку, во что вам больше понравилось играть (выкладывает на столе несколько картинок, соответствующих по сюжету этапам занятия). У меня хорошее настроение! А какое настроение у тебя… (имя ребенка)? Покажи! (проводит рефлексию с каждым ребенком). С этим хорошим настроением вы можете идти в группу и продолжать играть. До свидания!


    ЗАНЯТИЕ № 11

    Тема: «Страх»

    Цель – продолжать знакомить с эмоциональным состоянием «страх», учить детей узнавать и передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

    Оборудование: листы бумаги А4; фломастеры; картинки № 1-3; пиктограммы;

    Ход занятия:

    Организационный этап.

    Психолог.

    Доброе утро, дети! (Проводит утренний ритуал-приветствие «Здравствуйте!»)

    Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

    Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

    Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

    Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк!

    Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

    Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

    Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

    Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.

    Сегодня мы как всегда поговорим о нашем настроении. Возьмите карандаши и нарисуйте ваше настроение. Какое оно? (дети выполняют задание, психолог уделяет внимание каждому рисунку)

    Формирующий этап.

    Психолог. Давайте поиграем с картинками (выставляет картинку № 1) Кто нарисован на картинке? (ответы детей) Давайте подберем настроение этой девочке (выкладывает пиктограммы). (аналогично с картинкой № 2, № 3)

    Картинка № 1                 Картинка № 2                    Картинка № 3

       

    Психолог. Кого испугался мальчик на картинке? (ответы детей) А чего ты боишься …(имя ребенка)? А кого еще можно испугаться? (ответы детей)

    ! для ответа можно использовать предметные и сюжетные картинки.

    Психолог. Чтобы не было грустно я предлагаю вам снова поиграть, повторяйте за мной все движения.

    Динамичная психогимнастика «Лев»

    Мы охотимся на льва.

    Не боимся мы его.

    У нас длинное ружье

    И подзорная труба.

    Ой! А что это?

    А это - поле: топ-топ-топ.

    Ой! А что это?

    А это - болото: чав-чав-чав.

    Ой! А что это ?

    А это - море: буль-буль-буль.

    Ой! А что это?

    А это тропинка: шур-шур-шур.

    Под ней не проползти.

    Над ней не пролететь.

    Ее не обойти, дорожка напрямик.

    Вышли на полянку.

    Кто это здесь лежит? Давайте его потрогаем. (Дети "трогают" игрушку- льва.) Да это же лев! Ой, мамочки! Испугались его и побежали домой.

    По тропинке: шур-шур-шур.

    По морю: буль-буль-буль.

    По болоту: чав-чав-чав.

    По полю: топ-топ-топ.

    Прибежали домой.

    Дверь закрыли.

    Ух! (на выдохе) Устали.

    Рефлексивный этап.

    Психолог. Сильно устали? Тогда давайте сядем, посидим, друг на друга поглядим. … (имя ребенка) покажи какой ты спокойный (выполняет). … (имя ребенка) а ты покажи, какой ты веселый (выполняет) и (т.д. обращается ко всем детям). А теперь, когда вы отдохнули, вы можете снова взять фломастеры и еще раз нарисовать свое настроение (дети выполняют задание, психолог уделяет внимание каждому рисунку). Кто закончил рисовать, идет в группу отдыхать! До свидания! (провожает детей в группу)


    ЗАНЯТИЕ № 12

    Тема: «Карусель эмоций»

    Цель – развитие воображения, выразительности движения, эмоциональных состояний.

    Оборудование: пиктограммы; листы формата А4 с нанесенным воском рисунком эмоций; краски; кисти; стаканчики с водой; аудиозапись веселой музыки.

    Ход занятия:

    Организационный этап.

    Психолог.

    Доброе утро, дети! Я предлагаю вам поздороваться друг с другом улыбкой.

    Губки улыбаются! Глазки улыбаются!

    Улыбнулась детвора, значит, нам играть пора!

    Легкое облачко в небе плывет,

    Нас впереди много нового ждет.

    Но перед тем как отправиться в путь,

    Друга приветствовать ты не забудь.

    Давайте построим поезд дружбы, каждый будет вагончиком со своим именем, первый вагончик … (имя ребенка), цепляй к себе следующей вагон (ребенок называет имя другого ребенка и «цепляет» его). Какой у нас поезд, можно в путешествие отправляться (проводит игру, читает стихотворение).

    Игроритмика «Скоро поезд отойдет»

    Тут и там, тут и там

    На перроне шум и гам.

    Вот гудок в путь зовет,

    Скоро поезд отойдет.

    Формирующий этап.

    Психолог. Посмотрите, как много вокруг игрушек. Куда же мы приехали? (дети предлагают варианты ответов).

    Психолог. Выберите ту игрушку, которая вам нравится.

    Эй, ребята, не ленитесь,

    Веселиться становитесь. (Встать в круг)

    Вот, как зайки, поскакали. (Прыжки по кругу друг за другом)

    Как медведи, пошагали. (Ходьба по кругу с широко расставленными ногами)

    Как волчок, покружимся, (Покружиться на месте)

    И навек подружимся. (обнимают игрушки)

    Потому что, знаю я,

    Все мы — дружная семья. (Ходьба по кругу в хороводе).

