Взаимоотношение взрослого с дошкольником в настоящее время (из опыта работы)
консультация (старшая группа) на тему

Ирина Владимировна Бабанова

В настоящее время с кризисом в обществе наблюдается и кризис общения в семьях. Это связано с обострением негативных явлений внутри семьи: упадок эмоциональных настроений, обострение негативных взаимоотношений, равнодушие к проблемам ребенка, нарушение духовной взаимосвязи между поколениями. В данной обстановке некоторые семьи «скатились» до статуса дисфункциональных, что небезопасно для ребенка. В такой семье взрослые сами дезориентированы, поэтому не могут социализировать ребенка. А ведь в общении детей главным примером остается семья. Это для ребенка некий ценностный ориентир, который обуславливает правила и нормы поведения. И в общении в том числе. В мировой практике уже ни раз доказывали, что даже самые запущенные проблемы между детьми и родителями разрешимы, если создать благоприятный климат для общения или обсуждения сложившийся ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_gotovo.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимоотношение взрослого с дошкольником в настоящее время

(из опыта работы)

В настоящее время с кризисом в обществе наблюдается и кризис общения в семьях. Это связано с обострением негативных явлений внутри семьи: упадок эмоциональных настроений, обострение негативных взаимоотношений, равнодушие к проблемам ребенка, нарушение духовной взаимосвязи между поколениями. В данной обстановке некоторые семьи «скатились» до статуса дисфункциональных, что небезопасно для ребенка. В такой семье взрослые сами дезориентированы, поэтому не могут социализировать ребенка. А ведь в общении детей главным примером остается семья. Это для ребенка некий ценностный ориентир, который обуславливает правила и нормы поведения. И в общении в том числе. В мировой практике уже ни раз доказывали, что даже самые запущенные проблемы между детьми и родителями разрешимы, если создать благоприятный климат для общения или обсуждения сложившийся ситуации.

Но общаться нужно учиться как детям, так и взрослым. Невозможно взять и внезапно заговорить «по душам» с подростком. Общаться надо начинать с младенческого возраста с помощью гуления, агуканья, эмоционального отклика на поведение или улыбку.

В дошкольном возрасте развивается коммуникация, повышается эмоциональный уровень развития, увеличивается личностная готовность.

Коммуникация помогает взаимодействовать с окружающими по нормам и правилам, что ведет к развитию социализации. А социализация, в свою очередь, разрешает преодолеть агрессивность, развить внимание и готовность к сотрудничеству. Данное положение вещей является стимулом к развитию когнитивной готовности (познавательных процессов): внимание, мышление, память, воображение. Значительно активизируется эмоциональный мир: ситуативные эмоции, страх, агрессия, радость – все это, как правило, имеет ярко выраженное внешнее проявление.

Эти эмоции становятся основой для дальнейшего взаимодействия с окружающими. То, что было заложено в дошкольном возрасте станет способом взаимодействия на долгие годы. Именно поэтому важна эмоциональная взаимосвязь между детьми и родителями, их духовная целостность, общение и взаимопонимание. В этом плане родитель не просто образец для подражания, родитель – некий способ познать мир. И реакция родителя становится реакцией ребенка, слова родителя – словами ребенка, поведение родителя- поведением ребенка и т.д.

А. Барто говорила: «Если ребенок нервный, то следует работать с родителем».  Очень часто мы, взрослые своим поведением, словами, действиями диктуем правила поведения в обществе и способ восприятия окружающей действительности.

Самое важное, что о себе ребенок узнает только со слов взрослого. Поэтому так легко внушить ему нерешительность, страх, неуверенность, агрессию, негативизм. Или наоборот, внимательность, чуткость, уверенность и т.д.

К месту привести рекомендации Ю.Б.Гиппенрайтер по взаимоотношению родителей и детей.

  1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишся!»
  2. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
  3. Принять дружелюбный тон общения и позицию «на равных».
  4. Излишняя забота часто мешает ребенку, нежели помогает.
  5. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
  6. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
  7. Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
  8. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
  9. Когда вы говорите своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.
  10. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке
  11. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
  12. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
  13. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

На дошкольном этапе все правила работают. А активное их использование приводит к созданию крепкой основы для взаимопонимания между родителем и ребенком в школьный период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы с дошкольниками по профилактике ДТП" (из опыта работы)

Обеспечение безопасности движения стало актуальной государственной проблемой. Знакомить детей с азбукой дорожного движения  надо еще до школы тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, спо...

Здоровьесберегающие приемы в работе с дошкольниками с нарушением речи: из опыта работы

Современных специалистов, работающих в дошкольных учреждениях компенсирующей направленности, волнует проблема создания условий для обеспечения равных стартовых возможностей дошкольников, которые далее...

Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения (из опыта работы воспитателя младшей группы

laquo;Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения (из опыта работы воспитателя младшей группы)».Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, ...

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям развиваться....

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Гладова Татьяна БорисовнаВоспитательГБДОУ №18 Приморского района г. Санкт-Петербурга  Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы) В повс...

Методическая разработка по организации работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя средней группы).

Данная разработка позволяет ознакомиться с понятием "малая группа" непосредственно у дошкольников, предлагает вариативность разделения на малые группы и проблемы, которые могут возникнуть пр...