Главные вкладки

    Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапии у дошкольников 5-6 лет
    проект по коррекционной педагогике на тему

    Прокопьева Наталия Геннадьевна

    Индивидуальная программа

    коррекции агрессивного поведения

    с использованием методов

    арт-терапии

    у дошкольников 5-6 лет

     

     

     

    Разработчик программы:

    педагог – психолог:

     Прокопьева Наталия Геннадьевна

    Адрес: 429960, Чувашская Республика,

    г. Новочебоксарск,

    ул. Воинов-Интернационалистов, д. 19

     

     

     

     

     

     

    Новочебоксарск – 2015

     

     

     

     

     

     

     

    Пояснительная записка

    Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Очень часто родители агрессивного ребенка, испытывающие к нему неприязнь, обращаются за психологической помощью не для того, что бы помочь ребенку, а для того, что бы попробовать его успокоить. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. Именно через творческую деятельность можно добиться развивающего и коррекционного эффекта в работе с детьми.

    Цель  программы  - преодоление агрессивного поведения дошкольника.

    Задачи: 

    - Снижение уровня личностной тревожности;

    - Обучение техникам и способам саморегуляции;

    - Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии;

    - Обучение конструктивным поведенческим реакциям.

    В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с агрессивностью. Занятия предназначены для индивидуальной работы с ребенком 5- 6 лет.

    Программа включает в себя 9 занятий, которые будут проводиться в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня продолжительностью 20-40 минут, в зависимости от желания ребенка.

    1-3 занятие – обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, снижение уровня личностной тревожности.

    4-6 занятие - обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

    6-8 занятие - формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии.

    9 занятие - обучение конструктивным поведенческим реакциям.

    Перед проведением программы и по ее завершению проводится диагностика агрессивности для выявления эффективности проведенной работы (Приложение 2).

    В Программе предусмотрены рекомендации по общению с агрессивными детьми для родителей и воспитателей (Приложение 3).

    Предполагаемые результаты реализации программы.

    Эффективность программы коррекции агрессивного поведения должна выразиться:

    1. В повышении мотивации к изменению неадекватного поведения.

    2. В осознанном овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения на основе самоконтроля и самоанализа с использованием детьми анализа, синтеза, сопоставления при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

    3. В повышении уровня межличностных взаимоотношений между детьми.

    4. В снижении уровня агрессивного поведения.

    5. В повышении культуры общения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тематический план индивидуальных занятий по коррекции агрессивности.

     

    Этапы работы

    Цель

    Содержание коррекционной работы

    Обучение способам           выражения гнева

    1.Формирование осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

    1. Рисование мыльными пузырями

    2. Работа с эмоциями

    3. Раскрась картинки с эмоциями

    4. Работа с водяным пистолетом

    5. Дыхательное упражнение

     

    2.Обучение способам выражения негативного  эмоционального состояния социально приемлемыми способами.

    1.Сказка «Львенок»

    2.Упражнение «Упрямая подушка»

    3.Упражнение «Ругаемся овощами»

    4.Творческая работа «Подарок для друга»

     

    3.Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

    1.Рисование шариком по краскам

    2.Сортировка эмоций

    3.Мешочек для криков

    4.Изменение эмоций

    Обучение приемам саморегуляции

    4.Гармонизация эмоционального состояния, осознание гнева через сенсорные  каналы, снятие напряжения.

    1.Упражнение «Танец злости»

    2. Рисование злости

    3. Слушание музыки «Добрый жук»

    4. Рисование радости

    5. Упражнение «Ласковые лапки»

     

    5.Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессии и позитивная трансформация негативных эмоций, снятие напряжения.

    1.Упражнение «Хорошо-плохо»

    2.Страна злости

    3. Просмотр мультфильма «Лунтик», серия «Хорошие манеры»

     

    6.Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, развитие креативности.

    1.Упражнение «Кубик эмоций»

    2.Упражнение «Танцующие ниточки»

    3.Советы избавления от злости

    4. Лепка «Змея»

    Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии

    7. Гармонизация эмоционального состояния,  снятие напряжения, развитие эмпатии.

    1.Сказка «Как лисичка бычка обидела»

    2.Упражнение «Мирись-мирись»

    3.Упражнение «Проблемные ситуации»

    4. Рисование подарка для друга

     

    8.Осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

    1.Раскрашивание мандалы

    2. Чтение сказки «Неприятности»

    3.Тренинг эмоций

    4.Рисование «Добро-зло»

    Обучение

    конструктивным поведенческим реакциям.

    9. Расширение спектра поведенческих реакций, снятие деструктивных элементов в поведении.

    1. Сказка «О девочке, которая не умела играть»

    2. Упражнение «Найди выход»

    3. Релаксация

    4. «За что меня любит мама»

    5. Изготовление талисмана

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon individualnaya_programma.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Индивидуальная программа

    коррекции агрессивного поведения

    с использованием методов

    арт-терапии

    у дошкольников 5-6 лет

    Разработчик программы:

    педагог – психолог:

     Прокопьева Наталия Геннадьевна

    Адрес: 429960, Чувашская Республика,

    г. Новочебоксарск,

    ул. Воинов-Интернационалистов, д. 19

    Новочебоксарск – 2015

    Пояснительная записка

    Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Очень часто родители агрессивного ребенка, испытывающие к нему неприязнь, обращаются за психологической помощью не для того, что бы помочь ребенку, а для того, что бы попробовать его успокоить. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. Именно через творческую деятельность можно добиться развивающего и коррекционного эффекта в работе с детьми.

