«Использование арт-альбома «Пойми меня» для гармонизации эмоциональной сферы детей»
материал по психологии

Замаева Елена Шагитовна

Презентация альбома в рамках городского методического объединения  «Создание и применение арт-альбомов в практике ДОУ»  для педагогов-психологов ДОУ, на базе МАДОУ № 88, г.Нижнекамск

Наиболее эффективны в работы с детьми, проявляющими различные виды деструктивного поведения, формы арт-терапии, помогающие воссоздать атмосферу раннего рисования, вернуть ребенка на, так называемый, доизобразительный период.       Арт- альбомы могут стать незаменимыми помощниками в работе с детьми и взрослыми. Богатый арсенал арт-терапевтических техник сделает процесс консультирования более интересным и эффективным. Арт-альбом «Пойми меня» помогает эффективно преодолевать детскую тревожность, а зачастую как следствие - агрессивность, приводить ее в конструктивное русло.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstupitelnoe_slovo.docx22.28 КБ
Файл vystuplenie_art-albom_poymi_menyadocx.docx17.88 КБ
Файл vystuplenie_zamaeva.pptx2.99 МБ
Файл vystuplenie_2.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

    Добрый день уважаемые коллеги! Предлагаем вам инструмент для практической деятельности психолога в рамках арт-терапевтического направления – арт-альбомы.

      Арт- альбомы могут стать незаменимыми помощниками в работе с детьми и взрослыми. Богатый арсенал арт-терапевтических техник сделает процесс консультирования более интересным и эффективным.

       Ведь в ходе работы с арт-альбомами психолог:

  • Предоставляет возможность ребенку и взрослому самостоятельно выйти на проблемные зоны.
  • Создает безопасное пространство, в котором ребенок и взрослый могут встречаться со своими чувствами и переживаниями.
  • Создает доверительные отношения между всеми участниками коммуникации.
  • Поддерживает атмосферу искренности, доброжелательности, взаимопонимания.
  • Стимулируeт детей и взрослых к творческой деятельности.
  • Безоценочно, не критикуя, принимает все продукты творческой деятельности .
  • Побуждает к рефлексии, пониманию психологического содержания изобразительных работ .
  • Укрепляет позитивный образ «Я», содействует проявлению уникальности детей и взрослых.

      Работа с альбомом может строиться по Вашему усмотрению: его можно заполнять непосредственно на консультациях, а также использовать в качестве домашнего задания с дальнейшим обсуждением при встрече.

      На всех этапах работы с арт-альбомами, в ходе каждой встречи участники создают продукты художественного творчества – рисунки, коллажи, повествования и т.п.

      Таким образом, заполнение арт-альбома представляет собой ведение дневника в образной форме, что является мощным средством взаимного познания и самопознания, дает возможность для решения актуальных вопросов детско-родительских и партнерских отношениях: профилактику и разрешение конфликтов, преодоление трудностей в общении, на улучшение взаимопонимания, создание атмосферы доверия в отношениях.

      Как раз о создании атмосферы доверия в отношениях с ребенком с помощью авторской арт-книги «Путешествие по Волшебной стране творчества» нам расскажет Алия Ниязовна.


Управление дошкольного образования исполнительного комитета

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Выступление с сообщением из опыта работы

на городском семинаре-практикуме

педагогов – психологов ДОУ НМР РТ

«Создание и применение арт - альбомов в практике ДОУ» на тему:

«Использование арт –альбома

 «Пойми меня»

для гармонизации эмоциональной сферы детей»

Педагог-психолог МАДОУ № 88

Замаева Е.Ш.

г.Нижнекамск, 2020 г.

      Коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в поведении, имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы, т.к. неизбежна отрицательная консолидации в группе, индивидуальная работа является более эффективной. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести". Специфика этой категории детей в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии.

      Наиболее эффективны в работы с детьми, проявляющими различные виды деструктивного поведения, формы арт-терапии, помогающие воссоздать атмосферу раннего рисования, вернуть ребенка на, так называемый, доизобразительный период.

      Арт-альбом «Пойми меня» помогает эффективно преодолевать детскую тревожность, а зачастую как следствие - агрессивность, приводить ее в конструктивное русло.

     Прежде чем приступить к коррекционной работе педагог - психолог проводит диагностику эмоционально - волевой сферы. Именно поэтому большой блок арт - альбома отведен диагностическим методикам. Мне важно увидеть уровень его эмоционального развития, как ребенок строит взаимоотношения с другими, на каком этапе находится его самосознание.

