Использование игр, направленных на развитие общения и эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Степанова Елена Аркадьевна

Статья раскрывает особенности развития речи детей с синдромом Дауна, факторы, влияющие на развитие, а так же примеры игр, которые можно использовать в работе с детьми данной категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stepanova_e.a.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

К.С. Аксаков писал: "Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира". Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно - в первые годы жизни. Ученые разных специальностей за последние сто лет провели много исследований для того, чтобы выяснить происхождение и природу речи. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок не достаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослым. Как отмечает Морозова Н.Г., речевая активность есть "естественный... социально обусловленный процесс... пользования названиями предметов (и действий), который рождается практически, во взаимодействии ребенка с окружающей средой, в зависимости от его жизни и общения; умение усваивать слово он получает  извне, но оно становиться своим в результате практики общения и употребления речи при пользовании предметами...".  

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием языка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок не заговорит без речевого окружения. Но и этого не достаточно. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения. Основная деятельность детей в раннем возрасте, связанная с восприятием звуков, - речевое общение.        

Таким образом, решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Необходимо выделить в коммуникативном факторе три стороны, каждая из которых представляет собой результат устоявшихся за многие месяцы контактов ребенка с окружающими взрослыми: эмоциональные контакты, контакты в ходе совместных действий, голосовые контакты.

Значение развития эмоциональной сферы в процессе становления личности ребенка чрезвычайно велико. Именно в этой области складываются такие важные качества личности, как чувствительность к отношению других людей, отзывчивость на их переживания, собственное эмоциональное самоощущение, определяющее отношение ребенка к миру. Установление эмоциональных связей – важнейшее условие, обеспечивающее эффективность воспитательных воздействий взрослого на ребенка. Ребенок реагирует на окружающее определенными эмоциями. Для него важно доброе отношение взрослого, он способен общаться через «гуление», выражая этим состояние удовлетворения и потребность в общении со взрослым. Для малыша значимо ощущение привязанности к нему взрослых. Это формирует у ребенка уверенность в себе, самостоятельность и доверительное отношение к другим. Таким образом, эмоциональные связи являются своеобразным каналом, по которому осуществляется влияние общения взрослого с ребенком на психическое развитие последнего (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина и др.).

Развитие речи в норме и в условиях патологии характеризую рядом общих черт и закономерностей.

Характеристика речевого развития детей с синдромом Дауна

Анализ нормального и аномального развития речи и их сравнение позволяет сделать вывод, что речь ребенка с отклонением в развитии формируется на тех же принципах и проходит такие же этапы, как и речь обычного ребенка. Характерной чертой для всех периодов аномального развития речи являются замедленный темп, большое количество искажений, неточностей и ошибок. Наиболее выраженные нарушения речевого развития и речевые расстройства обычно сочетаются с интеллектуальной недостаточностью, выраженными пороками и аномалиями развития. Что касается детей с синдромом Дауна, то уже в раннем возрасте они, как правило, готовы к обучению и хотят общаться. Поэтому их необходимо учить различным способам общения с окружающими людьми, чтобы не затормозить дальнейшее развитие. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми с ребенком. При правильной организации деятельности ребенка с синдромом Дауна его речь уже в раннем возрасте может стать основным средством общения. Конечно, у подобных детей существуют трудности, которые обязательно должны учитываться в процессе формирования речи и которые возможно преодолеть совместными усилиями логопеда, родителей и ребенка.

Факторы, влияющие на развитие речи с синдромом Дауна

Дети с синдромом Дауна имеют особенности, которые влияют на развитие речи. У детей с синдромом Дауна часто имеются анатомические аномалии артикуляционного аппарата, которые обуславливают нарушения произносительной стороны речи. Их артикуляция звуков, фонация, темп, интонация могут существенно отличаться от нормы: сниженный мышечный тонус (гипотония), когда мышцы вялые и расслабленные и ими трудно управлять. Прежде всего, это губные мышцы, щечные, и мышцы языка; маленький полуоткрытый рот, толстый большой язык, готическое небо (высокое), утолщенные губы, часто короткая уздечка, аномалии зубов, иногда их частичное отсутствие.

Следствием указанных особенностей являются голосовые просодические и артикуляционно-фонематические дефекты. Все заметно ухудшает разборчивость, внятность, плавность и четкость речи.

Дети с синдромом Дауна имеют нарушения голоса и мелодико - интонационные расстройства. Нарушения голоса связаны с пониженным тонусом мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, при гипотонусе (пониженный тонус) - голосовые складки в момент фонации полностью  несмыкаются, между ними остается щель. Голос у детей с синдромом Дауна часто бывает слабый, иссякающий в процессе речи. Наблюдаются нарушения тембр голоса, он чаще всего глухой, монотонный, хриплый, прерывистый. Слабо выражены голосовые модуляции, а иногда они полностью  отсутствуют.

Ребенку для успешного овладения речью необходимо слышать  речь, которая звучит вокруг него. Однако многие дети с синдромом Дауна имеют снижение слуха. По данным некоторых исследований у 60-70 % детей кондуктивная тугоухость. Большой проблемой для детей с синдромом Дауна является часто повторяющиеся отиты и другие инфекционные заболевания.  Если ребенок не может постоянно слышать окружающие звуки, он не научится слышать их. Общее снижения слуха негативно влияет на развитие фонематического слуха. Если ребенок не слышит четко все звуки, научиться произносить эти звуки ему будет очень трудно. Еще сложнее ему включать эти звуки в слово.

Язык усваивается путем установления связи между предметом, действием, признаком и их названием. Чтобы ребенок смог правильно произнести слово, он должен смотреть на вас и видеть, как вы это делаете. Также он должен учиться смотреть вместе со взрослым на предмет или ситуацию, которая обозначается каким-то словом. Для того чтобы понять и повторить слово «жук», ему нужно посмотреть на вас, потом вместе с вами на жука. Он должен проследить взглядом за движущимся объектом. Если ребенок видит плохо, нечетко или не может сфокусировать взгляд на предмете, ему будет намного труднее соотнести слово с конкретным предметом. У детей с синдромом Дауна часто отмечается снижение зрения, у многих наблюдается косоглазие.

У детей с синдромом Дауна ярко выражено неравномерное развитие речевых навыков, когда одни навыки формируются раньше, чем другие. Умение понимать речь формируется значительно раньше и лучше, чем навыки устной речи. Образуется разрыв между импрессивной и экспрессивной речью. Ребенок с синдромом, обычно произносит свои первые слова в два-три года, но может в четыре-пять лет. Словарный запас развивается медленно, часто, ограничен рамками обиходно-бытовой тематики. У детей недоразвита речь - от частичного до полного ее отсутствия.

У детей с синдромом Дауна отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения и др.), особенно на уровне произвольности осознанности. Отставание в умственном развитии, характерное; синдрома Дауна, будет сказываться на возможностях развития ребенка во многих сферах. Конечно, это отставание оказывают влияние и на навыки общения, так как овладение языком опирается на познавательные способности, умение анализировать, пос определенные понятия, запоминать их.

Кроме того, отмечаются следующие особенности памяти: маленький объем, более быстрое угасание возникших следов. Особенно страдает вербальная память, слухо-зрительная память развита у них лучше. Внимание неустойчивое, объем значительно сужен, с трудом происходит переключение  внимания с одного объекта на другой. Обработка полученной информации идет медленно, поэтому ребенок не сразу может ответить на вопрос или выполнить нужную инструкцию. Происходит отсроченное воспроизведение. Ребенок часто не способен сделать обобщение, перенести усвоенный навык из одной ситуации в другую.

У детей с синдромом Дауна часто возникают трудности с пониманием слов, а также с использованием их в активной речи.

Несмотря на перечисленные трудности в процессе развития речи у детей с синдромом Дауна прослеживается определенная динамика: дети переходят по состоянию речи с одного уровня на другой, более высокий. В процессе коррекционно- развивающей работы они приобретают речевые навыки и умения, перестают быть неговорящими, но остаются детьми с недоразвитой речью.

Проследить и понять, как дети с синдромом Дауна овладевают системой языка во всем многообразии мы можем только в том случае, если опираться на знание общих законов развития речи ребенка.

Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей, с интеллектуальной недостаточностью.

Подготовительный этап  

Этап охватывает 1-й год жизни детей срок небольшой по сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка.    

