Главные вкладки

    Проект по коррекционной педагогике на тему:
    Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапии у дошкольников 5-6 лет

    Прокопьева Наталия Геннадьевна

    Индивидуальная программа

    коррекции агрессивного поведения

    с использованием методов

    арт-терапии

    у дошкольников 5-6 лет

     

     

     

    Разработчик программы:

    педагог – психолог:

     Прокопьева Наталия Геннадьевна

    Адрес: 429960, Чувашская Республика,

    г. Новочебоксарск,

    ул. Воинов-Интернационалистов, д. 19

     

     

     

     

     

     

    Новочебоксарск – 2015

     

     

     

     

     

     

     

    Пояснительная записка

    Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Очень часто родители агрессивного ребенка, испытывающие к нему неприязнь, обращаются за психологической помощью не для того, что бы помочь ребенку, а для того, что бы попробовать его успокоить. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. Именно через творческую деятельность можно добиться развивающего и коррекционного эффекта в работе с детьми.

    Цель  программы  - преодоление агрессивного поведения дошкольника.

    Задачи: 

    - Снижение уровня личностной тревожности;

    - Обучение техникам и способам саморегуляции;

    - Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии;

    - Обучение конструктивным поведенческим реакциям.

    В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с агрессивностью. Занятия предназначены для индивидуальной работы с ребенком 5- 6 лет.

    Программа включает в себя 9 занятий, которые будут проводиться в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня продолжительностью 20-40 минут, в зависимости от желания ребенка.

    1-3 занятие – обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, снижение уровня личностной тревожности.

    4-6 занятие - обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

    6-8 занятие - формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии.

    9 занятие - обучение конструктивным поведенческим реакциям.

    Перед проведением программы и по ее завершению проводится диагностика агрессивности для выявления эффективности проведенной работы (Приложение 2).

    В Программе предусмотрены рекомендации по общению с агрессивными детьми для родителей и воспитателей (Приложение 3).

    Предполагаемые результаты реализации программы.

    Эффективность программы коррекции агрессивного поведения должна выразиться:

    1. В повышении мотивации к изменению неадекватного поведения.

    2. В осознанном овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения на основе самоконтроля и самоанализа с использованием детьми анализа, синтеза, сопоставления при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

    3. В повышении уровня межличностных взаимоотношений между детьми.

    4. В снижении уровня агрессивного поведения.

    5. В повышении культуры общения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тематический план индивидуальных занятий по коррекции агрессивности.

     

    Этапы работы

    Цель

    Содержание коррекционной работы

    Обучение способам           выражения гнева

    1.Формирование осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

    1. Рисование мыльными пузырями

    2. Работа с эмоциями

    3. Раскрась картинки с эмоциями

    4. Работа с водяным пистолетом

    5. Дыхательное упражнение

     

    2.Обучение способам выражения негативного  эмоционального состояния социально приемлемыми способами.

    1.Сказка «Львенок»

    2.Упражнение «Упрямая подушка»

    3.Упражнение «Ругаемся овощами»

    4.Творческая работа «Подарок для друга»

     

    3.Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

    1.Рисование шариком по краскам

    2.Сортировка эмоций

    3.Мешочек для криков

    4.Изменение эмоций

    Обучение приемам саморегуляции

    4.Гармонизация эмоционального состояния, осознание гнева через сенсорные  каналы, снятие напряжения.

    1.Упражнение «Танец злости»

    2. Рисование злости

    3. Слушание музыки «Добрый жук»

    4. Рисование радости

    5. Упражнение «Ласковые лапки»

     

    5.Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессии и позитивная трансформация негативных эмоций, снятие напряжения.

    1.Упражнение «Хорошо-плохо»

    2.Страна злости

    3. Просмотр мультфильма «Лунтик», серия «Хорошие манеры»

     

    6.Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, развитие креативности.

    1.Упражнение «Кубик эмоций»

    2.Упражнение «Танцующие ниточки»

    3.Советы избавления от злости

    4. Лепка «Змея»

    Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии

    7. Гармонизация эмоционального состояния,  снятие напряжения, развитие эмпатии.

    1.Сказка «Как лисичка бычка обидела»

    2.Упражнение «Мирись-мирись»

    3.Упражнение «Проблемные ситуации»

    4. Рисование подарка для друга

     

    8.Осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

    1.Раскрашивание мандалы

    2. Чтение сказки «Неприятности»

    3.Тренинг эмоций

    4.Рисование «Добро-зло»

    Обучение

    конструктивным поведенческим реакциям.

    9. Расширение спектра поведенческих реакций, снятие деструктивных элементов в поведении.

    1. Сказка «О девочке, которая не умела играть»

    2. Упражнение «Найди выход»

    3. Релаксация

    4. «За что меня любит мама»

    5. Изготовление талисмана

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon individualnaya_programma.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Индивидуальная программа

    коррекции агрессивного поведения

    с использованием методов

    арт-терапии

    у дошкольников 5-6 лет

    Разработчик программы:

    педагог – психолог:

     Прокопьева Наталия Геннадьевна

    Адрес: 429960, Чувашская Республика,

    г. Новочебоксарск,

    ул. Воинов-Интернационалистов, д. 19

    Новочебоксарск – 2015

    Пояснительная записка

    Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Очень часто родители агрессивного ребенка, испытывающие к нему неприязнь, обращаются за психологической помощью не для того, что бы помочь ребенку, а для того, что бы попробовать его успокоить. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. Именно через творческую деятельность можно добиться развивающего и коррекционного эффекта в работе с детьми.

