Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапии у дошкольников 5-6 лет
проект по коррекционной педагогике на тему
Индивидуальная программа
коррекции агрессивного поведения
с использованием методов
арт-терапии
у дошкольников 5-6 лет
Разработчик программы:
педагог – психолог:
Прокопьева Наталия Геннадьевна
Адрес: 429960, Чувашская Республика,
г. Новочебоксарск,
ул. Воинов-Интернационалистов, д. 19
Новочебоксарск – 2015
Пояснительная записка
Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Очень часто родители агрессивного ребенка, испытывающие к нему неприязнь, обращаются за психологической помощью не для того, что бы помочь ребенку, а для того, что бы попробовать его успокоить. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. Именно через творческую деятельность можно добиться развивающего и коррекционного эффекта в работе с детьми.
Цель программы - преодоление агрессивного поведения дошкольника.
Задачи:
- Снижение уровня личностной тревожности;
- Обучение техникам и способам саморегуляции;
- Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии;
- Обучение конструктивным поведенческим реакциям.
В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с агрессивностью. Занятия предназначены для индивидуальной работы с ребенком 5- 6 лет.
Программа включает в себя 9 занятий, которые будут проводиться в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня продолжительностью 20-40 минут, в зависимости от желания ребенка.
1-3 занятие – обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, снижение уровня личностной тревожности.
4-6 занятие - обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
6-8 занятие - формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии.
9 занятие - обучение конструктивным поведенческим реакциям.
Перед проведением программы и по ее завершению проводится диагностика агрессивности для выявления эффективности проведенной работы (Приложение 2).
В Программе предусмотрены рекомендации по общению с агрессивными детьми для родителей и воспитателей (Приложение 3).
Предполагаемые результаты реализации программы.
Эффективность программы коррекции агрессивного поведения должна выразиться:
1. В повышении мотивации к изменению неадекватного поведения.
2. В осознанном овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения на основе самоконтроля и самоанализа с использованием детьми анализа, синтеза, сопоставления при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
3. В повышении уровня межличностных взаимоотношений между детьми.
4. В снижении уровня агрессивного поведения.
5. В повышении культуры общения.
Тематический план индивидуальных занятий по коррекции агрессивности.
Этапы работы | Цель | Содержание коррекционной работы |
Обучение способам выражения гнева | 1.Формирование осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения. | 1. Рисование мыльными пузырями 2. Работа с эмоциями 3. Раскрась картинки с эмоциями 4. Работа с водяным пистолетом 5. Дыхательное упражнение |
2.Обучение способам выражения негативного эмоционального состояния социально приемлемыми способами. | 1.Сказка «Львенок» 2.Упражнение «Упрямая подушка» 3.Упражнение «Ругаемся овощами» 4.Творческая работа «Подарок для друга» | |
3.Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения. | 1.Рисование шариком по краскам 2.Сортировка эмоций 3.Мешочек для криков 4.Изменение эмоций | |
Обучение приемам саморегуляции | 4.Гармонизация эмоционального состояния, осознание гнева через сенсорные каналы, снятие напряжения. | 1.Упражнение «Танец злости» 2. Рисование злости 3. Слушание музыки «Добрый жук» 4. Рисование радости 5. Упражнение «Ласковые лапки» |
5.Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессии и позитивная трансформация негативных эмоций, снятие напряжения. | 1.Упражнение «Хорошо-плохо» 2.Страна злости 3. Просмотр мультфильма «Лунтик», серия «Хорошие манеры» | |
6.Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, развитие креативности. | 1.Упражнение «Кубик эмоций» 2.Упражнение «Танцующие ниточки» 3.Советы избавления от злости 4. Лепка «Змея» | |
Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии | 7. Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, развитие эмпатии. | 1.Сказка «Как лисичка бычка обидела» 2.Упражнение «Мирись-мирись» 3.Упражнение «Проблемные ситуации» 4. Рисование подарка для друга |
8.Осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения. | 1.Раскрашивание мандалы 2. Чтение сказки «Неприятности» 3.Тренинг эмоций 4.Рисование «Добро-зло» | |
Обучение конструктивным поведенческим реакциям. | 9. Расширение спектра поведенческих реакций, снятие деструктивных элементов в поведении. | 1. Сказка «О девочке, которая не умела играть» 2. Упражнение «Найди выход» 3. Релаксация 4. «За что меня любит мама» 5. Изготовление талисмана |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа
коррекции агрессивного поведения
с использованием методов
арт-терапии
у дошкольников 5-6 лет
Разработчик программы:
педагог – психолог:
Прокопьева Наталия Геннадьевна
Адрес: 429960, Чувашская Республика,
г. Новочебоксарск,
ул. Воинов-Интернационалистов, д. 19
Новочебоксарск – 2015
Пояснительная записка
Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Очень часто родители агрессивного ребенка, испытывающие к нему неприязнь, обращаются за психологической помощью не для того, что бы помочь ребенку, а для того, что бы попробовать его успокоить. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. Именно через творческую деятельность можно добиться развивающего и коррекционного эффекта в работе с детьми.