    Психолог. Поезд дружбы привез нас на карусели (подводит детей к пособию «карусель эмоций», рассказывает стихотворение, показывает на пиктограмму)

    Здесь живет Удивлялочка.

    Здесь живет Страшилка.

    Здесь живет Хмурилка.

    Здесь живет Смешилка.

    А где твоя улыбка? (обращается к каждому ребенку)

    Психолог. Молодцы! Вы уже много знаете об эмоциях, настроении, умеете все показывать и узнавать, поэтому я предлагаю вам поиграть, а игрушки на вас посмотрят!

    Психогимнастика «Облака»

    (психолог читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом)

    По небу плыли облака, а я на них смотрел.

    И два похожих облака найти я захотел.

    Я долго всматривался в высь и даже щурил глаз,

    А что увидел я, то вам все расскажу сейчас.

    Вот облачко веселое смеется надо мной:

    – Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!

    Я тоже посмеялся с ним:

    – Мне весело с тобой!

    И долго-долго облачку махал я вслед рукой.

    А вот другое облачко расстроилось всерьез:

    Его от мамы ветерок вдруг далеко унес.

    И каплями-дождинками расплакалось оно…

    И стало грустно-грустно так, а вовсе не смешно

    И вдруг по небу грозное страшилище летит

    И кулаком громадным сердито мне грозит.

    Ох, испугался я, друзья, но ветер мне помог:

    Так дунул, что страшилище пустилось наутек.

    А маленькое облачко над озером плывет,

    И удивленно облачко приоткрывает рот:

    - Ой, кто там, в глади озера пушистенький такой

    Такой мохнатый, маленький?

    Летим, летим со мной.

    Так очень долго я играл и вам хочу сказать,

    Что два похожих облачка не смог я отыскать.

    (Н.А.Екимова)

    И вы все такие разные, у вас разное настроение, вы бываете грустные и веселые (выкладывает пиктограммы); иногда пугаетесь и часто удивляетесь (выкладывает пиктограммы).

    Рефлексивный этап.

    Психолог. И сейчас я всех вас хочу удивить! Посмотрите у меня в руках волшебные листочки. Вам надо закрасить их и вы увидите, что произойдет (музыкальное сопровождение).

    Упражнение "Сюрприз".

     (дети закрашивают красками заранее подготовленные листочки с нарисованными воском пиктограмм).

    Психолог. Какое настроение у твоего листочка… (имя ребенка)? (работает с каждым ребенком). У тебя листочек «грустилка», а какое твое настроение сейчас… (имя ребенка)? Мне кажется, что поделки нравятся вашим игрушкам. Можете пойти в группу и своим игрушкам рассказать о том. Чем сегодня занимались. До свидания, ребята! (провожает детей в группу)


    Литература

    1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

    2. Бреслав Г. М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение. - М.: Педагогика, 1990.

    3. Булкина Т.В. В объятиях ласкового «дауна»: о детях с синдромом Дауна // Фактор. – 1998. - № 8. – С. 69–71.

    4. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. - М., 1984.

    5. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Университет, 2000.

    6. Екжанова Е. А. Коррекционно-развивающее обучениe   и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова,  Е. А.  Стребелева. – М.: Просвещение, 2009.

    7. Изард К. Е. Эмоции человека. - М., 2001.

    8. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – М.: Академия Развития, 2001.

    9. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.

    10. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002.

    11. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990.

    12. Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки. - М.: Новая школа, 1996.

    13. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М., 1985.


    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Тест «Два домика»

    Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г. и предназначена для диагностики сферы общения ребенка.

             Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

    Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).

    Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.  

    Проведение исследования: методика предназначена для обследования детей 3,5-6 лет.

    Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность). «А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.

    Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом – черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить». (В классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как бы между прочим.) Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом.

    Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется.

    Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может спросить о нем впрямую: «Ой, а учительницу (или бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?!» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу с собой или отдельно?»

    Обработка и анализ результатов

    Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов другие сверстники.

    В практических тетрадях отмечаются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка. Материал задания прилагается.

    На основе проведенного анализа формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).


    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Методика «Маски»

    Методика применяется для исследования детей пятилетнего возраста и старше.

    Стимульный материал: набор из четырех масок, нарисованных на бумаге, символизирующих хорошее и плохое настроение, стремление к доминированию или подчинению.

    Инструкция. «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы (класса)? А на кого из них ты смотришь обычно вот так? (Показывают каждую из масок по очереди.) А кто из ребят на тебя чаще всего смотрит вот так? (Опять показывают по очереди каждую из масок.)

    Проведение теста: четыре маски выкладывают в ряд перед ребенком. После того как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каждую из масок по очереди дают ребенку и задают вопрос, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит. Принимается любой ответ, в том числе и отказ.

