«Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста».
проект (старшая группа)

Ольга Васильевна Меркулова

«Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы

у детей дошкольного возраста».

Влияние темпа, динамики и ритма современной жизни в эпоху социально-экономической нестабильности, постоянные перемены, огромный информационный поток которые приводят к повышению агрессивности и эмоциональной нестабильности в жизни людей. Взрослые люди не всегда в состоянии совладать с возникающими жизненными трудностями, справиться с возникшими проблемами, сохранить целостность и уверенность. Все это является следствием эмоциональной неустойчивости личности и проявляется уже в дошкольном возрасте. Дети в этих условиях являются более беззащитными и уязвимыми, испытывая на себе груз внешнего неблагополучия, что также подтверждается диагностическими данными. Среди них дети с эмоционально-волевыми проблемами в особенности с чувствами страхов, агрессивности, замкнутости и тревожных состояний, которые нуждаются в организации специализированной помощи.

Для коррекции эмоционально-волевой сферы, я искала метод позволяющий раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, помогающий ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, позитивно социализироваться, сформировать у детей уверенность в себе и своих силах, желания и стремления детей быть успешными и необходимыми.

Для коррекции и развития психологического здоровья детей в повседневной работе, я осуществляю различные средства: развивающие игры и упражнения, разнообразный дидактический материал, иглотерапию, сказкотерапию. Для того, чтобы, поддержать познавательный интерес к моим занятиям, я искала прием для развития эмоционального мира детей, такой который бы вызывал не только интерес, но и много положительных эмоций. Свой выбор я остановила на работе с песком в песочницах и на световых планшетах, что и реализовываю в своем опыте работы.

Песочная терапия получила широкое распространение в педагогике и психотерапии, с помощью которого можно решать проблемы эмоционально-волевой сферы детей.

Цель: коррекция и профилактика эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста, средствами песочной терапии с использованием световых планшетов.

Задачи:

  • корректировать нарушения эмоционально-волевой сферы (страхов, тревожности, агрессивности);
  • развивать речь и психические процессы;
  • совершенствовать умение эффективного общения со сверстниками и взрослыми;
  • повышать личностный потенциал дошкольника (уверенность, самостоятельность, ответственность);
  • формировать позитивное самоотношение.

Для реализации коррекционно-развивающей работы в своей деятельности использовала следующие принципы песочной терапии:

1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с   героями детских игр и детских сказок – на основе этого принципа песочной   терапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.

2. Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.

3. Принцип обмена – в играх с песком ребенок и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения.

4. Принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего.

            В своей работе я использую множество игр, упражнений и игровых программ с использованием песочницы, и песочного планшета, облегчающих процессы обучения, коррекции и развития детей. Игры с песком я использую:

  • в качестве ведущего метода коррекционного воздействия;
  • в развивающих и обучающих занятиях;
  • в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки;
  • в качестве диагностики и психопрофилактики и др.

Методы и формы работы с песком: рассказ, беседа, коммуникативные, символические, ролевые игры, моделирование ситуации, пальчиковая гимнастика, конструирование из дидактического материала.

В качестве песочной терапии используется следующее оборудование: Световой стол, планшет для рисования на сухом песке; песочница для построения песочных картин из кинетического песка; чистый, просеянный цветной песок; кинетический песок; «коллекция» миниатюрных фигурок

В своей работе использую две формы работы с песком. Это работа в песочнице с использованием кинетического песка, и работа с сухим песком на световом столе.

Классический вариант в песочной терапии это построение песочной картины. Ребенку предлагается построить волшебный мир или сказочную историю на песке. Обязательный компонент для работы в песочнице - маленькие фигурки или их изображение.

Основная часть — это выполнение задание.

В заключительной части которая называется ритуалом прощания песочный персонаж объявляет об окончании путешествия или игры.

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используются музыкальные произведения, например, «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста.

Преимущество песочной терапии выражаются в том, что она:

  • помогает развить социальный и эмоциональный интеллект дошкольников;
  • помогает развить речь, внимание, память, воображение, мышление;
  • помогает развить навыки конструктивных выходов из неблагоприятных ситуаций;
  • помогает развить мелкую моторику;
  • помогает снять эмоциональное напряжение.

