Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность в общение.
статья по коррекционной педагогике на тему

Попова Екатерина Александровна

Сегодня в наше время мы часто сталкиваемся  с  проблемой развития речи у детей дошкольного возраста. Потребностью и главной функцией для нас является речь . Вот этим мы отличаемся от животных. Непосредственно через общение детей с другими детьми они реализуют себя как личность. Мы не можем судить , без оценки речевого развития, о личности ребенка.

    Когда мы с детьми оказавшись на пляже, сразу же начинаем увлекательно погружать руки в песок, нам  взрослым как и детям нравится строить замки из песка, рисовать на песке. Совместные занятия с песком особенно помогает родителям наблюдать и изучать особенности поведения и развития ребенка.

     Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы  взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Когда мы  строим картины из песка, придумываем различные истории, в такой наиболее органичной форме для ребенка  мы передаем ему наши знания и жизненный опыт,  также события и законы окружающего мира. Мы еще при этом  и врачуем собственную душу, как бы раскрывая своего Внутреннего Ребенка.
    На сегодняшний день  многие дошкольные учреждения имеют песочные столы. Но как использовать их, в своей работе мало кто знает. Часто задаваемые вопросы: «Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок?» многие педагоги  отвечают: «Песок нужен, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо - они это делают сами». Мы интуитивно подошли к таинству песочной терапии, в основе которой лежит спонтанность, которая  проявляет  индивидуальность детей  в песочных играх.
   Такой  принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом  Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Метод один из самых интересных, который  разработан в рамках данного направления. Способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, повышающий уверенность в себе и открывающий  новые пути развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Cтатья22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность в общение.

  Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала!
Простейший ящик из стола
Покрасим голубой мы краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой!

     Сегодня в наше время мы часто сталкиваемся  с  проблемой развития речи у детей дошкольного возраста. Потребностью и главной функцией для нас является речь . Вот этим мы отличаемся от животных. Непосредственно через общение детей с другими детьми они реализуют себя как личность. Мы не можем судить , без оценки речевого развития, о личности ребенка.

    Когда мы с детьми оказавшись на пляже, сразу же начинаем увлекательно погружать руки в песок, нам  взрослым как и детям нравится строить замки из песка, рисовать на песке. Совместные занятия с песком особенно помогает родителям наблюдать и изучать особенности поведения и развития ребенка.

     Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы  взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Когда мы  строим картины из песка, придумываем различные истории, в такой наиболее органичной форме для ребенка  мы передаем ему наши знания и жизненный опыт,  также события и законы окружающего мира. Мы еще при этом  и врачуем собственную душу, как бы раскрывая своего Внутреннего Ребенка.
    На сегодняшний день  многие дошкольные учреждения имеют песочные столы. Но как использовать их, в своей работе мало кто знает. Часто задаваемые вопросы: «Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок?» многие педагоги  отвечают: «Песок нужен, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо - они это делают сами». Мы интуитивно подошли к таинству песочной терапии, в основе которой лежит спонтанность, которая  проявляет  индивидуальность детей  в песочных играх.
   Такой  принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом  Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Метод один из самых интересных, который  разработан в рамках данного направления. Способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, повышающий уверенность в себе и открывающий  новые пути развития. Песочная терапия дает такую возможность, прикоснуться к глубинному, подлинному «Я», восстановить свою психическую целостность, интегрировать свою самость, собрать свой уникальный образ, картину мира. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка». Может быть, естественная потребность возиться с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь , как мы знаем песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной.

    Мы знаем , что игра с песком не только любимая игра детей, но отличный способ развивать  мелкую моторику рук, мышления, творческие воображения, налаживать  взаимоотношения между детьми. А песочная терапия для детей дошкольного возраста – это глубокая психологическая работа. Она позволяет нам  решать множество психологических проблем у детей, родители с которыми не могут справиться самостоятельно.