    Анализ результатов. Эмоциональное состояние ребенка
    в группе проявляется в выборе маски с определенным настроением (хорошим или плохим) при ответе на первый вопрос.

    Подсчитывают, сколько раз были выбраны маски с хорошим и плохим настроением при ответе на вопрос: «На кого из ребят ты смотришь вот так?». Если ребенок удовлетворен своим местом в группе, то количество улыбающихся масок значительно превышает количество грустных. Этот показатель демонстрирует удовлетворенность детей тем местом, которое они занимают.

    В случае отверженности речь может идти о детях, которые предпочитают общаться со сверстниками дома, во дворе, но не
    в группе (классе), а потому не испытывающих тревоги из-за того, что здесь с ним мало общаются.

    Этот вариант может быть связан и с нежеланием ребенка активно общаться, его незаинтересованностью в контактах со сверстниками. В то же время и лидеры могут быть неудовлетворены своим положением, если они претендуют на более высокое место в группе, либо стремятся к общению с кем-то из тех ребят, кто входит в другую группировку и не подчиняются данному лидеру.

    Также выявляются так называемые «пассивные» и «активные» отверженные, то есть дети, которые спокойно переносят свою отверженность и не стремятся к общению, и дети, которые переживают свою отгороженность от группы.

    Подсчитывают также и количество выборов «доминирование» и подчинение» — как при первом вопросе (это самый важный показатель), так и при последующих ответах. Особенно это важно для детей, неудовлетворенных своим статусным местом.


    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (Э.Т. Дорофеева)

    Цель: экспресс диагностика эмоционального состояния испытуемого.

    Описание: для проведения данной методики необходимо наличие трех карточек 7х7 красного, зеленого и синего цветов.

    Процедура проведения: испытуемому предлагаются все три карточки. Ему необходимо выбрать из 3 наиболее понравившуюся карточку, после осуществления выбора карточка откладывается. Затем из 2 оставшихся испытуемый выбирает наиболее привлекательную для него карточку. Так повторяется три раза подряд, это необходимо для определения общей тенденции.

    Инструкция: посмотри на эти карточки и выбери ту карточку цвет, который тебе сей час нравится больше (убираем выбранную карточку), а теперь какая тебе больше нравится? Процедура повторяется три раза.

    Обработка результатов: при обработке оценивается последовательность сочетания цветов, указанная испытуемым дважды (общая тенденция).

    Соответствие эмоциональных состояний типу цветовой чувствительности.

    К – С – З; К – З – С (положительное эмоциональное состояние)

    З – К – С; З – С – К (нейтральное эмоциональное состояние)

    С – З – К; С – К – З (отрицательное эмоциональное состояние)


    ПРИЛОЖЕНИЕ 4

    Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова)

    Цель. Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.

    Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц взрослых и детей с различным эмоциональным выражением.

    Детям показывали изображения лиц людей, задача детей была определить их настроение и назвать эмоцию. Предлагалось определить такие эмоции, как радость, печаль, гнев, страх, презрение, отвращение, удивление, стыд, интерес, спокойствие.

    Сначала детям предлагались изображения (фотографии), по которым было легко узнать эмоциональные состояния, затем схематические (пиктограммы) изображения эмоциональных состояний. Детям предлагалось соотнести схематическое изображении эмоций с фотографическим. После того, как дети называли и соотносили эмоции, педагог предлагал каждому ребёнку изобразить разные эмоциональные состояния на своем лице.

    Анализ результатов. Оценивалось восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений, индивидуальные эмоциональные особенности. Также оценивались виды педагогической помощи, которая потребовалась ребёнку: ориентировочная (о), содержательная (с), предметно–действенная (п-д). Все данные заносились в протокол и оценивались в баллах.

    1 – Высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ребёнок правильно назвал все эмоциональные состояния, смог соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразил различные эмоциональные состояния. Помощи ребёнку не потребовалось.

    0.5 – Средний уровень развития эмоциональной сферы. Ребенку потребовалась содержательная помощь. Ребёнок смог определить 4 – 6 эмоций, правильно назвал эти эмоции и смог их выразительно изобразить.

    0 – Низкий уровень развития эмоциональной сферы. Потребовалось два вида помощи: содержательная и предметно – действенная. Ребёнок смог правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных состояний.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»

    Опыт связан с системой занятий по развитию речи у  детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...

    Развитие эмоциональной сферы дошкольника с применением инновационных технологий

    Развитие эмоциональной сферы дошкольника с примененм инновационных технологий...

    Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога

    Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога...

    Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством игры со звуком Перспективный план работы

    Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством игры со звуком рекомендую использовать в разновозрастных группах ...

    Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью театрализованной деятельности

    Эмоциональное воспитание ребенка является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание ума.Одним из основных методов коррекции эмоциональной сферы ...

    Использование игр, направленных на развитие общения и эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна

    Статья раскрывает особенности развития речи детей с синдромом Дауна, факторы, влияющие на развитие, а так же примеры игр, которые можно использовать в работе с детьми данной категории....

    Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год

    Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год Содержание работы с учетом ...