Главные вкладки

    Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения
    рабочая программа по теме

    Бизина Елена Валентиновна

    Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения показывает влияние зрительной недостаточности на темп развития креативной творческой игры и требует специальной коррекции.

    Так же обращает на себя внимание тот факт, что все большее количество детей при поступлении в детский сад имеют сопутствующие нарушения в деятельности центральной нервной системы. соматически ослаблены. уних замедлен и затруднен процесс становления саморегуляции.важным элементом формирования базовой составляющей произвольной саморегуляции является организация правильного дыхания у детей.

    В данной программе мы используем наряду с методами арт-терапии дыхательные упражнения, самомассаж , упражнения на релаксацию.

    предлагаем вам примерное описание программы и конспект одного занятия.

    Программа составлена на основе сказок Галины Азовцевой "Волшебные истории планеты Магнолия" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_skazkoterapii.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие проводится в рамках имаготерапевтической программы «Волшебные истории планеты Магнолия» (модифицированный вариант программы Г.Азовцевой)

    Цель программы — профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии и здоровье детей.

    Адресат программы

     В коррекционно-развивающие группы отбираются дети 4-6-летнего возраста, имеющие проблемы эмоционального характера (страхи, тревожность, агрессивность, обидчивость, замкнутость, неуверенность), а также, по результатам скрининговой диагностики, дети с нарушенным развитием.

    Предполагаемый результат

    1. Активизация способности детского организма к саморегуляции (или её
      восстановление)     при     помощи     методов     дыхательной     гимнастики,
      самомассажа и пальцевой гимнастики.
    2. Снижение уровня тревожности и агрессивности детей.
    3. Развитие умений преодолевать трудности и страхи.
    4. Раскрытие       творческих       способностей       детей       через       развитие
      непроизвольности, непосредственности, эмоциональности и двигательной
      активности.
    5. Развитие     мотивационной    сферы     через    активизацию     естественной
      познавательной деятельности.
    6. Формирование     навыков     конструктивного     выражения     эмоций     и
      ненасильственной коммуникации.
    7. Инициирование самопознания ребёнка.

    Условия проведения

     В группе одновременно занимаются 4-6 человек. Занятия проводятся в кабинете психолога. Продолжительность занятия 20-25 минут. Необходимое оснащение:

    1. Место для подвижных игр
    2. Место для релаксации лежа (со специальным покрытием)
    3. Столы для рисования
    4. Краски, кисточки, бумага
    5. Магнитофон, аудиозаписи
    6. Мяч
    7. Наглядный материал (по теме «Эмоции»)

    8.    Проектор с комплектом дисков с космической  тематикой


    Краткое описание программы.

    Программа представляет цикл из 10 музыкальных сказок, объединённых общим содержанием и общей историей.

    Каждый сеанс — сказка длится 20 - 25минут и записан на магнитофонные кассеты.

    Обоснование выбора программы:

    -позволяет обучить детей релаксации и элементарным навыкам психической саморегуляции;

     -предлагает игровые дыхательные упражнения;

    -содержит подвижные игры и динамическую релаксацию, причём играть в
    предлагаемые игры можно и в воображении;

    -способствует повышению самооценки ребенка, принятие им себя и окружающих;

    -благодаря захватывающему содержанию побуждает интерес ребёнка к
    прослушиванию каждой следующей сказки.

    Структура сеансов-сказок.

      Все сеансы имеют одинаковую структуру, состоящую из шести частей;

    -        приветствие 1 - 2 минуты;

    -        вводная   беседа   и   объяснение   происхождения   запаха   (используются
    целебные благовония растительного происхождения) -до 1 минуты;

    1. легенда или волшебная история (4 — 6 минут), рисование;
    2. релаксация – колыбельная, дыхательные упражнения - 5 минут;
    3. пальчиковые игры, самомассаж - 4 - 5 минут;
    4. обсуждение рисунков – 5 - 7минут;
    5. музыкальная пауза, подвижная игра, прощание - 5 минут.

    Примерное описание занятия

    «Волшебный сон магнов»

     В первой волшебной истории происходит знакомство и представление феи Космоса Сандрелизы и детей планеты Земля друг другу( сказка в аудиозаписи).

    Дети рассматривают движущуюся проекцию космического пейзажа, рассказывают, что они знают о космосе.

     Определяется главная задача детей - слушать волшебные истории, нюхать их запах, рисовать по желанию, и играть в игры главных героев историй.

    Важно в начале занятия поинтересоваться у детей об их настроении, спросить, какого оно цвета (или на какой цвет похоже).

      Предлагается легенда о происхождении названия планеты Магнолия, раскрывается секрет магнов - «кнопка на животе», который одновременно может служить психологической защитой детей.

    Во время колыбельной-релаксации дети «превращаются» в маленьких магников, ложатся на специальные маты, выполняют упражнения на напряжение–расслабление мышц, дыхательные упражнения. Напряжение ассоциируется с неприятными эмоциями,  расслабление – с позитивными. Также детям предлагается выдохнуть (выдуть)  неприятные эмоции, если таковые имеются, а вдохнуть побольше счастья, радости, хорошего настроения.

    После релаксации для восстановления тонуса, «чтобы проснуться», проводятся пальчиковые игры и самомассаж.

    В конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, ведущий задает проясняющие вопросы, предлагает детям определить настроение рисунка, спрашивает, что понравилось на занятии, какое теперь настроение.

    Способы оценки результативности

       В эмоциональной сфере и в сфере общения: наблюдения за ребенком по формализованной таблице, тесты Дорки-Амена,  Дембо-Рубинштейна, Люшера.

      Для определения уровня развития творческих способностей: анализ детских рисунков (возрастает количество сюжетов, деталей, используются оригинальные сюжеты, дается развернутый комментарий к рисункам и т.д.).

      Уровень развития мелкой моторики оценивается по рисуночным тестам, тестам Тейлора и Рея-Остерица, пробам кинестетического праксиса.

        Также проводится анкетирование родителей и педагогов.

    Государственное бюджетное

     дошкольное образовательное учреждение

     детский сад №36 компенсирующего вида

     Приморского района Санкт-Петербурга

    Конспект

    коррекционно-развивающего занятия  

    в подготовительной группе

    педагога-психолога

    Бизиной Е.В.

    Санкт-Петербург

    2011


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения "

    Основные задачи развития зрительных функций у детей с нарушением зрения...

    Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения с использованием занимательного математического материала».

    Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зре...

    Значение изобразительной деятельности для развития зрительно¬пространственных представлений у детей с нарушением зрения

    Трудности зрительно-пространственного анализа, не умели пользоваться приемами наблюдение обуславливают своеобразия обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности.Однако, опыт показыва...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ".

    Обучение детей Правилам дорожного движения - жизненно необходимо. С самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам...

    Использование ИКТ для обогащения представлений об окружающем у детей с нарушением зрения

    В статье расскрывается проблемма использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения....