Учебно-методические пособия для индивидуального развития эмоциональной сферы детей 4 го года жизни с использованием дидактических игр
учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему

Низдерка Людмила Алексеевна

Для дальнейшего развития эмоциональной сферы сейчас ребёнка полезно учить       

-различать внешние проявления ярких и однозначных эмоциональных состояний (по выражению лица, жестам, интонации);

-распознавать по внешним признакам состояние гнева, удивления, спокойствия, радости;

-обсуждайте причины возникновения той или иной эмоции (чувства);

-помогите разобраться, что испытывать, например, чувство гнева неприятно, что никто не любит постоянно сердитых людей;

-объясните, что значит "делиться радостью";

соотносить свои эмоции с состоянием природы, погодой, происходящими событиями;

-помогите детям осознать, какие настроения и чувства у них вызывает та или иная погода, какое время года больше нравится?

-осознать, как влияет природа на их чувства и настроение;

На примере сказочных персонажей помогите детям понять, что такое "злость" и "доброта", что о человеческих качествах нельзя судить по внешнему виду (молодой или красивый - не обязательно хороший, добрый).

Помогите ребёнку понять, что такое плохое настроение, почему оно может возникать, чем его можно улучшить исправить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsii111.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методические пособия для индивидуального развития эмоциональной сферы детей 4 го года жизни с использованием дидактических игр

Для дальнейшего развития эмоциональной сферы сейчас ребёнка полезно учить        

-различать внешние проявления ярких и однозначных эмоциональных состояний (по выражению лица, жестам, интонации);

-распознавать по внешним признакам состояние гнева, удивления, спокойствия, радости;

-обсуждайте причины возникновения той или иной эмоции (чувства);

-помогите разобраться, что испытывать, например, чувство гнева неприятно, что никто не любит постоянно сердитых людей;

-объясните, что значит "делиться радостью";

соотносить свои эмоции с состоянием природы, погодой, происходящими событиями;

-помогите детям осознать, какие настроения и чувства у них вызывает та или иная погода, какое время года больше нравится?

-осознать, как влияет природа на их чувства и настроение;

На примере сказочных персонажей помогите детям понять, что такое "злость" и "доброта", что о человеческих качествах нельзя судить по внешнему виду (молодой или красивый - не обязательно хороший, добрый).

Помогите ребёнку понять, что такое плохое настроение, почему оно может возникать, чем его можно улучшить исправить.

Игры для развития эмоций

Какого цвета солнечный день? При рассматривании картин обращайте внимание ребёнка на то, какие цвета художник использовал, изображая дождливый день или солнечный осенний день. Когда ребёнок рисует, особенно при рисовании пейзажей, обращайте его внимание на подбор цвета. В зависимости от содержания рисунка, советуйте использовать более яркие или более мрачные тона.

Театр Исполняя роль, ставя себя на место какого-нибудь сказочного персонажа, ребёнок может научить»» правильно выражать свои эмоции, выразительно говорить. Эта игра поможет улучшить эмоциональный настрой.

Игра заключается в том, что один игрок выразительно произносит какую-либо фразу, сопровождая её мимикой и жестами, а другой повторяет.

Например, один говорит: "Я маленький веселый котёнок", - весело, мяукая, помахивая "хвостиком". Другой игрок должен точно повторить эту фразу, скопировав и интонацию, и мимику и.жесты. Теперь можно поменяться ролями.

Цвет и чувство Предложите ребёнку раскрасить одежду сказочных героев в зависимости от их эмоционального состояния Например, раскрасить красным цветом одежду весёлого гнома, а жёлтым - грустного.

Используйте аналогичные картинки из раскрасок.

Кот, Петух И Лиса После прочтения русской народной сказки "Кот, Петух и Лиса" обсудите с ребёнком:

-Почему Петушок попал в беду? (Не послушался кота).

-Какая опасность ему угрожала? (Лиса бы его съела).

-Как вести себя в опасной ситуации? (Брыкаться, громко звать на помощь).

-Разыграйте сценку из сказки: вы - Лиса, хватается ребёнка - Петушка, а тот зовёт Котика. Так ребёнок потренируется громко звать на помощь. Аналогичные игры - сценки можно устроить и после прочтения других сказок с похожим содержанием ("Жихарка", "Баба-Яга и Жихарь")

Потешки - страшилки .Один из приёмов профилактики страхов - высмеивание страшных персонажей. Например, прочитали вы ребёнку сказку про Бабу-Ягу, а потом спойте про неё песенку-дразнилку:

Бабка Ёжка - костяная ножка

С печки упала, ножку сломала.

Пошла на улицу, раздавила курицу.

Пошла опять - раздавила сорок пять!

Муравьи В этой игре дети учатся выражать радость с помощью жестов и мимики. Можно играть с одним ребенком или с группой детей .

Взрослый говорит: « Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых веток, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей.  И так — всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе чтобы заснуть в своем теплом домике .Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают, пробиваться сквозь толстый слой иголок муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга ,радуются приходу весны делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют поэтому общаются жестами». (Взрослый вместе с детьми ложится на пол и спит, затем просыпается протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиныи

танец).

Весело и грустно. Предложите ребёнку рассмотреть картинки и угадать, какая картинка под весёлым стихотворением а  какая под грустным. Пусть ребёнок выучит эти короткие стихи и читает их наизусть с соответствующей интонацией.            