Приемы рисования на песке, которые я используемую на занятии; вырисовывание, отпечатывание, разравнивание, разгребание песка вокруг, отсечение лишнего, высыпание из кулачка, просеивание песка между пальцами, через сито.

Способы рисования песком, используемые на занятиях; кистью руки, симметрично двумя руками, пальцами, ладонями, кулачками, щепотью, кистью для акварели, ситом, скребками, стеками. 

Формы работы

В своей работе я использую, групповые и индивидуальные игры.  Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Индивидуальные игры - позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Анализ результативности.

Реализация песочной терапии в коррекционной и развивающей работе позволила создать предпосылки, способствующие гармонизации психологической сферы детей.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • у дошкольников значительно возрастает интерес к занятиям;
  • дошкольники чувствуют себя более успешными;
  • у дошкольников снижается уровень тревожности, агрессивности;
  • у дошкольников формируются умения видеть эмоции другого и собственный эмоциональный образ;
  • развивается эмоциональная произвольность, дети учатся конструктивно управлять собственным поведением;

значительно увеличивается словарный запас и формируются средства коммуникации.

В результате занятий песочной терапией, по результатам диагностики, наблюдается следующая картина:

  • развивается мелкая моторика и психические процессы;
  • у дошкольников снижается уровень тревожности, агрессивности;

Песочная терапия не так давно получила распространение в психологии. Отмечается недостаточность подготовки для использования песочной терапии. Это создаёт, c одной стороны, немало трудностей для использования песочной терапии, c другой стороны, стимулирует творческий поиск и формирует собственный опыт в данном направлении, который мною представлен на разных площадках:

  • Золотая медаль во Всероссийском конкурсе «Росточек, мир спасут дети» как член команды авторов-разработчиков комплекта материалов из опыта работы дошкольного учреждения «Я внедряю ФГОС» 2017г.
  • Свидетельство об участии в городской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Лучшие практики» г. Норильск, 2018г.
  • Публикация в федеральном журнале для родителей и педагогов «Дошкольный мир», «Путешествие по дорожкам в песочную страну» 2019г. №4 (39\2019)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_pesochnoy.docx15.64 КБ
Файл buklet_po_pesochke.docx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие

по песочной терапии «Песочная страна» для детей 5 лет

Занятие построено в партнерской форме.

Содержание строиться на спасении городов в песочной стране.

Общая цель: Снятие повышенной чувствительности, эмоционально-психического напряжения, повышение самооценки детей и воспитание положительной оценки к нравственным ценностям.

Развивающие задачи: Развитие эмоционального мира детей, коммуникативных навыков, тактильных ощущений.

Воспитательные задачи: Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, желание прийти на помощь попавшему в беду, чуткость, отзывчивость, умение сопереживать, получать радость от совместной деятельности, повышать чувство уверенности в себе.

В структуру занятия входит:

-Приветствие, которое помогает сплотить детей, создать атмосферу доверия и принятия.

-Релаксация для снятия эмоционально-психического напряжения детей

Основная часть:

Этап прикосновения к поверхности сухого песка- мотивационный этап деятельности с песком.

Упражнения «Здравствуй песок» «Следы животных», «Узоры на песке» - снимают психофизическое напряжение. Упражнения «Песочный дождик» -регулирует мышечное напряжение и расслабление. Упражнение «Ветер» учит детей управлять дыханием.

В городе «Радость» снимаем эмоциональное напряжение, уменьшает внутреннюю тревогу, преодолеваем негативные состояния (злость, грусть)

В городе «Фантазии» мы модулируем города, здесь мы повышаем самооценку получаем радость от совместной деятельности.

В пустыне мы развиваем тактильно кинестетическую чувствительность детей.

Здравствуйте, ребята.

Я сегодня очень добрая и хочу поделиться своей добротой с вами.

Упражнение «Передай». Теперь доброты у нас стало еще больше.

