Индивидуальный план по самообразованию " Использование дидактических игр для обогащения сенсорного опыта младших дошкольников" на 2018-2019 учебный год.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Сидорова Ольга Сергеевна

Индивидуальный план по самообразованию "Использование дидактических игр для обогащения сенсорного опыта младших дошкольников" на 2018-2019 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazorvaniyu8.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «БЕРЕЗКА»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Согласовано:                                                            Утверждено:              

Старший воспитатель  МБДОУ                             Заведующий МБДОУ

«Советский детский сад № 2 «Березка»                «Советский детский сад № 2 «Березка»                  ___________Т.М.Пронина                                      __________А.П.Комиссарова    

«__» __________2017г.                                            Приказ №__ от «_»______201

Индивидуальный план по самообразованию

Тема: «Использование дидактических игр для обогащения сенсорного опыта младших дошкольников»

срок реализации 1 год

(2018-2019 учебный год)

Составитель: Сидорова О.С., воспитатель 1 квалификационной категории

                                                                                                   Введение:

Младший дошкольный возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Этот возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека"

Б. Г. Ананьев.

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Подьякову, сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Использование дидактических игр для обогащения сенсорного опыта младших дошкольников».

Цель:

повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- расширить знания о сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.

- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (приобретение  новых игр при участии администрации детского сада: игровой комплекс « Коврограф Ларчик», разработанного В.В.Воскобовичем и   комплект игры «Геоконт Малыш» на каждого ребёнка группы).

- образование родителей по данной  теме (подготовка  консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры», проведение бесед,  родительского собрания  «Путешествие в Фиолетовый лес»

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-4 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего  окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив;

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

- произвольное внимание;

- логическое мышление;

- зрительное и слуховое восприятие;

- память;

- речь детей.

Ожидаемые результаты:

Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 3-4 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей  3-4 лет.

Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Выход темы: 

- консультация для родителей

- показ открытого занятия для педагогов

- родительское собрание «Путешествие в Фиолетовый лес»

- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего возраста

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- специальные занятия по сенсорному воспитанию

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации своего проекта я разработала подборку дидактических игр:

- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию «Почемучка» и оформление картотеки.

Методическая  работа

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Сентябрь 2018г.

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды по сенсорному опыту ребенка.

В течение года

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры»

Январь 2018года

Конспект консультации

Подготовка анкет к анкетированию родителей

Март 2019 года

Анкета

Подготовка и проведение  родительского собрания

Апрель 2019 года

Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии.

Работа с детьми

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

специальные занятия по сенсорному воспитанию

В течение года

занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями («Геоконт», «Коврограф Ларчик»)

В течение года

сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) 

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару»

Сентябрь – ноябрь 2018г.

картотека

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?» 

Декабрь 2018г

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе»

 Январь -  

 Февраль 2019 г

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери  гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

 Март 2019г.

картотека

Анкетирование родителей

Апрель 2019г.

Анкета

Отчет по самообразованию

Май 2019г.

Ну и, конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации) («Роль сенсорного воспитания в развитии детей младшего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания.) Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и дидактического материала.

Работа с родителями

Формы работы

  Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры»

Март 2019г.

консультация

Анкетирование родителей

Март 2019г.

Анкета

Проведение родительского собрания «Путешествие в Фиолетовый лес»

Апрель 2019г.

Протокол собрания

Список литературы



1.Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: Учеб, пособие / В.П. Арсентьева – М.: ФОРУМ, 2009. - С.100-109.

2.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: Учеб, пособие / Т.В. Башаева.- М.: Просвещение, 2005. – 80с. 

3.Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проспект: Культура, 2005. - С.157-159.

4.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада. – 2-е изд. / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2009. – 169с.

5.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 2007. - С.3-5

6.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Книга для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер. - М.: 2004. – 109с.

7.Выготский Л.С. Психология: / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2010. – 859с.
8.Воскобович В.В.  Развивающие игры Воскобовича.-ООО «ТЦ  Сфера»,2015.-125 с.

9.Вакуленко Л.С., Воскобович В.В. Универсальные средства: Игровой комплекс «Коврограф Ларчик».- С.-П.,2016.-92с.
10.Даутова В.Х Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр [Электронный ресурс] / Проект младшая группа - Режим доступа - http://nsportal.ru

11.Дидактические игры одно из средств умственного воспитания детей младшей группы [Электронный ресурс]/ Режим доступа -http://centrzdorovjay.edusite.ru

12.Дошкольное образование. Словарь терминов: Дошкольное воспитание и развитие / Н.А Виноградова – М.: Айрис-пресс, 2005. - С.77-289

13.Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2003. –98с. 

14.Плеханов А. Теория и практика Марии Монтессори / А. Плеханов // Журнал Дошкольное воспитание. – 2009. - №10, с. 66 – 70.

15.Поздоровкина Н.В. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр [Электронный ресурс] / работа с дошкольниками. - Режим доступа- http://nsportal.ru 

16. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Э.Г. Пилюгина, - М.: Просвещение, 2010. – 135с.

17.Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика: Конспект лекций / Н.О. Пичугина, Г.А. Айдашева, С.В. Ассаулова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

18.Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Ф.С. Сохиной, Н.Н. Подьяковой. - М.: Просвещение, 2009.- С.6-9

19.Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста в дидактических играх в условиях ДОУ [Электронный ресурс]: работа с дошкольниками. - Режим доступа - http://webspier.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию «Использование компетентностного подхода в художественно- эстетическом развитии детей через музыкальное воспитание» 2017-2018г..

Повышение профессиональной компетентности педагога через обогащение эстетической, музыкальной культуры как часть всей духовной культуры....

Перспективный план по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» на 2018-2019 учебный год

Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада необходимо. Оно обеспечит овладение детьми культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщи...

индивидуальный план по самообразованию «Использование элементов арт-терапии с детьми дошкольного возраста» на 2018-2019 уч.г

laquo;…Художественное творчество обогащает субъективный опыт, являясь его эквивалентом. …В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаютсявновь, осознаются и, в конечно...

Индивидуальный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» на 2021-2022 учебный год

Цели и задачи:  Формирование у детей элементов экологического сознания к природе.- Обогатить у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;- Показать красоту ...