Программа индивидуальной коррекции агрессивного поведения ребенка.
материал

Николаева Светлана Васильевна

для воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ind.r.agr_.r.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Программа индивидуальной коррекции агрессивного поведения ребенка.

Пояснительная записка.

    Проблема агрессивного поведения весьма актуальна в наши дни. Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей. Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон). 

          Дети черпают  знания о моделях поведения из разных источников. Из семьи, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение, и обучаются при взаимодействии со сверстниками, узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр (Я сильный – и мне все можно). Дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. Не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

    Агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые в свою очередь, возникают от неудовлетворения базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку. Агрессивное поведение детей –это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

     Целями создания данной программы является:

- предупреждение агрессивного поведения у ребёнка;

- расширение адаптационных возможности ребенка.

Задачи:

  1. Обучение агрессивного ребенка способам выражения гнева.
  2. Обучить ребенка приемам саморегуляции.
  3. Формирование позитивных качеств личности ребенка.

     К ожидаемым результатам можно отнести контроль над проявлениями агрессии, отказ от нежелательного поведения, оценка социальной ситуации, расширение продуктивных поведенческих реакций.

Занятия  рассчитаны на работу с детьми от 6 – 7 лет, проводятся 1 раз в неделю по заявке или результатам тестирования. Продолжительность занятий составляет  20 минут. Программа состоит из 24 занятий. Длительность программы – 6 месяцев.

 Программа работы включает в себя несколько этапов. На подготовительном этапе выявляются агрессивность ребенка. С родителями и воспитателем проводятся предварительные консультации. На консультации с воспитателем обсуждается необходимость оказания поддержки  ребенку, посещающему занятия. Аналогичные опросы обсуждаются и с родителями. Это важно, так как очень многие родители не знают, чем занимается психолог, и «что он может сделать с их ребенком» - очень актуальный вопрос для них.

Основной этап предполагает индивидуальную  работу. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, создание доверия. На первом занятии ритуал приветствия предлагается  ведущим. Работа по теме занятия состоит из нескольких упражнений.

На завершающем этапе работы проводится контрольная диагностика агрессивности, позволяющая оценить эффективность работы. Кроме того, на этом этапе проводятся консультации с педагогами и родителями  по результатам работы.

Учебно – тематический план.

Тема

Содержание

Количество часов

Занятие 1,2

Диагностический блок.

Методика «Моя семья».

Проективная методика А.Романова по диагностике агрессивности у детей:

«Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто это бывает?»

Тест «Кактус» Н.А.Панфилова

40 минут

Занятие 3,4

Диагностический блок. 
Методика «Градусник». 
Методика « Рисунок несуществующего животного»
Методика «Методика диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук)

40 минут

Занятие 5,6

Приветствие

Упражнение «Работа с гневом. Недружеский шарж»

Упражнение «Мешочек криков»

Упражнение «Листок гнева»

Упражнение «Посчитал до десяти я и решил...»

Обратная связь

40 минут

Занятие 7,8

Приветствие

Упражнение «Вдох - выдох»

Беседа на тему «Мое настроение». Упражнение «Тише - громче»

Обратная связь

40 минут

Занятие 9,10

Приветствие

Упражнение «Шум дождя»

Упражнение «Мое настроение»

Упражнение «Считаем до 10».

Упражнение «Вдох - выдох»

Обратная связь

40 минут

Занятие 11,12

Приветствие

Упражнение «Снежки».

Беседа «Какой Я»

Релаксация в процессе наблюдения за  «Водопадом»

Упражнение «Вдох - выдох»

Обратная связь

40 минут

Занятие 13,14

Приветствие

Упражнение «Рисуем 2 руками»

Упражнение «Зайчики».

 Упражнение «Вдох - выдох»

Обратная связь

40 минут

Занятие 15,16

Приветствие

Упражнение «Выжимаем апельсин»

Упражнение «Волшебные линии»

Беседа «Что хорошо, а что плохо»

«Вдох - выдох»

Обратная связь

40 минут

Занятие 17,18

Приветствие

Упражнение «Кричалки- шепталки-молчалки»

Упражнение «Соедини лица детей и ситуации»

Расслабление под музыку «Шум моря»

«Вдох - выдох»

Обратная связь

40 минут

Занятие 19,20

Приветствие

Упражнение «Попади в цель»

Беседа на тему «Как вести себя, когда ты обиделся»

Упражнение «Вдох - выдох»

Обратная связь

40 минут

Занятие 21,22

Приветствие

Упражнение  «Моя семья»

Расслабление под спокойную музыку

Упражнение «Говори»

Упражнение «Вдох - выдох»

Обратная связь

40 минут

Занятие 23,24

Приветствие

Упражнение «Самоанализ»

Упражнение «Я рисую»

Обратная связь

40 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение ребенка дошкольника. Коррекция агрессивного поведения у детей

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от живот...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА

Агрессивные действия ребенка – это сообщение о потребностях, заявление о себе. Установление своего места в мире. Однако агрессивные действия ребенок направляет на близких людей, которые из самых лучши...

Коррекция агрессивного поведения ребенка по средством игры

Что таоке агрессия? И как с ней бороться?...

Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапии у дошкольников 5-6 лет

Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапииу дошкольников 5-6 лет   Разработчик программы:педагог – психолог: Прокопьева Наталия ...

Программа по коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, что означает “нападение”. В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: агрессия -...

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы "Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"

Пояснительная записка    Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессив...

Коррекция агрессивного поведения ребенка (картотека игр)

Картотека игр включает игры для дошкольников направленные на обучение способам выражения гнева в приемлемой форме; игры направленные на обучение приемам саморегуляции, самообладания, игры, направленны...