      Для того чтобы сделать процесс диагностирования более безболезненным и увлекательным я постаралась использовать в арт-альбоме интерактивные элементы типа кармашки с карточками, разные окошечки, карточки на липучках, картинки и так далее. Элементы постоянно трогаются, двигаются, вытаскиваются, то есть задействуется еще и моторика рук и сохраняется постоянный интерес к действиям.

       Итак, рассмотрим более подробно диагностический блок.

Тест «Выбери свое место на дереве» 

      Предлагаем ребенку рассмотреть картинку. Затем раскрасить коричневым цветом ствол и ветки. За это время ребенок успевает рассмотреть всех человечков получше. Затем красным цветом раскрасить человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение. А зеленым цветом -того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.

       Этот тест позволяет понять уровень самооценки, выявить причины проблем в общении и понять насколько адекватно малыш воспринимает себя в обществе.

Тест «Тортик для гномика»

      Это тортик для гномика. Его надо сделать красивым с помощью заготовок  разного цвета.(дети выкладывают)

Ты выложил свое состояние цветом, а теперь подумайте на что похоже твоё состояние, в виде какого образа ты мог бы его представить, и нарисовать?

      Этот тест позволяет оценить психическое состояние ребенка.

Тест «Страхи в домиках»

      В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам.

После выполнения предлагается закрыть черный дом на замок, а ключ выбросить

      Тест направлен на выявление и уточнение преобладающих видов страхов.

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо".

      В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания:

«Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?

      Методика исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях, выявляет уровень тревожности.

Тест «Кактус»

      Нарисуй на листе бумаги кактус, какой ты себе представляешь.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

  • Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)?
  • Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он?
  • О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится?
  • Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
  • Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки).

      Тест позволяет выявить  состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия агрессии, ее направленности и интенсивности

Тест «Волшебная страна чувств»

      Ребенку рассказывается сказка о жизни жителей страны чувств, и обращаются с просьбой помочь им в решении жизненных трудностей.

      Методика направлена на выявление отношения детей к близким для них людям. А так же исследовать психоэмоциональное состояние ребенка.

Тест «Семейных отношений»

      Сначала происходит выяснение состава семьи. Но в нашей игре будет еще одна фигура: «Имя этого человека „Никто“. Он тоже будет играть. Видишь, здесь много маленьких карточек с написанными на них посланиями. Я прочитаю тебе, что на них сказано, и ты положишь каждую карточку к той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание на карточке  никому не подходит, ты отдаешь его „Никому“

      Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе.

Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.

       Исходя из результатов диагностики, ребенку предлагаются тематические задания, в ходе выполнения которых ребенок знакомится с эмоциями и чувствами, делится своими переживаниями, учиться называть, осознавать и различать оттенки чувств, соотносить цветовую гамму с образом, показывать художественные приемы изображения определенных эмоций и чувств, понимать переживания других.

      Интересные задания помогают ребенку повысить свою самооценку, сформировать представление о себе самом (образ Я), помогут снять эмоциональное напряжение.

      Надеюсь мой опыт создания арт - альбома пригодиться и Вам.

       Однако не стоит забывать, что работа с родителями – также важная составляющая работы с детскими проблемами. Ведь супружеская подсистема, то, как в ней выстроены взаимоотношения, может достаточно сильно влиять на психологическое, и на телесное состояние ребенка.  О том, как использовать арт-альбом в работе с семьей расскажет Мария Александровна.



Предварительный просмотр:

      Коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в поведении, имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы, т.к. неизбежна отрицательная консолидации в группе, индивидуальная работа является более эффективной. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести". Специфика этой категории детей в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии.

      Наиболее эффективны в работы с детьми, проявляющими различные виды деструктивного поведения, формы арт-терапии, помогающие воссоздать атмосферу раннего рисования, вернуть ребенка на, так называемый, доизобразительный период.

      Арт-альбом «Пойми меня» помогает эффективно преодолевать детскую тревожность, а зачастую как следствие - агрессивность, приводить ее в конструктивное русло.

     Прежде чем приступить к коррекционной работе педагог - психолог проводит диагностику эмоционально - волевой сферы. Именно поэтому большой блок арт - альбома отведен диагностическим методикам. Мне важно увидеть уровень его эмоционального развития, как ребенок строит взаимоотношения с другими, на каком этапе находится его самосознание.

      Для того чтобы сделать процесс диагностирования более безболезненным и увлекательным я постаралась использовать в арт-альбоме интерактивные элементы типа кармашки с карточками, разные окошечки, карточки на липучках, картинки и так далее. Элементы постоянно трогаются, двигаются, вытаскиваются, то есть задействуется еще и моторика рук и сохраняется постоянный интерес к действиям.