    Цель  программы  - преодоление агрессивного поведения дошкольника.

    Задачи:  

    - Снижение уровня личностной тревожности;

    - Обучение техникам и способам саморегуляции;

    - Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии;

    - Обучение конструктивным поведенческим реакциям.

    В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с агрессивностью. Занятия предназначены для индивидуальной работы с ребенком 5- 6 лет.

    Программа включает в себя 9 занятий, которые будут проводиться в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня продолжительностью 20-40 минут, в зависимости от желания ребенка.

    1-3 занятие – обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, снижение уровня личностной тревожности.

    4-6 занятие - обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

    6-8 занятие - формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии.

    9 занятие - обучение конструктивным поведенческим реакциям.

    Перед проведением программы и по ее завершению проводится диагностика агрессивности для выявления эффективности проведенной работы (Приложение 2).

    В Программе предусмотрены рекомендации по общению с агрессивными детьми для родителей и воспитателей (Приложение 3).

    Предполагаемые результаты реализации программы.

    Эффективность программы коррекции агрессивного поведения должна выразиться:

    1. В повышении мотивации к изменению неадекватного поведения.

    2. В осознанном овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения на основе самоконтроля и самоанализа с использованием детьми анализа, синтеза, сопоставления при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

    3. В повышении уровня межличностных взаимоотношений между детьми.

    4. В снижении уровня агрессивного поведения.

    5. В повышении культуры общения.

    Тематический план индивидуальных занятий по коррекции агрессивности.

    Этапы работы

    Цель

    Содержание коррекционной работы

    Обучение способам           выражения гнева

    1.Формирование осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

    1. Рисование мыльными пузырями

    2. Работа с эмоциями

    3. Раскрась картинки с эмоциями

    4. Работа с водяным пистолетом

    5. Дыхательное упражнение

    2.Обучение способам выражения негативного  эмоционального состояния социально приемлемыми способами.

    1.Сказка «Львенок»

    2.Упражнение «Упрямая подушка»

    3.Упражнение «Ругаемся овощами»

    4.Творческая работа «Подарок для друга»

    3.Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

    1.Рисование шариком по краскам

    2.Сортировка эмоций

    3.Мешочек для криков

    4.Изменение эмоций

    Обучение приемам саморегуляции

    4.Гармонизация эмоционального состояния, осознание гнева через сенсорные  каналы, снятие напряжения.

    1.Упражнение «Танец злости»

    2. Рисование злости

    3. Слушание музыки «Добрый жук»

    4. Рисование радости

    5. Упражнение «Ласковые лапки»

    5.Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессии и позитивная трансформация негативных эмоций, снятие напряжения.

    1.Упражнение «Хорошо-плохо»

    2.Страна злости

    3. Просмотр мультфильма «Лунтик», серия «Хорошие манеры» 

    6.Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, развитие креативности.

    1.Упражнение «Кубик эмоций»

    2.Упражнение «Танцующие ниточки»

    3.Советы избавления от злости

    4. Лепка «Змея»

    Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии

    7. Гармонизация эмоционального состояния,  снятие напряжения, развитие эмпатии.

    1.Сказка «Как лисичка бычка обидела»

    2.Упражнение «Мирись-мирись»

    3.Упражнение «Проблемные ситуации»

    4. Рисование подарка для друга

    8.Осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

    1.Раскрашивание мандалы

    2. Чтение сказки «Неприятности»

    3.Тренинг эмоций

    4.Рисование «Добро-зло»

    Обучение

    конструктивным поведенческим реакциям.

    9. Расширение спектра поведенческих реакций, снятие деструктивных элементов в поведении.

    1. Сказка «О девочке, которая не умела играть»

    2. Упражнение «Найди выход»

    3. Релаксация

    4. «За что меня любит мама»

    5. Изготовление талисмана


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект «Портфолио как собрания индивидуальных достижений в развитии математических представлений у дошкольника 5-6 лет».

    Сегодня во многих детских садах создаются портфолио дошкольников. Являясь своеобразной копилкой личных достижений ребенка в различных видах деятельности, портфолио дает возможность педагогам фиксирова...

    Конспект занятия по профилактике психо-эмоционального напряжения и предупреждению агрессивного поведения у детей 5-6 лет. Тема: «Турнир. Прогоняем гнев»

    Занятие направлено на профилактику психо-эмоционального напряжения и предупреждения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста....

    Методическая разработка по формированию у дошкольников 5-6 лет с ЗПРоснов экологической культуры

    Методическая разработка по формированию у дошкольников 5-6 лет ЗПР...

    Коррекционная работа по использованию уровня когнитивного развития дошкольников 5-6 лет.

    Конспект занятия учителя-дефектолога по коррекционной теме "Посуда" по активизации познавательных процессов у дошкольников старшей группы с использованием ЦОР...

    Укрепление мелкой моторики у дошкольников 5-6 лет

    В статье рассказывается о   значении мелкой моторики руки  у  старших дошкольников и её значении при обучении в школе....