    Цель  программы  - преодоление агрессивного поведения дошкольника.

    Задачи:  

    - Снижение уровня личностной тревожности;

    - Обучение техникам и способам саморегуляции;

    - Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии;

    - Обучение конструктивным поведенческим реакциям.

    В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с агрессивностью. Занятия предназначены для индивидуальной работы с ребенком 5- 6 лет.

    Программа включает в себя 9 занятий, которые будут проводиться в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня продолжительностью 20-40 минут, в зависимости от желания ребенка.

    1-3 занятие – обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, снижение уровня личностной тревожности.

    4-6 занятие - обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

    6-8 занятие - формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии.

    9 занятие - обучение конструктивным поведенческим реакциям.

    Перед проведением программы и по ее завершению проводится диагностика агрессивности для выявления эффективности проведенной работы (Приложение 2).

    В Программе предусмотрены рекомендации по общению с агрессивными детьми для родителей и воспитателей (Приложение 3).

    Предполагаемые результаты реализации программы.

    Эффективность программы коррекции агрессивного поведения должна выразиться:

    1. В повышении мотивации к изменению неадекватного поведения.

    2. В осознанном овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения на основе самоконтроля и самоанализа с использованием детьми анализа, синтеза, сопоставления при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

    3. В повышении уровня межличностных взаимоотношений между детьми.

    4. В снижении уровня агрессивного поведения.

    5. В повышении культуры общения.

    Тематический план индивидуальных занятий по коррекции агрессивности.

    Этапы работы

    Цель

    Содержание коррекционной работы

    Обучение способам           выражения гнева

    1.Формирование осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

    1. Рисование мыльными пузырями

    2. Работа с эмоциями

    3. Раскрась картинки с эмоциями

    4. Работа с водяным пистолетом

    5. Дыхательное упражнение

    2.Обучение способам выражения негативного  эмоционального состояния социально приемлемыми способами.

    1.Сказка «Львенок»

    2.Упражнение «Упрямая подушка»

    3.Упражнение «Ругаемся овощами»

    4.Творческая работа «Подарок для друга»

    3.Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

    1.Рисование шариком по краскам

    2.Сортировка эмоций

    3.Мешочек для криков

    4.Изменение эмоций

    Обучение приемам саморегуляции

    4.Гармонизация эмоционального состояния, осознание гнева через сенсорные  каналы, снятие напряжения.

    1.Упражнение «Танец злости»

    2. Рисование злости

    3. Слушание музыки «Добрый жук»

    4. Рисование радости

    5. Упражнение «Ласковые лапки»

    5.Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессии и позитивная трансформация негативных эмоций, снятие напряжения.

    1.Упражнение «Хорошо-плохо»

    2.Страна злости

    3. Просмотр мультфильма «Лунтик», серия «Хорошие манеры» 

    6.Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, развитие креативности.

    1.Упражнение «Кубик эмоций»

    2.Упражнение «Танцующие ниточки»

    3.Советы избавления от злости

    4. Лепка «Змея»

    Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии

    7. Гармонизация эмоционального состояния,  снятие напряжения, развитие эмпатии.

    1.Сказка «Как лисичка бычка обидела»

    2.Упражнение «Мирись-мирись»

    3.Упражнение «Проблемные ситуации»

    4. Рисование подарка для друга

    8.Осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

    1.Раскрашивание мандалы

    2. Чтение сказки «Неприятности»

    3.Тренинг эмоций

    4.Рисование «Добро-зло»

    Обучение

    конструктивным поведенческим реакциям.

    9. Расширение спектра поведенческих реакций, снятие деструктивных элементов в поведении.

    1. Сказка «О девочке, которая не умела играть»

    2. Упражнение «Найди выход»

    3. Релаксация

    4. «За что меня любит мама»

    5. Изготовление талисмана


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина, самомассаж кистей рук)

    Конспект индивидуального логопедического занятия  с использованием современных образовательных  технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина,самомассаж...

    Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и лет с

    Конспект индивидуального логопедическогозанятия  с использованием современных образовательных  технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и...

    Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием резиновых массажных мячей в старшей группе. Тема: Звук «Ж» :автоматизация в слогах и словах.

    Данная разработка представлена в форме индивидуального занятия по формированию правильной артикуляции звука "Ж", развитию фонематического восприятия с использованием здоровьесберегающих технологий (пр...

    Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием инновационных технологий на тему: "Автоматизация звука Ш" (по сказке "Маша и Медведь")

    Данный конспект использовался автором для показа открытого занятия на заседании районного методического объединения учителей-логопедов....

    Индивидуальный план по самообразованию «Использование компетентностного подхода в художественно- эстетическом развитии детей через музыкальное воспитание».

    Повышение профессиональной компетентности педагога через обогащение эстетической, музыкальной культуры как часть всейдуховной культуры....