       Итак, рассмотрим более подробно диагностический блок.

Тест «Выбери свое место на дереве» 

Предлагаем ребенку рассмотреть картинку. Затем раскрасить коричневым цветом ствол и ветки. За это время ребенок успевает рассмотреть всех человечков получше. Затем красным цветом раскрасить человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение. А зеленым цветом -того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.

 Этот тест позволяет понять уровень самооценки, выявить причины проблем в общении и понять насколько адекватно малыш воспринимает себя в обществе.

Тест «Тортик для гномика»

Это тортик для гномика. Его надо сделать красивым с помощью заготовок  разного цвета.(дети выкладывают)

Ты выложил свое состояние цветом, а теперь подумайте на что похоже твоё состояние, в виде какого образа ты мог бы его представить, и нарисовать?

Этот тест позволяет оценить психическое состояние ребенка.

Тест «Страхи в домиках»

В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам.

После выполнения предлагается закрыть черный дом на замок, а ключ выбросить

Тест направлен на выявление и уточнение преобладающих видов страхов.

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо".

В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания:

«Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?

Методика исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях, выявляет уровень тревожности.

Тест «Кактус»

Нарисуй на листе бумаги кактус, какой ты себе представляешь.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

  • Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)?
  • Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он?
  • О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится?
  • Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
  • Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки).

Тест позволяет выявить  состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия агрессии, ее направленности и интенсивности

Тест «Волшебная страна чувств»

Ребенку рассказывается сказка о жизни жителей страны чувств, и обращаются с просьбой помочь им в решении жизненных трудностей.

Методика направлена на выявление отношения детей к близким для них людям. А так же исследовать психоэмоциональное состояние ребенка.

Тест «Семейных отношений»

Сначала происходит выяснение состава семьи. Но в нашей игре будет еще одна фигура: «Имя этого человека „Никто“. Он тоже будет играть. Видишь, здесь много маленьких карточек с написанными на них посланиями. Я прочитаю тебе, что на них сказано, и ты положишь каждую карточку к той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание на карточке никому не подходит, ты отдаешь его „Никому“

Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе.

Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.

Исходя из результатов диагностики, ребенку предлагаются тематические задания, в ходе выполнения которых ребенок знакомится с эмоциями и чувствами, делится своими переживаниями, учиться называть, осознавать и различать оттенки чувств, соотносить цветовую гамму с образом, показывать художественные приемы изображения определенных эмоций и чувств, понимать переживания других.

Интересные задания помогают ребенку повысить свою самооценку, сформировать представление о себе самом (образ Я), помогут снять эмоциональное напряжение.

Надеюсь мой опыт создания арт - альбома пригодиться и Вам.

.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АРТ-АЛЬБОМ «Пойми меня» д ля гармонизации эмоциональной сферы детей

Слайд 2

Тест «Выбери своё место на дереве»

Слайд 4

Тест « Тортик для гномика»

Слайд 5

Тест « Тортик для гномика» На что похоже моё состояние?

Слайд 6

Тест «Страхи в домиках»

Слайд 7

Тест «Страхи в домиках»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест «Выбери нужное лицо»

Слайд 2

Нарисуй кактус, такой, каким ты его представляешь. Тест «Кактус»

Слайд 3

Тест «Волшебная страна чувств»

Слайд 4

Тест «Семейных отношений»

Слайд 5

Раскрась воздушный шарик цветом похожим на твое настроение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей

Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей ...

Использование цветотерапии в коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР

В презентации описываются основные особенности детей с ЗПР, дается классификация ЗПР, диагностичнские признаки, этапы обследования детей с ЗПР, а также использование цветотерапии в психолого-педагогич...

Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей

МесяцТема, программное содержаниеМетодическиеприёмыИспользуемаялитератураСентябрь«Кто что делает?»Цель: учить внимательно рассматривать     картинку и называть изображенные п...

Учебно-методические пособия для индивидуального развития эмоциональной сферы детей 4 го года жизни с использованием дидактических игр

Для дальнейшего развития эмоциональной сферы сейчас ребёнка полезно учить       -различать внешние проявления ярких и однозначных эмоциональных состояний (по выражен...

"Гармонизация эмоциональной сферы ребёнка в игре"

Данный материал полезен для родителей и педагогов ДОУ. Так как эмоциональное благополучие это важная составляющая полноценного развития личности....

Использование игр, направленных на развитие общения и эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна

Статья раскрывает особенности развития речи детей с синдромом Дауна, факторы, влияющие на развитие, а так же примеры игр, которые можно использовать в работе с детьми данной категории....