Цель программы - преодоление агрессивного поведения дошкольника.
Задачи:
- Снижение уровня личностной тревожности;
- Обучение техникам и способам саморегуляции;
- Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии;
- Обучение конструктивным поведенческим реакциям.
В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с агрессивностью. Занятия предназначены для индивидуальной работы с ребенком 5- 6 лет.
Программа включает в себя 9 занятий, которые будут проводиться в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня продолжительностью 20-40 минут, в зависимости от желания ребенка.
1-3 занятие – обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, снижение уровня личностной тревожности.
4-6 занятие - обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
6-8 занятие - формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии.
9 занятие - обучение конструктивным поведенческим реакциям.
Перед проведением программы и по ее завершению проводится диагностика агрессивности для выявления эффективности проведенной работы (Приложение 2).
В Программе предусмотрены рекомендации по общению с агрессивными детьми для родителей и воспитателей (Приложение 3).
Предполагаемые результаты реализации программы.
Эффективность программы коррекции агрессивного поведения должна выразиться:
1. В повышении мотивации к изменению неадекватного поведения.
2. В осознанном овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения на основе самоконтроля и самоанализа с использованием детьми анализа, синтеза, сопоставления при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
3. В повышении уровня межличностных взаимоотношений между детьми.
4. В снижении уровня агрессивного поведения.
5. В повышении культуры общения.
Тематический план индивидуальных занятий по коррекции агрессивности.
Этапы работы | Цель | Содержание коррекционной работы |
Обучение способам выражения гнева | 1.Формирование осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения. | 1. Рисование мыльными пузырями 2. Работа с эмоциями 3. Раскрась картинки с эмоциями 4. Работа с водяным пистолетом 5. Дыхательное упражнение |
2.Обучение способам выражения негативного эмоционального состояния социально приемлемыми способами. | 1.Сказка «Львенок» 2.Упражнение «Упрямая подушка» 3.Упражнение «Ругаемся овощами» 4.Творческая работа «Подарок для друга» | |
3.Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения. | 1.Рисование шариком по краскам 2.Сортировка эмоций 3.Мешочек для криков 4.Изменение эмоций | |
Обучение приемам саморегуляции | 4.Гармонизация эмоционального состояния, осознание гнева через сенсорные каналы, снятие напряжения. | 1.Упражнение «Танец злости» 2. Рисование злости 3. Слушание музыки «Добрый жук» 4. Рисование радости 5. Упражнение «Ласковые лапки» |
5.Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессии и позитивная трансформация негативных эмоций, снятие напряжения. | 1.Упражнение «Хорошо-плохо» 2.Страна злости 3. Просмотр мультфильма «Лунтик», серия «Хорошие манеры» | |
6.Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, развитие креативности. | 1.Упражнение «Кубик эмоций» 2.Упражнение «Танцующие ниточки» 3.Советы избавления от злости 4. Лепка «Змея» | |
Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии | 7. Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, развитие эмпатии. | 1.Сказка «Как лисичка бычка обидела» 2.Упражнение «Мирись-мирись» 3.Упражнение «Проблемные ситуации» 4. Рисование подарка для друга |
8.Осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения. | 1.Раскрашивание мандалы 2. Чтение сказки «Неприятности» 3.Тренинг эмоций 4.Рисование «Добро-зло» | |
Обучение конструктивным поведенческим реакциям. | 9. Расширение спектра поведенческих реакций, снятие деструктивных элементов в поведении. | 1. Сказка «О девочке, которая не умела играть» 2. Упражнение «Найди выход» 3. Релаксация 4. «За что меня любит мама» 5. Изготовление талисмана |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина, самомассаж кистей рук)
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина,самомассаж...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и лет с
Конспект индивидуального логопедическогозанятия с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (мануальный массаж О. Приходько мышц артикуляционного аппарата) с ребёнком 4-х лет со стёртой
Конспект индивидуального логопедического занятия...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием резиновых массажных мячей в старшей группе. Тема: Звук «Ж» :автоматизация в слогах и словах.
Данная разработка представлена в форме индивидуального занятия по формированию правильной артикуляции звука "Ж", развитию фонематического восприятия с использованием здоровьесберегающих технологий (пр...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием инновационных технологий на тему: "Автоматизация звука Ш" (по сказке "Маша и Медведь")
Данный конспект использовался автором для показа открытого занятия на заседании районного методического объединения учителей-логопедов....
Индивидуальный план по самообразованию " Использование дидактических игр для обогащения сенсорного опыта младших дошкольников" на 2018-2019 учебный год.
Индивидуальный план по самообразованию "Использование дидактических игр для обогащения сенсорного опыта младших дошкольников" на 2018-2019 учебный год...
Программа индивидуальной коррекции агрессивного поведения ребенка.
для воспитателя...