Игра с песком впервые была применена на практике основательницей Лондонского института детской психологии Маргарет Ловенфельд. Она была первой, кто решил положить детские игрушки в песок. Маргарет предлагала детям выстраивать на песке картины, и назвала этот процесс «Мой мир». Эта методика получила название «Техника мира». Затем, в 50-х годах детский психотерапевт Дора Калф, которая, кстати, училась у самого Карла Юнга, взяла технику Маргарет и соединила с юнгианским анализом.

      Как мы знаем, что  основная деятельность дошкольника – игра. В игре  дети  познают себя и окружающий мир. В песочнице мы лепим , рисуем, а  также оставляем на песке свои   отпечатки. Когда мы наблюдаем как дети играю в песке , то видим как он  позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это прекрасное  средство  для развития и саморазвития ребенка. Технология песочной терапии сама  многофункциональна, она  позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Игра  с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия на эмоциональное состояние , также позволяет  стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

    Метод  игры с песком ,способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы. Для каждого ребенка игра с песком, естественная и доступная форма деятельности. Как мы часто видим из наблюдения и опыта своей работы, что дети  часто словами не могут  выразить свои переживания, страхи, и тут им на помощь приходят игры с песком. С  помощью игрушечных фигурок, мы проигрываем ситуации  взволновавшие ребенка,  создавая  картину собственного мира из песка, мы помогаем  детям  освободится  от напряжения.

  У детей усиливается желание к самостоятельной работе, развивается тактильная чувствительность, также  познавательные функции, а главное  мы помогаем развивать речь.

    С помощью таких  игр на песке мы можем  решать  сложные коррекционно-развивающие задачи в работе с детьми с нарушениями речи. Перенос  такой коррекционной деятельности в песочницу  нам даёт большой образовательный эффект, нежели чем стандартные формы обучения.    Возрастает интерес к занятиям, так дети превращаются в сказочных волшебников , которые создают свой мир на песке. Коррекционная деятельность проходит интересно, дети себя чувствуют более успешными и уверенными .  

  Такая  работа по коррекции речевых нарушений  посредствам песочной терапии  всегда дает свои положительные результаты. Проводя  работу  с песком мы помогаем  активизировать  у детей работу мозга, способствуем развитию движений пальцев рук, речи. Рисования песком в речевой деятельности имеет большой ряд преимуществ. Песок дает возможность не только воплощать  свои творческие  замыслы, но и изменять их, быстро и продуктивно достигать желаемого результата.  Вся эта техника хороша тем, что рисуя мы  можем  менять  изображаемое, не боясь, что задуманное не получится. В процессе всего  рисования  у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, которая стимулирует  в свою очередь развитие речи, что особенно важно проблемами для детей с речевыми отклонениями. Рисуя песком, мы  погружаемся  в сказку, мир своих фантазий, придумываем  причудливые  образы,  изображаем рисунки извилистыми  линиями . Главное детям  дать волю своим  действиям и фантазиям и они превращаются в добрых сказочных волшебников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии как средства развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время, в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается комплексное использование различных технологий, сред...

Опыт работы по использованию элементов мнемотехники с целью развития связной речи у детей дошкольного возраста

В работе представлен опыт работы с использованием мнемотехники для занятий с детьми и родителями.Даны методические рекомендации по использованию элементов мнемотехники как средства развития связной ре...

Брошюра "Песочная терапия, как средство развития коррекции речи детей дошкольного возраста"

Брошюра содержит практический и теоретический материал, для воспитателей, логопедов, родителей. В материале освещенны аспекты применения песочной тарепии в работе с детьми дошкольного возраста, для ра...

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР

: Актуальность, цели и задачи песочной терапии в работе логопеда. Разработки  дидактического материала по теме. Опыт работы с воспитанниками....

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Одно из направлений музыкальной деятельности, в которой происходит творческое самовыражение каждого ребёнка, является «элементарное музицирование». Основоположником теории «элем...

Песочная терапия в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

актуальность использования песочной терапии на занятиях с детьми ЗПР...

Методическая разработка «Песочная терапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

К. Д. Ушинский писал: «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка - это куча песка».Песочная игро-терапии &nda...