Кораблик

Матросская шапка,        

 Веревка в руке.

 Тяну я кораблик

 По быстрой реке.

 И скачут лягушки

 За мной по пятам,        

И просят меня:

«Прокати, капитан!»

        

        

Зайка

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

 Весь до ниточки промок.

А. Барто

Карусели Эта игра только создает положительное эмоциональное настроение детей , но и учит их согласовывать свои действия действиями других людей, выполнять действия по команде. Играть могут два человека и более. Все встают в хоровод. В такт словам стихотворения хоровод начинает двигаться в одну сторону постепенно сначала ускоряя, а затем замедляя темп движения и , в конце концов, останавливаясь. Игру можно повторить, двигаясь в другую сторону.

Еле-еле-еле-еле

Закружились карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише , тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра.

Артисты В этой игре ребенок учится выражать чувства с помощью мимики, жестов, позы. После прочтения сказки, например, « Заюшкина избушка» скажите ребенку : « Я буду лиса, а ты медведь. Лиса будет кричать, а медведь испугается. Покажи, как медведь боится» . Если ребенок затрудняется, пусть сначала подражает вам. Можно расположиться перед зеркалом и следить за изменением выражения своего лица, позы и т.д.

После прочтения других сказок можно изображать  другие чувства. Как грустит Аленушка о братце Иванушке, как радуется Иванушка, став снова мальчиком( « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Как огорчены дед и баба («Курочка Ряба»). Как горюет девочка , у которой Гуси-лебеди унесли братца («Гуси-лебеди»). Как сердится медведь, увидев, что его стул сломан, как испугалась Машенька, увидев перед собой медведя(«Три медведя»).

Старайтесь после того , как ребенок изобразит страх или грусть переключиться на положительные эмоции: потанцевать под веселую музык или спеть песенку.

Настроение Эта игра поможет ребенку распознавать эмоции и настроение, лучше понимать себя и других. Покажите ребенку пример, как можно сказать одну и ту же фразу с разной интонацией. Например , фразу : «Где мой мячик?»-можно сказать недовольно, радостно, испугано, грустно. Пусть ребенок тоже произнести фразу по разному.

Когда ребенок натренируется в произношении фраз с разной интонацией, можно поиграть так : вы произносите фразы , а ребенок пытается угадать настроение и наоборот, угадываете вы.

 

Картинки – эмоции Определять эмоциональное состояние других людей по выражению лица, позе, жестам ребенок учится в процессе рассматривания и обсуждения картинок. Предложите ребенку найти картинку , на которой нарисован испуганный человек. Спросите , как он догадался, что человек испугался( закрывается руками или прижимает их к груди , глаза широко раскрыты.)

Куда спряталась темнота часто малыш в своем воображении населяет неизведанные , темные места страшными персонажами. Он даже может бояться свесить ноги с кровати : а вдруг под ней лежит крокодил!? Темноту». Возьмите электрический фонарик и загляните с малышом под шкаф, под диван, в темную ванную. При этом разговаривайте с малышом весело и спокойно.

Такие совместные исследования полезны и для снижения страха ребенка перед незнакомыми местами (подвалом, сараем, стенным шкафом)

Говорят , в больших кустах

 по ночам таится страх.

Я пошел к большим кустам:

«Кто же там и что же там?»

Зашептали мне ткусты:

«Только мы м только ты,

Только птицы в гнездах.

Только небо в звездах».

(А. Кондратьев)

Усилитель звуков  Звуки , особенно громкие и неожиданные, часто вызывают у малышей чувство страха.

Именно такими звуками сопровождается работа электробытовых приборов : пылесоса, кофемолки, электродрели, фена. Знакомя ребенка с этими приборами поближе , вы помогаете ему преодолеть этот страх. Во0первых. Можно изобразить этот прибор. Используя загадки и стихи, например «Пыль увижу – заворчу и проглочу», «Жужжит , не летает – от пыли дом спасает» Озвучьте как ворчит жужжит пылесос, изобразите его. Пусть малыш вас «включает» и «выключает». Потом пусть он сам изобразит пылесос или другие приборы.

В пляс пошла , заголосила,

Зажужжала будто шмель.

В стенке дырку просверлила

Что же это? Это … (дрель).

Что же это , посмотри:

Ветер прячется внутри.

Если включишь, запоет,

Загудит, как самолет.

Станут волосы сухими

Вспомни, как же его имя? (Фен)

Во вторых можно записать звуки на магнитофон, покажите малышу, как можно управлять этим звуком: делать громче- тише, включать - выключать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка. Как научить ребёнка прощать, уг...

Конспекты занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.

Примерные  конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста  на развитие познавательных психических процессов ( восприятия, внимания, мышления) , а так же произвольной сферы с...

Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"

Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"...

Учебно-методическое пособие "Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста".

Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка. Как научить ребёнка прощать, уг...

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

Статья о том, как музыкальные произведения влияют на эмоциональную отзывчивость детей...

Технология развития сенсорной сферы детей с нарушением зрения с использованием дидактических игр

Игры и упражнения, направленные на развитие способов тактильного восприятия предметов....

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на основе использования релаксационных технологий и методов арт-терапии

В  данной  методической  разработке  представлены   различные  варианты  технологий   с импользованием  методов  арт-терапии для  ...