«ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»
консультация ( группа) на тему

Моисеева (Пономарева) Юлия Дмитриевна

Консультация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для родителей 148 КБ

Предварительный просмотр:

       

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 «Северяночка»

Консультация для родителей:

«ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»

Подготовила: инструктор

физической культуры

Пономарева Ю.Д.

г. Нижневартовск

          Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только ДА, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при режиме малоподвижности ли наоборот, при чрезмерно большой ДА возникает целый ряд негативных для ребенка последствий.

         Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей определяются условиями организации, ее характером и содержанием. Особенно велика целенаправленного руководства двигательной деятельностью старшего д/в. Это обусловлено тем, что к старшему д/в дети, имея высокую потребность в ДА, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. Самостоятельная ДА в старшем д/в все больше ограничивается созданными условиями в Д/С и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видеокассет и т.д.). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. К тому же, старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем ДА детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима в ДОУ.

         В основу разработки двигательного режима положен ряд принципов:

- (оздоровительная направленность, естественное стимулирование ДА и интеллектуальной активности) с учетом преемственности и своеобразия педагогических воздействий в разных возрастных группах;  

- индивидуально дифференцированный подход, который позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребенка, мобилизацию его активности и самостоятельности.

Основные закономерности развития ДА

Нарастание всех основных показателей ДА

Тенденция к нарастанию всех основных показателей ДА (объема, продолжительности, интенсивности) объясняется повышением уровня физического развития, возрастанием функциональных возможностей организма, обогащением двигательного опыта детей.

Различие показателей ДА у девочек и мальчиков

Мальчики по сравнению с девочками более подвижны в самостоятельной деятельности. В организованной деятельности эти отличия менее заметны.

Сезонные колебания ДА

Наиболее важной особенностью ДА детей старшего д/в является ее зависимость от времени года. Сезонные изменения ДА проявляются в ее повышении в весенне-летний период и снижении в осенне-зимний. Сезонная зависимость суточной ДА – это общебиологическое явление, и ее необходимо принимать во внимание при организации физического воспитания детей. Учитывая снижение ДА детей в осенне-зимний период, важно пополнять ежедневный суточный объем движений за счет увеличения моторной плотности разных видов организованной двигательной деятельности (занятиях, гимнастике, прогулке и т.д.).

Суточные колебания ДА

Наибольшая активность наблюдается во время прогулок, а периоды спада – во время пребывания детей в помещении (если не проводится физкультурное занятие). Отмечено три периода подъема ДА детей: утренний (с 8 до 9 ч.), дневной (с 10.30 до 12 ч) и вечерний (с 16.30 до 19 ч). Такое изменение обусловлено не только биологическими факторами, но и режимом дня ДОУ.

Недельная динамика ДА

Суточный объем естественной ДА детей изменяется и по дням недели, увеличиваясь от вторника к четвергу и резко падая к пятнице, что обусловлено общим утомлением детей и соответствующим снижением их активности. Наиболее высокая ДА в среду, четверг, ее объем в среднем выше по сравнению с другими днями недели.

Индивидуальные различия показателей ДА

ДА детей имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что в основном определяется индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности, устойчивостью интересов к определенным играм, педагогическими воздействиями и пр.

Распределение детей на подгруппы в зависимости от уровня ДА

         В зависимости от степени подвижности детей их распределяют на три основные группы (высокая, средняя, низкая подвижность). Каждая подгруппа детей характеризуется определенными сочетаниями уровней объема, продолжительности и интенсивности ДА. Существует тесная связь между основными показателями ДА (объемом, продолжительностью и интенсивностью) и поведением детей в течение дня, характером их двигательной деятельности.

1 подгруппа

К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью ДА независимо от объема и продолжительности ДА. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают невнимательны при объяснении и выполнении заданий. Им свойственна однообразная двигательная деятельность на прогулке, насыщенная играми с преобладанием бега и прыжков. Во время физ.занятий дети с высокой интенсивностью ДА не умеют выполнять двигательные задания в умеренном темпе и часто не доводят их до конца, совершая ненужные беспорядочные движения (покачивания, полуприседания, подпрыгивания и т.д.). некоторые дети этой подгруппы (как правило, это дети второй и третьей группы здоровья) отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, беспокойство, несдержанность и раздражительность. У них слабо сформированы механизмы саморегуляции деятельности и поведения. Нередко у гиперактивных детей наблюдаются неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Это проявляется в замедленном восстановлении частоты сердечных сокращений и показателей артериального давления после окончания выполнения физических упражнений.

2 подгруппа

Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трех показателей ДА, а также дети, у которых наблюдалось сочетание среднего и высокого уровней объема и продолжительности со средней и низкой интенсивностью ДА. Дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности, насыщенной играми и упражнениями разной степени интенсивности, целесообразное их чередование. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр и физкультурных пособий, и они являются инициаторами коллективных игр.

Дети со средним уровнем ДА характеризуются разнообразием двигательного поведения и во время физ.занятий. Одни дети бывают всегда активны, подвижны, проявляют творчество и стремятся быть лидерами. Даже при выполнении трудных заданий они не обращаются за помощью к воспитателю, а стараются самостоятельно выбрать пособие и преодолеть препятствия. Однако этим детям не всегда удается правильно и качественно выполнять задание, у них отмечается слабая техника движений. Другие дети отличаются более целенаправленным и спокойным поведением, собранностью, целеустремленностью. В течение всего физ. занятия они внимательны и все предлагаемые задания выполняют точно, анализируя каждое свое действие, относятся ответственно и с большим интересом к разным видам занятий по физкультуре. Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку протекает у детей второй подгруппы по благоприятному типу.

3 подгруппа

Дети третьей подгруппы имеют низкий объем ДА в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У всех детей этой подгруппы отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Им присуща однообразная малоподвижная деятельность с преобладанием статического компонента. Чаще всего они бывают не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого, проявляя медлительность, нерешительность и обидчивость. Каких-либо закономерностей в реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку у этих детей не выявлено.

         При разработке рационального двигательного   режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в ДА, но и предусмотреть рациональное содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

         ДА дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку.   Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....

«ПУТИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТА ЗОЖ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ    курсов повышения квалификации по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования...

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

О способах повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКАХ ПУТЕМ НАБЛЮДЕНИЙ

С раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Наблюдения развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы. Д...

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Воспитание у детей раннего возраста речевой активности - одна из важных задач начального этапа обучения общению....

Консультация для родителей "Пути повышения речевой активности детей раннего возраста"

Воспитание у детей речевой активности -одна из важнейших задач начального этапа обучения общению....