А сейчас я предлагаю вам еще немного поиграть. Игра «Росточек» -представьте, что вы маленькие росточки и показались из земли. Нас пригревает солнышко и наши росточки растут. Все выше и выше!

Звучит спокойная музыка.

Появляется песочный человек. Ребята,  песочный человек, рассказал мне, что в его песочную страну пришла песочная буря и замела все на своем пути, жители песочной страны просят о помощи. Поможем им, отправляемся на помощь.

Ребята мы с вами оказались в настоящей пустыне, Давайте поздороваемся с песочком. Потрогаем его. Какой он? Давайте, погреем его. Вот как много стало теплого песка.

Но чтобы нам отправиться в путь нам нужны дороги, мы их нарисуем. А что бы получились узкие дороги, мы каким пальчиком будем их рисовать? Мизинцем. Дорога может быть прямая и извилистая. Теперь нарисуем широкую дорогу двумя пальчиками. И наша дорога идет к большой горе, давайте мы заберемся на нее пальчиками. Что мы можем увидеть с этой горы? Всю песочную страну. Спускаемся с горы и сгребаем к себе песочек. А когда мы пальчиками ходим по песку, что на нем остается? Следы. А кто еще может оставлять следы на песке? Животные. Оставим следы Кенгуру-пощиплем песок, змея-ладошками. Слон-кулачками. Посмотрите, какие еще животные приходят в пустыню. Посмотрим, какие они оставляют следы?  А что животные могут искать в пустыне? Воду. Но песчаная буря занесла всю воду и животные не смогут ее найти. Что бы вернулась вода нужно сделать колодцы.  Давайте сделаем колодца через трубочки, вдох через нос-выдох через трубочку. Молодцы!

А пока мы с вами дули пришли грозовые тучи и начался дождь. Наши колодцы наполнились водой. Что нам скажут жители песочной страны? Спасибо. А мы им ответим «Пожалуйста». А нам пора дальше, но путь наш лежит через пустыню, и мы будем идти на пальчиках.

Мы пришли в город Радость. Песчаная буря унесла всю радость из этого города и жители города какие теперь ходят? Давайте нарисуем грустные личики. А когда мы злимся это как? Нарисуем.

Давайте поиграем?  Я могу показать фокус, как треугольник может во что-то превращаться. А давайте, нарисуем жителям песочной страны цветы? А давайте отставший песочек соберем в вазу и подарим всю нашу радость жителям песочной страны. Делимся радостью, добром, улыбкой, счастьем. Какая радуга у нас получилась? Радуга поможет нам идти дальше. Закроим глазки и представим, что мы при вдохе поднимаемся на радугу, на выдохе-спускаемся с радуги.

И вот мы и добрались до города Фантазии. Песчаная буря занесла весь город, здесь нет домов, и жители ушли из этого города. Давайте восстановим города.

А нам пора идти дальше, мы опять попали в пустыню. Здесь песчаная буря спрятала сокровища жителей песочной страны. Давайте найдем сокровища. Мы смогли найти сокровища и теперь можем украсить сокровищами солнышко в песочной стране.

Появление песочного человечка. Мы смогли помочь жителям песочной страны. Расскажите, что мы делали? А я хочу передать вам дружбу, а вы поделитесь дружбой с ребятами в группе.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения

Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения ...

методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

Развитие ребенка  теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...

План по самообразованию педагога-психолога на 2016-2021 год по теме: "Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер дошкольников"

План по самообразованию педагога-психолога на 2016-2021 год по теме: "Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер дошкольников"...

Использование песочной терапии в развитии эмоционально- волевой сферы у детей с ОВЗ

Использование песочной терапии для развития эмоционально-волевой сферы у детей....

Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность в общение.

Сегодня в наше время мы часто сталкиваемся  с  проблемой развития речи у детей дошкольного возраста. Потребностью и главной функцией для нас является речь . Вот этим мы отличаемся от животны...

Доклад на тему: «Опыт работы развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы личности детей дошкольного возраста»

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к тому, что его окружает. Эмоционально-волевая сфера — это свойства личности человека, характеризующи...

Песочная терапия в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

актуальность использования песочной терапии на занятиях с детьми ЗПР...