Ребенок не понимает речи окружающих взрослых, но здесь складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. На этом этапе большую роль играют эмоциональные контакты со взрослым. Эмоциональные связи у детей со взрослыми впервые возникают вскоре после рождения и к 2 месяцам складываются в сложную деятельность, в которой обмен партнеров выражениями взаимного удовольствия и интереса составляет основное содержание и суть.   Разнообразие эмоциональных реакций, сила и глубина их проявления свидетельствуют о полноценном психическом развитии младенца (Н. М. Аксарина, Е. К. Каверина, Ф. И. Фрадкина, Н. М, Щелованов). Чем полнее эмоциональные проявления, тем более ребенок раскован, жизнерадостен, любознателен и смышлен. Через эмоции ребенок проявляет себя, выражает свою индивидуальность, ибо иного языка общения с людьми у него пока нет. Примерно до 4 месяцев преобладает эмоциональное, а не речевое общение, и инициатива в этом случае принадлежит взрослому.

Для нормального психического развития ребенка нужно, чтобы он не испытывал отрицательных эмоций. В этом возрасте ребенок отрицательные эмоции выражает плачем и плачет до тех пор, пока негативный раздражитель не будет устранен. Поэтому для развития устойчивой психики необходимо, чтобы малыш доверял взрослым.

К концу первого месяца он узнает голос знакомых взрослых, различает тембр, громкость и высоту звука. К 4-5 неделям жизни младенец начинает связывать зрительные и слуховые впечатления. Примерно к 1, 5 месяцам малыш начинает реагировать, если с ним заговаривают или улыбаются ему. Он тоже улыбается, начинает сучить ножками. К двухмесячному возрасту он добавляет звуки «от себя». Уже на рубеже 3 месяца ребенок вступает в новую область человеческих отношений – в мир отрицательных эмоций. У ребенка формируется избирательное отношение к разным лицам, он начинает различать знакомых и незнакомых людей. Если взрослый постоянно разговаривает с малышом во время всех процедур ухода за ним, отвечает на его «гуление», то уже 3-месячный ребенок может отзываться на обращенный

Общение со взрослым должно приносить только радость. Играть с ребенком необходимо в добром расположении духа,  радость взрослого передается ребенку. Дети очень чувствительны к интонации, и даже нотки раздражения могут вызвать плач малыша. Поэтому так важны игры для развития доверительных отношений с малышом, приносящие ребенку радость и удовольствие.

К 2 месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми.  

Оно характеризуется следующими чертами:

  • общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;
  • содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых; ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;

основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений и поз.

После перехода детей на уровень более высокой формы ситуативно-делового общения значение эмоциональных контактов не уменьшается. Оно, скорее, даже возрастает, так как расположение ребенка и взрослого друг к другу включает теперь оценку также и практических умений, способностей к интересной совместной деятельности. Очень важно, чтобы ребенок видел артикуляцию и лицо говорящего. Следует добивать, чтобы ребенок не только замолкал, слушая взрослого, но и смотрел на его рот, следил за движениями губ. Один и тот же слог (например: ма – ма - ма) следует повторять много раз, не торопясь, а затем произносить его обыкновенно и делать паузу, чтобы малыш отреагировал и произнес вслед за взрослым (ма – ма –ма). Если ребенок повторил слог его следует поощрить: улыбнуться, погладить и вновь с радостной интонацией несколько раз произнести слог. В конце занятия можно высказать словесное одобрение, но в момент возникшей «переклички» не следует слуховое сосредоточение переключать на посторонние речевые  звуки. В 5 – 6 месяцев ребенок начинает сознательно реагировать на интонацию взрослого, связывать ее со смысловым содержанием речи. Поэтому интонация взрослого должна соответствовать положительному, отрицательному  или нейтральному отношению к тому, что он говорит. Речь теперь выполняет элементарную познавательную функцию. Эмоциональный контакт со взрослыми оказывает большое влияние на формирование у детей зрительно-слуховых связей, роль которых имеет большое значение на этапе возникновения речи.    

Эмоциональные контакты со взрослым могут оказывать стимулирующее влияние на становление вербальной функции благодаря тому, что вызывают у ребенка желание говорить, как говорит взрослый.    

