Использование методов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников
консультация по коррекционной педагогике

Черноусова Наталия Валериевна

Консультация для педагогов-психологов ДОУ по развитию и коррекции эмоциональной сферы дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_art-terapiya.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методов арт-терапии в коррекции и развитии  эмоциональной сферы дошкольников

Черноусова Наталия Валериевна, педагог-психолог

Психологической наукой доказано, что эмоциональная сфера особенно интенсивно развивается в период дошкольного детства. В этом возрасте активно усваиваются способы выражения и проявления эмоций и чувств, с которыми ребенок сталкивается в процессе общения с другими людьми. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. Эмоциональную жизнь старшего дошкольника формируют взаимоотношения с воспитателем,  отношения в семье с родителями, коллектив группы - отношения с детьми и положение в коллективе.

В современном обществе, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые не всегда уделяют достаточное внимание эмоциональному развитию, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.

Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как,  в таких случаях и может помочь арт-терапия.

 Арт-терапия для ребенка – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Арттерапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Также занятия арттерапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Арттерапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.

На занятиях с элементами арт – терапии ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности. Он может рвать не понравившийся рисунок, деформировать и трансформировать работы из теста или глины; пачкаться изобразительными материалами; полностью закрашивать свою работу и создавать на ее месте новую и т.д. Таким образом, снижается эмоциональное напряжение.

  Использование методов арт-терапии позволяет решить сразу несколько задач:
1.Укрепление психического здоровья ребенка, через стабилизацию эмоциональной сферы. 
2.Развитие произвольности, умения управлять своими эмоциями, чувствами. 
3.Развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

В работе с дошкольниками возможно использовать следующие арт-терапевтические техники:

Марания

В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания.

У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям. Часто в ходе мараний дети отказываются от кисточек, губок и начинают рисовать пальцами и ладонями. Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу.

Штриховка, каракули

Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина  занятия. Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т. д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

         

Монотипия

На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. На одном и том же листе можно делать несколько оттисков. Если после получения отпечатка ребенок продолжит рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, вдохновляя автора на новое творчество. Кляксография— это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам, и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски. Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа. Сложенный лист раскрывается, и перед взором оказывается что-то.

Арт-терапия представляет собой широкое понятие и так же включает в себя песочную терапию.

Песочная терапия в детском саду. Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.  Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое. Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) и заряжает  позитивными эмоциями. 

В последующем наблюдение и диагностическая работа показали, что  дети стали менее конфликтными, меньше стали проявлять агрессию и неуравновешенность, тревожные и застенчивые дети стали более спокойными и общительными.  Дети стали внимательнее друг к другу. Повысился уровень сопереживания другим людям и сочувствие к их трудностям. Показатели положительного эмоционального самочувствия ребенка в детском саду выросли. Все это позволило судить об эффективности используемых методов.

Дети редко осознают свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Поэтому методы арт-терапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую фигурку, игру так хорошо подходят для работы с детьми. Положительной динамики в эмоциональной сфере удается добиться за счет предоставленной возможности детям выразить все накопившиеся у них эмоции, за счет предоставленной иной схемы взаимодействия с окружающем миром.

Литература.

  1. Белозорова Л.А. Арт-терапия как средство психокоррекции нарушений  эмоциональных состояний детей – дошкольников: Курск, 2011.
  2. Копытина А.И., Практикум по Арт-терапии. – СПб.: Питер, 2001.-448с.
  3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения

Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения ...

Опыт работы "Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в рамках песочной терапии"

предлагаемый опыт работы содержит в себе рассмотрение проблемы эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста и конспекты занятий по гармонизации эмоционально-волевой сферы...

«Использование методов арт-терапии для коррекции межличностных отношений ребенок – родители и «семья - детский сад»

презентация опыта по проекту «Использование методов арт-терапии для коррекции межличностных отношений ребенок – родители и «семья - детский сад»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...

Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапии у дошкольников 5-6 лет

Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапииу дошкольников 5-6 лет   Разработчик программы:педагог – психолог: Прокопьева Наталия ...

Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...

Использование СУ-ДЖОК терапии при коррекции речевых нарушений у дошкольников с ТНР

Развитие мелкой моторики рук непосредственно связано с развитием речи. Поэтому при планировании своей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, важно использовать разнообразные игры для развития ме...