Контакты в ходе совместных действий к началу этапа становления речи также составляют значительную часть социального опыта ребенка. Практическое сотрудничество со взрослым в условиях, когда старшие организуют деятельность детей, помогают ее осуществлять и контролируют процесс ее осуществления, приводит к тому, что у ребенка формируется обобщенная позиция младшего партнера, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего. Отсутствие или скудность контактов детей со взрослыми в ходе совместных действий будет мешать ребенку принять коммуникативную речевую задачу. Ведь для того, чтобы успешно справиться с ней, ему нужно уметь выделять в ситуации и взрослого, и предмет и, главное, научиться связывать воедино поведение взрослого, артикулирующего слово, с предметом, который взрослый словесно обозначает. И наоборот, опыт совместной со взрослыми деятельности, строящейся на основании использования предметов, вооружает ребенка обобщенными умениями и навыками, полезными для решения коммуникативной речевой задачи. Самое важное значение имеет, по-видимому, тот факт, что в результате ситуативно-делового общения ребенок научается воспринимать взрослого как сотрудничающего с ним старшего партнера и не столько ищет его ласки, сколько естественно включает его как важнейший компонент в ту проблемную ситуацию, в которую попадает он сам.  

Таким образом, можно считать: практические контакты ребенка со взрослым  в ходе совместных действий могут положительно влиять на становление речи благодаря тому, что организуют ориентировку ребенка, помогают ему выделить ключевые компоненты ситуации взрослого и предмет и увидеть в поведении взрослого его содержание обращенность к предмету и артикулирование обозначающего   этот предмет слова.    

Aнализ поведения детей раннего возраста показывает - ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями  и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!»), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Т.о. коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но, по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах) также входит в продукт общения. Необходимо  как можно чаще называть ребенка по его именем. Связь между личностью и именем огромна и загадочна. Особое внимание приобретает имя для развивающейся личности ребенка. В детстве, особенно в раннем только имя отличают одного ребенка от других. Вот почему так важно для ребенка отождествлять себя со своим именем.

 На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.

Различают несколько этапов развития потребности в эмоциональном общении ребенка со взрослым:

  • Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.
  • Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.
  • Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.
  • Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.

Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от ребенка владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку.

Уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей.  К концу 1-го года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный. Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым. В ходе этого взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание со взрослыми. Таким средством общения становится речь, вначале пассивная (понимание), а затем активная (инициативные высказывания самого ребенка).

Этап возникновения речи

Второй этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении ребенка с окружающими людьми довербальной и вербальной. Несмотря на такое промежуточное положение, он растянут во времени и охватывает обычно более полугода от конца 1-го года до второй половины 2-го года. В случае замедленного речевого развития второй этап может растянуться на год-полтора.    

Основное содержание второго этапа составляют два события:

  1. возникает понимание речи окружающих взрослых,
  2.  появляются первые вербализации - период лепета, или  послоговой речи.

Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни. "Ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что сказав "ам-ам" можно получить есть, а сказав "ма-ма", можно позвать маму".   Оба события тесно связаны между собой, и не только во времени, но и по существу. Они представляют собой двуединый способ решения одной коммуникативной задачи. Задачу ставит перед ребенком взрослый, он требует от детей выполнить действие по словесной инструкции и предусматривает в некоторых случаях действие не только локомоторное или предметное, но и вербальное. Для чего взрослый показывает на предмет, проделывает с ним те или иные манипуляции, протягивает ребенку, сам погружается в рассматривание предмета и т. д. При этом взрослый произносит слово, обозначающее предмет, и неоднократно это слово повторяет.  

Этап развития речевого общения

Основными событиями на этапе развития речевого общения являются: во-первых, изменение содержания общения и развитие соответствующих этому функций речи как средства общения; во-вторых, овладение произвольной регуляцией речевыми средствами.  

        

Условия эффективного развития ребенка с синдромом Дауна

  • выявление уровня общения ребенка со взрослым;
  • выявление уровня речевого развития ребенка;
  • их распределение в порядке от простого к более сложному;
  •  четко поставленная цель и подчиненность ей заданий;
  • разные варианты упражнений и их чередование;
  • систематичность проведения занятий.

Вступая в эмоциональный контакт, необходимо использовать такие действия, которые легко воспринимаются ребенком:

  • Физическое соприкосновение. Обычно ребенку доставляет удовольствие, когда его поглаживают, похлопывают, перебирают пальчики, совершают движения его ручками и ножками (пассивная физкультура);
  • Разговор с ласковой интонацией, воспроизведение звуков из репертуара малыша. Обязательно необходимо выслушать ответ ребенка и вновь к нему обратиться;
  • Улыбка. Все действия с ребенком сопровождайте улыбкой, она особенно важна в ответ на инициативную улыбку ребенка;
  • Взгляд. Необходимо смотреть в глаза малышу, стремиться как можно дольше продлить контакт глаз.

Специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.

Разговор с самим собой.

Когда малыш находится недалеко, говорите вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию малыша.

Например: «где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т.п.

Параллельный разговор.

Этот прием отличается от предыдущего тем, что взрослый описывает все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием взрослый  как бы подсказывает ребенку слова, выражающие его опыт, которые он впоследствии начнет использовать самостоятельно.

Провокация.

Ребенка побуждают говорить те слова, которые он может. Взрослый притворяется, что не понимаете его указывающих жестов. Например: если малыш указывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, попробуйте ему дать не ту игрушку, говоря, при его возмущении «Я не понимаю, что ты хочешь: куклы, машинку». В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Распространение.

Взрослый продолжает и дополняет все сказанное малышом, но не принуждает его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит.

Например:

Р.: «Суп»

В.:  «Овощной, вкусный суп» или «Суп кушают ложкой»

Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, взрослый постепенно подводит его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

Приговоры.

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляют им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно вникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками -  вернее – крест-накрест: с правой рукой – левое полушарие, с левой рукой – правое полушарие.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном м тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе – кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению в ласке, в физическом контакте.

Выбор.

Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми. Например: «Тебе налить молока или сока?», «Тебе налить целый стакан или половину?», «Ты будешь играть с куклой или мишкой» и т.д.

Последовательная подборка игр по возрастным периодам с учетом возможности малыша и его насущных проблем:

  • Игры, способствующие развитию чувства взаимного доверия
  • Игры, стимулирующие положительные эмоции
  • Игры, приносящие в общение новизну и остроту эмоций
  • Игры, ориентированные на развитие объединенного внимания
  • Игры, стимулирующие речевое развитие
  • Игры, стимулирующие подражание

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программа «Мы: общение и игра взрослого с младенцем», Москва 2002г.
  2. Ппрограмма «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия» Центр ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Даунсайд Ап».
  3. «Игры и занятия с детьми, раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии» Е.А.Стребелева, Г.А. Мишина.
  4.  Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Ассоциация Даун Синдром. 1997 г. «Маленькие ступеньки»,
  5. Галанов А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до 1 года» М., 2000.
  6. Галанов А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет»  М., 2000.
  7. «Ранняя стимуляция доречевого развития» Кривина С.М., «Воспитание и обучение детей раннего возраста», ред. Ляминой  Просвещение 1981г.
  8. «Развитие речи и мышления» Л.Н. Павлова, Москва 2000г.
  9.  «Познавательное развитие» Л.Н. Павлова, Москва 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс занятий, направленный на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, проявляют внимание, он испытывает эмоц...

Программа по психологической коррекции «Развитие эмоциональной сферы дошкольников с синдромом Дауна методом психогимнастики» (опыт работы)

Реализация данной программы возможна с детьми с чрезмерной утомляемостью, низкой работоспособностью, гиперактивными или замкнутыми, с неврозами, задержкой психического развития, психическим недоразвит...

Развитие навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна.

Материалы по развитию мелкой моторики у детей с синдромом Дауна...

Художественное творчество, как средство развития мелкой моторики рук у детей с синдромом Дауна

ЦЕЛЬ : развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна  в разных видах художественной деятельности....

«Использование арт-альбома «Пойми меня» для гармонизации эмоциональной сферы детей»

Презентация альбома в рамках городского методического объединения  «Создание и применение арт-альбомов в практике ДОУ»  для педагогов-психологов ДОУ, на базе МАДОУ № 88, г.Нижнек...

Коррекционно-развивающее занятие по формированию и развитию познавательной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с использованием элементов сказкотерапии и техники правополушарного рисования.

Коррекционно-развивающее  занятие по формированию и развитию познавательной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет) с использованием элементов сказкотерапии итехники пра...